XII. Разумная надежда (перевод книги «Ксенолингвистика: Психоделика, язык и эволюция сознания») От редакции. Сегодняшняя публикация практически завершает историю перевода «Ксенолингвистики», важную роль в котором сыграли конфиденты, на протяжении всего процесса перечислявшие средства в поддержку проекта. Катабазия говорит огромное спасибо всем тем конфидентам, благодаря которым эта интересная и необычная книга смогла быть переведена на русский! А Транслингвистическая Редакция, переводившая книгу, хочет отдельное спасибо сказать Алексею Ибсоратову, прояснившему ряд моментов (в том числе с жидким кобальтом Теренса Маккенны). После финальной редактуры и приведения всего текста к единому знаменателю, он будет доступен в виде одного файла, а пока что вы можете прочитать последнюю главу онлайн. Эта глава, «Разумная надежда», в целом посвящена подведению итогов, но главная мысль в ней такая: раз за разом психоделические видения говорят самым разным людям о том, что всё живое взаимосвязано, что нужно со вниманием относиться как к другим людям, так и к природе. И если уж человечество собирается отправляться к звёздам, для начала ему нужно научиться устанавливать хорошие отношения с земной биосферой. Тем не менее, Дайана Слэттери возлагает определённые надежды в этом плане на мудрость, которую человечеству могут принести психоделики, сравнивая их с огнём, некогда открытым нашими предками: да, прежде чем приручить огонь, придётся долго пообжигаться, но результаты пойдут всем на пользу. Следующий циклопический переводческий проект Транслингвистической Редакции, по всей видимости, будет в некоторой степени продолжать один из предыдущих; следите за новостями! А пока что вы можете также ознакомиться с её переводами произведений ещё одной эксцентричной дамы по имени Дженна Моран, которая рифмует в них образы масс-культуры и детских сказок с древними библейскими и буддийскими историями: https://vk.com/jennamoran [Читать Введение] [Читать ГЛАВУ 1.] [Читать ГЛАВУ 2.] [Читать ГЛАВУ 3.] [Читать ГЛАВУ 4.] [Читать ГЛАВУ 5.] [Читать ГЛАВУ 6.] [Читать ГЛАВУ 7.] [Читать ГЛАВУ 8.] [Читать ГЛАВУ 9.] [Читать ГЛАВУ 10.] [Читать ГЛАВУ 11.] [Читать ГЛАВУ 12.] ДАЙАНА СЛЭТТЕРИ КСЕНОЛИНГВИСТИКА: ПСИХОДЕЛИКА, ЯЗЫК И ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ ГЛАВА 12. РАЗУМНАЯ НАДЕЖДА Проникнуть за завесу естественного языка в течение сеанса приёма психоделиков – значит расстаться с символической системой, с помощью которой человек выстраивает и поддерживает «мир по умолчанию». Я попадаю в новые миры, неотягощённая языками, как новорожденный ребёнок, готовая к чудесам. То, что несколько мгновений назад было обыденным, теперь становится удивительным, волшебным, как у Олдоса Хаксли, с восхищением разглядывавшего складки на своих фланелевых штанах. Мои чувства блаженствуют, улавливая близость мира-без-имён, Эдема, каким он был до того, как стал ботаническим садом с ярлыками на флоре и фауне и чувством нашего превосходства над ними. Когнитивная деятельность и естественный язык, несомненно, расстаются друг с другом. Ум становится волен свободно воспринимать новые языковые структуры, конструирующие реальность согласно другим принципам – формы познания, не требующие участия естественного языка. Познавать, что же происходит во время психонавтического плавания, когда это «что» несёт в себе умопомрачительную новизну, и когда инструменты для описания невыразимой транслингвистической плавно изменяющейся переливчатой гиперпространственной херни… оказываются за бортом – это само по себе познавание-приключение, новизна которого позволяет описывать его лишь причудливым языком, журчащим потоком прилагательных или самоотносимыми словесными изгибами. Язык в изменённых состояниях сознания являет свой творческий потенциал упорядочивания реальности – от «примитивной» магии слов до появления первоначального Слова, сотворяющего мир. Возвращение Духа Святого в день Пятидесятницы принесло новую языковую способность – говорение на языках, на языке-до-появления-слов, который может понять каждый. В волшебных свойствах Слова, подключении к воображению, и эпистемологических возможностях транслингвистической