«Жрица, ведьма и женское движение», глава 2. Эдвардианский период и интербеллум – Кроули

От Редакции. Согласно прошлой главе диссертации «Жрица, ведьма и женское движение» «первый случай, когда среди английских магических и теософских лож Тайный Вождь проявился как женщина, и, следовательно, впервые учения были доступны из уст женщины» случился с Флоренс Фарр, главным Адептом ЗЗ в Англии. С ней «вступила в контакт» «египетский адепт» женского пола, принявшая форму маленькой статуэтки. Алистер Кроули, пророк эона Гора, бога, пред которым «да будет женщина препоясана мечом», к Фарр «испытывал нежное уважение». Но оно было «смягчено чувством сострадания к тому, что её способности сильно не соответствовали ее устремлениям»… Вот это вот неожиданное (нет) снисхождение дедушки Алистера к женщинам в оккультизме в целом и освещается в новой главе, которую представляем вниманию конфидентов.

Почему он вообще всплывает в такой работе? Дело в том, что вместе с Дион Форчун и Маргарет Мюррей он выступил среди фигур, связывавших викторианские эзотерические и оккультные общества, а также сформировал некоторые идеи, внесшие решающий вклад в формирование ранней викки (бытует также мнение, будто он-то викку и сочинил — титан-титанесса, нечего сказать).

Ну а кроме взглядов драгоценного Алистера в новой главе поднимается история сексуальной магии в ОТО, которая «дает многие важные возможности для понимания меняющегося отношения к сексуальности, гендеру, религиозному авторитету и социальной свободе в последние двести лет».

fr.Chmn

В эдвардианский период и время между мировыми войнами нас интересуют несколько деятелей, связывавших викторианские эзотерические и оккультные общества. Например, Теософское общество и Герметический орден Золотой Зари, а также раннее викканское движение конца 1940-х – начала 1950-х годов. А кроме них — те, кто, хотя и не происходил из викторианской эзотерической среды, но сформировал идеи, внесшие решающий вклад в формирование ранней викки.

Эта глава будет посвящена трём таким фигурам: Алистеру Кроули, Дион Форчун и Маргарет Мюррей.

 

Алистер Кроули

Британский оккультист Алистер Кроули, урожденный Эдвард Александр Кроули, родился в 1875 году в семье исповедовавшей веру Плимутских братьев из Роял-Лемингтон-Спа. Отец Кроули, возглавлявший семейный пивоваренный бизнес, умер, когда мальчику было 11 лет. В 1895 году Кроули поступил в Тринити-колледж.

В своей автобиографии 1929 года Кроули утверждает, что в школе он часто проводил время с проститутками или, чаще, «девушками рабочего и низшего классов, [которые] часто посещали… [местные] пабы, хотели выпить вина, поужинать и переспать с состоятельными студентами». Правда ли это — неважно, но важен его взгляд на этих (реальных или вымышленных) некультурных и необразованных сексуальных партнеров. Хотя он считал их морально и ментально презренными, но, в отличие от других людей его положения,

эти факты не были определяющими. Напротив, было в высшей степени удобно, что сексуальные отношения человека должны быть с животным, у которого нет иных устремлений, кроме секса. [286]

Возможно, это всего лишь сексуальная фантазия Кроули. Но даже в этом случае это и другие похожие свидетельства позволяют уверенно утверждать, какие у него были взгляды на женщин рабочего класса — как в конце 20-х, так и в конце 19-го века.

В июле 1897 года Кроули покинул Кембридж, не закончив обучение, но с зарождающимся интересом к оккультизму. Год спустя он был представлен Джорджу Сесилу Джонсу (1873-1960), члену Герметического ордена Золотой Зари, и был посвящен во Внешний Орден в ноябре 1898 года.

Он быстро продвинулся по системе степеней, но члены лондонского Храма Исиды Урании отказали ему в принятии во Второй орден. Однако Кроули получил посвящение у Мазерса в Париже. [287] Как отмечалось в первой главе, этот эпизод сыграл важную роль во вражде между последним и восставшими лондонскими адептами – вражде, которая в конечном итоге привела к распаду ЗЗ.

В апреле 1904 года Кроули находился в Каире, где практиковал церемониальную магию со своей новой женой, Розой Эдит Келли (1874-1932). По его словам, Роза вошла в состояние транса и начала передавать сообщения от существа по имени «Айвасс», которого Кроули считал посланником египетского бога Гора. Кроули заявил, что этот «Айвасс» продиктовал ему текст под названием «Книга Закона». Согласно этому откровению, к концу подошла эпоха или эон Осириса,  время патриархальной религии. Ему  предшествовал матриархальный эон Исиды. А теперь старый эон «должен был смениться грядущей эпохой Гора, божественного ребенка, эйдолона индивидуальной свободы». [288]

Хенрик Богдан уже отмечал сходство между развитием истории от матриархата к патриархату, представленным в Книге Закона, и популярным на рубеже ХХ века мифом о матриархальной древности, представленным Бахофеном. [289] Сам Кроули должен был стать пророком религии нового Эона. Эта религия носила название «Телема» — от греческого слова, означающего «воля».

Для достижения своих целей в 1907 году Кроули основал новый магический орден, известный как А∴ А∴, работавший по форме цепи преемственности от учителя к ученику. А в его материале церемониальная магия Золотой Зари сочеталась со взглядами Кроули на восточные практики, например, тантру. Учения Ордена публиковались в журнале под названием «Equinox» (1909-1913). Девиз журнала звучал как «Метод – научный; цель – религиозная». Т.е. Магия понималась как третий путь к истине, которую современная наука и богооткровенная религия по мысли Кроули не смогли найти. [290]

Центральная доктрина «Телемы» Кроули гласит, что «у каждого мужчины и каждой женщины есть особая цель или сущность, которая большинству неизвестна, скрыта или подавляема». Это — Истинная Воля, отождествляемая c высшим «Я», или Святым Ангелом-Хранителем. [291] Воля, по словам Кроули, «отеческая» и выражается «качествами мужества, откровенности, энергии, гордости, силы и триумфа». [292] Само устремление к своему Святому Ангелу-Хранителю также считалось Кроули «мужским», поскольку достижение «Познания и собеседования» с Ангелом должно было быть достигнуто сначала «мужским усилием заговорить». Однако после этого «мужского» импульса адепт, «одетый в брачный наряд», становится «восприимчивым, женственным, терпеливым, полностью подчиняющим свою волю воле Ангела». [293]

В дневниковой записи от 4 мая 1906 года Кроули ясно дал понять, что «эта работа требует, чтобы Адепт принял на себя женскую роль: стремиться к своему жениху и всегда быть готовым принять его поцелуй; но не преследовать и не прибегать ни к какому роду силы». [294]

