«Пиастры»: чёрная библиотека и заключение

От переводчика. Перевод «Пиастров» закончен. С первой публикации прошло чуть больше полутора лет, хотя и кажется, что всё это было не меньше, чем полторы жизни назад. После прекрасных «Протоколов хаоса» мы ждали от Гордона Уайта прагматичных советов для магов в современном мире, хаоситстки адаптированных ритуалов, собранных по разномастным источникам из истории европейской магии, и едких замечаний по каждой поднятой теме.

В «Пиастрах» этого всего, конечно, хватает. Но вместе с тем это более личная книга, недаром Уайт не стал издавать её на бумаге. Форма сборника эссе ещё больше приближает опыт чтения к опыту разговоров с приятелем, который то про здоровое питание начнёт, то про корпоративные заговоры, то про Дьявола с гоэтией вспомнит (ну, у всех найдется такой знакомый, что тут рассказывать). И вроде бы хочется иногда его остановить (ну какие ещё теневые правительства/пришельцы/христианские святые/подставьте свой любимый триггер?!), но больно уж интересно рассказывает; а потом вдруг понимаешь, что Уайт во многом дело говорит. Как настоящий хозяйственный хаосит, он бродит по культурным ландшафтам и собирает самые интересные (лично для него) кусочки, чтобы сложить свою мозаику. В двадцати эссе он подкинул нам несколько десятков мест, где стоит поискать кусочки для себя.

К слову о кусочках и пиастрах. Перевод названия вызвал много вопросов — Уайт активно играет с разными значениями выражения «Pieces of eight». Это и пиастры пиратов (которые не только с глобальным потеплением борются, но и олицетворяют магию хаоса рядом с королевским флотом викторианских орденов), и кусочки собираемого паззла, который даст «более правильный способ задать Вопрос», и сама восьмерка, которая, кажется, отсылает к звезде хаоса на чёрных пиратских парусах. Пиастры — самый звучный вариант, но при чтении имейте наши метания в виду.

И напоследок ещё об одной теме, которая, как кажется, особенно важна для Уайта — перезачарование мира. Своим примером он показывает, как найти волшебство там, где ты привык его не искать — некроманты в святцах, способы организации ритуального календаря в желтых статьях о ЦРУ, Люцифер в летающей тарелке. При всем при этом основной упор Уайт делает на научные источники и исследования ученых, а не визионерский опыт ньюэйджеров. Не поп-культура, а книги по истории, антропологии и сравнительной мифологии должны служить топливом для работы мага хаоса и вдохновением в мире, который кому-то может показаться расколдованным.

В общем, Гордон Уайт отсыпал нам щедрой рукой пиастров из своего сундука. Осталось добавить своих, наделать талисманов и вперёд — перезачаровывать мир.

Krow

Чёрная библиотека

Я уже почти назвал эту главу Выбор Софи, но мой выбор был гораздо труднее. Стать перед всеми моими чудесными книжечками и решить, какие из них войдут в минимальный список рекомендаций! Не пожелаю такого ни одному библиофилу.

В розничной торговле есть понятие «минимальный доверительный диапазон». Хотите открыть магазин «Всё для мексиканской кухни» — недостаточно будет просто поставить банку томатильо рядом с набором специй. Есть минимальный набор товаров, без которых нормальным поставщиком продуктов для центральноамериканской кухни вам не стать.

Я воспользуюсь понятием минимального доверительного диапазона для нескольких книжных рекомендаций; подчеркну — минимальных рекомендаций. Только на моих полках стоят ни много ни мало сотни книг здесь не упомянутых. И не потому, что они менее полезны или качественны. Однако, мне очень часто задают вопрос «какие книги стоит прочесть тем, кто чувствует резонанс с подходом Rune Soup к магии хаоса, особенно, если они ещё только начинают?»

Я обычно на такие вопросы стараюсь не отвечать и скромно считаю, что правильно делаю. Плохие книги, которые вы читаете (и отвергаете) влияют на ваше развитие не меньше, чем хорошие. Не получится срезать путь, если читать только «хорошие» книги, потому что это не позволит развить вероятно самую важную мышцу в кабинетной магии — способность к различению. Точно так же, вы не найдёте тех хороших книг, что станут важными вехами в вашем путешествии, если отбросите их как «плохие», если будете судить, так сказать, по обложке.

