Замедлись, техно, ты прекрасно: интервью с основателями somatik-techno-проекта «Perforated Cerebral Party»

Летняя ночь может подарить тебе радость ночной прогулки, может порадовать теплым воздухом из форточки, а может подсунуть тебе музыку, от которой тебе снесет башню, которая подтолкнет тебя к написанию своего первого трека и станет одним из твоих основных направлений в музыкальном творчестве. Последнее случилось со мной, когда однажды, неторопливо ища новую музыку, я ткнул трек, название которого венчалось странной надписью «somatik tech­no».

После многократных переслушиваний мое любопытство лишь возросло. Гугл выдавал лишь фрагментарные куски информации. 90‑е, кома, замедленное техно, какие-то непонятные наркотики, от которых техно становилось слишком быстрым… Это все захватывало мое воображение, имеющее выраженную тенденцию к строению домыслов.

Воспоминания о недавно попробованном МХЕ становились ярче, когда колонки выплескивали звуки тяжелой бочки и жирной басовой линии, которые сливались с невесомым дымом ароматических палок. Диссоциативная отрешенность этой в самом лучшем смысле этого слова припизднутой музыки, ее холодная всепроникающая ритмичность и, я не придумал лучшего определения, шизофренические звуковые фракталы, которые сопровождают вышеперечисленное, нашли во мне достойный отклик.

За несколько месяцев я успел поближе узнать как сам жанр, так и его основателей — Вову РСР и Царицу Логики, которые вместе представляют somatik-проект «Per­fo­rat­ed Cere­bral Par­ty».

Михаил Найбороденко

idq9E_98r4c

Расскажите про somatik tech­no и его технический аспект: в чем ключевое отличие от обычного tech­no, какую аппаратуру вы используете?

Вова РСР и Царица Логики: Somatik от классического tech­no отличается, прежде всего, скоростью. В диапазоне от 85 до 99 BPM. Обычно 90 BPM. На этой скорости техноидные ритмические и музыкальные структуры начинают работать и восприниматься иначе. Мы любим сравнивать это с киноэффектом slow motion, когда обычно невидимые глазу процессы, воспроизводимые в очень сильном замедлении, открывают другую сторону, как бы скрытую суть. На этой скорости groove становится чем-то похожим на классический dub и trip-hop, при этом сохраняя гипнотическую механистичность, свойственную tech­no.

Просто замедлив tech­no, вы не получите somatik. Необходим ритмический акцент на первую долю, ярко выраженные снейр и басовая линия.

Мы используем минимум инструментов: на концертах это два AKAI MPC 2500 и DJ-микшер Pio­neer. В студии для многоканальной записи используем компьютер и аналоговый Кorg Vol­ca Bass, маленький, но очень ядреный и незаменимый для вoбблинга и всяких acid-ных дел. Мы сознательно пришли к такой простоте, потому что любим олдскульный, сырой лоуфайный жир в звуке. И, честно говоря, сейчас уже подташнивает от вылизанного компьютерного hi-tech-продакшена, делающего современных tech­no (и особенно min­i­mal) музыкантов неотличимыми друг от друга.

zIMaP-Q_7mU

Могло ли это музыкальное направление возникнуть, допустим, в 95‑м или оно даже сейчас «опережает время? Быстро ли у него появились поклонники, насколько народ был готов к такой музыке?

Вова РСР и Царица Логики: Оно тогда почти и возникло. Мы в середине 90‑х как раз пытались скрестить tech­no, drum“n“bass и trip-hop. Даже называли этот гибрид trip­no. Но почему-то бросили тогда эти разработки. Про опережение времени мы бы не стали говорить: нам кажется, он появился тогда, когда должен был. Поклонники появились сразу же. Только их было гораздо меньше, чем сейчас. Так же много и хейтеров. Но это плюс, потому что, если твоя музыка всем нравится, это значит, что тебя слушают только мама и бабушка. Человек, слушающий электронику, всегда готов к чему-то новому. Более того, он хочет и ищет это новое, потому что старые формы становятся предсказуемыми и перестают удивлять. На танцполе тоже не было особых проблем с пониманием. Ритм – это универсальный язык, язык для тела.

Какие внутрижанровые и внежанровые музыканты вдохновляют вас? Кто повлиял на ваше становление?