материи проявляются формы языка как машины творца для создания реальности или миров. Змеевидная форма ДНК – её действенность как сакрального письма, слова которого вызывают нас к жизни и поддерживают наше существование в каждое мгновение, на всех уровнях – продолжает занимать центральное место в психоделическом видении языка. Переплетённые змеи ДНК, как универсальный символ, становятся древом познания; «памятью Акаши» для биосферы; и, в алхимическом истолковании видения, самим философским камнем. Но ДНК – камень эволюционирующий, и оттого перед нами предстаёт новый Антропос. Хотя «ускользание» естественного языка в психоделическом состоянии сознания можно легко соотнести с проведением Хантом различия между «репрезентационным» и «презентационным», если рассматривать его с позиций изменённого состояния сознания, это не кажется идеально подходящим. Увязывание нейрологического описания с феноменологическим отчётом вместе с поддержанием такого равновесия между реальностями, чтобы ни одна из них не умаляла другую, требует особого умения не привязываться ни к одной из реальностей, насколько бы она ни была комфортабельной, желанной или завораживающей. Нейрологическое описание и феноменологический отчёт могут подтверждать друг друга, а могут друг другу противоречить, что подразумевает, что необходима метасистема, с помощью которой можно будет структурировать подобные методы наблюдения множественных реальностей и их взаимодействия. Подобная воображаемая метасистема потребует постоянной донастройки, как предполагает Лилли в своих протоколах интеграции новой информации, полученной в изменённых состояниях сознания. Повышенная гибкость при пересмотре и доработке моделей создаст пространство возможностей, в котором нечто обладающее новизной может поступить в «обычную» систему понятий при определённой степени полезной ясности понимания. В конце 1970‑х годов Чарльз Тарт предложил ввести «привязанные к конкретному состоянию науки», чтобы ухватить суть психоделических реальностей, но никто до сих пор так и не представил себе такого плана, никем не обсуждалось, какими методами можно этого достичь. Новые формы языков вполне смогут стать частью такой привязанной к конкретному состоянию науки. И новые формы визуальных языков уже можно увидеть, в особенности в новом искусстве визуализации больших наборов данных – к примеру, в визуализациях, которые делает Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы, посвящённых погоде, состоянию растительной жизни, потокам воздуха в атмосфере, основанных на гигантских объёмах данных, полученных со спутников и других приборов. (ПРИМ.1) Эти формы визуального языка – не только потрясающие неподвижные изображения, которые мы на данный момент способны производить при любом масштабе наблюдений из доступных нам. Динамическое представление процессов в визуализации геопространственных данных позволяет нам получить лучшее представление о планете в целом как сети переплетённых систем. Наша взаимосвязанность начертана на лике планеты большими буквами. Официальные исследования, посвящённые применению псилоцибина для снятия тревог, связанных с осознанием надвигающейся смерти у безнадёжно больных пациентов и лечения депрессии, проводившиеся последние десять лет Чарльзом Гробом, Роландом Гриффитсом и руководимыми им группами в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и Университете Джонса Хопкинса, основываются на подходах, по сути выработанных Грофом во времена, когда он проводил ЛСД-психотерапию в клинике Спринг-Гроув и в мэрилендском Центре психиатрических исследований, в конце шестидесятых-начале семидесятых. В настоящий момент все официальные исследования применения психоделиков проходят в рамках этой медицинской/психиатрической/психотерапевтической парадигмы. Избавление от тягот, которые несёт человеческая жизнь – это, конечно же, также вотчина религии и всевозможных духовных практик, и использование психоделиков в сакральных обрядах, по-видимому, восходит ещё к первобытному обществу. Представительства бразильских церквей «Санто Дайме» и «União do Vegetal» появились в Соединённых Штатах, Канаде и Европе, а с ними и виденческие состояния