Книга Закона представила «радикальное переосмысление древнеегипетской религии». В ней фигурировали три бога: богиня неба Нуит, олицетворявшая женский принцип Телемы и необъятность космоса; Хадит, «мужской принцип, бесконечно малое, точка в круге, который и есть Нуит»; и Ра-Хор-Хуит, их символический союз, считающийся в Телеме богом войны и мщения, владыкой Нового Эона. [295] Пантеон Телемы также включал в себя других божеств, которые появились в более поздних работах Кроули. Среди них Великий Зверь 666 («солярно-фаллический принцип и роль, которую взял на себя сам Кроули»). А также богиня Бабалон, «земное сексуальное проявление Нуит» и «магическая роль и титул», которые на протяжении многих лет брали на себя несколько любовниц Кроули, которые также были известны как «Багряные Жены». [296]

Хотя Бабалон не фигурировала в Книге Закона, многие ключевые доктрины, связанные с Ней, можно найти в «Видении и голосе». Эта работа основана на видениях, которые Кроули испытывал в Мексике в 1900 году и в Алжире в 1909 году. [297] Дневниковая запись Кроули от 30 августа 1923 года содержит комментарий, который проясняет отношения между ним как Зверем и Багряной Женой:

Зверь есть источник Света и Жизни и открыто дарует их, например, ясно представляя природу Вселенной. Её же функция – отражать его свет, ходить в невежестве, но при этом мечтать и стремиться. Он – личность, она – форма, в которой он способен выразить себя. [298]

Запись от 18 июня 1920 года описывала отношения между Зверем и его Багряной Женой в схожих тонах:

Она – любовь, которая передает мою волю, удовольствие, которое сопровождает мою Энергию, Плодородие, которое вознаграждает мужа, вино, что струится из моего Жезла. [299]

Сексуальная магия и ОТО

Хью Урбан определяет практику «сексуальной магии» как «использование физического полового акта и генитального оргазма в качестве источника магической силы, которая, как считается, приводит к реальным результатам в физическом мире». [300] В своей книге «Magia Sexualis» Урбан утверждает, что «история сексуальной магии в современном эзотеризме далека от оккультной перверсии или поверхностной маскировки чувственной похоти за мистической тарабарщиной. Напротив, она дает многие важные возможности для понимания меняющегося отношения к сексуальности, гендеру, религиозному авторитету и социальной свободе в последние двести лет». Для нашей темы интереснее другое замечание Урбана: «не случайно, что рост интереса к сексуальной магии на Западе шел рука об руку с поиском сексуальной свободы… [и] феминизмом». [301]

Интерес к сексуальной магии, однако, не означал поддержки феминизма по умолчанию. Некоторые ранние авторы, такие как Паскаль Беверли Рэндольф (1825-1875), [302] защищали права женщин, в то время как другие, например, тот же Кроули, «были довольно андроцентричны, возможно, даже эксплуатировали женщин, рассматривая их тела как инструмент в эзотерических ритуалах». [303]

Учение Рэндольфа оказало влияние на двух немецких эзотериков – Карла Кельнера (1851-1905) и Теодора Ройсса (1855-1923). Состоятельный человек, интересовавшийся оккультными материями и причастный к масонству, Келлнер поддерживал Ройсса финансово, пока последний создавал «широкую маргинально-масонскую сеть, которая стала фундаментальным шагом на пути к основанию [ОТО]». [304] Смерть Келлнера в 1905 году лишила Ройсса поддержки, и после слухов о проводимых последним посвящениях с гомосексуальными элементами он покинул Германию и переехал в Лондон в начале 1906 года.

В том же году или (по мнению некоторых исследователей) между 1910 и 1912 годами он основал новую оккультную организацию под названием Ordo Templi Orientis. [305] Ройсс объединил свое представление западной сексуальной магии с «новыми, часто искаженными и неправильно понятыми традициями тантры, пришедшими из Индии» и основал новую оккультную организацию – Ordo Templi Orientis (ОТО). [306]

При Ройссе Орден был разделен на десять основных степеней, высшая из которых включала сексуальную магию. ОТО включал в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные обряды, сосредоточенные вокруг лингама как священного символа творения. Ройсс рассматривал сперму как «ключ к магической силе», в то время как женщины, по его мнению, были «несущественны для магической практики». [307]

Однако в качестве вынашивающей дитя женщину следовало почитать как высшее воплощение божественной силы созидательной сексуальности. Видение Ройссом идеального общества включало почитание матерей как «верховных жриц». [308] Марко Пази отмечает, что в молодости Ройсс был «горячим сторонником» буржуазного феминистского движения 1880-х годов. [309] Ричард Качинский добавляет, что, согласно Виктору Дейву (1847-1922), Ройсс выразил готовность выступить с докладом «Женщина в будущем» для немецкого анархистского движения примерно в 1885 году.

Качинский также представил статью, опубликованную Ройссом в 1887 году в журнале «Анархист» под названием «Матримониальный вопрос с анархистской точки зрения». [310] В этой статье Ройсс возражал против призывов «большинства проповедников женской эмансипации… дать возможность женщинам жить отдельно от мужчин и без них, [и] отказаться от брака», поскольку «такая эмансипация поставила бы мужчину и женщину в положение конкурентов в борьбе за существование». Женщины проиграют в таком соревновании из-за того, что мужчина «лучше подготовлен к борьбе». [311]

Ройсс, однако, желал реформировать «современный брак, супружескую ложь, пожизненное рабство женщины у одного мужчины» и считал, что угнетение женщин уходит корнями в «нынешний социальный, экономический порядок вещей». Он призывал к социальной революции, которая откроет больше профессий для женщин, повлечёт за собой предоставление им избирательного права и реформирует брак. [312] Ройсс предвидел революционизированное общество, в котором женщины будут свободны от финансовых и классовых забот при выборе своего идеального любовника и партнера по жизни. А это даже «не только сохранит расу, но и улучшит её путем естественного отбора». [313]

 

Качинский отмечает, что, хотя статья Ройсса была скорее всего написана для того, чтобы сохранить его репутацию анархиста (он, очевидно, работал под прикрытием на берлинскую полицию), «социальные и сексуальные реформы оставались близкими и дорогими его сердцу еще долго после его расставания с… анархистами». [314] Хью Урбан, однако, предупреждает нас не рассматривать Ройсса как профеминиста. По словам Урбана, видение Ройсса идеальной женщины во многом соответствовало современным ему ценностям, которые относили женщин к домашней сфере, и он также критиковал английских суфражисток за «отрицание материнства». [315]

Где-то между 1910 и 1912 годами Ройсс познакомился с Алистером Кроули и назначил его главой британского отделения Ордена. [316] Кроули пересмотрел иерархию степеней посвящения ОТО и расширил их до 11: восьмая степень включала обучение практике аутосексуальной магии (мастурбации), в то время как девятая была сосредоточена вокруг «особой формы магии, которая включала гетеросексуальные половые сношения… [кульминацией стало] сакраментальное употребление так называемого «эликсира» — смеси мужской и женской половых жидкостей, которые собирались из влагалища и «могли также использоваться для того, чтобы помазывать предметы, например, талисманы, наделяя их силой, которая высвобождалась в момент оргазма».

