Машинерия сновидений на «Побегах»

От Редакции. 26 августа организаторы просмотров Машины Сновидений, дрим-фратрия, выехали с ней на Вудсток средней полосы — фестиваль «побеги», где устроили собственный лагерь. По их словам, отбоя от посетителей не было. Поначалу казалось, что до Машины никто не дойдет, но кончилось все тем, что выстраивались целые очереди, невозможно было фиксировать время сеансов и даже обменяться контактами чтобы потом собрать дрим-репорты оказалось просто некогда.

Однако и отклик организаторов о том, как прошли их «побеги» интересен; кроме того, какое-то количество репортов собрать все-таки удалось! Интересно было увидеть, какое действие Машина оказывает на людей, в контекст Катабазии не погруженных — и действие предсказуемо было довольно разнообразным: от переживания сцен из фильмов Кубрика (они, кстати, вообще почему-то часто вылезают в репортах у никак не связанных сновидцев) до погружения в абстрактные геометрические пространства, и от детских мультиков про мышек и медвежат до наблюдающего за сновидцами молниевого ока. Одна из участниц даже зарисовала свои сновидения — за что ей огромное спасибо от Редакции!

fr.Chmn

Впечатления организаторов

Аракса

На фестиваль «Побеги» нас позвали друзья. Его главной темой были сообщества и низовые инициативы, а это как раз наш профиль. Организаторы сделали акцент на том, чтобы сформировать/развить/укрепить связи и выстроить коммуникации между оставшимися в России арт-группами, кооперативами, коммунами и другими самоорганизованными сообществами и инициативами. На фестивале каждое такое комьюнити было представлено в форме отдельного лагеря.

Мы подали заявку как Дрим-фратрия. Свой лагерь мы назвали «Машинерией Сновидений». Это очень важное для нас событие: мы впервые заявили о себе вне узкого круга вовлечённых в наши практики конфидентов.

 

Предыстория

Как Дрим-фратрия мы самоопределились после игр-с-кометой. Наше сообщество существует в контексте Катабазии, мы организуемся ирл и в чате, в который ведет городской квест. Периодически мы организуем встречи, после которых документируем и публикуем дрим-репорты. На одной из таких встреч мы смотрели в Машину, концентрируясь на образе кометы, в конце отправились на городской дрейф. Подробнее об этом событии можно почитать по ссылке выше. В процессе дрейфа у нас сложился определенный сеттинг, частью которого стала Дрим-фратрия: сообщество, сформированное вокруг Машины Сновидений. Дрим-репорты из публикаций Катабазии начиная с 2021 года были собраны нами. Нами же была собрана металлическая дрим-машина.

Вот уже третий год мы устраиваем сеансы просмотра Машины Сновидений. Собираемся небольшими группами от 3-х до 15-ти человек, смотрим в Машину — иногда, с музыкой, я стараюсь ситтерить и документировать процесс. Обсуждение дрим-машинных видений происходит в формате диалога: предлагаем желающим по очереди поделиться своим опытом, после чего это перетекает в свободное обсуждение от увиденных образов к другим волнующим их темам или воспоминаниям о предыдущем сновидческом опыте.

В своих репортах участники сообщали о таких ощущениях как: расслабление, терапевтический эффект, выраженный в более глубоких мысленных диалогах с собой в процессе сеанса, разочарование, отсутствие образов, коридоры видений, чувство полёта, медитативного транса и полутранса, изменения телесных ощущений, обозревание окружающего пространства, своего тела и психики как бы со стороны, и другие опыты измененного состояния сознания.

Дрим-репорты работают как практика участия в коллективном арт-исследовательском проекте, который становится частью общего наследия дрим-машины как культурного артефакта (в том числе через публикации на Катабазии). Через сеансы люди фактически включаются в более широкое сообщество; некоторые становятся «постояльцами-сновидцами», приходящими на сеансы регулярно; между участниками возникают переклички в увиденных образах и переживаниях, которые становятся подспорьем для социализации и возникновения общих длящихся символических контекстов. Дрим-машина (и окружающие её практики) практически становится способом перевода сновидческого опыта в коллективную плоскость — и в форму сообщества.

С недавних пор у нас появилась ещё одна локальная практика: во время сеансов мы распиваем Калею Закатечичи — мексиканское растение, культурно связанное со снами. По-испански звучит как «Листья Бога». Предполагается, что для некоторых игроков безопасно повышает интенсивность опыта.

 

Описание лагеря

Лагерь стоял в лесу и представлял из себя шестиместную палатку-шатёр. Внешнее пространство мы символически оградили упавшими ветками, постелили пледы, одеяла и разложили подушки. Там мы обедали в перерывах, угощали гостей заваренными цветками калеи закатечичи и предлагали скоротать время до начала следующего сеанса. Сеансы проводили небольшими группами по 4 человека. Внутри тоже были подушки и несколько пледов. В центре стояла дрим-машина. К ней был протянут удлинитель. Центральный шест палатки мы опутали проводами от наушников и включали в них людям треки. Плейлист для нас подобрал DJ Naqsh.