сознания. При существующей сейчас медицинской парадигме, включающей в себя движение за легализацию психоделиков, открываются широкие перспективы в области облегчения человеческих страданий – страданий умирающих, страданий ветеранов войн и других людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, страданий людей с зависимостью, и страданий людей с расстройствами аутистического спектра, вызванными тревожностью. Но сложно представить себе, как сможет быть легитимизировано применение психонавтами этих веществ с другими целями, если схема, предполагающая их применение, продолжит включать в себя только врачей, болезни и вещества, выписанные по рецепту. Вдобавок к существующей подпольной сети психотерапевтов, использующих психоделики, психонавты применяют психоделики при занятиях духовными практиками, для расширения творческих возможностей, для исследования природы, для творческого решения проблем и для экспериментов с новыми видами сосуществования. И, богинюшка помилуй, иногда мы применяем эти вещества, когда хотим с упоением потанцевать или просто отправиться в отпуск, покинув пределы повседневного мира и устоявшегося «я». Но на подобные действия просится страшный ярлык «рекреационного использования», которого воздержанным учёным, выступающим в поддержку отпуска веществ по рецепту врача, хотелось бы избежать. Обсуждение вопроса «а когда это рекреация, пересоздание самих себя, стала чем-то дурным?» выходит за рамки этой книги. Эти вещества содержатся внутри растений, животных и грибов, которые растут в дикой природе или могут быть выращены вне её. Они содержатся в окружающей человека среде, и в наших телах (которые также можно рассматривать как окружающую среду) – как вырабатываемый нашим организмом ДМТ. А следовательно, исследования их возможностей продолжатся. Исследования и разработки психонавтов – наши методы, наше творчество, наши прозрения и оплошности, а также алхимическая комбинаторика, благодаря которой всё большее и большее количество психоактивных веществ оказывается задорого выставлено на продажу на чёрном рынке – продолжают вестись с невиданными доселе оборотом, размахом и изощрённостью. В большей части стран мира существуют локальные сообщества, и эти сообщества связываются между собой при помощи Интернета, фестивальной культуры и научной деятельности для обмена технологиями и укрепления взаимосвязей. Из постоянно выходящих документальных фильмов, посвящённых психоделикам, можно узнать самые свежие новости о культуре айяхуаски, применению ибогаина для лечения зависимостей, реформах наркополитики и социальной истории психоделиков. Психоделическая культура просачивается в социум по всему миру, потому что психонавтов можно встретить среди людей, занятых любым делом – от директоров компаний до фермеров, медсестёр, учителей и библиотекарей. Нас можно встретить в изобилии во всей медийной индустрии, в её творческой/художественной части, где синестетическое восприятие лежит в основе окружающей нас аудиовизуальной продукции, и мы продолжаем сдвигать коммуникационные технологии в сторону визуальности, подвижности и обеспечения эффекта присутствия. Немало психонавтов также занимаются в медийной индустрии программным и техническим обеспечением. Короче говоря, в «мир по умолчанию» мы внедрились – мы, подобная мицелию сеть людей, намеренно проводящих, на личном и общем уровне, эксперименты с сознанием и его эволюцией, применяющих полученные знания в последующей жизни. И заметная составляющая нашей природы – жажда всё исследовать, что привела любознательных обезьян, живущих на этой планете, на луну, на вершину Эвереста и на морское дно. Теренс Маккенна назвал наши будущие, «информированные» при помощи психоделиков «я» «блуждающими по галактикам боддисатвами, воплощённым средоточием высочайших устремлений возмечтавшего о звёздах человечества». Может ли значить неослабевающая жажда исследования космического пространства, что в коллективном бессознательном нашего вида в ответ на всё усиливающееся ощущение того, что ресурсы, возможно, заканчиваются и что пора сниматься с места, накапливается желание мигрировать? Сколько биомов мы опустошили (вспомните вымерших