Как Катабазис становится Анабазисом

Как Богинюшке удалось воскреснуть — достойно отдельного рассказа. Оставленный на земле советник выждал три дня и три ночи, и когда стало понятно, что его владычице нужна помощь, отправился оббивать божественные пороги в поисках спасителя для хозяйки. Но ни могущественный Энлиль, ни бог луны Нанна (по некоторым версиям мифов — дед и отец Иштар) не помогли, и только обворованный Инанной хитроумный Энки слепил ей в помощь пару големов из грязи из-под ногтей, снабдил их средствами воскрешения и умудрился вернуть её буквально с того света. Однако покинуть «Страну без возврата» просто так нельзя — и Иштар-Инанна оставляет вместо себя собственного мужа.

Миф этот – будто миф о Персефоне, вывернутый наизнанку: вместо властного Аида, бога смерти, – не менее властная, но богиня жизни, а вместо Персефоны – её муж, бог пастухов Таммуз-Думузи, столь легкомысленно ведущий себя после кончины супруги, что богиня отсылает его вниз. По одной из версий мифа, его сестра Гештинанна согласилась половину года заменять его там, так что каждую весну он возвращается к Иштар – и природа расцветает.

Так или иначе, богиня спустилась в страну мёртвых и вернулась, может, не смертью смерть поправ, но первую тропку снизу вверх проторив заметную: смерть, до того непоколебимая, сменяется циклом, в котором Жизнь всегда возрождается, а Богиня-Воительница возносится и над жизнью, и над смертью. Любой вавилонец же с тех пор в любом жертвоприношении повторяет: «Его грудь за мою грудь, его плечи за мои плечи…» – в залог, может, не бессмертия, но возрождения.

Что ж, без искупительной жертвы действительно никуда. Но Иштар возвращается в силу, не теряя, кажется, вовсе ничего, а жертвой вместо неё становится инфантильный Думузи. Трижды он меняет облик, стараясь спастись от демонов подземного мира — но приговор Инанны всё равно приводится в исполнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.