«Книга Лжей» Ричарда Метцгера, глава 6: а ты просветлён?

От Редакции. Следующая глава — «А ты просветлен?», написана для «Книги лжей» самим Филом Хайном. Хайн стоял у истоков магии хаоса (может, в меньшей степени, чем Питер Кэрролл, но их вклады сопоставимы) и является чуть ли не самым известным ее теоретиком. Любой, кто хоть немного интересуется темой, точно слышал его имя. И написал он именно что теоретическую статью по хаос-магии — хотя скорее, наверное, по мистицизму, которого в хаос-магии, как известно, нет (ну или до определенного момента не было). Фактически, глава сводится к пояснению нескольких важнейших терминов: что такое «инициация», как она происходит и как связана с «просветлением»; что «просветление» вообще за зверь такой и есть ли после него жизнь; какую роль в пути инициируемого играют «кризис», «зов» и «страх», «темная ночь души» и «инициатическая болезнь».

В общем, в этой главе дается достаточно четкая концепция мистического пути хаос-мага, первых ее основных шагов. И на фоне остальных глав выглядит она привлекательно четко.

fr.Chmn

Магию называют по-разному: путь, духовный поиск, путешествие ради обретения себя, поход. Под каким соусом она бы ни подавалась, один неизменный момент всё же присутствует: это способ вызвать Перемены. А чтобы они были действенными, важно суметь интегрировать результаты магической работы в контекст — то есть понять их и создать динамическое взаимодействие между ними и вечно движущейся, изменяющейся вселенной.

Для этого нужно понимать (хоть немного), откуда ты пришёл и куда направляешься. Иногда подобные опорные точки кажутся весьма надёжными, иногда — эфемерными и слабыми. Для исследования этого процесса интеграции маги пользуются термином Инициация (или Посвящение — прим. пер.), а Просветление является одним из наиболее важных его побочных эффектов.

 

Посвящение как процесс

Очевидно, что имеет место некоторое непонимание, что же конкретно означает термин «инициация». То и дело встречаются люди, считающие себя «посвященными», и им кажется, что они стоят «выше» остального человечества. Особенно раздражают самопровозглашённые «посвящённые», которые морочат головы обрывками мутных объяснений и отказываются раскрыть больше, потому что их слушатели не являются «посвящёнными».

Сам термин применяется довольно обширно в разных контекстах — говорят о «посвящении» в какие-либо группы, в определённый путь, либо о самопосвящении. Кто-то придерживается мнения, что «посвящение» действительно только в том случае, если проводящий его человек является представителем настоящей традиции, кто-то говорит, что это не имеет значения. Словари определяют инициацию как запускающее действие, вход или просто начало. Можно сказать, что посвящение — это порог изменений, который мы преодолеваем в различные периоды жизни по мере роста и развития. Самое важное в инициации — признать, что мы достигли поворотного момента и осознаём, что находимся в процессе перехода от прошлого к будущему. Осознание перехода позволяет выявить и отбросить поведенческие и эмоциональные паттерны, которые больше не подходят для новых обстоятельств, а затем заставляет нас тщательно выбирать новые.

Магические книги обычно забывают упомянуть, что инициация — это процесс. Она не случается раз и навсегда, а может запускаться много раз на протяжении жизни, у неё есть взлёты (инициационные кризисы), падения (глубокая депрессия или «тёмная ночь души») и плато (когда кажется, что ничего не происходит). Осознавать собственные циклы изменений и знать, как через них пройти — важная часть любого процесса развития или подхода к магической практике. Ключевые элементы или этапы инициации были тщательно разобраны и описаны антропологами, в том числе Джозефом Кэмпбеллом. Хотя зачастую речь идёт об этапах шаманской инициации, они в равной степени применимы и к другим областям человеческой жизни