в конце плейстоцена десять тысяч лет назад шерстистых мамонтов) в нашем рывке к цивилизации? Сколько цивилизаций пропало, когда доступных ресурсов переставало хватать, чтобы удовлетворять нужды централизованного населения? Так что мы мечтаем о космосе (я мечтала с раннего детства), проектируем транспорт, на котором отчалим, и предпринимаем первые отчаянные вылазки. ■ Рисунок 119: Вид Земли из космоса. Wikimedia Commons. Но нам определённо недостаёт практических познаний в области биологии или физики, чтобы позволить себе переселиться даже на ближайшую из пригодных для обитания планет. Марс? Марс успешно терраформировали в «Марсианской трилогии» писателя-фантаста Кима Стенли Робинсона, но мы ещё не достигли такого уровня технологического развития. На момент написания этой книги самому быстрому кораблю из запускавшихся нами в космос потребуется порядка 150 тысяч лет, чтобы добраться до ближайшей планеты за пределами солнечной системы, которую мы считаем обитаемой. И мы не готовы к путешествию длительностью в сто пятьдесят тысяч лет на скоростях ниже скорости света. И дело не только в том, что мы не можем произвести столько топлива для ракет. Перед нами встаёт вопрос жизни: какие формы жизни нам будет необходимо взять с собой для выживания в путешествие к звёздам в один конец, включить в биосферу, которой придётся выживать в космосе в условиях полной автономности, в которой один набор ресурсов будет перерабатываться на протяжении периода времени, как минимум в десять раз превышающего всю историю человеческой культуры, и какие формы жизни мы пожелаем взять с собой. На практике почти не применялись никакие разработки в области исследований биосферы из тех, что потребуются для космических путешествий. «Virgin Galactic», одна из пятнадцати (на момент написания этой книги) коммерческих компаний, занимающихся полётами в космос, готовится отправить нескольких миллиардеров и знаменитостей в суборбитальный полёт на несколько минут, что может грозить большим ущербом для стратосферы. Сейчас обсуждаются возможные последствия сопутствующих выбросов углекислого газа. Я думаю, я могу понять, в чём заключается благое намерение сэра Ричарда: если все эти знаменитости и директора компаний «увидят картину в целом», как астронавт Эдгар Митчелл, если им предстанет мистическое видение Земли из космоса (подобное переживание называется «эффект обзора»), то что-то хорошее из этого выйдет. Я надеюсь, что в его представлении это видение подпитывает некий вид усиленной заботы о нашем восхитительном доме. Биосфера, единственная, которой мы располагаем, должна продержаться настолько долго, чтобы поддержать грандиозную человеческую попытку достичь звёзд, будучи окружёнными находящейся в совершенном состоянии биосферой. На данный момент в масштабах всего нашего вида ещё, похоже, не достигнуто осознание того, как функционирует биосфера в целом, что поддерживает её (и нас, как её часть) в здоровом состоянии, и как не брать больше, чем мы можем отдать. Астронавт Эдгар Митчелл вернулся с луны и сразу же занялся изучением сознания, став одним из основателей Института ноэтических наук (Institute of Noetic Sciences). Сможет ли полёт, устроенный «Virgin Galactic», вызвать такие изменяющие сознание, дух и жизнь переживания, которые заставят глубже осмыслить вопросы экологии, одновременно, возможно, оставив гигантский след из углекислого газа? Пока я раздумываю о подобных вещах, мы уничтожаем целые области биосферы единственной планеты, на которой в данный момент обитаем, космического корабля «Земля», с огромной скоростью. Я бы предложила сэру Ричарду, если он не сможет решить проблему выбросов углекислого газа, вместо этого распродать всё, что найдётся у «Virgin Galactic», чтобы оставить нетронутой стратосферу (и его будущее доброе имя) и вложить полученные средства в «Virgin Ecstatic», которая будет заниматься исследованием внутреннего космоса с помощью транспорта, перемещающегося между измерениями, не оставляя за собой выбросы углекислого газа. И если говорить абсолютно серьёзно, я сохраняю разумную надежду, что отправная точка в поиске решений проблем, связанных с нашим неблаготворным влиянием на