Дискордианская магия: язычество, парадигма хаоса и сила воображения; часть 1

От Редакции. Главный эпистемологический террорист 20-го века, Роберт Антон Уилсон родился 92 года назад — в честь этой даты публикуем первую часть статьи Кэрол Кьюсак, доктора философии по религиоведению из Сиднейского университета, посвящённую дискордианству и магике: «Дискордианская магия: язычество, парадигма хаоса и сила воображения».

Дискордианство — странное явление. Не сказать, чтобы оно было особо сложным или требовательным к внимательному читателю/чуткому практику. Но его простых, буквально походя брошенных шуток хватило, чтобы много лет обманывать высоколобых религиоведов и выдавать себя за «пародийную» или «ложную» религию. Однако такой прикол Эриде уже приелся, и вот на дискордию обратили внимание.

В этой части статьи речь пойдёт про возникновение дискордианства, его распространение, создателей и их судьбу. Также вкратце даётся и анализируется дискордианское учение. Это отличное «введение для новичка»; а вот самое интересное оставлено напоследок: в следующей части речь зайдёт о связи дискордианства и магии Хаоса, а также Храма Психической Юности и том, почему для существования в качестве «подлинных» дискордианцев или хаотов не нужно ни согласованности верований, ни единства практики.

Fr.Chmn

Аннотация

Дискордианство, основанное в 1957 году и чаще всего называемое «пародийной религией», лишь с недавних пор рассматривается в научной среде как полноценное выражение религиозности в рамках современного язычества (Кьюсак, 2010). Ритуальные практики в рамках дискордианства пока остаются неисследованными. Академическая дискуссия на эту тему ограничена кратким упоминанием Хью Урбаном дискордианских магических практик как подраздела магии хаоса (Урбан, 2006). Эта статья развивает примечательную классификацию дискордианской магии от Урбана.

В начале статьи приведена краткая история дискордианства. Далее, через анализ ключевых текстов исследуется ритуал и магия в дискордианской традиции. В качестве источников использованы, в том числе, «Principia Discordia» Малаклипса Младшего (1965) и трилогия «Иллюминатус!» Роберта Ши и Роберта Антона Уилсона (1975). Выделяются сходства между магией хаоса и дискордианством.

Пролить свет на отношения между магией хаоса и дискордианством помогает анализ Храма Психической Юности (TOPY), магического ордена, который был основан в 1981 году британским акционистом Дженезисом Пи-Орриджем и другими. Утверждается, что неорганизованная по своей сути природа магии хаоса и дискордианства, а также их резкое сопротивление любой форме «ортодоксии» позволяют классифицировать дискордианскую магию как форму магии хаоса. Мировоззрение как магов хаоса, так и дискордианцев основано на деконструктивизме и монизме — согласно их взглядам бинарные оппозиции схлопываются в недифференцированное единство, и для того, чтобы быть «подлинными» дискордианцами или хаотами не нужно ни согласованности верований, ни единства практики.

 

Вступление

Дискордианство было основано в 1957 году Грегом Хиллом (также известным как Малаклипс Младший, Malaclypse the Younger, или Mal-2) и Керри Торнли (также известным как Омар Хайам Равенхурст, Omar Khayyam Ravenhurst, или Лорд Омар). Попытки классификации дают весьма приблизительный результат и относят дискордианство одновременно к категориям «новых религий» и «магических традиций». Его основатели прямо заявляли, что дискордианство начиналось как шутка, пародия на религию, обнажающая недостатки господствующих церквей и конформистские чаяния послевоенной Америки. Культурные обозреватели и учёные отнесли его к разряду «ложных религий», и до сегодняшнего дня серьёзные исследования дискордианства как новой религии были сведены к минимуму (Кьюсак, 2010, 27-52).

После публикации дискордианских писаний, революционного зина под названием «Principia Discordia», в 1965 году стало очевидно, что магия и ритуалы были частью дискордианской практики (Проклятие Индейки включает в себя ритуальное пение, сопровождающееся символическими действиями; ключевые мифы, такие как «Первородный Облом» предписывают последователям религии определённое мемориальное поведение, например, есть хот-доги без булочки). До сегодняшнего дня лишь Хью Б. Урбан предпринял попытку определить положение дискордианства в спектре современной магии; «Magia Sexualis» (2006) кратко рассматривает дискордианство как вариант магии хаоса (Урбан, 2006, 233-245).

