«Искусство Меметики»: глава четвертая, вера как мета-условие. Парадигма и бренд Пытаясь познать мир люди часто допускают одну ошибку — неправильно применяют метафоры. В этом смысле научная теория используется даже гибче, чем магическое мышление. Например, люди переносят метафоры, подходящие для энергетической экономики, ньютоновской физики, в общем, для простейших физических проявлений, на системы кибернетической сложности. И тогда объяснение перестаёт быть «научным», за счёт чрезмерного упрощения оно становится обычным суеверием. Вера — это прямой и субъективный опыт. Зачастую он описывается как «просто знаю» или «нутром чую». Человек связывает смыслы, сам создает себе мощный импринт, который становится катализатором внутреннего состояния. На этом и строится вера. То есть это субъективное явление, прямое переживание абсолютной идеи в пространстве ума. Его никак нельзя передать словами, но оно взаимосвязано с другими социальными механизмами и обменом опытом. Идею манипуляции верой для получения желаемого развивает хаосмагия — новая форма магии, вдохновлённая постмодернизмом. Нельзя убедить кого-то, просто противопоставив свою веру его вере. Сначала нужно задать вопросы, посеять сомнения. Потом, в ответ на созданную нестабильность, можно будет предложить желаемый выход. Укажи на противоречия, присущие чьим-то убеждениям, и те сами себе поставят подножку. Используй аргументы их собственной системы, и предложи свой мем как решение проблемы, избавление от чувства сомнения. Люди в таких столкновениях всегда друг к другу предвзяты. Поэтому нужно начать с понимания чужой точки зрения; задать вопросы, которые прольют свет на их мировоззрение и восприятие собеседников. Приблизься к их реальности, согласись с ней; как говорят в НЛП, «подстройся»… А затем уложи на лопатки, обнажив противоречия или сомнительные места в их убеждениях. Задай вопросы, которые приведут к новым вопросам. Когда они начинают сомневаться в своей вере, их реальность наиболее податлива. Укажи им на выход из затруднения, обозначь, что нужно делать. Пусть их понимание выхода из своего кризиса будет совпадать с тем, чего ты бы от них хотел. Разреши им сделать то, чего от них хочешь. Пусти их по новому пути, который очень похож на старый, но слегка изменён. В твою пользу. Каждую возникающую ситуацию нужно встречать с той же интенсивностью, с какой она проявляется, в то же время поворачивая её в желаемом направлении. Примени «ирими»: встречай атаку не в лобовую, а лишь слегка отклонившись в сторону (это слово пришло в конфликтологию из боевых искусств). Однако успешно применить этот прием можно лишь понимая своё место внутри более крупного социального кластера, понимая, откуда поступают самые сильные входящие сигналы. Тогда можно моделировать, рисовать схему, майнд-карту или иную диаграмму, обозначающую вашу позицию. Одно лишь понимание сети социальных контактов в реальной жизни даст вам преимущество и способ увидеть возможности для вас и ваших близких. Активно соединяя людей (наши «ноды») в сеть, в группы, можно добиться эффекта эмерджентности [т.е. качественных изменений свойств компонентов более высокого уровня по сравнению с объединяемыми компонентами нижележащего, — прим. пер.] и роста качества обратной связи. Бывает и так, что маршрут движения информации по сети, как кажется на первый взгляд, даже противоречит поставленной цели. Но она будет достигнута — в случае, если на это будет работать экологическая обстановка самой сети. Наш мир лучше описывается процентной экономикой адаптивности, чем аддитивной экономикой энергии. Мы можем наблюдать за сетями, в которых распространяется сигнал, и изучать, как он меняется под влиянием каждой ноды. Сколько процентов изменений остаётся, когда сигнал совершает полный круг и возвращается? При создании петель обратной связи с правильной интенсивностью сигнала можно получить любой желаемый эффект для любой отдельной ноды; это лишь дело техники. Магия упорно держалась за идею, что эзотерические наука и культура могут быть только приняты как есть, а не объяснены. Поэтому магия — это винегрет [23] приемов для достижения различных эффектов, и держится она лишь на мифологических объяснениях и традиционных ассоциативных связях. В конце 60-x и начале 70-х в оккультных кругах появилось течение, ныне известное как Магия Хаоса. Один из текстов, в частности, стремился