Ю. Ребле: онтоложество изнанки плёнки

 


Мой первый опыт в понимании того, как цвет накладывается на пленку и как его разные слои можно разрушить или смешать вместе, был чрезвычайно интересен: в результате был создан фильм Stadt in Flam­men («Город в огне»), 1984 года, цветная super‑8 копия фильма класса Б, которая была разрушена до такой степени, что стала представлять собой простую последовательность кадров.

В то же самое время, Schmelz­dahin, группа с которой я тогда сотрудничал, занималась исследованием процесса разрушения эмульсии в пленке, вызываемого бактериями. Таким образом, нет ничего удивительного, что в один прекрасный день я закопал свой фильм в сыром углу моего сада.

После жаркого, душного лета, на время которого я полностью забыл об этом эксперименте, я вернулся и выкопал фильм. Слои цвета разделились и частично перемешались. Цвета оставались очень чистыми и насыщенными, но отличались от того, что было прежде. В результате, старый фильм превратился в своеобразную мозаику из краски, чем-то напоминающую витражи в готических соборах.

Это был очень позитивный опыт, и я попытался сделать копию полученного фильма на оптическом принтере, который в Schmelz­dahin пытались использовать в таких случаях. Однако получилось так, что проекторная лампа перегрелась и расплавила оригинал. Чрезвычайно тяжело, практически невозможно контролировать такие процессы.

Параллельно с этими экспериментами мы также пытались манипулировать с пленками вручную, и объектом наших исследований был негатив. Мы выделили для себя несколько различных способов манипуляций с пленкой, которые включали в себя царапанье, скобление, вырезание, полировку, перфорацию; мы также применяли швейные машины, ножи, молотки, паяльный сплав и т.п.

Мы начали с последовательного удаления слоев цвета, одного за другим, или же осуществляли перфорацию пленки. Надо отметить, что интерес к этим экспериментам был в первую очередь исследовательским.

Изучение частей пленки, которая обрабатывалась таким образом, дало совершенно замечательный результат. Когда мы подвергали ее последовательному ритмичному трению с помощью куска наждачной бумаги, обнажалась глубина на которой присутствовал каждый из слоев краски. Если же и дальше продолжать такое воздействие, то через некоторое время вся эмульсия будет соскоблена с желатиновой основы. Перфоратор или швейная машинка(с ниткой или без нее) позволяет наносить соответствующие узоры на эмульсию и основу. Получив некоторый опыт, экспериментатор сможет «танцевать» на изображении и осуществлять перфорацию точно в задуманном месте.

Но мы занимались этими вещами вовсе не для того, чтобы научиться контролировать обработку пленки — что мы действительно хотели, так это исследовать процесс последовательного разрушения пленки вплоть до самого предела. В большинстве случаев, эксперименты на этом этапе позволили нам получить лишь весьма фрагментарную информацию по интересующему нас вопросу.

В течение последующих лет мы проводили весьма длительные эксперименты, посвященные изучению разрушительного влияния атмосферы на пленку и при этом опять использовалась именно цветная пленка. Мы экспериментировали, используя сотни футов пленки за раз — как нашу собственную super‑8, так и все, что было у нас под рукой, надолго оставляя их висеть в ветвях деревьев в моем саду. Обычно первый результат появлялся после воздействия солнечного света на пленку в течение от одного до десяти месяцев — разрушался желтый цвет. Затем, в зависимости от использованного материала, пленка постепенно теряла красный и синий цвета.

Спустя примерно шесть месяцев желатин становился пористым из-за воздействия ветра и дождя. Трещины и разрывы появлялись за такой же период времени. Если бы вы посетили теперь мой сад, то обнаружили множество испорченных и загрязненных кусков пленки, висящих на деревьях — пленки, собранной за период в десять лет.

Но если же подождать несколько лет, а не месяцев, то остается голое основание — пыль и грязь будут покрывать желатиновую основу пленки, на которой когда-то находились яркие цветные изображения. Это своего рода акт пурификации – ведь это всегда прекрасно, видеть, как новая реальность приходит на смену многоцветным иллюзиям и обманам пленки.

В 1985 году я выбросил целую бобину пленки в маленький пруд в моем саду(думаю, что это был фильм «Али-баба и сорок разбойников»). Спустя год я достал ее и полученный результат был использован в фильме «Aus Den Algen»(1986). Зрителю предлагается просмотреть эту пленку, выловленную из пруда и сопровождаемую необходимыми комментариями. От оригинала сохранилась лишь желатиновая основа – культуры водорослей поселились на ее поверхности и заменили собой цветные изображения.

Последние годы сотрудничества со Schmelz­dahin были посвящены преимущественно изучению химических процессов, которые происходят во время обработки пленки. Прежде всего, мы производили эксперименты с цветной пленкой, которые включали в себя опыты с проявителем, различные изменения в температурных режимах, резкое прерывание процесса печати, промывание в бачках с составами, которые не разрешаются в стандартных процедурах.

Эти операции часто приводили к весьма любопытным результатам — смещение общего баланса цветов в сторону одного цвета, к нескольким ошибочным передержкам, изменениям в зерне и даже к потерям целых слоев цвета. В других случаях, мы разделяли материал между участниками экспериментов и каждый из нас готовил свою собственную маленькую бутылочку с чрезвычайно концентрированным проявителем.

Во время проявки мы взбалтывали раствор через случайные промежутки времени, чтобы получить наибольшее количество различных результатов. Чаще всего все это приводило к потере контроля над процессом и дальнейшим попыткам воспроизвести полученный результат. Впрочем, очень часто именно «неудачные» результаты были наиболее интересными.

http://www.filmalchemist.de/
Jür­gen Reble / Niederkas­sel­er Straße 107 / D‑53225 Bonn / Ger­many / Tel.: x49 228 475489

© 2010 Нурсултан Тюлякбаев, перевод

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.