По мнению некоторых ученых, высшая степень этой обновленной системы была сосредоточена на сексуальных ритуалах гомосексуальной природы. Но Хенрик Богдан обращает внимание на то, что внимательное прочтение дневников Кроули показывает, что он совершал акт сексуальной магии, основанный на анальном сношении, как с мужчинами, так и с женщинами. [317]

Во время всех этих актов сексуальной магии практикующий должен был концентрировать свою волю на определенной желаемой цели и создавать «мысленные образы, которые стимулировали бы экстатическую природу ритуала», особенно в момент кульминации. В этот самый момент энергия, высвобождаемая во время ритуала, должна быть направлена к выбранной цели магической волей практикующего. [318]

Кроули привнёс «Книгу Закона» и «Учения Телемы» в отделения ОТО, которые курировал как британский глава. А после смерти Ройсса в 1923 году другие отделения также последовали его примеру (за исключением некоторых в Германии, вышедших из состава организации). [319]

Одним из ключевых текстов, подробно описывающих собственные эксперименты Кроули с сексуальной магией, был «De Arte Magica» (1914), предназначенный для претендтов на девятую степень ОТО. [320] В этой работе Кроули отметил, что, хотя наилучшего результата для этого специфически гетеросексуального магического акта могут достичь два посвященных участника, «женщинам-адептам не так-то легко добиться эффективности девятой степени». У посвящаемого мужчины, по словам Кроули, было больше шансов преуспеть, если ритуал проводился с неинициированной женщиной, чем у женщины, практикующей с неинициированным мужчиной. Сексуальные жидкости, вырабатываемые влагалищем, это «всего лишь раствор, и [в отличие от мужской спермы] в них ничего особенного нет». Затем Кроули отметил, что это же верно для «некоторых низших посвящений» [321] – вероятно, имея в виду аутоэротический акт сексуальной магии восьмой степени.

В течение следующих тридцати лет его взгляды на этот вопрос оставались неизменными. В книге «Об эмблемах и методах», написанной в 1944 году как тайный текст девятой степени, Кроули использовал алхимические образы. Он описывал Яйцо (Эмблема 1), которое должно быть оплодотворено Змеем (Эмблема 2). Змей, связанный с мужчиной-адептом, был описан Кроули как «принцип бессмертия, самообновления через воплощение, упорной воли, присущей «Алому Льву», в роли которого выступает оператор». [322]

Излагая точку зрения адепта-мужчины, Кроули далее в книге «De Arte Magica» сделал вывод, что «лучше и проще, чтобы другая сторона оставалась в неведении о священном характере Степени». Ведь действие, в котором принимает участие посвященная женщина 9 степени, фактически потребовало бы от обоих участников полной синхронизации в отношении желаемого объекта магического действия. [323]

И в этом вопросе взгляды Кроули оставались неизменными на протяжении десятилетий, что было ясно показано в его «Эмблемах и методах» 1944 года:

возможно и, к сожалению, часто необходимо использовать Орла, совершенно не знающего теории или даже не погружённого в курс происходящего. Я обнаружил, что это работает идеально; когда Орел в курсе, возникают тысячи трудностей.

Кроули также добавляет, что «ужасно редко можно встретить Орла, способного к инициативному сотрудничеству». [324] Это могло бы объяснить его общее высокомерное пренебрежение к женщинам-религиозным лидерам своего периода: хотя он высоко ценил Блаватскую, его комментарий к ее трудам также включал следующую жемчужину: «Здесь трактат полон отвратительной сентиментальной чепухи… Когда пожилая леди под хмельком пускает слезу, надо бежать без оглядки». [325] Его взгляд на Анну Кингсфорд, которую он представил как человека, «добившегося в религиозном мире куда большего, чем все прочие деятели за много поколений» был еще хуже. Он утверждал, что Кингсфорд сделала это «несмотря на всю гнилую кашу в голове вместо мозгов и несмотря на отсутствие образования, положения в обществе и приличной репутации». [326]

Мэри Бейкер Эдди (1821-1910), основательница Христианской науки, была отвергнута Кроули как «торговка духовностью», а Анни Хорниман он назвал «психичкой» и просто «разочарованием». [327] Более того, хотя он «испытывал нежное уважение» к Флоренс Фарр, оно было «смягчено чувством сострадания к тому, что ее способности сильно не соответствовали ее устремлениям». [328] Хью Урбан предполагает, что Кроули «рассматривал женщин как ограниченных и заменимых спутниц в духовной практике». [329] Он классифицировал «[всю] истинную церемониальную религию» как «солярно-фаллическую», [330] а мужчину называл «хранителем жизни Бога».

Женщина, согласно Кроули была «лишь временным средством, святыней для Бога, но не самим Богом», потому что она не несет в себе принципа новой жизни, за исключением временных случаев, когда он ей даётся». [331] Следовательно, отсутствие у нее пениса и творческой спермы позволяло женщины быть всего лишь «помощницей», которая служит «в лучшем случае пустым, невольным партнером» в магическом действе. [332] Это чувство кристаллизовано в разделе под названием «De Via Proprita Feminis» («О правильном пути для женщин») в книге Кроули Liber Aleph (1918), также известном как «Книга мудрости и безумия». Там он утверждает, что, хотя «женщине легко обрести опыт в Магии некоторого рода, например, в Видениях, Трансах и так далее; хотя они не овладеют ей и не трансформируют ее, как это бывает с мужчинами, но просто пройдут перед ней, как образы в зеркале». По этой причине, утверждал Кроули,

женщина никогда не продвигается в Магии, всегда оставаясь одной и той же, верно или неверно направляемой движущей ей Силой. Поэтому у ее устремлений в Магии есть предел: оставаться радостной и послушной мужчине, которого выберет её инстинкт. Так обычно её Храм становится упорядоченным, прекрасным и освященным, и в следующем воплощении она также может привлекать своей красотой мужскую душу. По этой причине мужчины ценят постоянство и терпение как высшие качества хорошей женщины. [333]

Стоит подчеркнуть, что, хотя эта работа состояла из серии личных писем, написанных Кроули ученику (которого он считал своим «магическим сыном»), он, безусловно, считал, что этот материал (включая процитированный выше отрывок) должен быть широко распространен. Перед смертью он несколько раз пытался напечатать книгу, названную одним из его биографов «одной из самых возвышенных работ», а в 1919 году даже организовал воскресную группу по изучению этой книги. [334]

Также стоит отметить, что по мысли Кроули женщины из-за отсутствия творческой спермы не просто ограничивались в магии. В своей книге «Экстатическое воодушевление: заметки о теургии» (1912) Кроули писал, что

Божественное сознание, отраженное и преломленное в деяниях Гения, питается, по моему убеждению, некоей секрецией. Секреция эта аналогична семени, но не тождественна ему… Секреция эта настолько тесно связана с сексуальной конституцией, что временами я начинаю думать, уж не побочный ли это продукт того же процесса, в котором вырабатывается семя.