Кризис и зов

В шаманских культурах с первым этапом инициации связана полоса личных кризисов, а также «зов» — тяга пуститься в шаманское путешествие. Большинство из нас рады находиться внутри концептуальных и философских границ Общепринятой Реальности (повседневной жизни). Но для человека, стоящего в начале пути инициации, кризис может выражаться во впечатляющих видениях, снах или глубоком (и часто тревожащем) желании выяснить, что лежит за пределами обыденности. Часто это происходит в результате сильного духовного, религиозного или политического переживания или растущей экзистенциальной неудовлетворённости. Ощущение стабильности нашего я подкрепляется «стенами» социального мира, в котором мы принимаем участие, а чувство уникальности таится в трещинах на этих стенах.

Инициация — это процесс, переносящий «через стену» на территории неизведанных возможностей, о которых мы лишь слышали краем уха. Первый кризис — это, как правило, неприятное переживание, поскольку мы начинаем задаваться вопросами и чувствовать неудовлетворение от всего, что прежде было нам дорого. Работа, отношения, этические ценности, семейная жизнь — всё летит под откос, когда человека поглощает желание отправиться в «путешествие».

Внутренний зов можно подавить, ему можно сопротивляться. В племенных сообществах игнорирование «зова» не редкость, ведь он может привести к ещё большим кризисам и даже смерти. Современные люди, чувствующие «зов», часто испытывают желание стать «просветлённым» или изменить мир в соответствии с открывшимися им видениями. Так они становятся приверженцами различных духовных путей, где энергия, которая раньше сублимировалась в работу или отношения, теперь направляется в духовные практики и более глубокое погружение в «духовные» системы верований.

«Свежепробудившийся» человек может вести себя столь же занудно и утомительно (хотя и ненамеренно), как и любой другой, ухватившийся за мессианскую систему верований, будь то политика, религия или духовный путь. На этом этапе цикла зачастую сложно понять реакцию семьи, друзей и прочих знакомых, которые могут не одобрять новоприобретённое направление или смену образа жизни. Именно здесь сомнительные религиозные культы перехватывают инициативу, убеждая новичков, что «настоящие друзья» никогда не будут препятствовать новой жизни, а любой, кто не одобряет этот путь, «настоящим другом» не является.

На этом прекрасно наживаются многие культы, привлекая в свои ряды молодых людей, находящихся в состоянии перехода (например, впервые покидающих дом) и влекомых системой убеждений/ценностей, которая проясняет их сомнения об окружающем мире. Многие услышавшие зов испытывают невыносимое чувство отстранённости, изоляции от друзей — неизбежный результат движения от центра к периферии какой-либо культуры. Поэтому к восторгу от приключения зачастую подмешивается привкус сожаления, утраты стабильности или неосознанное чувство сопричастности старому миру. Когда процесс распутывания себя от повседневности уже запущен, сложно не испытывать определённую ностальгию по потерянной прошлой жизни, в которой, казалось, была лишь ясность и стабильность, никаких сомнений и двойственности.

Типичной реакцией на зов является уход в дикие места, прочь от знакомых лиц и общепринятой реальности. Прото-шаманы, скорее всего, на самом деле уходят в леса, подальше от безопасной племенной жизни. Для нас, жителей западных стран, такой вариант тоже возможен, но современная жизнь накладывает свои ограничения, и блуждание по пустошам происходит скорее на уровне идей, ценностей и убеждений, где мы пристально разглядываем каждую деталь внутри и вокруг нас и сомневаемся во всём, попутно разрывая и социальные связи. Намеренная самоизоляция от круга общения — это мощный способ ослабить ощущение обладания устоявшимися ценностями и убеждениями. Механизмы социальной депривации присущи многим магическим культурам.