Поэтому вместо ответа на вопрос «что должен прочесть начинающий» позвольте мне предложить вам минимальную доверительную библиотеку магии хаоса от Rune Soup. В зависимости от ваших пристрастий, другие книги также найдут место на ваших полках. Это простая (и минимальная!) «чёрная библиотека» Rune Soup. Эти книги вы бы могли найти в разделе литературных источников моей гипотетической астральной библиотеки. Я вручаю вам этот список вместо библиографического раздела.

И последнее замечание. Я не стал выделять раздел с художественной литературой, но, само собой разумеется, Властелин колец, Земноморье и Незримые туда бы вошли.

Магия хаоса

Liber Kaos – Peter J Carroll Liber Kaos — Питер Дж. Кэрролл
Liber Null & Psychonaut – Peter J Carroll Liber Null и Психонавт –  Питер Дж. Кэрролл
Psybermagick: Advanced Ideas in Chaos Magick – Peter J Carroll
The Apophenion – Peter J Carroll Апофенион — Питер Дж. Кэрролл
The Octavo – Peter J Carroll Октаво — Питер Дж. Кэрролл
Epoch: The Esotericon and Portals of Chaos – Peter J Carroll & Matt Kabryn
Pieces of Eight – Gordon White Пиастры — Гордон Уайт
Necronomicon — Simon Некрономикон Симона

Западная магия и ведьмовство (практика)

The Magical Treatise of Solomon or Hygromanteia – Ioannis Marathakis Завещание Соломона, или Гигромантия
The Lesser Key of Solomon – Joseph Peterson Малый ключ Соломона
Apocalyptic Witchcraft – Peter Grey
The Greek Magical Papyri in Translation – Hans Dieter Betz Греческие Магические Папирусы
The Book of St Cyprian: The Sorcerer’s Treasure – José Leitāo
Book 4 – Aleister Crowley Книга Четыре — Алистер Кроули
Three Books of Occult Philosophy – Henry Cornelius Agrippa Оккультная философия — Генрих Корнелий Агриппа
The Orphic Hymns — Apostolos N. Athanassakis and Benjamin M. Wolkow Орфические гимны
The Chaos Protocols – Gordon White Протоколы Хаоса — Гордон Уайт

Западная магия и ведьмовство (история и контекст)

Geosophia — Jake Stratton-Kent Геософия: магия подземного мира — Джейк Стреттон-Кент
Grimoires: A History of Magic Books – Owen Davies Гримуары: история магических книг — Оуэн Дэвис
Lucifer: Princeps – Peter Grey
Star.Ships: A Prehistory of the Spirits – Gordon White
Mystical Origins of the Tarot – Paul Huson
The Quest for Hermes Trismegistus – Gary Lachman
Thrice Great Hermetica and the Janus Age – Joseph P Farrell
Magic, Witchcraft and Ghosts in the Greek and Roman World – Daniel Ogden
The Classical World – Robin Lane Fox
Comparing Religions – Jeffrey Kripal
Aleister Crowley: The Biography – Tobias Churton
The Ancient Mysteries – Marvin Meyer
The Sacred and the Profane – Mircea Eliade Священное и мирское — Мирча Элиаде
The Origins of the World’s Mythologies – E.J. Michael Witzel
Sinister Forces vol 1, 2 and 3 – Peter Levenda
The Red Book – C. G. Jung Красная книга — К. Г. Юнг
Techniques of Graeco-Egyptian Magic – Stephen Skinner
Techniques of Solomonic Magic – Stephen Skinner

Пси и наука

The Science Delusion – Rupert Sheldrake
Consciousness Beyond Life – Pim Van Lommel Сознание за пределами жизни. Наука о жизни после смерти — Пим ван Ломмель
Science and Psychic Phenomena: The Fall of the House of Skeptics – Chris Carter
Authors of the Impossible – Jeffrey Kripal
Cosmic Trigger vol 1 – Robert Anton Wilson Космический триггер, том 1 — Роберт Антон Уилсон
Permaculture: A Designer’s Manual – Bill Mollison Пермакультура: руководство для дизайнеров —  Билл Моллисон

НЛО и духи

Supernatural – Graham Hancock Сверхъестественное. Боги и демоны эволюции — Грэм Хэнкок
Dimensions – Jacques Vallée Параллельный мир — Жак Валле
Confrontations – Jacques Vallée
Forbidden Science vol 1, 2 and 3 – Jacques Vallée
The Super Natural – Jeffrey Kripal and Whitley Streiber
The Trickster and the Paranormal – George P. Hansen
Final Events – Nick Redfern
Food of the Gods – Terence McKenna Пища Богов — Теренс Маккенна