Следовательно, хотя немного найдется мужчин «…которые несли бы её в себе постоянно и в неограниченном количестве», всё же «ещё меньше — женщин (причем женщины эти неизменно андрогинны)». [335]

При чтении трудов Кроули становится ясно, что подобные проблемы «смены пола» не были чем-то необычным для его мышления. Эон Гора был, по его мнению, временем, когда «два пола [присутствуют] в одном лице», в отличие от матриархального Эона Исиды, когда есть лишь «один пол» и Эона Осириса, когда два пола противопоставлены друг другу. [336]

В 1920-х годах Кроули описывал себя как «своего рода физического андрогина, [который] также нашел отражение в его сознании». Описанные им «женские» физические качества – тонкие, изящные конечности и хорошо развитая грудь – проявились не «в ущерб мужским и не за их счёт». По мнению Кроули, это позволило ему «понимать женскую психологию и рассматривать любую гипотезу всесторонне и непредвзято, а в духовном плане наделило его материнским инстинктом. Благодаря этому он мог размышлять о природе с позиции совершенного человека… соединяя в себе черты обоих полов, сумел выработать такие воззрения на бытие, в которых положительное и отрицательное, активное и пассивное объединились в идеально уравновешенной пропорции». [337]

Тогда же он писал: «Тот, кто рассуждает «Я не женщина, а мужчина» или наоборот, — ограничивает сам себя, ставит преграды на пути своего движения», и утверждал, что «это корень «замыкания в себе»». Он предположил, что для высокого духовного развития «мужчина должен довести себя до полноты совершенства и стать андрогином; то же самое должна исполнить женщина – и стать гинандром [sic]». [338] В книге «Магия в теории и на практике» 1929 года Кроули добавил, что поскольку «Бог выше Пола, а посему ни мужчина, ни женщина не могут в полной мере постичь… Бога. В связи с этим магу-мужчине надлежит развивать в себе недостающие женские качества; но, выполняя эту задачу, он никоим образом не должен ущемлять своё мужское начало. Поэтому закон позволяет магу-мужчине воззвать к Исиде и отождествлять себя с ней; если же ему не удастся это сделать, то, когда он достигнет Самадхи, в его понятиях о Вселенной будет отсутствовать концепция материнского начала». [339]

Можно задаться вопросом, как теологические и магические взгляды Кроули отразились на его отношении к женщинам в «мирском» (если вообще отразились). Ответить непросто. Марко Пази говорит, что, «хотя Кроули в целом интересовался политикой, этот интерес всегда оставался подчиненным его магическим и метафизическим увлечениям, [хотя он]… несомненно, жил настоящим и имел собственное мнение о социальной и политической ситуации своей эпохи… по большей части он не мог отделить эти аспекты от трансцендентного, постулируемого его мировоззрением». [340] Далее Пази утверждает, что «попытка рассматривать мысли Кроули как связное целое – достаточно смелое предприятие… не только потому, что его идеи претерпели некоторую эволюцию в течение его жизни, но также и потому, что в течении жизни он обращался к часто противоречивым идеям». [341] Именно с учетом этого утверждения будет представлен следующий раздел.

Кроули постоянно критиковал институт брака. В 1912 году он заявил, что «замужние англичанки обычно не знакомы с сексуальным удовлетворением. Грубые и невежественные мужья постоянно разжигают в них желания, но никогда их не утоляют». [342]

Вновь он затронул эту тему в комментарии к Книге Закона, написанном всего через несколько лет после принятия Акта о народном представительстве 1918 года. В том Акте женщинам старше 30 предоставлялись права, соответствующие минимальным имущественным требованиям. Кроули раскритиковал законы о браке и разводе как «самое откровенное и грубое проявление рабского положения… основанного на идее, что женщина – это движимое имущество», в то время как телемиты в каждой женщине видят звезду, абсолютно свободную двигаться по своей собственной орбите, независимо от того, хочет она быть «идеальной супругой» или нет. [343]

Эта прогрессивная позиция кажется несколько противоречащей представлению женщин, которое Кроули выразил в 1913 году в тексте гностической мессы. Устами жрицы он провозглашает, что приверженцы Телемы должны «копить богатства; да будет у вас изобилье женщин и пряностей». [344]

Возвращаясь к теме критики брака в комментариях к «Книге Закона», Кроули надеялся, что обретение избирательного права возвестит о крахе современных законов о браке и сексуальных нравах:

Но в наши дни женщина обрела экономическую независимость, и с каждым годом становится все более свободной в этом отношении… в результате она тотчас же заявляет о своем праве иметь столько мужчин и столько детей, сколько желает или может получить, … и бросает вызов миру, пытающемуся ущемить её в правах. Дайте ей власть – и она покажет, чего она стоит!… Англичанки старше тридцати лет уже получили право голоса; как только нынешняя молодежь дорастёт до планки ценза – прощай, старый брак! [345]

Однако взгляды Кроули на права женщин от года к году разнились. Отсылки к этой теме начинаются ещё в 1908 году. 30 мая 1908 года он опубликовал статью под названием «Суфражистский фарс» в журнале «New Age», используя псевдоним Лавиния Кинг (который позже использовал в качестве имени персонажа «Лунного дитя»). [346] Кроули спародировал демонстрации, организованные суфражистками того времени перед зданием парламента.

