Неолемуризм От Редакции. Наступило весеннее равноденствие, ночь сравнялась с днем, и дальше света будет больше, чем тьмы. В этот день мы публикуем огромную и подробную статью нашего друга Микала Миндшенти о неолемуризме, почти не освещенном в русскоязычном интернете оккультном движении, молодом и еще проходящем становление. Он формируется под влиянием философии Делеза и Гваттари, творчества Берроуза и Лавкрафта, Балларда и Гибсона, оккультных трудов Гранта и индустриальной культуры, ставит вопросы об организации линейного времени и порядка, создает практики проникновения за кулисы упорядоченной реальности, выхода и бытования во времени нелинейном. В общем, это оккультная система еще не сбывшаяся, но устремленная в будущее, в незнакомое, не в современное даже, а в неизведанное. То самое неизведанное, о котором Лавкрафт предупреждал как о «черных морях бесконечности» — и которое неолемуры подняли на флаг. Неолемуризм — сложная, запутанная, темная для понимания система. Возможно, потому, что она еще только формирует ядро своего учения, а может, именно потому, что вовсе не хочет быть понятна сторонним наблюдателям; или пока что просто игнорирует возможность наблюдения. Тем не менее, в ней оригинально отражаются и усваиваются как мистические, так и политические идеи, картографируется современность в социальных и в художественных проявлениях как равнозначных, а оккультные течения настоящего и прошлого (включая сам неолемуризм!) осмысляются в собственной неповторимой манере. Что ж, хаос-магия в свое время открыла врата, и вот в нашем мире уже поселились гости из триннадцатого тоннеля Сета. fr.Chmn P.S.: Кстати, уже год назад у нас вышла статья поменьше про один из свежих неолемурийских ритуалов. Она еще на старом сайте, но ознакомиться можно. Автор иллюстрации — Optigram, оригинал — https://twitter.com/optigramartwork/status/1163904946984693760 Введение Неолемуризм — это современное философское, оккультное и художественное течение, сравнительно малоизвестное, но очень любопытное. На русском языке материалов о нём вообще считанные единицы, поэтому я решил вас с ним познакомить. Неолемуризм можно назвать практическим приложением современной философии, особенно континентальной. В его основе лежат идеи множественности и нелинейности. Это вызывает ассоциации с математикой, но неолемуризм интересуют не столько формальные математические системы, сколько вопрос: как возникает само представление о том, что чего-то — много, несколько, одна штука, две штуки? Как возникает представление о порядке: это предшествует тому, то следует за этим? И что предшествует самим этим представлениям? Численный порядок является организующим принципом хронологического времени, а оно, в свою очередь, организует человеческий субъективный опыт, внутреннюю жизнь психики. Неолемуризм заглядывает за эту организацию и изучает подходы к взаимодействию с тем, что находится за её кулисами. Чтобы вообще иметь дело с тем, что концептуально предшествует организации, в том числе языковой и логической, но иметь возможность использовать при этом языковые средства, в неолемуризме существуют характерные подходы. Как философская, да и вообще современная интеллектуальная система, неолемуризм необычен тем, что ему свойственна вольность, в частности, в обращении с языком. Лемурийский текст не является предельно точным описанием или определением явления — он создаёт сеть намёков, позволяющих угадать стоящее за ней. Например, одно и то же слово может служить отсылкой ко многим своим значениям в разных областях знания. Так, само название «лемуризм» отсылает к последней повести Берроуза, Ghost of Chance/Ghost Lemurs of Madagascar, где животное-человек противопоставляется животному-лемуру, как пленник времени — существу околдованного безвременья. А также к римским лемурам — духам умерших предков, в честь которых названы лемуры-животные. И к устаревшей научной гипотезе о континенте Лемурия, затонувшем в Индийском океане, существование которого должно было объяснить ареал обитания лемуров-животных и который предлагался в качестве гипотетической прародины человеческого вида. И, наконец, к обитателям тринадцатого пути в тоннелях Сета в книге Nightside of Eden телемита Кеннета Гранта, представляющим собой неосуществлённый потенциал, стремящийся претвориться. Все эти отсылки обрисовывают пространство того, чем являются лемуры в неолемуризме. Этот и подобные приёмы делает типичный «классический» неолемурийский текст своего рода криптограммой, ждущей истолкования (и домысливания) — которая порой требует недюжинной эрудиции. Я в меру своих сил постарался извлечь из них смысл, однако уверен, что более образованному — например, в европейской философской традиции — человеку они скажут больше. В то же время из лемурийской вольности следует также и то, что частичное понимание не является чем-то неполноценным. Неолемурийство эгалитарно. Другим аспектом эгалитарности неолемуризма является соположение (взятое у французских философов Делёза и Гваттари) — возможность рассматривать любые две вещи без иерархии. Самое важное для лемурийских текстов проявление соположения — гипервымысел (hyperfiction), смешение вымышленного и реального. А точнее, приобретение вымыслом агентности, способности вмешиваться в реальность. Частным случаем гипервымысла является theory fiction: соединение художественного вымысла и теоретических философских идей. В этой статье я также использую эти подходы. В некоторых случаях я могу подробно пересказать своё понимание неолемурийских концепций, в других я лишь смутно угадываю их, но они столь важны для понимания неолемуризма, что не указать на них нельзя. Также я считаю необходимым