В этой статье я проанализирую и разовью выполненную Урбаном предварительную категоризацию дискордианской магии. В современном язычестве дискордианство считается традицией поклонения богине (т.е. традиции магической, в которой ритуалы и заклинания, колдовство и богослужение неразрывно связаны между собой). Также я проанализирую примеры дискордианской магии из различных текстов, таких как «Principia Discordia» и трилогия «Иллюминатус!» Роберта Ши и Роберта Антона Уилсона (хотя сама по себе трилогия — это произведение в жанре научной фантастики, она выполняет роль авторитетного хранилища дискордианской мифологии и теологии).

Статью я начну с краткой истории дискордианства и описания его учения. Продолжу размышлением о дискордианстве как современной языческой религии. Обозначу трудности в определении «магии» и «религии», особенно когда они вдохновлены литературой. Наконец, рассмотрю предложенное Урбаном понимание дискордианства как формы постмодернистской, деконструктивистской магии хаоса — и приведу аргументы в пользу этого подхода. В том числе магические ритуалы дискордианской традиции и практики Храма Психической Юности (TOPY). В качестве итогов приведу выводы относительно современного контекста как новых религий, так и магических практик, в частности тех, которые черпают вдохновение из художественной литературы и распространяются через Интернет.

Дискордианство: Основатели, история и учение

Грег Хилл (1941-2000) и Керри Торнли (1938-1998) подружились в старшей школе Ист-Уиттиера, Калифорния. Их объединяло свободомыслие, общие интересы к радикальной политике и философии, а также любовь к эксцентричному юмору журнала «Mad». Вместе с друзьями-единомышленниками Бобом Ньюпортом и Биллом Стивенсом они коротали время, выпивая в ночных боулингах и обсуждали общие интересы. В «Principia Discordia» записано видение Эриды, греческой богини раздора (римляне знали её под именем Дискордия), явленное Хиллу и Торнли, которым было, соответственно, шестнадцать и девятнадцать лет, поздно ночью в одном из этих боулингов:

в комнату вошёл шимпанзе, волосатый и с седыми патлами вокруг морды, но возвышающийся на все свои полтора метра, со свойственным его природе величием. В руках его был свиток, с ним он подошёл к молодым людям.

«Джентльмены, — сказал он, — почему Луна Пикеринга движется по орбите задом наперёд? Господа, зачем вам на груди соски; даёте ли вы молоко? И что, молю вас сказать, Джентльмены, что же делать с Принципом Гейзенберга?» Он прервался. «КТО-ТО ЖЕ УСТРОИЛ ЗДЕСЬ ВСЮ ЭТУ ПУТАНИЦУ!»

И с этими словами он открыл свой свиток. Это была схема, типа Инь-Ян с пятиугольником с одной стороны и яблоком с другой. Затем он взорвался, и пара друзей потеряли сознание. (Малаклипс Младший 1994, 8). [1]

Упомянутый символ — это Священное Хао дискордианства, видоизменённый символ инь-ян с пятиугольником (выражающим «Закон Пяти») и Золотым Яблоком Дискордии, на котором написано «Kallisti» («Прекраснейшей»). В греческой мифологии богиня раздора Эрида, раздосадованная тем, что её не пригласили на свадьбу Пелея с морской нимфой Фетидой, подбросила это яблоко в толпу. Между богинями разразился жестокий спор за обладание этим яблоком, победила в котором, по решению троянского принца Париса, Афродита. За победу та пообещала Парису прекраснейшую из женщин — Елену из Спарты, что, в итоге, привело к Троянской Войне (Литлвуд, 1968, 149-151).