Композиция пространства во время сеанса (камерное пространство шатра, мерцание машины, тишина) направлена на создание ощущения коллективного ритуала, в который включена вся группа.

Мы разместились не том месте которое изначально обозначили на карте. Думала, никто нас не найдёт, но ещё до начала наших активностей стали подходить люди. Очень скоро мы вышли из расписания, устраивая сеансы один за другим. На Машину собирались целые очереди, и это напоминало мне какую-то очередь на аттракцион. Приходилось меняться с другими организаторами лагеря, чтобы хоть иногда отдыхать.

 

Фестиваль

Пространство фестиваля — тропинка среди деревьев, окружающая поле. Было приятно и удивительно, прогуливаясь по местности, слышать о Дрим-машине.

Некоторые из участников оставили нам свои контакты и отправили дрим-репорты, и пусть самая интересная часть Машинерии Сновидений звучит их голосами.

Василий

Вудсток средней полосы

Фест «Побеги» был хорошим способом проводить уходящее лето. Погода игралась с нами, обещая то дождь, то засуху. Чудесная хвоя укрывала наши микропоселения, раскинувшиеся по лесу.

Вообще, как мне сказали, на месте феста была когда-то древняя стоянка праиндоевропейцев. Что же, такие же, как и мы, dazed and confused древние люди в таких же самодельных жилищах тусили тут до нас.

Музыка. Музыка была пульсом этого феста. Где бы ты ни был: в глуши леса, на краю поля или прямо посреди борщевиковых зарослей высотой в 5 метров — ты всегда слышал музыку. О, поверьте, это величайшее ощущение, когда каждую секунду что-то приятное ненавязчиво ласкает твой слух.

Мы вообще были все как одна большая семья. Знаете, люди стали более разрозненными, чем были раньше, однако маятник качнулся обратно в сторону сближения и фест это отлично демонстрирует. Всё чувствовалось безопасно и комфортно, приятно и весело, легко и непринуждённо.

Градус здорового абсурда зашкаливал. Когда я увидел играющий посреди леса телевизор, показывающий помехи — это было шедеврально.

Наш лагерь «Машинерия Сновидений» удачно искупался в лучах внимания десятков участников фестиваля.

Вообще фестиваль — это про труд. Тот труд, который вкладывается в ваш проект вами самими. Тот труд, который что-то даёт миру. Творец порой замыливает себе глаза, или не чувствует отдачи, или не видит смысла в своих делах, однако фестиваль дарует твоему проекту нужное внимание, дарует тебе веру в то, что твои дела действительно имеют ценность.

Увидеть восхищенную реакцию других на твой труд и освежить в памяти и в душе тот запал и эмоции с которых всё начиналось — бесценно.

В такие моменты где-то в глубинах разума и души появляется ответ на важнейшие вопросы «Что я делаю? Зачем я это делаю?»

 

Альба

Мне кажется, что в пространстве «Побегов» наша стробоскопическая палатка была одним из самых магических объектов. Особенно ночью! Это был первый опыт возведения лагеря в лесу. Я не ожидала, что у нас в такой степени получится вписаться в лес и украсить его собой. Наш островок доставлял мне эстетическое и моральное наслаждение. 🙂 Картография побегов вообще была отличной. Совершенно мистическое и жутковатое поле, полное гигантских инопланетных борщевиков, купол звездного неба над ним, а по кругу — нанизаны разнообразные лагеря. Гуляешь по всему этому — ты будто во сне или на другой планете.

Дрим-репорты

Все сеансы (за редкими исключениями) были для участников первыми и длились 10-15 минут.

Ксения

24 года. Рост 162 см. Вес 65 кг.
Образование: Высшее по направлению графический дизайн.
Деятельность: графический дизайнер, фотограф.
Мировоззрение: о нем сложно писать, поскольку его составляющие – это базовые принципы человечности. Не убей, помогай ближнему, будь чутка и отзывчива. Любовь во всём.

Перед началом был просто интерес — вообще не знала, что будет происходить и попросилась участвовать в просмотре в последнюю секунду до закрытия шатра/палатки.

Но был интересный момент к концу сеанса. Когда извне голоса и разговоры начали сильно отвлекать, я открыла на пару секунд глаза, после чего больше не видела образы. Видимо мозг понял как что примерно работает и воспринимал свет и его движение теперь буквально, а не интерпретировал его как ряд образов.