 

Мисс Беллони, суфражистка, безжалостно вламывается в кабинет министра внутренних дел Астерикса. Он называет ее «собакой», «помехой обществу», «чудовищем» и «дряхлой старухой гигантских размеров и кровожадного нрава», а дальше буквально выбрасывает ее из окна. В конце концов ей удается изгнать министра Астерикса из его собственного кабинета, представившись им и надев его одежду. Это свидетельствовало об опасностях, связанных с тем, что женщины могут получить право голоса и ведут себя «как мужчины». Однако в статье, опубликованной весной 1911 года, Кроули писал, что «женщина равна мужчине и, разумеется, ни в чем не уступает ему». [347]

Тем не менее, в 1912 году, диктуя Книгу 4 Sr. Vikaram (Мэри д’Эсте Стерджес, 1871-1966), Кроули испытывал отвращение к «крушению цивилизации» и «устоявшимся принципам», которых придерживались «сомневающиеся в существовании каких-либо реальных отношений между Матерью и Дитя, какого-либо реального различия между мужчиной и женщиной». Он предупреждал о «безумии, неизбежном при разрушении этих целостных образов». [348] Вынашивание детей, отметил он примерно десять лет спустя было частью «Истинной Воли» женщин и считается ими высшим в такой степени, что «они отвергают вопросы, которые не имеют к этому отношения, как мелочи, перенимая привычки, требуемые от них в интересах семейной гармонии, которую они признают условием, благоприятствующим воспроизводству». [349]

Специфически женоненавистническая запись в дневнике Кроули от 28 апреля 1919 года гласила, что «если Бог создал мужчину немного ниже ангелов, то женщину он сделал намного ниже животных», и его комментарий к «Книге Лжей» (вероятно, написанный около 1921 года) аналогичным образом атаковал «абсурдности… [проявленные среди прочего] людьми, утверждающими сегодня, что женщина важнее мужчины». [350] Таким образом, семейственность и женские черты, придаваемые ей викторианским и эдвардианским обществом, были Кроули, мягко говоря, не по душе. В письме, которое он написал ученице в конце своей жизни, он отметил, что

Сама магическая формула мужчины — направлять наружу, а женщины — вовнутрь. Часто можно наблюдать это как навязчивый инстинкт: его можно назвать «защитным», но на самом деле это страсть к поглощению. Отсюда ужасная идея «домашнего очага», где она в безопасности и комфорте может переварить своих жертв. … Сын с его мужской формулой, формулой жизни, с её стремлением продвигаться вперед, разрушать всё, что сопротивляется его пути, обнаруживает, что для него является совершенно естественным «кусать руку, которая кормит его». Но у дочери нет такого оружия, всё, что она может – это следовать за самцом. … Когда же женщина «так заботится о своей дочери» — боже, помоги дочери! Она никогда не позволяла себе позаботиться о себе самой, она беспощадно привязывала себя руками и ногами к рутине своего «приличного христианского дома», была бесплатной домработницей. Вырваться от вампиризма матери можно было, только направив ее внимание на более интересную цель. … Но так гласит истина: Смерть – формула женщины, «возвращение к Великой Матери» — это гибель героя …Какой возвышенной противоположностью является формула мужчины! [351]

 В 1910 году Кроули ясно дал понять, что отношение христианства к женщинам должно быть свергнуто, поскольку «именно поклонение им как идеалам разлагает душу». [352] Прошедшее десятилетие еще больше обозлило его: «Только наше желание уничтожить конкурента заставляет нас притворяться, что мы стремимся к респектабельности, а женщины – к добродетели». [353] В другом месте в тот же период он бушевал, что «Женщин при христианстве сохраняют в девственности для продажи, как страсбургских гусей прибивают гвоздями к доскам, пока у них не сгниёт печень. Жители Запада были слепыми ослами! Они притворяются, что женщины от природы целомудренны! … Надо отметить, что Великие женщины Истории проявляли безграничную свободу в Любви». [354] В дневниковой записи от 23 июля 1923 года он дополнил эту идею, написав, что «скромная женщина», мать, это символ поражения и смерти: Алая Блудница, что оседлала Огромного Дикого Зверя, что пьёт Кровь Святых из Чаши Своей, что «прелюбодейна», требует перемен – это Победа и Жизнь». [355] Другая запись, от 5 июля 1920 года, поясняет эту идею:

Мы уважаем активность и энергичность, презираем пассивность и инертность; иными словами, мы восхваляем мужчину и порицаем женщину. Супружеские измены мужчины – это проявление высокого духа, предательство женщиной нашего доверия к ней – глупость и трусость. Мы уважаем «мимолетную» женщину лишь тогда, когда она дерзка и претендует на то, чтобы разделить нашу мужественность… мы презираем тип женщины-матери-коровы, но уважаем Семирамиду, Клеопатру, Екатерину Русскую или, за иные виды достоинств, Сафо, Леди Макбет и Жанну д’Арк. И общим для них качеством, их претензией на честь, был их отказ принять формулу женщины. Мы считаем, что мужчина должен быть мужчиной, но женщина не должна быть женщиной. [356]

 Хотя Кроули не потрудился отделить свой собственный взгляд на женщин от взгляда общества, в записи от 22 августа 1923 года он продолжил критику. Он отметил, что «христианки покрывают нижнюю часть тела и обнажают лицо, якобы в стремлении к цели, для которой применяется первая. Невозможно поддержать это ввиду современных методов контрацепции». [357]

«Эстетика христианской культуры считает женщин отвратительными», — писал Кроули, а западная гетеросексуальность «влечет за собой бесконечное количество бед: ревность, аборты, болезни, детоубийства, мошенничество, интриги, ссоры, бедность, проституцию» и многие другие. Кроули, который в своё время посетил большое количество проституток, [358] продолжал осуждать «устройство создания и поощрения проституции, направленное на то, чтобы держать один класс женщин под прицелом, а другой – под сапогом мужа при первых же признаках неподчинения или даже неспособности угодить». [359]

Как Кроули подытожил в своей автобиографии, написанной в 1920-х годах и опубликованной в конце десятилетия —

до тех пор, пока сексуальные отношения дополняются религиозными, социальными и финансовыми соображениями, они будут вызывать всевозможные формы трусливого, бесчестного и отвратительного поведения. [360]

Можно предположить, что одним из таких бесчестных и отвратительных поступков было изнасилование. Однако взгляд Кроули на этот вопрос также был неоднозначным. Он отстаивал взаимное согласие и считал «неприличным, как правило, ради сексуального удовлетворения что-то разрушать или деформировать, а также доставлять неудобства другой звезде». Но добавлял, что «не следует понимать, что согласие всегда явно. Бывают случаи, когда соблазнение или изнасилование могут быть эмансипацией или посвящением. О таких действиях можно судить только по результатам». [361]

Этот явно женоненавистнический элемент мышления Кроули хорошо согласуется с утверждением Алекс Оуэн о том, что «Кроули считал себя неотразимым и его сексуальные победы были обусловлены его уникальной способностью выражать (…эссенциализированную) «дикую мужскую страсть к созиданию», смягченную «женской» мягкостью». [362] Как выразился сам Кроули, «[моя] страсть к женщинам совершенно бескорыстна; основной мотив – доставлять им удовольствие. Отсюда сильное стремление понять женскую природу; для этой цели отождествлять себя со своими чувствами и использовать все подходящие средства». [363]