Инициатическая болезнь

В шаманских обществах зову обычно сопутствует так называемая «инициатическая болезнь». Она может проявиться внезапно, а может и постепенно охватывать человека по мере изменения его поведения. Западные наблюдатели окрестили это состояние «божественным безумием» или свидетельством психической патологии. В прошлом антропологи и психологи клеймили шаманов шизофрениками, психопатами и эпилептиками. Лишь недавно западные энтузиасты, выступающие за шаманизм (и против психиатрии), обернули этот процесс вспять. Они заявили, что те, кого раньше называли шизофрениками, психопатами и эпилептиками, являются прото-шаманами.

Современные тренды в исследовании шаманизма признают предыдущую точку зрения этноцентрической, т.е. учёные оценивали поведение шаманов по западным стандартам. В племенной культуре появление и течение инициатической болезни считается сложным, но потенциально полезным процессом развития. Отчасти проблема заключается в том, что западная философия развивала идею «обычного состояния сознания», где всё за его пределами считается патологией, будь оно шаманское, мистическое или вызванное веществами. К счастью для нас, это узкое представление быстро уходит в прошлое.

Со стороны иногда и правда кажется, что проходящие через инициатическую болезнь люди страдают от приступов и ведут себя «странно». Но при этом растёт понимание, что не стоит спешить с навешиванием ярлыков западной психиатрии для удобства объяснения этого явления. Да, шаманы проходят через своеобразную перестройку, но исследования показывают, что после этого они могут похвастаться лучшим среди соплеменников здоровьем, а также прекрасно чувствовать себя лидерами и целителями.

Переходные состояния со сходными чертами свойственны мистическим и магическим практикам и в других культурах, чья популярность (и интерес к ним со стороны исследователей) только начинает набирать обороты.

Тёмная ночь души

Христианский мистик Иоанн Креста  писал об этом так:

[…] чувственные и духовные желания погружены в сон и бесчувствие так, что не могут вкусить ни Божественного, ни человеческого; пристрастия души угнетены и притеснены, так что не могут ни побуждать её, ни достичь в чём-либо опоры; воображение связано и не может рассуждать о благе; память закрыта; разум помрачён, так, что не может воспринять ничего, а посему воля также суха и притеснена, и все способности пусты и бесполезны; и, кроме того, густое и плотное облако окутывает душу, делая её печальной и отчуждённой от Бога.

Перевод: Лариса Винарова

 

При погружении в «Тёмную ночь» человека охватывает чувство духовной сухости и депрессии. Некоторые высказывают мысль, что подобных переживаний стоит избегать, чтобы вести исключительно мирную жизнь, и это свидетельствует о поверхностности современной жизни. Тёмная ночь души призвана привести душу в состояние покоя, чтобы дать дорогу глубоким психическим изменениям.

В западной эзотерической традиции этот опыт отражён в карте Таро «Луна». Это «спотыкамень на пути духовного развития, у которого кажется, что все ранее обретённые преимущества медитации и наработанные практики теряют смысл, а также появляется желание всё бросить и вернуться к «нормальной» жизни. Подобные «камни» встречаются и в других областях; часто с ними сталкиваются студенты первых курсов и те, чей процесс обучения новому делу влечёт за собой значительные изменения образа жизни.

Макро и микро-инициации

Вообще существуют два типа инициатических переживаний — микроскопический и макроскопический. Для макроскопических инициаций характерны крупные перемены в жизни, накрывающие с головой травмы: коллапс долгосрочных отношений, крах бизнеса или внезапное известие о смертельной болезни. Это глобальные потрясения, их ударная волна прокатывается по всем областям нашей жизни.