биосферу, наличие которых мы по большей части до сих пор отрицаем, кроется в экстатическом осознании нашей взаимосвязанности как жизни-на-Земле. Экоделическое прозрение – каким бы образом оно ни было достигнуто – это основа, которая позволяет нам представлять себе, планировать и претворять в жизнь более пригодное для обитания будущее. В предстающих в видении взаимосвязанности человеческих существ друг с другом и воссоединении с природой, в том, что Ричард Дойл называет экоделической гипотезой, а Саймон Пауэлл псилоцибиновым решением – надежда на единение, подстёгивающая большую часть психонавтических изысканий, играющая определяющую роль в этическом плане этих разнообразных занятий. То, что Лилли оказался связан с дельфинами, с попытками межвидового языкового общения, послужило началом его исследований ЛСД и кетамина. Представления Денниса Маккенны о всепроникающей, сложной, переплетённой коммуникативности Природы лежат в основе его биологических исследований. Видения взаимосвязанности в контексте технологической утопии Пеши, Пинчбека и Лири увязываются с ожидаемой трансформацией сознания. Тайнопись Аллисон Грей позволяет нам связаться с миром сакрального, выраженным в видениях бьющих ключом энергий, соединяющих каждую точку сознания. Джейсон Такер, рисуя свои змеящиеся линии, устанавливает связь с антропоморфными существами по ту сторону листа бумаги по мере того, как истончается завеса, отделяющая его от мира Другого. Предстающее в видении Теренса Маккенны фрактальное строение времени – от человеческого до вселенского – есть вариация на тему алхимической взаимосвязанности и трансмутации: что наверху, то и внизу. Джек Кросс раскрывает сакральность геометрии, заложенной в алфавите, в своём языковом видении. Я добавляю своё собственное видение мицелийности сознания, пронизывающего все формы жизни на всех уровнях. Это видение и переживание взаимосвязанности и взаимозависимости всех имеющихся в природе систем приносит ощущение ответственности друг перед другом и заботы друг о друге. Действия, в которых проявляется такая забота – основа для глобальных поведенческих сдвигов, необходимых для того, чтобы обеспечить выживание и благополучие биосферы, без чего космические путешествия будут невозможны. Насколько точно нам необходимо понимать биосферу, чтобы миниатюризовать её, установить в ней равновесие и отправиться к звёздам? В настоящее время большинство усилий в области освоения космоса направлено на конструирование механизмов. На МКС есть впечатляющие приборы, но все биологические процессы завязаны на поставках пищи, воздуха и воды с Земли и вывозе отходов жизнедеятельности со станции. И в любом случае, пока садоводы, люди, прекрасно разбирающиеся в воде, воздухе и почве, гуру утилизации отходов, специалисты по вопросам питания, экологи, акушеры, психологи, учителя и повара не начнут участвовать в составлении планов относительно того, как мы будем дышать, есть, испражняться, размножаться с нужной интенсивностью, избегать кровной вражды в настолько замкнутых пространствах и сохранять историю о том, откуда мы пришли и куда и зачем идём, никакое реальное обсуждение темы космических путешествий невозможно. И во всех этих системах необходимо будет поддерживать динамическое равновесие на протяжении 150 тысяч лет. Пока мы не овладеем подобными умениями в совершенстве, наши фантазии о межзвёздных путешествиях останутся мечтами подростка о побеге из дома. Поэтому дом должен путешествовать вместе с нами, как он обычно и делает тем или иным образом. Исполненные надежды видения будущего человечества являются с большой яркостью в психоделических состояниях сознания. Это видения говорят о взаимосвязи, стирании границ и доверии. Наставнический голос Логоса, духов лозы, гриба, священных кактусов и шалфея продолжают вести психонавтов к новым прозрениям, служащим делу развития сознания, и в особенности – сознательности. Это повышение сознательности и усиление проявлений заботы и ответственности можно считать непременным условием для действенного изменения человеческой социальной организации на любом уровне. Древнему Адаму, изгнанному из рая, возделывающему неподатливую землю