Поэтому он не видел проблемы в том, чтобы заявить, что в телеме «[мы] не смеем препятствовать Её уходу, Богиня она!», «Мы не присваиваем себе никаких прав на Её волю», «Она сама себе единственный судья» и «Мы уважаем Женщину в Её собственной природе», всё время добавляя, что «если женщина спрашивает мужчину, который хочет её поцеловать, почему он стремится к этому, и он пытается объяснить, он становится импотентом. Его верная орбита – заставить её подчиниться, чего она, во всяком случае, и добивается». [364] Как он отмечает в другом месте, он хотел, чтобы его идеальной любовницей «была… уверенная в себе и в его способности овладеть ею». [365]

В этом контексте нам также не помешало бы отметить утверждение Алекс Оуэн о том, что «Кроули признавал, что мазохизм играл определённую роль в его отношениях с женщинами, но пытался скрыть это за жестами женоненавистнического презрения: «Мазохизм тоже нормален для мужчины; ибо половой акт – это Нисхождение Спасителя в Ад». [366] Хороший пример женоненавистничества Кроули можно найти в следующей цитате от 1938 года, в которой он заявил, что «женщины часто обладают превосходным интеллектом, но совершенно неспособны к знаниям и разуму, на которых он основан». [367]

Эта цитата – лишь одна из серии подобных замечаний, сделанных Кроули за эти годы: в письме британскому художнику Сэру Джеральду Келли (1879-1972), написанном где-то в 1901 году, Кроули советовал последнему, как стать великим художником. Он говорил о становлении «шлюхой для любовницы, гаменом для модели, сводником для домохозяйки и блудницей для духовного наставника!» [368] В Книге 4 он приравнивал жён к собакам, чей лай может помешать медитации. [369] Его биограф Мартин Бут утверждает, что взгляд Кроули на женщин «мало изменился с годами» и приводит запись от сентября 1916 года, в которой Кроули писал, что «не нужно делать трагедии из того, что мужчина бросает свою жену; потому что женщины не в счёт. Они существуют только постольку, поскольку соблазняют или иным образом уничтожают мужчин. Брошенная женщина может быть комичной или трогательной, но никогда не трагичной». [370]

Несколько месяцев спустя Кроули добавил, что «мы естественно и неизбежно делим женщин на целомудренных и нецеломудренных; тем самым подтверждая, что Пизда – единственное, что в них важно». [371] В аналогичном ключе Кроули заметил где-то в 1920-х годах, что «жизнь женщин делится на три части: до, во время и после наступления менструации. (1) Девственница, (2) Жена и Мать, (3) Карга». Оставаясь верным своему более раннему определению женщины как «пизды», Кроули писал, что в своем состоянии Ведьмы «женщина больше не может выполнять свои естественные функции, что, следовательно, оборачивается отчаянной злобой. Отсюда отождествление Карги с ведьмой». [372]

Взгляд Кроули на средневековых «ведьм» был далёк от взгляда Маргарет Мюррей и более поздних викканок и Богинь-феминисток: в своей автобиографии Кроули написал, что «вера в колдовство была не просто суеверием; её психологические корни были вполне ощутимыми. Женщины, которым мешают их естественные инстинкты, неизбежно обращаются ко всем видам коварства, от клеветы до разрушения домашнего очага». [373] Ближе к концу своей жизни Кроули исключил старуху, которая, «будучи анатомически женщиной, не функционирует в этом качестве», из своей классификации трех «существующих» типов женственности, которые соответствовали фигурам Исиды, Осириса и Гора:

Группа Исиды состоит из женщин-матерей. Для них мужчина всего лишь создает и содержит её детей. Группа Осириса включает в себя женщин, посвятивших себя мужчине и его карьере. Даже её дети являются для неё копиями Возлюбленного, они сохраняют его образ в будущем посредством ее бессмертной любви. Группа Гора состоит из женщин, оставшихся детьми, игривыми девочками, любящими только ради удовольствия. Их ребёнок в лучшем случае не интересен им, а в худшем представляет собой обузу. Все эти группы имеют свои достоинства и недостатки, и все они должны пользоваться равным, хотя и разным по форме, уважением. [374]

Взгляд мужчины на эту систему классификации должен был быть довольно простым, добавил Кроули: «Ничего проще — все женщины подчинены его Истинной Воле. Поэтому только женщина класса Осириса может быть полезна ему в долговременной перспективе. Но даже в этом случае ему стоит быть осторожным с ней. Самое же важное — распознание в женщине всех проявлений Истинной Воли». [375]

Отношение Кроули к женщинам и гендерным проблемам оказало значительное влияние на его магическое и теологическое мировоззрение. Он построил телему и реорганизовал ОТО, отразив изменение сексуальных и гендерных нравов в эдвардианской и межвоенной Британии. Как важный канал, соединяющий викторианский оккультизм с ранним периодом викки Джеральда Гарднера конца 1940-х и начала 1960-х годов, взгляды Кроули нельзя недооценивать в контексте обсуждения викканства и происходящего от него язычества в следующих главах.

В представлении Кроули (не отличающемся от представлений его предшественников из «Золотой Зари») магия и Воля имели мужскую природу, и женская роль в телеме заключалась в отражении и придании формы мужской энергии и магической Воле. Его реорганизация ОТО и высших степеней посвящения Ордена отражала эти взгляды.

Хотя Кроули критиковал викторианские сексуальные и супружеские нравы и несколько раз выступал за избирательное право женщин, его поддержка иногда подкреплялась беспокойством, вызванным изменениями в социальном положении женщин, произошедшими в эдвардианский и (особенно) межвоенный периоды. Эти опасения сопровождали его в целом женоненавистнические взгляды на известных женщин-духовных лидеров того периода, а также на женщин в целом.

 

Примечания

[286] Aleister Crowley, The Confessions of Aleister Crowley: An Autobiography (London: Jonathan Cape, 1969 [1929]), 143.

[287] Martin Booth, A Magical Life: A Biography of Aleister Crowley (London: Hodder and Stoughton, 2001 [2000]), 53-54, 115-116.

[288] Henrik Bogdan, «Aleister Crowley: A Prophet for the Modern Age,» in The Occult World, ed. Christopher Partridge (New York: Routledge, 2015), 295, 296; Nevill Drury, «The Thelemic Sex Magick of Aleister Crowley,» in Pathways in Modern Western Magic, ed. Nevill Drury (Richmond: Concrescent Scholars, 2012), 208.