Послание шимпанзе подразумевает, что раздор предшествовал всему прочему. А потому богиня Хаоса Эрида является самой могущественной силой во вселенной. Пятью ночами позже, согласно «Principia Discordia», Хиллу и Торнли явилась сама Эрида. Она критиковала людей за то, что те утратили все знания о ней и заковали себя в бессмысленные оковы. Она заявила: «Я — хаос. Я — материя, из которой ваши художники и учёные создают гармонию. Я — дух, с которым ваши дети и клоуны смеются в счастливом безвластии. Я хаос. Я жива, и я говорю вам, что вы — свободны» (Малаклипс Младший 1994, 2-3). Предположительно, в этот момент Хилл и Торнли расхохотались и решили основать Дискордианское Общество. В соответствии с зыбкой природой покровительствующей богини «у Дискордианского Общества нет определения» (Малаклипс Младший и Омар Хайам Равенхурст, 2006, 93). Оно делится на ПараТео-АнаМетаМистичество Эзотеориков Эриды (ПАЭЭ, POEE), возглавляемое Мэлом-2, и Эридианский Фронт Освобождения (ЭФО, или ELF), который был «сектой Омара».

В 1960-х Хилл и Торнли создали себе религиозные личины, Малаклипса Младшего и Омара Хайама Равенхурста, а дискордианство постепенно приобрело черты современной языческой религии. В отсутствие формальной организации (популярным лозунгом был «Мы, дискордианцы, держимся порознь») последователи собирались в группы (кабалы) для общих встреч, обсуждения доктрины и практики веры (Адлер, 1986, 332). Хотя в «Principia Discordia» не было ни связного повествования, ни формального изложения доктрин, развитая в ней философия была последовательной: Хаос — это истинная реальность, а видимый порядок (Анеристический принцип) и видимый беспорядок (Эристический принцип) — всего лишь мысленные конструкции, призванные помочь людям справиться с реальностью.

Неприглядная участь человечества, существующего в плену условностей, наёмного рабства, подавленной сексуальности и множества других ограничений, является результатом Проклятия Серолицого. Серолицый был «неудовлетворённым мозготёром», который, согласно дискордианской мифологии, в 1166 г. до н. э. решил, что истинная природа реальности — это Серьёзный Порядок, и с помощью своих последователей принялся искоренять тех, кто верил в игру и юмор (Малаклипс Младший 1994, 42). Современным дискордианцам рекомендуется обращаться к своей шишковидной железе как к более надежному источнику знаний, чем мозг или сердце.

Ещё одна важная часть учения — это Закон Пяти, который утверждает, что «всё, что происходит, связано с пятёркой, или числом, делящимся на пять, или кратным пяти … [и] Закон Пяти никогда не нарушается» (Малаклипс Младший 1994, 16). Пентарыг, пятичастный символ веры («котма», гибкая и непостоянная, в противоположность догме, жёсткой и неизменной) выглядит так:

  1. Нет Богини, кроме Богини и Она — твоя Богиня. Нет Эридианского Движения, кроме Эридианского Движения и это — Эридианское движение. И каждый Плод Золотого Яблока — это горячо любимый дом Золотого Червя.
  2. Дискордианцы обязаны всегда использовать Официальную Дискордианскую Систему Нумерации Документов.
  • Дискордианец в первую же пятницу после озарения должен выйти в Одиночестве на улицу и с Радостию Вкусить Хот-Дог, отринув сим освятительным Обрядом популярные ныне языческие обычаи, свойственные приверженцам католицизма (не есть мяса по пятницам), иудаизма (не есть Свинины), индуизма (не есть Говядины), буддизма (не есть мяса животных) и дискордианства (не есть Булочек для Хот-Догов).
  1. Дискордианцу Возбраняется есть Булочки для Хот-Догов, ибо были они Утешением нашей Богини, когда она предстала пред Первородным Обломом.
  2. Дискордианцу запрещено верить в то, о чем он читает (Малаклипс Младший 1994, 4).

Это «кредо» играет с формами основных доктрин некоторых религий: первый принцип напоминает исламскую шахаду, или провозглашение веры; третий принцип пародирует религиозные диетические требования; а пятый принцип требует скептицизма, тогда как обычно религиозные тексты требуют слепой веры, а религиозные институты — беспрекословного послушания.