Микроскопические инициации узконаправленные. Однажды на работе я вбивал цифры в программу для отчётности, и вдруг подумал: «Хочу пройти бухгалтерские курсы». В обычных обстоятельствах подобное желание было для меня столь же реалистичным, как полёт на Луну. Я всегда отдавал бухгалтерию на аутсорс, а тут вдруг заинтересовался! Такие новоприобретённые интересы, особенно к темам, которые раньше вас не интересовали, могут легко разгореться в небольшое пламя (что символизирует Туз Жезлов в Таро), но и также легко погаснуть, если их игнорировать и подавлять. Фокус в том, чтобы понять, что вы стоите на перекрёстке, на пороге изменений. Понимание — это ключ ко всем инициациям. Тут пригодится формула ОППА:

Оценка

Остановись. Осмотрись и оцени ситуацию. Изучи возможные пути для дальнейших действий — их всегда больше, чем кажется на первый взгляд. В какое возможное будущее можно попасть? Воспользуйся любой техникой, которая поможет собрать полезную информацию — опросы, предсказания, сонники или обращение к любимому божеству. Зачастую достаточно открыться и стать уязвимым к силе Перемен.

Планирование

Когда направление действий выбрано, спланируй, что ты собираешься делать. Какие нужны ресурсы? Материальные, магические, финансовые, или (что важнее всего) поддержка окружающих. Будь готов претворить план в жизнь.

Применение

Это самая сложная часть: совершить необходимое. Часто на этом этапе вмешивается страх. Будь готов к тому, что появятся аргументы в пользу отказа от выбранного курса. Неосознанные страхи обретают форму инертности и лени. Каждый шаг вперёд задаёт ритм для следующего рывка. Каждое преодолённое препятствие откликается всплеском радости и ощущением свободы.

Анализ

На этапе анализа ты не просто пишешь в магическом дневнике, а оглядываешься на весь пройденный во время инициации путь и пытаешься понять, что произошло в процессе и как ты с этим справился. Выучил ли ты какой-то важный урок? Ценность этого этапа в том, чтобы знание из виртуального стало реальным. Нужно ассимилировать опыт, чтобы он казался простым и естественным.

Преодоление страха

Об инициатических состояниях важно знать следующее: им сопутствует страх. Макроскопические инициации отличаются тем, что внезапно наш привычный репертуар стратегий преодоления трудностей становится бесполезен. Если внезапно попадает под угрозу или исчезает то, во что мы вложили изрядное количество эмоций и усилий, а мы обнаруживаем, что ничего не можем с этим сделать, доминирующей эмоцией становится страх.

Страх — таящийся в теле гнозис, подкрепляющий все эмоциональные и когнитивные паттерны, помогающие нам сдерживать перемены. По сути, страх — это возбуждённое состояние, срабатывающая автоматическая реакция «бей-или-беги» вегетативной нервной системы. С помощью описанных в предыдущей главе техник эмоциональной инженерии страх можно переработать в азарт и использовать его для разгона, чтобы перепрыгнуть через порог прямо в перемены, а не подпитывать им внутреннее сопротивление.

Расслабление в страхе

Это процесс настройки себя, чтобы быть достаточно открытым различным возможностям, постоянно возникающим в переживаемом опыте, доверчивая восприимчивость к чудесам окружающего мира. Это знание, что в любой момент любое событие без какого-либо предупреждения может привести к Просветлению.

Внезапность подобного опыта — стезя Великого бога Пана. Пан отвечает за творческую одержимость, возможность перехода из одного состояния в другое, от обычного восприятия к божественному вдохновению. Пан может осенить своим присутствием когда угодно и где угодно, и всё вокруг вдруг становится живым и значимым. В подобном случае физическое возбуждение — скорее сила, чем слабость. Позволить себе быть открытым, уязвимым для возможности изменений означает впустить в жизнь дикую магию и силу внезапности. Часто инициатические состояния толкают нас в ментальную энтропию и смятение, и это самое подходящее время, чтобы освободиться от оков Прошлого и пут ожидаемого будущего и жить, физически присутствовать в настоящем.

Преврати страх в любопытство и откройся новым возможностям. Преврати страх в топливо и исследуй преграды и личных демонов, замедляющих движение вперёд. Это состояние — одна из форм экстаза, буквально означающего «вдали от неподвижности» и подразумевающего некую форму возбуждения.