У меня было несколько видов образов, которые я могу объединить в небольшие группы. Первые — образы с людьми (рисунок 1), в которых человек был как будто статичным изображением, но действия его не соотносились с пластикой тела в реальной жизни. Образ человека я узнала, но на иллюстрацию поместила просто девушку.

Второй вид — это тонкие буквы на черном фоне, которые из центра увеличивались и двигались ко мне. Цвета — белый, зеленый, синий. Они просто возникали, увеличивались и сменяли друг друга, не соединяясь ни во что понятное.

Третий — изображение с неким плавающим паттерном. Один из самых запомнившихся — шашечки, но имеющие разный размер в разных частях визуального образного пространства. Здесь для меня было интересно, что белые квадраты были очень отчётливо видны, в то время как такой белизны я не видела больше за весь «сон».

Четвертый тип — это кресты. Яркие, красные, заполняющие собой все пространство. Такой образ для меня оказался очень ярким, хотя я не религиозный человек и этот символ мало что для меня значит.

 

Лунный Шмель

22 года. Рост 176 см. Вес 76 кг.
Образование: выше среднего. Инженер-бродячий философ.
Интересы: йога,  регги,  творчество,  игра на музыкальных инструментах
Мировоззрение. Илюзорность реальна,  а иллюзия реалистична.

Когда огней стало очень много, а мелькать они стали очень быстро,  я оказался в космическом корабле, который летел в бездну, по спирали вращаясь вокруг своей оси. Мир вокруг то исчезал, то появлялся. Потом кресло, в котором я сидел за пультом управления, сломалось, и я полетел прямо на лобовое стекло, пробил его ногами и оказался в капсуле,  которая летела на подобии американских горок, вращаясь и качаясь. Потом она начала множится прямо вместе со мной: сначала две капсулы, четыре, восемь, шестнадцать и так до бесконечности в геометрической прогрессии,  а я как бы был во всех этих капсулах одновременно. Потом всё резко прекратилось,  и я оказался в темноте,  а потом вернулся к себе.

Но в целом словами это все описывать сложно.

 

Екатерина Н.

26 лет. Рост: 196 см. Вес 78 (?) кг.
Образование: инженерное, закончил Бауманку.
Деятельность: работаю в окологитарной мастерской.
Интересы: музыка, пайка/электроника, 3d-печать и моделирование технических штук, работа руками.
Мировоззрение: стараюсь превратить жизнь в веселую игру. Наверное, я научился живости у Керуака и его «В дороге», голоду к неизведанному из биографии Кена Кизи и решимости у того, кто подсказал делать, что изволишь.

Перед сеансом хотел в туалет и думал, что мне будет неудобно, я буду только об этом и думать и ничего не почувствую. Во время сеанса все было максимально ок, старался поймать баланс между ожиданием чего-то и недуманием ни о чем. После сеанса было радостно, думал о самом ярком образе

Общие фоновые видения были похожи на картинки перед сном, но чуть ярче: сюрреалистичные сюжеты, не связанные между собой. Первое отчётливое необычное, что я увидел, было большое лассо, будто нарисованное на пергаменте, оно плавно и неотвратимо проступило сквозь ряд обычных мультиков-мыслей; его контуры выделялись необычным чёрно-белым свечением, которое я описал бы как нечто среднее между отверстием в картинке, размытием и молнией.

Лассо не задержалось надолго, и следующим запомнившимся образом стал контур стопы в прямоугольнике. Когда я его увидел, то подумал, что было бы супер посмотреть с ним что-нибудь веселенькое. И отпечаток незаметно размножился и образовал из своих копий вместе с лучами радуги подвижную воронку к центру

Следующий образ был самым ярким за весь сеанс. Скучные мультики сменились черной пустотой, и из пустоты проступил вертикальный отрезок света-молнии; из получившейся линии, как из-за угла, совершенно внезапно выглянул огромный серо-белый глаз из все той же молнии с невероятно четким зрачком и ещё более четкой пентаграммой в его центре. Глаз не задержался, мультики продолжились.

Последним образом, что я помню, было подобие анимированного падения плоской пятиконечной звёзды из линий: общий вид белыми контурами на черном фоне напоминал гравюру, задним планом были песчаные холмы, слева спереди кактус, сверху справа в перспективе параллельно земле покадрово падалп звезда, а за каждым из ее лучей тянулась линия-след; в области звёзды мелькали радужные лучи, но их точную локацию определить было совершенно невозможно

На этом образе сеанс и завершился.

 

Карамора

24 года. Рост 173 см. Вес 72 кг.
Образование: высшее.
Деятельность: журналист, фотограф.
Интересы: журналистика и фотография соответственно, различная физкультура (йога и капоэйра, просто физнагрузки), творчество в различных своих ипостасях (в частности поэзия, иллюстрация) и словари.