Эрида — богиня освобождения, а дискордианство выступало на стороне анархической игры и неограниченной свободы экспериментов. Контркультура конца 1960-х годов была идеальным фоном для появления новой религии, питаемой художественной литературой и воображением, и, например, Керри Торнли не упустил шанса, предложенного шведским столом духовности и секса тех лет. Он присоединился к Кериста, полиаморной коммуне, которая была основана Джоном Пресмонтом (1923-2009), известным под именем «Брат Джуд». В своей статье для «Кериста Свингер» Торнли использовал слово «языческое» для описания движения:

Кериста — это религия, и настроение Керисты — это святость. Не ждите, однако, избытка ритуалов, догм, доктрин и писаний. Кериста слишком священна для всего этого. Она ближе к религиям востока и, также, к так называемым языческим религиям дохристианского запада. В её основе лежит религиозный опыт и […] Кериста, подобно религиям давних времён, жизнеутверждающа (Адлер, 1986, 294).

Марго Адлер приписывает Торнли первое использование слова «языческий» для обозначения природных религий как в древнем мире, так и в современных формах. В середине 1960-х годов Кериста привлекла внимание ряда маргинальных журналистов, в том числе Роберта Антона (Боба) Уилсона (1932–2007), который написал статью «Религия Керисты и её 69 позиций» для журнала «Факт» в 1965 году. Основное внимание в ней уделялось сексуальной свободе, которую проповедовал Брат Джуд. Уилсон также отметил, что Джуд основал коммуну по приказу мистического «голоса», поэтому отдельное внимание было уделено вопросу, является ли Кериста в большей мере религиозным или общественным движением.

Уилсон, будучи агностиком и адептом науки, также был увлечен оккультными и эзотерическими вопросами. Он познакомился с Грегом Хиллом и Керри Торнли в 1967 году, и эта встреча стала началом второй фазы развития дискордианства. Увлечение Уилсона мистицизмом, теориями заговора, альтернативной реальностью и эксцентричными мыслителями, такими как психологи Вильгельм Райх и Тимоти Лири, архитектор Бакминстер Фуллер, оккультист Алистер Кроули и исследователь необъяснимых явлений Чарльз Форт, прекрасно сочеталось с дискордианским мировоззрением. Он глубоко погрузился в новую религию и включил дискордианскую теологию в произведение спекулятивной фантастики, которое стало бестселлером и самым эффективным методом дискордианской евангелистики до появления Интернета.

Речь идёт о трилогии «Иллюминатус!» (1975), которая была написана в соавторстве с Робертом Ши и вышла в виде трёх романов — «Глаз в Пирамиде», «Золотое Яблоко» и «Левифан». Дискордианство заигрывало с теориями заговора; в «Principia Discordia» есть упоминания об инициатичеких братствах, таких как Баварские Иллюминаты и ассасины, а Керри Торнли дружил с Ли Харви Освальдом в 1959 году, когда они оба служили в морской пехоте. Освальд ненадолго обратил Торнли в марксизм, потом, под влиянием произведений Айн Ренд, тот стал объективистом и, в итоге, пришёл к анархизму (Горайтли, 2003, 32, 43). После убийства президента Джона Ф. Кеннеди это знакомство вовлекло Торнли в расследование дела Освальда, которое проводил Джим Гаррисон, окружной прокурор Нового Орлеана.

«Principia Discordia» также вводит ключевой термин, «фнорд», который обозначает дезинформацию, распространяемую всемирным заговором. В трилогии «Иллюминатус!» способность «видеть фнорды» есть у просветлённых персонажей (Вагнер, 2004, 68-69). Уилсон и Торнли разработали «Операцию Мозготрах» (ОМ) в 1968 году. Адам Горайтли утверждает, что во время расследования Джима Гаррисона Торнли намеренно распространял заявления о том, что был агентом Баварских Иллюминатов, просто для того, чтобы «трахать мозги» Гаррисону (Горайтли, 2003, 136). ОМ стала совместным проектом, который описывали как «дзен по версии братьев Маркс». Дискордианцы носили с собой визитки с надписями «Нигде нет друзей» и «Нигде нет врагов» с обеих сторон и раздавали их несведущим (Вагнер, 2004, 14). Торнли начал развивать дзенархию, которую определял как устройство власти, возникающее в результате медитации. Уилсон основал Общество «Джон Диллинджер Умер за Тебя», и семена трилогии «Иллюминатус!» дали всходы.