Сахаджа

В переводе с санскрита слово «сахаджа» означает «спонтанный». Если получится расслабиться в периоды инициации, отбросив все налаженные рутины и заученные реакции, можно получить большую свободу действий. Таким образом, периоды инициации можно воспринимать как окна возможностей для крупной работы над собой. Какие техники тут уместны? Все, что позволяют сместить границу Достижимой реальности. НЛП, вайвешн, биоэнергетика, различные школы психотерапии — всё может быть полезно. Важнее всего — осознавать, что переступаешь порог изменений. Намеренно ввести себя в подобное состояние довольно сложно, особенно посреди процесса, поэтому необходимо отпустить контроль.

Инициатические кризисы, как правило, приносят понимание (зачастую очень жестким путём), насколько хрупки наши ежедневные переживания, насколько сложные процессы лежат в основе нормы, которую мы принимаем как должное. Мы привыкаем к «одинаковости» переживаний, и поэтому плохо справляемся с новшествами или переменами. Отсюда тенденция в кризисный момент опираться на знакомые привычки, а не анализировать возникшую ситуацию.

Маг должен понимать: за каждым углом его может поджидать бездна, а всё, что на нас обрушивается, необходимо встречать лицом к лицу. Со временем вы научитесь распознавать собственный цикл инициаций — взлёты, падения и плато; а, возможно, даже маячащую впереди точку входа в инициатический период, и сможете к нему подготовиться.

Внутренние столкновения

Миф о спуске в подземный мир с упором на трансформацию, поиск силы и обретение себя характерен для многих культур. Важность «ритуалов перехода» признаётся как в племенных обществах, где им заканчивается детство и начинается взрослая жизнь, так и в западных магических и религиозных кругах, где «последователи» перерождаются с новой «личностью». В шаманских культурах силён лейтмотив смерти через расчленение: просто-шаманы отдают себя на растерзание духам, чтобы возродиться, обычно с дополнительной частью тела — костью, органом или кристаллом как символом, что теперь они — нечто большее, чем просто человек. В некоторых культурах (см. тибетский тантрический ритуал Чод) расчленение представляет собой добровольную медитацию, в других — это подневольный (но осознаваемый) процесс.

Подобное встречается и среди западных подходов к магическому развитию — как намеренная техника и как спонтанный (на первый взгляд) опыт, который появляется в результате работы в рамках определённой системы верований. Я сам однажды сгорел на погребальном костре во имя Кали, а в другой раз Морриган выколола мне глаз.

Периодический спуск в загробный мир — необходимая фаза цикла личного развития и глубинной психотерапии. Согласно западной эзотерической традиции, одним из важнейших этапов инициатических столкновений — встреча со «Стражем Порога». Проще говоря, это момент осознания разницы между образом себя, нарисованным эго и тем, кем мы на самом деле являемся. Для этого нужно признать тёмные и светлые стороны, принять недостатки, мёртвые зоны и слабости как аспекты своей личности, за которые мы несём ответственность.

Чтобы идти дальше по пути инициации, необходимо признать, что мы, в конечном счёте, ответственны за все свои проявления, сколь ненавистны не были нам отдельные черты своего характера. Часто люди проводят на этом этапе долгие годы, а то и возвращаются к нему снова и снова. Необходимо преодолевать подобные испытания, иначе они будут «преследовать» нас до разрешения вопроса или же обернутся «навязчивыми комплексами» — демонами, что будут расти, пока не захватят нас полностью.

Существует огромное количество техник (магических упражнений и психологических инструментов) с помощью которых можно изучить эти комплексы. Но суть этого испытания в том, чтобы начать видеть себя настоящего. В шаманских культурах физическая изоляция от племени часто подкрепляется физическими испытаниями — голоданием, депривацией сна, выживанием в суровых условиях на жаре или холоде. Все эти мощные техники направлены на приведение в изменённое состояние сознания.