[289] Henrik Bogdan, «Envisioning the Birth of a New Aeon: Dispensationalism and Millenarianism in the Thelemic Tradition,» in Aleister Crowley and Western Esotericism, eds. Henrik Bogdan and Martin P. Starr (Oxford: Oxford University Press, 2012), 91. В 1929 году Кроули специально упомянул матриархат в контексте веры в партеногенез во время религий Эона Изиды и отослал своих читателей к современной антропологии. В 1940-х годах он снова упомянул матриархальную эпоху, но сделал это в связи с системой престолонаследия, в которой новый претендент на трон должен был убить царствующего короля и жениться на его дочери, таким образом становясь «королем [не] по наследству, а по праву завоевания». Aleister Crowley, Magic in Theory and in Practice (New York: Dover Publications, 1976 [1929]), 34-35; Master Therion, The Book of Thoth: A Short Essay on the Tarot of the Egyptians (New York: Samuel Weiser, 1980 [1944]), 54.

[290] Bogdan, «Aleister Crowley,» 294, 295.

[291] Ibid., 296.

[292] Crowley, Magic in Theory and in Practice, 36.

[293] Aleister Crowley, «Liber Cordis Cincti Serpente vel LXV Sub Figura ינדא with a Commentary by 666,» in The Equinox 4:1 (1996), 116, 135, 149. Liber Cordis Cincti Serpente это «рассказ об отношениях Аспиранта со своим Святым Ангелом-Хранителем», который давался стажерам A∴A∴, «поскольку достижение Знания и Общения со Святым Ангелом-Хранителем… [считалось] венцом Внешней Коллегии [Ордена]».. Ibid., 87. Комментарий был написан Кроули в Северной Африке в 1923 году. The Equinox 4:1 (1996), 361.

[294] Цит. в Crowley, «Liber Cordis Cincti Serpente,» 149.

[295] Bogdan, «Aleister Crowley,» 296-297.

[296] Ibid., 297. Невилл Друри утверждает, что «согласно доктрине nелемы, сексуально-магические встречи Кроули с его Алыми женщинами… были сакраментальными актами, подтверждающими роль Кроули как Владыки Нового Эона». Nevill Drury, Stealing Fire From Heaven: The Rise of Modern Western Magic (Oxford: Oxford University Press, 2011), 85.

[297] Bogdan, «Aleister Crowley,» 297.

[298] Stephen Skinner (ed.), Magical Diaries of Aleister Crowley: Tunisia 1923 (Boston: Weiser Books, 1996), 137.

[299] John Symonds and Kenneth Grant (eds.), The Magical Record of the Beast 666 (London: Duckworth, 1993 [1972]), 177.

[300] Hugh Urban, Magia Sexualis: Sex, Magic, and Liberation in Modern Western Esotericism (Berkeley: University of California Press, 2006), 2.

[301] Urban, Magia Sexualis, x, 4.

[302] Американец, работавший в основном в 1850-1860-е годы, Рэндольф выступал за «здоровый, взаимный и сакрализованный секс как ключевую часть достижения» своего «утопического видения подлинно свободного и равного общества», но в отличие от более позднего Кроули он осуждал все нерепродуктивные сексуальные акты и особенно мастурбацию. Ibid., 57, 72.

[303] Ibid., 10.

[304] Marco Pasi, «Ordo Templi Orientis,» in Dictionary of Gnosis & Western Esotericism, ed. Wouter J. Hanegraaff (Leiden: Brill, 2006), 898-899. В 1901 году, например, Ройсс связался с Уильямом У. Уэсткоттом, который в то время был Верховным Магом SRIA, и тот дал ему разрешение на создание колледжа SRIA в Берлине.. Ibid.

[305] Ibid., 900. Официально о существовании Ордена было объявлено во второй половине 1912 года в журнале Ройса «Орифламма» и в периодическом издании самого Кроули «Равноденствие». Ibid., 901. Недавнее исследование предыстории и первых лет существования ОТО см. Richard Kaczynski, Forgotten Templars: The Untold Origins of Ordo Templi Orientis (published privately, 2012).

[306] Urban, Magia Sexualis, 96.

[313] Kaczynski, Forgotten Templars, 304-306.

[314] Ibid., 37.

[315] Urban, Magia Sexualis, 103.

[316] Pasi, «Ordo Templi Orientis,» 901.

[317] Urban, Magia Sexualis, 121; Bogdan, «Aleister Crowley,» 300.

[318]Bogdan, «Aleister Crowley,» 300; Drury, «The Thelemic Sex Magick of Aleister Crowley,» 213.

[319] Christian Giudice, «Ordo Templi Orientis,» in The Occult World, ed. Christopher Partridge (New York: Routledge, 2015), 278-279.

[320] Drury, «The Thelemic Sex Magick of Aleister Crowley,» 218. Другие значимые тексты — Liber A’ash (Equinox 1:6, сентябрь 1911: 33-39), Liber Cheth (Equinox 1:6, сентябрь 1911: 23-27) и Liber Stellae Rubae (Equinox 1:7, март 1912: 29-38), а также в нескольких коротких секретных документах, таких как Agape vel Liber C vel Azoth (1914) и Emblems and Mode of Use (1944). Ibid., 237; Bogdan, «Aleister Crowley,» 300.

[321] Aleister Crowley, De Arte Magica (1914). Available at http://www.skepticfiles/org/mys3/magica.htm . Accessed 26 January 2015.

[322] Цит.  Drury, Stealing Fire From Heaven, 98-99.

[323] Crowley, De Arte Magica.

[324] Aleister Crowley, Emblems and Modes of Use (1944). Available at

http://www.zalathu.com/pages/pdf/emblemsmodeofuse.txt . Accessed 26 January 2015.

[325] Aleister Crowley, «Liber LXXI: The Voice of the Silence, by Helena Petrovna Blavatsky 8=3 with a Commentary by Frater O.M. 7=4,» in Gems from the Equinox: Instructions by Aleister Crowley for His Own Magical Order, ed. Israel Regardie (Las Vegas: New Falcon Press, 1997 [1974]), 782.

[326] Aleister Crowley, Book Four (San Francisco: Weiser Books, 1980 [1913]), 14.

[327] Aleister Crowley, «Liber 777,» in 777 and Other Qabalistic Writings of Aleister Crowley, ed. Israel Regardie (Boston: Weiser Books, 1986 [1973]), xi. The quote regarding Horniman was scribbled by Crowley in the margins of his own copy of Israel Regardie’s My Rosicrucian Adventure (1936), and presented in Gilbert, The Golden Dawn Scrapbook, 133.

[328] Crowley, The Confessions of Aleister Crowley, 177.

[329] Urban, Magia Sexualis, 133.

[33] 0Master Therion, The Book of Thoth, 59.