800-страничная трилогия Уилсона и Ши может похвастаться сюжетом, подобным лабиринту. В нём нью-йоркский полицейский Сол Гудман расследует исчезновение журналиста Джо Малика, который расследовал деятельность Баварских Иллюминатов. Гудман узнаёт, что Малик работает вместе с Джоном Диллинджером и Древними Жрецами Единого Мумму (ДЖЕМ), дискордианцами, выступающими против иллюминатов. В параллельной ветке сюжета, которая в конечном итоге вливается в общую, Джорджа Дорна спасает Легион Динамического Раздора, возглавляемый двойным агентом Хагбардом Челине, который также является одним из пяти лидеров Иллюминатов (остальные четверо — рок-группа «Американская медицинская ассоциация», Вольфганг, Вернер, Вильгельм и Винифред Зауре).

Страницы книги усыпаны эзотерическими отсылками; Ши и Уилсон упоминают Элифаса Леви, нацистских оккультистов, Атлантиду, сатанизм, каббалистические сефирот, Некрономикон, лавкрафтианское божество Йог-Сотота и рыцарей-тамплиеров, и это лишь малая доля таких отсылок. Маркус Либрицци считает, что, хотя история начинается как детектив, она вскоре «превращается в научную фантастику и, под конец, становится историей любви между суперкомпьютером и морским чудовищем», Левиафаном (Либрицци, 2003, 241). Иллюминатов побеждает инкарнация Эриды на рок-концерте, европейском Вудстоке, в Инголштадте в 1976 году.

Цитаты из «Principia Discordia» разбросаны по всему тексту, а дискордианская подозрительность ко всему находит выражение в сцене, когда Малик говорит Челине: «Я понял! Мы в книге!» (Ши и Уилсон, 1998 [1975], 722). Также трилогия отражает контркультуру 1960-х годов (Ewige Blumenkraft, лозунг иллюминатов, переводится как «власть цветов навсегда») и позиционирует дискордианство как форму политеистического язычества, в котором божества из других пантеонов, в том числе взятые из литературных источников, таких как Мифы Ктулху Лавкрафта, представлены рядом с великой богиней Эридой.

Трилогия, посвященная Хиллу и Торнли, стала бестселлером и привлекла к дискордианству новую аудиторию. «Иллюминатус!» была адаптирована к сцене в марафонской десятичасовой постановке, а альтернативные музыканты Билл Драммонд и Джимми Коти собрались в группу, в качестве оммажа Уилсону и Ши названную «Justified Ancients of Mu Mu» (JAMs, Древние Жрецы Единого Му Му; позже группа была переименована в «Kopyright Liberation Front» или KLF). После появления Всемирной сети в 1989 году, дискордианство расцвело среди различных субкультур программистов, анархистов, независимых музыкантов и художников. Кабалы перешли в онлайн, где множились дискордианские сайты.

Грег Хилл отошёл от религии в конце 1970-х, а Керри Торнли оказался поглощён параноидальными фантазиями, касающимися убийства Кеннеди. Однако, непрекращавшееся распространение «Principia Discordia», права на которую никогда не ограничивались, и освобождающая весть об Эриде продолжали привлекать новых последователей. После смерти Мэла-2 и Лорда Омара прошло больше десятка лет, но дискордианство — пусть небольшой, но устоявшийся и влиятельный член семьи новых языческих религий и почтенный старейшина в крошечной, но растущей семье изобретенных или литературных религий. [2]

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Дискордианцы не заботятся об авторских правах на свои материалы (Грег Хилл и Керри Торнли выступали за то, что они называли «копилефтом» (kopyleft), то есть свободное воспроизведение их работ любым желающим). Самая доступная версия «Principia Discordia» — это издание 1994 года, опубликованное Steve Jackson Games; важно отметить, что в нём текст первой версии 1965 года содержит некоторые дополнения.

[2] Литературные религии, или «религии, основанные на вымысле» — термин, введённый Маркусом Дэвидсеном из университетов Орхуса и Лейдена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.