объединить в себе разные модели в понятную и связную систему, и в качестве главного своего аргумента выдвигал тезис, что магия работает за счёт особых манипуляций с верой. Конечно, у прагматика большинство рассуждений о магии вызовут лишь ухмылку. Но люди, отрицающие магию в отрицающем ее мире, упускают из виду тот факт, что мы объясняем лишь то, что неясно. В каком-то смысле именно поэтому сейчас растёт число магов и колдунов, с головой уходящих в запутанные системы и науки, восстанавливающих то, что было украдено и присвоено из магического набора хитростей. Маркетинг, меметика и техники скрытого руководства — лишь начало. Маги работают над бесчисленным множеством областей, ведь с начала прошлого века магия и наука встали на путь реинтеграции. Мы стремимся ускорить этот процесс, вводя метафоры сложности, гибкости и экологичности. Миром информационных систем не управляют причинно-следственно, на него влияют. Привлекательность и заметность — необходимые составляющие мем-сигнала. Если сигнал значительно выделяется на фоне других, кажется новым и свежим, он привлечёт к себе достаточно внимания, чтобы его смогла подхватить («заразиться») новая нода. Путь от появления к заражению преодолеет только мем, отвечающий потребностям и приоритетам ноды/потенциального носителя. Потребности носителя частично сформированы предыдущими мемами, которые он принимал от той же нодальной сети. Это в том числе объясняет, почему мемы зачастую объединены в тематические кластеры. Работая над новой моделью «мема-бренда», важно подумать над вопросом: «какую потребность удовлетворяет этот мем?», «какую эмоциональную награду получит носитель, встраивающий этот мем в модель поведения?» У человеческого поведения есть одна интересная особенность: мы эмоционально реагируем не на саму ситуацию, а на значение, которое ей придаём. То есть мемы создают ассоциативную связь ситуаций с эмоциональной реакцией организма. Положительные ассоциации делают ситуацию желаемой, отрицательные заставляют ее избегать. Чем сильнее ассоциативная связь и эмоции, к которым привязаны мемы, тем больше вероятность, что люди будут действовать в соответствии с ними. Повествование бренда никогда не предоставляет полное переживание, не даёт полное представление об этом повествовании, таким образом вовлекая участников. В этом смысле брендинг — то, что Маршалл Маклюэн назвал бы «холодным средством коммуникации». [24] В своём наилучшем проявлении брендинг представляет собой непрерывные взаимоотношения между производителем и потребителем. Это повествование, где главный герой, главная звезда — это потребитель. Маркетологи работают с техниками брендирования, чтобы потребители применяли продукт в процессе бриколажа, создания своей идентичности. С другой стороны, цель маркетологов — как можно сильнее погрузить пользователя в общую историю бренда. Мем бренда усваивается через эмоциональные триггеры, которые рассказывают лишь часть истории, и остаётся пробел, который потребитель может заполнить, совершив действие. Когда круг замыкается, история продолжается, а эмоциональные триггеры продолжают срабатывать в зависимости от участия потребителя. Меметика изучает мемы как сигналы в процессе их движения по сетевой вычислительной среде живых людей, коммуникационных систем и социальных групп. Мемы — это вычислительные инструкции. Телом компьютера, в котором они работают, служат живые люди и все объекты и инструменты, которыми они пользуются для коммуникации и управления. Мемы работают в контексте, построенном из более старых мемов, а ход меметического сигнала определяется структурой сети, по которой он пущен. Последняя стадия этого процесса — активация меметического контента, или приём сообщения. Поступающие сигналы запускают эмоциональные реакции, которые пульсируют и наращивают темп, электрохимически стимулируя нервную систему. Техническая работа над человеческим интерфейсом (между физическим и цифровым миром) всегда протекает в онлайн-режиме. [25] Она опирается на передатчик, который получает обратную связь от сети, а затем адаптирует следующую итерацию мема в соответствии с проведённым анализом. Особое внимание уделяется неполной обратной связи, поскольку эта информация подскажет внимательному разработчику мемов, как изменить следующие сигналы для большего охвата и точности. Когда передатчик получает обратную связь от нод, принявших сообщения