Перед сеансом ощущала себя спокойно (несмотря на то, что девочка рядом со мной явно переживала). После, вроде, тоже особо ничего не ощущалось — никакой усталости, недомоганий и т.п.

Сильно помогла карточка с картинкой (это было что-то из имаджинариума, вроде?). Там была изображена пола голубой юбки и швейная машинка, насколько я помню. Когда заиграла музыка, завертелась дрим-машина, меня почти сразу понесло в фантазию. Я отталкивалась от изображения на карточке, поэтому мне виделась эта швейная машинка, прошивающая туманный мир (с высоты птичьего полета) насквозь красными нитками. Спустя секунд 10 я вспомнила, что мне надо сделать хотя бы пару кадров, пока я совсем не провалилась в мечтания. Открыла глаза, поснимала, снова закрыла, но войти в такой же быстрый поток мысли не получилось — образы ускользали. Я пробовала и расслабиться, ни о чем не думая, и наоборот вытуживать какие-то картинки, но процесс шел со скрежетом и уже не так охотно.

Если говорить о начале — то ощущения больше походили на осознанное сновидение. Очень много решала музыка, её темп в основном

 

Надя

20 лет. Рост 168 см. Вес 50 кг.
Образование: учусь на культуролога.
Интересы: просто всякие творческие штуки. Перформанс, театр, рисование, писательство и т.д.
Мировоззрение: если говорить про политическое, то левое, но не какое-то конкретное направление. К религии никакой не принадлежу, но и атеистом себя назвать не могу. Скорее это какая-то вера во вселенную, энергии и т.д., во что-то большее, почти не доступное человеческому пониманию и осмыслению.

Перед началом я попыталась успокоиться, ввести себя в такое медитативное состояние. Сначала было больно глазам и голове, когда только включили машину, поэтому я сначала отодвинулась, а потом постепенно к ней приближалась. В моменте это было нечто вроде полудремы, но более осознанной, я старалась сфокусироваться на изображениях, а не думать о чем-то другом. После я сидела некоторое время с закрытыми глазами и продолжали расходиться концентрические круги в черно-бордовом цвете. Потом, когда открыла глаза, немного странно было из-за тусклости мира.

Опыт был чем-то похож на ту сцену из «Космической одиссеи», когда главный герой летит через тоннель. Множество повторяющихся паттернов в разных цветах двигались в разные стороны. Было ощущение диско. Постоянно изменилась динамика и направление движения цветов и паттернов. Если внимание было сосредоточены на них, они достаточно часто менялись, появлялась динамика развития.

Периодически возникало ощущение, что глаза на самом деле открыты и я пыталась их закрыть сильнее, и в этот момент обычно резко сменилась картинка, как будто открывался новый уровень.

Пару раз было ощущение, что я вижу очертания девочки, сидевшей рядом со мной. Ещё было несколько различимых образов. Например, лес за окнами поезда, но как будто в дымка и где-то внизу поля зрения. И ещё белое поле, в котором на одинаковом расстоянии друг от друга были расставлены фиолетовые столбы.

 

Шура Левакова

25 лет. Рост 169 см. Вес 54 кг.
Образование: культурология РГГУ, театральная звукорежиссура колледж, дизайн одежды ДПО ВШЭ.
Деятельность: специалист по раннему развитию, ассистент художника по костюму, занимаюсь движением, перформансом.
Мировоззрение: движение, феминизм, экология, противостояние капитализму.

Мы пришли на сеанс, когда уже было темно. Дали наушники, они немного пропускали звук, но все равно помогали сосредоточиться. Это был мой первый опыт и я ничего от него особо не ждала.

Музыка постепенно начала уводить меня из реальности, машина заработала, глазам стало ярко и непривычно. Через некоторое время меня окутало теплом, будто бы от солнечного света. Это было похоже на момент, когда я ехала в автобусе вдоль моря и вечернее солнце мелькало сквозь деревья и горы. Все тело пропиталось светом. Я чувствовала спокойствие и некоторое умиротворение.

Начали появляться образы. Разные, непредсказуемые. Я не могла их контролировать, как во сне, когда ты просто наблюдаешь то, что рождает мозг.

Было много растений, травы, появились звери. Анализирую, я подумала, что это логично — ведь я в лесу. Медленно, словно из облака, образовался утконос, еж, потом медведь, мышка…. Потом животные начали появляться парами, друг напротив друга, и так же медленно приближаться и-и-и-и чмокаться! Медведь с лягушкой, еж с зайцем, уж с белкой и вот так до тех пор, пока машина не перестала работать. Два облака медленно приближаются к друг другу и чмок. Чмок-чмок.

Мне понравилось, было очень весело. Хотелось бы как-нибудь ещё разок  попробовать) узнать, что там ещё в моей голове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.