Инициатический цикл можно сравнить с линькой. Как змея сбрасывает шкуру, мы должны быть готовы сбросить старые образы мыслей, убеждения (о себе и о мире) и поведение, которое больше не соответствует новому этапу развития. Когда мы доходим до инициатического спуска в подземный мир, то погружаемся в Глубинный ум и учимся полагаться на интуицию, а не на чужие слова о том, что для нас правильно. Процесс инициации становится всё более интенсивным, и в какой-то момент мы достигаем точки, где необходимо изолироваться от социального мира, физически или ментально, и начать счищать с себя слои личного мира, чтобы мир мифический воцарился в нашем сознании, стал реальнее, чем когда-либо.

Широко распахнув врата навстречу миру мифическому, можно обнаружить, что Глубинный ум обращается к нам посредством того, что психологи называют «аутосимволическими образами»: попросту символами, отражающими внутреннее бурление. Это могут быть духи и сущности из осознанно принятых нами магических и религиозных систем или «спонтанные» проявления. Каким бы ни был их источник, эти «сущности» могут стать нашими первыми союзниками, проводниками по внутренним мирам.

В описаниях шаманских инициаций часто встречаются моменты, когда духи-проводники и помощники различными способами «проверяют» нео-шамана и, если он или она прошли испытание, они становятся союзниками, которых шаман может призвать после возвращения из подземного мира. Но не все встреченные на пути духи будут выказывать дружелюбие или помогать; некоторые попытаются запутать, сбить с толку. В этом случае больше чем когда-либо нужно опираться на собственное чувство «истинности». Призраки печально известны своей капризностью, а «старший брат» однажды посоветовал мне «опасаться духов, которые возвещают о ложной заре под тёмной луной». Особенно стоит держаться подальше от духов, говорящих, что вы «обрели мистическое просветление» небывалого уровня: они — часть эго, что пытается спастись от разрушения. Возможно, некоторых духов потребуется «побороть», но не в мощной астральной битве, а путём осознания, что у них нет власти над вами, что вы понимаете соблазн, но не поддадитесь.

Подобные опасности возвращают к необходимости пролить свет на всевозможные подавленные комплексы — «ложные проводники» попытаются заставить вас раскормить их, и тогда вы попались. Духовные проводники и помощники могут предстать в различных формах. Их послания не всегда очевидны, и понять их можно только задним числом. Но нельзя же ожидать, что всё подадут на блюдечке с золотой каёмочкой. Бывает, что духовные проводники задают посвящённому жару, чтобы ещё раз его проверить. Сильные духи не особо «любят» шаманов: они не боятся трудностей, встречают опасности лицом к лицу и преодолевают их. Путь может быть тяжёлым, но если вы будете собраны и внимательны, то обретёте должную награду.

Часто проводники показывают «тайные тропы» через подземный мир, а также «места силы», к которым можно получить доступ позже. В некоторых америндийских традициях шаман время от времени спускается в подземный мир, чтобы выучить имена духов и по возвращению поселить их в масках или других ритуальных предметах.

Ещё одно преимущество этапа «испытаний» — карта Внутреннего мира, то есть получение или подтверждение символического плана взаимопроникающих миров, которые образуют вселенную. Западная оккультура предлагает множество универсальных маршрутных карт, среди которых есть и знаменитое Древо жизни, встречающееся во множестве эзотерических систем. Но у этих западных карт есть одна тенденция, вероятно, связанная с культурной склонностью всё тщательно конспектировать: они быстро становятся очень сложными. Интересно, что можно запрограммировать Глубинный ум принимать ряд различных внутренних карт — и в нём будут всплывать соответствующие образы и символы. Традиционно мы (как  и любое другое эзотерическое учение) получаем карты внутреннего мира через текст, а не устные наставления или стимулированное веществами общение с мем-пулом, характерное для шаманов. Но стоит помнить, что все эти карты не появились из ниоткуда, и скорее всего их источником являются инициатические испытания ранних шаманов, которые со временем сложились в определённые структуры.