Экономика и вероятность

Antifragile: Things That Gain From Disorder – Nicholas Nassim Taleb Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса — Нассим Николас Талеб
The Drunkard’s Walk: How Randomness Rules Our Lives – Leonard Mlodinow (Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью — Леонард Млодинов
The Internet is Not the Answer – Andrew Keen Ничего личного — Эндрю Кин
Get a Job, Build a Real Career and Defy a Bewildering Economy – Charles Hugh-Smith

Заключение: так жива ли?

И всё же, жива ли ещё магия хаоса?

Она определённо всё ещё существует в качестве соломенного чучела в интернете, став общим мальчиком для битья у так называемых более «серьёзных» магов, которые, видимо, приходят в ужас от того, что их ставят в один ряд с нами. А всё из-за простого греха следования собственной дорогой. Магия хаоса — это жупел для тех, кто ленится с ритуалами: «По крайней мере, я не докатился до такого». Абсурдность обвинений от всех этих обличителей всё ярче проявляется с каждым их торжественным заявлением и позволяет всем прочим проложить путь через рифы наивного самомнения.

Она жива и она развивается, переходя от заблуждений юности к неизбежно-самонадеянной зрелости. В отличие от предшественников Золотой Зари и Телемы, магии хаоса больше не нужны устаревшие с приходом интернета технологии магических орденов, искусственно наполняющие ее легкие кислородом. Она может дышать самостоятельно.

На самом деле, это орденам пришло время решить каким им быть, если быть вообще, раз уж система жизнеобеспечения магии больше без надобности. В этом скрывается на удивление много возможностей: есть огромное количество функциональных ниш, которые нужно заполнить в наступающем пост-цифро/аналоговом мире. Время от времени магические зеркала нужно просто использовать в качестве зеркал. Зачем нужен ты?

Некоторая критика, обращённая против магии хаоса, справедлива. Без сомнений, в ней полно чепухи. Однако, для западной магической и языческой традиций это определённо разговор о «глазных брёвнах». Критика неисторичности магии хаоса, однако, совершенно необоснованна. Магия хаоса своим зарождением обязана неисторичности практик и претензий на истинность западных магических традиций, которые были её предшественниками. Она формировалась как их отвержение — которое сначала совершилось полностью. Затем постепенно, в течении нескольких десятилетий, стоящие элементы вернулись.

Вопрос «продолжит ли она жить» остаётся открытым по двум причинам. Во-первых, ещё жив её основатель, и по чисто номинальным причинам лишь немногие духовные системы надолго переживают своих создателей. Я думаю, она справится за счёт встроенного акцента на децентрализацию, который с самого начала играл важнейшую роль в её успехе. Во-вторых, её может постичь самая ужасная из всех участей — она может добиться успеха. Может настать день, когда идиотизм и вирусные идеи западной магической традиции от раздражения исчезнут, день, когда будет достигнуто хотя бы теоретическое пересечение науки и магии (а они должны совмещаться полностью). Тогда останется просто магия. До тех пор магия хаоса будет раздражителем, песчинкой, которая должна стать жемчужиной.

В киношколе ещё в первые недели нас учили — о чём мы тут же забывали,  — что для нарушения правил и обычаев кинематографа нужно сначала изучить и освоить их. Если вы будете игнорировать их без всякого понимания того, откуда они изначально появились, то ваш фильм будет мусором. Здесь я зашифровал некий урок.

Магия, по крайней мере в своем внешнем выражении  — это искусство. Не вина гримуаров или каббалы, что Мазерс и Кроули неправильно их поняли. Но это и не вина Мазерса или Кроули — они были фильмами, а не правилами кинематографа. Великолепный лозунг для нынешнего магического возрождения — это контекст.

Тысячи лет чеканились драгоценные пиастры — со всех стран и континентов, из историй и событий многих веков. Собирая их вместе в сундук сокровищ, можно постепенно открыть нечто глубокое — знание о том, что значит быть человеком. Это знание, конечно, не подразумевает некоего Ответа, который следует из восстановленного из отдельных кусочков контекста. Скорее, это более правильный способ задать Вопрос. Ищите пиастры. Ищите контекст.

Задавайте Вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.