и обречённому умереть, противопоставляется вселенский Антропос, новый человек, высшая точка развития человечества или возвращение к его утраченному уровню. Новые символические системы, которые я рассматривала, отнеся к категории «ксенолингвистики» – это формы выражений из миров, находящихся по ту сторону завесы естественного языка, приносящие такие темы в повседневную реальность. И в силу этого в них, посланиях в бутылках от Другого, выброшенных на берега Свободного Разума, записанных летописцами незримой жизни, экстатических сигнификациях, разносящихся эхом по просторам множества измерений, заключена разумная надежда. Эта возможность увидеть надежду, несмотря на явную и постоянную угрозу биосфере, открывает дорогу для того, чтобы не увязнуть ни в запретах, ни в несдержанном дурачестве. Когда я чувствую себя особенно благостно, отношения человечества и психоделиков видятся мне весьма похожими на тот период, когда обезьяны открыли для себя огонь. C того момента, как кто-то впервые попробовал случайно поджарившегося в лесном пожаре кабана, до укрощения огня, было немало обожжённых пяток и пальцев. От наших теперешних первых экспериментов с огнями, горящими в сознании, психоделиками, нам предстоит ещё долгий путь. Как и в случае с огнём, чтобы выработать правила безопасного использования и открыть массу возможных применений этой технологии, потребуются время, практическая деятельность и взвешенный подход. И благодаря этой надежде на будущее я занимаю либертарианскую позицию в вопросах познания и с чистой совестью выступаю против «войны с наркотиками». Вам не обязательно принимать на веру чьи-то рассказы, в этой ли книге или за её пределами, о психоделических состояниях сознания и их предназначении. Это не Большая Наука; вам не нужен Большой Адронный Коллайдер, чтобы исследовать внутренний космос. Будет достаточно храбрости и здравомыслия. Психонавтика – наука малая, можно сказать, гражданская наука, доступная любому. Неизведанные края манят, и могут быть неоднократно исследованы опытным путём при помощи простейшего психонавтического эксперимента: примите вещество, уделив внимание дозе, установке и обстановке внимательно наблюдайте подробно всё описывайте истолковывайте всё со своей позиции делитесь знаниями Предлагаю вам сайт «Психоделики и язык», http://psychedelicsandlanguage.com, в качестве площадки для дальнейшего общения. ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 12 Лаборатория визуализации сведений об окружающей среде Национального управления по исследованию океанов и атмосферы предоставляет богатую подборку таких визуализаций. ОБ АВТОРЕ Дайана Рид Слэттери родилась как раз вовремя, чтобы успеть позаниматься всем тем, чем положено было в шестидесятых: побыть фотокорреспонденткой, снимающей гражданских активистов, поучаствовать в антивоенных маршах, пожить в коммуне и побыть членом культа. Поиски социальной справедливости, процесс самопознания и ЛСД были для неё тогда неразрывно связаны. Впоследствии она стала соосновательницей «экологической школы», в которой ученики могли на практике изучать земледелие, животноводство и лесоводство: в этой школе прошла первая в штате Орегон конференция, посвящённая вопросу возобновляемых источников энергии. Она продолжила деятельность в качестве основательницы и руководительницы ряда некоммерческих организаций. В 1999 году в изменённом состоянии сознания ей был передан необычный, неземной язык Глайд, что положило начало десятилетнему психонавтическому исследованию языковых явлений в психоделической сфере. Плодами этого одиночного (и тайного) приключения стали роман «Игра в лабиринте» («The Maze Game»), миллион слов в отчётах о сеансах приёма психоделиков, программы для работы с языком и докторская степень в ксенолингвистике. Слэттери живёт в Калифорнии, и на протяжении последних пятнадцати лет демонстрировала свои работы в рамках множества конференций, посвящённых искусству, технологиям, психоделикам и изучению сознания. Просмотры: 801 Навигация по записям Демонобожества затмений: двойственный культ Раху-КетуГипнагогическое черное солнце Жерара де Нерваля Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.