[331] Aleister Crowley, «The Book of the Unveiling of Sangraal,» in The Secret Rituals of the O.T.O., ed. Francis King (New York: Samuel Weiser, 1973), 221. Quoted in Urban, Magia Sexualis, 133; Crowley, Magic in Theory and in Practice, 42.

[332] Scott Michaelson (ed.), Portable Darkness: An Aleister Crowley Reader (New York: Harmony Books, 1989), 144, 145. Quoted in Urban, Magia Sexualis, 134. По мнению Урбана, это нашло отражение в желании Кроули использовать сексуальную магию для создания мужского «божественного поэта», рожденного не из «оскверненной» женской плоти, а исключительно из духовного. Ibid., 133.

[333] Aleister Crowley, Liber Aleph vel CXI : The Book of Wisdom or Folly, in the Form an Epistle of 666, the Great Wild Beast to his Son 777, Being the Equinox, Volume III Number VI (New York: 93 Publishing, 1991), 171.

[334] Kaczynski. Perdurabo, 322, 342, 633, n. 12.

[335] Aleister Crowley, «Energized Enthusiasm: A Note on Theurgy,» in The Best of the Equinox: Sex Magick, Volume III, ed. Aleister Crowley (San Francisco: Weiser Books, 2013), 29.

[336] Crowley, Magic in Theory and in Practice, 38.

[337] Crowley, The Confessions of Aleister Crowley, 45.

[338] Crowley, «Liber Cordis Cincti Serpente,» 203.

[339] Crowley, Magic in Theory and in Practice, 11.

[340] Marco Pasi, Aleister Crowley and the Temptation of Politics (Bristol: Acumen, 2014), 23.

[341] Ibid., 24.

[342] Crowley, «Energized Enthusiasm,» 44.

[343] Aleister Crowley, The Law is for All: The Authorized Popular Commentary to The Book of the Law (Tempe: New Falcon Publications, 2002 [1996]), 42-43. Elsewhere he referred to marriage as «a detestable institution». Crowley, The Confessions of Aleister Crowley, 285.

[344] Aleister Crowley, «Liber XV: Ecclesiae Gnosticae Catholicae,» in The Best of the Equinox: Sex Magick, Volume III, ed. Aleister Crowley (San Francisco: Weiser Books, 2013), 12. These lines appeared originally in Aleister Crowley, The Book of the Law (Red Wheel/Weiser: San Francisco, 2011 [1926]), 36.

[345] Crowley, The Law is for All, 43. В другом месте комментария он добавил: «Пусть женские рабочие организации поддержат любого человека, который подвергается экономическим домогательствам на гендерной почве». Ibid., 177.

[346] Lavinia King, «The Suffragette: A Farce,» New Age (30 May 1908): 91-92. Quoted in Kaczynski, Perdurabo, 178.

[347] Aleister Crowley, «Gematria,» in 777 and Other Qabalistic Writings of Aleister Crowley, ed. Israel Regardie (Boston: Weiser Books, 1986 [1973]), 8-9. «Gematria» была экстраполирована из The Equinox vol. 1, no.5, где она была первоначально названа «Temple of Solomon the King».

[348] Crowley, Book Four, 91.

[349] Crowley, The Law is for All, 71.

[350] Symonds and Grant (eds.), The Magical Record of the Beast 666 , 112; Aleister Crowley, The Book of Lies (Boston: Weiser Books, 1981 [1913]), 101.

[351] Chapter LIII («Mother-Love») in Aleister Crowley, Magick Without Tears (Hampton: Thelema Publishing Co., 1954). Available at: http://hermetic.com/crowley/magick-without-tears/mwt_53.html . Accessed 23 February 2015.

[352] Aleister Crowley, The World’s Tragedy (Paris: Privately Printed, 1910), xxix. https://www.100thmonkeypress.com/biblio/acrowley/books/worlds_tragedy_1910/worlds_tragedy.pdf .

[353] Symonds and Grant (eds.), The Magical Record of the Beast 666, 202.

[354] Crowley, The Law is for All, 172, 44.

[355] Skinner (ed.), Magical Diaries of Aleister Crowley, 95. На восприятие Кроули материнства, конечно же, повлияла его ненависть к собственной матери, которую он «ненавидел и презирал». Его дневниковая запись за 28 августа 1923 года резюмирует это: «Мать — это просто гостиница, в которой человек остановился, — хорошо, если она сгорела». Aleister Crowley, The Equinox of the Gods (London : O.T.O., 1936). Available at http://hermetic.com/crowley/equinox-of- the-gods/remarks-on-the-method-of-receiving-liber-legis.html . Accessed 23 February 2015; Skinner, Magical Diaries of Aleister Crowley, 135.

[356] Symonds and Grant (eds.), The Magical Record of the Beast 666, 202.

[357] Skinner (ed.), Magical Diaries of Aleister Crowley, 129.

[358] Aleister Crowley, «Rex the Arte Regia,» in The Magical Record of the Beast 666, eds. John Symonds and Kenneth Grant (London: Duckworth, 1993 [1972]), 4, 6, 7, 10, 23, 25, 27 28, 40, 44, 48, 50.

[359] Crowley, The Law is for All, 51-53, 175.

[360] Crowley, The Confessions of Aleister Crowley, 80.

[361] Crowley, The Law is for All, 64. См. также страницы 42, 51.

[362] Owen, The Place of Enchantment, 214.

[363] Crowley, The Equinox of the Gods.

[364] Crowley, The Law is for All, 173; Aleister Crowley, Magical and Philosophical Commentaries on The Book of the Law (93 Publishing, 1974). Available at http://hermetic.com/legis/magical-philosophical-commentaries/chapter-ii.html . Accessed 29 January 2015.

[365] Symonds and Grant (eds.), The Magical Record of the Beast 666, 202.

[366] Owen, The Place of Enchantment, 303, n. 89. Запись в дневнике Кроули за 1919-20 гг. См. Symonds and Grant (eds.), The Magical Record of the Beast 666, 257.

[367] Aleister Crowley, Little Essays Toward Truth (Tempe: New Falcon Publications, 1996 [1938]), 66.

[368] AC to Gerald Kelly, n.d., Old D6, Gerald Yorke Collection. Quoted in Kaczynski, Perdurabo, 95.

[369] Crowley, Book Four, 23.

[370] Booth, A Magical Life, 342.

[371] Ibid., 342.

[372] Crowley, «Liber 777,» 63. Эта часть книги была написана в 1920-х годах как часть книги «777» и опубликована после смерти Кроули.

[373] Crowley, The Confessions of Aleister Crowley, 415.

[374] Chapter XXXVIII (Woman—Her Magical Formula) in Crowley, Magick Without Tears.

[375] Ibid.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.