Вова РСР и Царица Логики: Внутри «Somatik Sound Sys­tem» мы все влияем друг на друга, хотим мы того или нет. В самом начале на нас сильно повлияли «Coil», «Drome», «Future Sound of Lon­don», «Sabres of Par­adise».

Претерпевал ли жанр какие-то изменения с момента возникновения? Где та грань, за которой somatik перестает быть somatik?

Вова РСР и Царица Логики: Мы можем сказать, что бит стал тяжелее и четче. Во многих композициях появилась большая внутренняя скорость. Эта естественная эволюция связана с тем, что мы и наши артисты чаще играем на вечеринках, чем на фестивалях или просто концертах. Что же касается жанровых ограничений, как только вы перестаете слышать большой медленный механизм, заставляющий вас двигаться, somatik заканчивается, и начинается что-то другое из области down­tem­po.

Спрошу как филолог: ваша музыка самообусловлена или за ней стоит какая-то философская концепция? Вкладываете ли вы какие-то особые значения в названия треков или они определяются самой композицией?

Вова РСР и Царица Логики: Мы считаем, что это такая грубая, северная гетто-психоделика. Dub на Ямайке, trance на Гоа, а в нашем холодном болотистом углу вот, как-то так. На вопрос про названия ответим картинкой:

ecia6O_ZRbo

Какое состояние сознания оптимально для восприятия вашей музыки?

Вова РСР и Царица Логики: Многие современные стили танцевальной электроники направлены на uplift­ing, на выброс эмоций, энергии и на персону на сцене. На это работают бесконечные «ямы» и «дропы». Мы стараемся направить слушателя в путешествие внутрь его самого.

Долгие циклические повторения этому способствуют. Конечно, наша музыка полностью раскрывается под кислотой. Психоделики для нее – это 3D-очки и большой экран. Но для нас важно, чтобы она работала и без помощи веществ, и мы делаем для этого все.

Еще интересуют те судьбоносные препараты, от которых обычное техно становилось слишком быстрым. Что это были за штуки, какие от них эффекты и побочки?

Вова РСР и Царица Логики: Амфетамин. Мы все видели, как при избыточных его количествах tech­no превращается в hard­core и schranz, например. Когда ты начинаешь его принимать, ты чувствуешь себя Богом, все, что ты делаешь, все происходящее вокруг тебя прекрасно. В этот период единственный побочный эффект – сухость во рту. Но через некоторое время появляется толерантность, и волшебство заканчивается.

Как вы оцениваете состояние электронной музыки в России: существует ли полноценная индустрия или музыканты просто представлены разрозненными тусовками? Каким вы видите свое будущее и будущее отечественной tech­no-сцены?

Вова РСР и Царица Логики: К сожалению, никакой индустрии до сих пор нет. Существует множество разрозненных микротусовок, которые к тому же грызутся между собой, вместо того чтобы объединиться вокруг какой-нибудь «местечковой» хуйни, как это произошло, например, в Англии с trip-hop и jun­gle или в Голландии с hard­core.

Если говорить о будущем, то мы не строим далеко идущих планов. Живем здесь и сейчас. Но хотелось бы, чтобы наконец появилась виниловая индустрия, нормальный профильный букинг и правильные радиостанции.

KFFP1eKIHBs

Какие изменения происходили в отечественной tech­no-сцене за последние два десятилетия? Какие события или проекты вы считаете ключевыми с точки зрения этих перемен?

Вова РСР и Царица Логики: Самым важным проектом для tech­no-культуры остается ныне покойный клуб «Tun­nel» и промогруппы, которые работали там: «Under­ground Expe­ri­ence» Олега Слона и «Механика» Вани Носикова. Это те люди, которые действительно развивали и развивают tech­no-сцену в России. В масштабе десятилетий остальных просто не видно. Один-два сиюминутно модных привоза, полгода работы «актуального» клуба, а по сути – бесконечное позерство. Это все несерьезно.

Если говорить про электронику в целом, то это «Елочные Игрушки». Их многочисленные проекты сделали современную IDM- и indie-сцену такой, какая она сейчас.

А для клубной культуры – клуб «Грибоедов», открывшийся в бомбоубежище на Воронежской в 96‑м. Он работает до сих пор, на прежнем месте, и лишь слегка изменился в лучшую сторону.

