Фантасмагории Ондржей Свадлена

В детстве аниматор Ондржей Свадлена (Ondrej Svadlena) вместе с семьей тайно бежал из родной советской Чехословакии, из-под чуткого надзора местного аналога КГБ, ŠtB. Возможно, поэтому все его главные творения, две анимационные короткометражки «ЦЕПЬБЙСТВ» («MRDRCHAIN») и «Грызун времени» («Time Rodent»), а также игра «Beware» — это блуждания в фантсмагорических потёмках неопределенности, наполненных скрытым, то ли отложенным, то ли все ещё угрожающим насилием. Впечатляет его анимация, впрочем, другим: великолепным стилем где-то на стыке живописи Роберто Матта, клипов Tool и творений Алессандро Бавари.

«ЦЕПЬБЙСТВ» — это сравнительно аутический полёт сквозь иррациональный мир, построенный на цикле повторяющегося насилия; мир и напоминающий наш, и совершенно далёкий. Попытки покинуть замкнутый круг в него, конечно же, встроены; хотя главный герой, благодаря своей особой прозрачности, минует это опасное место без потерь — и, что было бы гораздо хуже, без приобретений.

А «Грызун времени» — это притча об эволюции человечества и человеческого общества. Апокалиптическая картина необузданного, обесчеловеченного и совершенно благополучного само-потребления, ведущего к потере самой человечности. Это искусно искажённая версия «Машины времени», в которой вместо морлоков — бывшие системы жизнеобеспечения, впрочем, так и не обретшие ИИ; а вместо элоев — пост-люди, эволюционирующие в более сложные, но начисто лишённые разума, прямо-таки босхианские формы жизни.

К сожалению, последние годы Свадлена занимается своей игрой, в которой просто надо сесть в машину и ехать сквозь утлую муть восточной Европы куда-то прочь от преследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.