Просветление

«Пик» инициатического переживания — это смерть и перерождение, с последующим «просветлением». Оно характерно для всех мистических религиозных и магических систем и многих светских движений. Возможно, таким образом проявляется процесс изменений внутри человеческой психики. Просветление — вожделенная цель десятков тысяч людей по всему миру, использующих различные психотехники и развивших собственные психокосмы. Известно также, что просветление связано с употреблением ЛСД и других веществ, но самое загадочное, что оно может спонтанно возникнуть у людей, которые о нём даже не знают. Что характерно для переживания просветления? Вот несколько основных черт:

  1. Чувство единства — исчезает деление на себя и другого.
  2. Трансцендентность пространства и времени, отсутствие барьеров.
  3. Позитивные ощущения.
  4. Ощущение чего-то сверхъестественного.
  5. Ощущение достоверности, «реальности» переживания.
  6. Парадоксальные озарения.
  7. Недолговечность — переживание проходит.
  8. Итоговое изменение отношения и поведения

С точки зрения нейрологии подобные переживания представляют собой реорганизацию активности мозга в целом. Потеря границ эго и вовлечение всех чувств предполагает воздействие на ретикулярную формацию, поэтому процессы, которые обычно передают чувство привязанности к пространству-времени ненадолго тормозятся. Ощущение «парения», которое часто связывают с астральной проекцией и другими подобными феноменами, предполагает, что лимбическая система ствола головного мозга (которая обрабатывает информацию о местонахождении тела в пространстве) тоже работает в непривычном режиме.

Какие же плоды (инсайты, озарения и послания) просветлённый выносит из этого опыта? Если так посмотреть, эволюция сознания вполне может быть важной стратегией выживания, способом получить больше информации, узнать, как изменить биосистему человека через окружающую среду. Теория диссипативных структур Ильи Пригожина  показывает, как нестабильность, присущая открытым системам, позволяет им самоизменяться. Идея основана на том, что движение энергии через систему вызывает флуктуации, которые по достижении критического уровня (например, каспидальной катастрофической точки) изобретают способы взаимодействия, пока не появится новая целостность. Затем система реорганизовывает себя согласно новому «высшему порядку», который более интегрирован, требует больше энергии для обслуживания, и также открыт к дальнейшим изменениям. Всё это применимо и к нейрологической эволюции, если в качестве инструмента для изменений взять психотехнологии, древние или современные. Основные этапы процесса выглядят так:

  1. Перемены.
  2. Кризис.
  3. Трансцендентность.
  4. Трансформация.
  5. Задел для будущих изменений.

Кроме того, имеет значение и сам термин «просветление». Видения света, которые внезапно снисходит на человека, задокументированы в огромном количестве источников, от шаманских путешественников до Святого Павла, от прошедших кислотный трип до людей, переживших этот опыт спонтанно. Опять же, опыт «рождения заново» является центральной частью и шаманских, и религиозных, и магических систем. Старое «я» умирает, а новое возрождается из пепла разрушенных паттернов и воззрений. Всё это хорошо понимают те культуры, где доминирует одна мифическая реальность. Смерть и перерождение — это ключ к шаманскому развитию, и многие шаманские культуры интерпретируют этот опыт весьма буквально, а не метафорично.

Западные психологи только начинают осознавать преимущества подобного переживания. Ясно одно: многие прошедшие через этот опыт люди считают его неприятным и тревожным, особенно если у них отсутствует доминирующий культурный бэкграунд, дающий понимание процесса. Хороший пример (почему-то вызывающий у многих противоречивые эмоции) — переживание смерти и перерождения под ЛСД. Некоторые западные «авторитеты» считают, что вызываемые этим веществом переживания не столь ценны, как те, что появляются в результате «духовных» практик. К счастью, сейчас появляется всё больше информации о роли психоактивных веществ в подготовке шаманов, и это однобокое видение сходит на нет.