Раз уж речь зашла о ретроспективе, расскажите о самых ярких впечатлениях из 90‑х: что представляла собой в те годы музыкальная тусовка, были ли хорошие некоммерческие вечеринки и клубы?

Вова РСР и Царица Логики: Первый настоящий клуб в России открылся в 1992 году, и это был Indie & Punk-клуб «tAm­TaM». Его открыл Сева Гаккель, виолончелист «Аквариума». «tAm­TaM» был рассадником всего прогрессивного, включая психоделики. Психоделическая революция в России началась именно там. Помимо маргиналов, там тусовалось много молодых талантливых химиков.

Он был действительно некоммерческим. Туда можно было пиво проносить рюкзаками. Мы иногда собирали там бутылки, и этих денег нам хватало на рюкзак пива для следующей вечеринки. Сыграть там мог кто угодно, главным критерием отбора у Севы была непохожесть на русский рок. Ни о каких бизнес-планах, клубной индустрии и прочем речи еще не шло. Наверное, даже в «Тоннеле» тогда никто не знал, что будет дальше. Это были 90‑е! Иногда получали с пати 1000 $, иногда – на три шавермы.

Видео с одной нашей, кстати, коммерчески успешной вечеринки в «Тоннеле»:

Арт-группа «Речники» устраивала нелегальные и полулегальные опен-эйры. На видео ниже – первый рэйв-опен-эйр в стране. Он проходил на форту в Финском заливе под видом съемок фильма о молодежи. На 13‑й секунде вся наша тусовка попала в кадр.

Были легендарные сквоты на Фонтанке, Обводном и Пушкинской, 10, разовые рэйвы в Планетарии и ТЮЗе. Первые свои концерты мы играли в «Ten Club», в заброшенном ДК X‑летия Октября в промзоне на Обводном канале. В сети есть видеозапись:

Тусовка тогда была более сплоченная, в клубах были чил-ауты, и на одной вечеринке можно было услышать абсолютно разную музыку, от hard­core до IDM и ambi­ent.

Как вы вырубали вещества в те времена, когда еще в помине не было луковых сетей, биткоинов и GPG-шифрования? Часто ли сталкивались с товарищами майорами?

Вова РСР и Царица Логики: В те времена, чтобы иметь хорошие, интересные вещи, нужно было быть вхожим в правильные тусовки. Это касалось не только дури – культура не может состоять из одних наркотиков. В отсутствие торрентов, MP3, Интернета как такового, вообще огромную ценность имели компакт-диски, фильмы, клипы, пластинки. Магазин, где можно было купить (за кучу денег!) диск «Ein­stürzende Neubaut­en», появился в Питере только в 95‑м году. А дурь как бы шла паровозом. Львиную ее долю мы «вырубали» по осени в полях. Проблем с копами практически не было: в нашей среде не было понятия «барыга», и мы не употребляли привычных милиционерам вещей, не курили траву, не ставились черным. Ну кого волнует промокашка в конспекте по физике или баночка меда?

Вы много выступали за рубежом, вы разогревали «Die Antwo­ord», Настя разогревала «Marusha», и это – только то, что мне известно. Как вас находят (или вы их находите) такие персонажи?

Вова РСР и Царица Логики: Мы слишком погружены в себя, чтобы кого-то искать. Мы подписаны в букинг-агентстве «Morezvukov», зарубежные гастроли, в основном, устраивают они. У «Die Antwo­ord» в райдере был указан актуальный локальный саппорт, организаторы послали им демо-видео, и они выбрали нас. «Die Antwo­ord» – вообще молодцы, они сами вышли из андеграунда и, по возможности, двигают подземных чуваков. Например, в Европе они ставили на разогрев «DUB FX».

Как вы проводите свободное от работы и музыки время? Влияет ли то, что вы играете, на все сферы вашей жизни или какие-то ее аспекты музыка не затрагивает?

Вова РСР и Царица Логики: Мы любим вполне обычные вещи: хорошие концерты, фестивали, книги, космическую фантастику в IMAX, душевные районные кабаки, карельские озера, путешествия… Скорее, наоборот, все аспекты нашей жизни влияют на музыку.

Как и почему такие милые, добрые штуки заставляют нас генерить ощущение экзистенциального ужаса, остается загадкой.

GXFbMwcmC3I

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.