с мемами, он переживает всплеск энергии, который, в свою очередь, приводит к следующему поколению мемов. Мы живём в мире, созданном с помощью языка. Что и как мы видим, напрямую связано с тем, как мы это описываем. Тот факт, что английский язык состоит по большей части из существительных и глаголов, оказывает англоговорящим медвежью услугу. Нет никаких сущностей, вычлененных из процессов, и нет действий, не воплощенных в исполняющих их формах. Описания накладывают ограничения на то, как мы движемся сквозь пространство, и на возможности, которые можем вообразить по отношению к манипуляции объектами. Заклятье языка-существительного убедило нас, что изменения — это сложно, что вещи должны соответствовать своему названию. Поэтому так важно уделять повышенное внимание неязыковой обратной связи! Это повысит творческую составляющую сигналов, поступающие в социальную сеть, и предложит мощные описательные средства для объектов-как-процессов в эволюционных переменах и адаптациях. Человек в социальной группе находится в постоянном росте и обучении, и не только в рамках социальных или политических групп. Имена содержат в себе всю силу общественных ограничений индивидуального самовыражения. Свободная воля индивида сковывается социальными обстоятельствами. Чтобы понять социальную динамику внутри групп, стоит обратиться к ранним работам Тимоти Лири. Доктор Лири изучал внутригрупповую динамику с помощью модели, которую назвал межличностной круговой схемой , своего рода компасом личности, который и по сей день используется в групповой терапии. Замкнутый круг, сформированный на пересечении двух базовых осей, эта схема разработана в 1957 году. [26] Отметим точкой, где находится на схеме индивид, соотнесем положения индивидов группы и получим ее динамику. Эта модель применялась в основном в новых подходах к групповой терапии, но ей можно пользоваться и для любой межличностной ситуации. Она объясняет, как люди будут реагировать на различное отношение или ориентиры других. Но этот компас показывает поведение в отношениях, а люди в системе Лири достаточно подвижны. Это не соционика, не типирование личности Майерс-Бриггс. Человек определяет свою позицию на этом компасе, противопоставляя себя другим участникам определённой социальной ситуации, по осям домирирование-подчинение и агрессивность-дружелюбие. Принимая во внимание, что позиция человека выражается в языке тела и тоне его голоса в той же мере, если не сильнее, что и лингвистически, опытный аналитик или лидер легко может предугадать и перестроить внутригрупповую динамику. И последнее — для тех, кто возражает, что мемы в основе своей привязаны к эмоциям. Мы бы хотели обратить ваше внимание на мощный эмоциональный заряд, связанный с чувством собственной правоты. Упражнение: Многие аспекты человеческого поведения характерны также и для других млекопитающих — например, собак. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить собачью площадку солнечным воскресным днём. Возьмите с собой журнал, фотоаппарат или диктофон и понаблюдайте за взаимодействием домашних животных. Обратите внимание на общие черты поведения у собак и их владельцев. Источники [23] We highly recommend the Appendices in Shea, R and Wilson, R.A. (1975) Leviathan , especially Gimel and Lamed. Sorting out the contradictory statements on magic from a historical perspective is a perplexing, yet enlightening task. Essentially, it all boils down to the two words, “Reinforce Often.” [24] McLuhan, M. in “The Medium is the Message” [25] That which is inconceivable today is tomorrow’s product. Soon, spime wrangling will expose to the masses a pragmatic and technical way to grasp the emergent complex properties of memetics, as it will require a working knowledge of memetics to make sense of spimes. Check out Bruce Sterling’s Spime Watch to get a feel of where things are headed at the time of this book’s publication: http://blog.wired.com/sterling/spime_watch/index.html [26] Или, по крайней мере, опубликованная в этом году: Leary, T. (1957). Interpersonal diagnosis of personality https://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8#.D0.9A.D0.BB.D1.8E.D1.87 Просмотры: 2 173 Навигация по записям Брайон Гайсин эвакуировался 37 лет назадБудущее отменяется или с Международным днем видимости небинарных людей Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.