О позитивных эффектах ЛСД свидетельствовали такие люди, как Олдос Хаксли, Тимоти Лири и Станислав Гроф, и все они подчёркивали, что кислоту стоит употреблять в «контролируемой среде», а не беспорядочно, как это часто происходит. Стоит помнить, что в своём воздействии ЛСД (как и другие психоактивные вещества) сильно зависит от личных убеждений и ожиданий, а также социальных условий. Кислотный трип может привести к длительным изменениям и трансформации в позитивном ключе; но в то же время может к тому, что человек примет такие убеждения и поведенческие паттерны, которые помешают дальнейшим трансформациям — и примером тому служат многие «заново рождённые» евангелисты. Дело не столько в самом опыте, а в том, как его ассимилируют люди с определёнными культурными ожиданиями.

Чтобы понять, как это работает, сравним прото-шамана с представителем нашей постмодернистской индустриальной культуры. Прото-шаман проходит через смерть-перерождение, переживает просветление и становится практикующим шаманом, со всеми прилагающимися к этому статусу связями и ожиданиями. Но для западных людей всё не так просто. Наши социальные связи устроены намного сложнее, чем в племенном обществе. Хотя кто-то и может начать считать себя начинающим шаманом, вполне можно предположить, что не все будут готовы признать за ним эту роль. Понятно, что хотелось бы всего лишь подумать: «Ну вот, я стал “просветлённым”, прошёл то, сделал это, и т.д.», и после сидеть почивать на лаврах. Некоторым из нас, действительно, достаточно пройти через опыт смерти-перерождения, чтобы открыть новый этап развития; но чаще всего имеет значение то, что мы делаем после.

Нулевое состояние «я это сделал» выглядит весьма соблазнительно, но наши обуславливающие паттерны весьма коварны, и могут пробраться обратно в психику, пока ум где-то блуждает. У перемен есть цена — постоянная бдительность. Бдительность, чтобы не скатиться обратно к обусловленным убеждениям и эмоциональным/ментальным паттернам, которые мы вроде бы «преодолели». Да, просветление может быть «пиком» нашего развития, но это ни в коем случае не конечная точка. Люди с запада, проходящие через цикл инициации, обычно обнаруживают, что необходимо периодически проходить через смерть-перерождение, чтобы с каждым разом перетасовывать различные «куски» психики. При этом опыт смерти-перерождения может принести и долгосрочные преимущества, в том числе облегчить разнообразные эмоциональные, межличностные и психосоматические проблемы, с которыми не смогли справиться традиционные методы.

Я бы сказал, что опыт смерти-перерождения — это важная форма адаптивного обучения, мощный процесс расширения наших жизненных перспектив, восприятия мира, себя и друг друга. Просветлённое озарение подводит нас к холотропной перспективе, где с поразительной ясностью видно, как сплетаются новые идеи и концепты, и появляются новые озарения о своём месте во вселенной. В этой поворотной точке жизни мы можем выйти за пределы уже имеющихся знаний и начать проявлять новые концепции и конструкции. Обрести это видение способен каждый, и как мы им воспользуемся, зависит лишь от нас.

Гнозис

С опытом просветления связано понятие гнозиса, которое существует на разных уровнях. Во-первых, Гнозис — это то самое «пиковое» переживание отсутствия ума, единства всего или самадхи, которое является высшей точкой любого пути к магическому трансу. Во-вторых, Гнозис — это Знание Сердца, представления, которые сложно выразить словами, но можно ухватить и разделить с другими. Это тайный язык магии — чтобы понять суть, нужно сначала пережить опыт. Гнозис — это не просто момент понимания, это понимание, которое побуждает действовать определённым образом. Пока вы работаете с магией, магия работает над вами. Такова природа Хаоса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.