Подводим итоги 2024-го: академические статьи Ну а продолжим крупными переводными статьями академических исследователей, условно объединенными тегом «Эзотериология» — очень широкой тематики, от организаций черных магов до оккультуры, и от психоделии до оккультного ренессанса 19 века. Мы продолжили исследовать леворучные организации, обратив на этот раз внимание на орден Dragon Rouge. Статью о нем «Магия Пути Левой Руки с привкусом неоязычества» написал Кеннет Грэнхольм, доцент Стокгольмского университета, исследующий исповедуемую там индивидуалистскую идеологию антиномизма и самообожествления. Впрочем, глубиной его подход к леворучности не отличается, в отличие, скажем, от Джейкоба К. Сенхольта из Орхусского университета, чье исследование Ордена Девяти Углов мы публиковали в прошлом году. Кстати, любителей таких подгоревших оладий можем также отослать к роскошным переводам статей «Место кремации и отрицание ритуала» и «Между Ужасом и Героизмом». На в чем-то схожую, а в чем-то и противоположную тему была также и, пожалуй, самая интересная переводная статья эзотерического толка — «Из Коразима в Каркозу», об индивидуальной оккультуре Джека Парсонаса и Марджори Кэмерон. Исследовательница из Уппсальского университета Манон Хеденборг Уайт рассмотрела воззрения Парсонса и Кэмерон на предмет литературного влияния и выяснила, что оно очень сильно. Вплоть до заимствования из литературных рассказов названий для магических работ, мест паломничеств и достоинства духов! Стоит предположить, что оба оккультиста использовали литературные формы ради вдохновения, подкрепления для телемического потока. Уайт, впрочем, об этом судить не берётся, зато точно и наблюдательно исследует то, как Парсонс и Кэмерон создали свои магические вселенные — в чём они пересекались, в чём различались и откуда черпали силы. А знание о таких источниках дорогого стоит. Еще одна статья на очень важную для проекта тему вышла в двух частях: «Дискордианская магия: язычество, парадигма хаоса и сила воображения» раз и два. Кэрол Кьюсак, доктор философии по религиоведению из Сиднейского университета, анализирует генезис дискордианства как части западной магической традиции, его взаимосвязь с язычеством, хаос-магией, дзен-буддизмом и Храмом Психической Юности, а также статус «литературной» и «шуточной» религии, на поверку оказывающийся просто неверным. Еще три статьи различных академических исследователей, опубликованные в этом году у нас на сайте, объединяются темой Психоделического Ренессанса. «Здесь и сейчас: открытие сакрального с помощью энтеогенов» клинического психолога и теолога Уильяма Ричардса из университета Джонса Хопкинса посвящена новой волне психоделических экспериментов, формированию на стыке психиатрии и теологии дискурс безопасного и умелого применения энтеогенов, закрепляя их статус как эффективного и надежного средства. «Энтеогены, мистицизм и нейробиология» Рональда Коула-Тёрнера, профессора теологии и этики из Питтсбургской духовной семинарии, также посвящена П-Ренессансу, точнее, продолжению исследований 1960-х годов Хьюстона Смита и Уолтера Т. Стэйса, которые занимались критическим осмыслением исследований связи энтеогенов и мистического опыта. Он обращает внимание на разработки Кархарт-Харриса и Натта, которые утверждают, что энтеогены угнетают сети пассивного режима работы (DMN) мозга, названные в исследовании «физической парой повествовательного «я» или «эго»». В результате чего как раз происходит нечто вроде описанного Хофманом — тот рассказывал, что в детстве, в лесу под Баденом его эго перестало отделять его от мира, красота и гармония которого захватили будущего химика чистой радостью непосредственного бытия. «Первый психонавт? Эксперименты Луи-Альфонса Каанье с наркотиками» профессора Амстердамского университета Ваутера Ханеграффа посвящена, наоборот, возможно, первому западному психонавту. Месмерист, спиритуалист и последователь Сведенборга, Каанье принадлежал к компании, готовившей фундамент оккультного Возрождения — и сегодня, по сравнению с именитыми наследниками их интересов, почти забытой. Его история — не приключения богатого наследника, дерзнувшего стать пророком, или знаменитого поэта/именитого изобретателя с интересом в оккультизме, а духовные эксперименты краснодеревщика (спасибо не плотника!), набившего тысячу шишек и совершившего сто тысяч ошибок. Но нашедшего искомое! В целом, каждая такая статья дает много пищи для ума тем, кто заинтересован в поднимаемых темах. И в следующем году конфидентов будет ждать развитие каждой из них. Просмотры: 250 Навигация по записям Подводим итоги 2024-го: переводческие проектыПодводим итоги 2024-го: британское эзотерическое подполье Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.