поддержать гипервымысел, в виде которого преподнесено неолемурийское учение (и, в частности, не давать строго документального, фактологически достоверного описания его истории). Поэтому сначала, в первых трёх частях, я коснусь теоретических основ неолемуризма: Внешнего и взаимодействия с ним, цифрового гиперверия и колдовства времени. А затем, в последней части «Штаммы гиперверия», изложу гипервымышленную историю неолемуризма с описанием некоторых концепций, характерных для его под-течений. Течение по историческим меркам молодое — ему всего лишь около двадцати лет. Однако по собственным меркам неолемуризма его корни лежат гораздо глубже: lemu ta novu meh novu nove, «Лемурия идёт не так, как идёт время». Их можно отыскать в древнекитайских и древнеафриканских математических гадательных системах, кибернетике, космицизме и космическом ужасе, методе нарезок, феминизме, современной французской философии, психоаналитике, киберпанке, афрофутуризме и электронной музыке. Внешнее Одно из важнейших понятий неолемуризма — Внешнее (the Outside). Это часть реальности, недоступная или труднодоступная опыту, мысли, разуму и телу — особенно человеческим, особенно привычным, сложившимся, нормальным, традиционным и разрешённым, правильным и регламентированным; запредельная, несказанная. Несмотря на название, Внешнее лежит не (только) в глубинах космоса и других физически недоступных человеку пространствах — Внешнее (находящееся вне человеческого опыта и представлений) есть у любой вещи и явления, в том числе у самого человека. У Канта Внешнее соответствует трансцендентальному — оно концептуально предшествует организации, хронологии, последовательности, человеческому опыту и делает их возможным. Внешнее — область лавкрафтовских Древних и гибсоновских ИИ. Дверями во Внешнее служат будущее и виртуальное в философском смысле (как реальное, но отличное от действительного). Самое милосердное в мире, я думаю, это неспособность человеческого разума сопоставить между собой всё собственное содержание. Мы живём на безмятежном острове невежества посреди чёрных морей бесконечности, и не дано нам плыть далеко. Науки, стремящиеся каждая в своем направлении, до сих пор мало вредили нам; но когда-нибудь соединение разрозненных знаний откроет такие ужасающие перспективы реальности и нашего ужасного положения в ней, что мы либо сойдём с ума от этого откровения, либо убежим от смертоносного света в покой и безопасность нового тёмного века. (Г. Ф. Лавкрафт, «Зов Ктулху») Неолемурийская мысль же, напротив, направлена на то, чтобы плыть далеко — как можно дальше в непознаваемое. Но сначала надо как-то выбраться с привычного острова невежества, начать взаимодействие с Внешним. Я выделяю три разновидности или аспекта такого взаимодействия: диагонализацию, похищение и гиперверие. Диагонализация Первая стратегия — диагонализация, названная так в честь диагонального метода Кантора. С его помощью Кантор доказал теорему, также названную его именем: множество всех подмножеств любого непустого множества всегда мощнее (попросту говоря, больше) его самого. В частности, диагональный метод позволяет «убежать» из множества натуральных чисел в несравнимо большее множество действительных чисел. А еще служит одним из основных аргументов в доказательстве теоремы Гёделя о неполноте, ограниченности любой формальной системы (иначе называемой аксиоматической теорией). В неолемуризме диагонализация — это общее название для методов построения из элементов некоторой страты (замкнутой структуры) конструкций, позволяющих разрушить страту или избегнуть её. В диагонализации можно видеть обобщение хакерской идеи: спецификация любой системы никогда не описывает её поведение целиком. И, значит, есть возможность обнаруживать и исследовать недокументированные поведения. Любой вроде бы исчерпывающий список возможностей не описывает все возможности, так же как и любое вроде бы исчерпывающее описание реальности не исчерпывает ее саму. Простой пример. Два из базовых элементов организации музыки — ноты (своим расположением во времени и в параметрическом пространстве высоты звука образующие мелодию, гармонию и ритм) и тембр (характеризующий отдельные ноты). Однако при уменьшении временны́х промежутков между нотами их последовательность порождает новый тембр — элементы организации, рассматривавшиеся как независимые, переходят один в другой. Диагонализация открывает в неолемуризме политическую тему. Социальная система капитализма рассматривается как аксиоматическая (само лемурийское название для мирового капитализма — AxSys, Incorporated). Она одновременно реализуется в своих паттернах и образует нарушающие их диагонализирующие потоки ускользания. Похищение Когда стимулы возбуждают нервные импульсы в органах чувств человека, система импульсов существует как неорганизованная и даже несинхронизированная множественность. Когда они достигают центральной нервной системы, она выстраивает полученные данные в связное и синхронизированное представление о мире вокруг, хронологически разворачивающееся в осмысленный нарратив. Это один из материальных аспектов того, как на основе Внешнего возникает человеческий опыт. Однако образующаяся связность, согласно неолемуризму, содержит в себе множество лакун. Их сложно обнаружить изнутри связности, потому что внимание, память и другие механизмы субъективности, как правило, следуют по связям, которые огибают лакуны. Но случаются ситуации, когда факт существования лакуны становится несомненным. Такой опыт называется похищением, поскольку человеку постфактум представляется, что его на какое-то время изъяли из обычной жизни. Типичный образ похищения — похищение пришельцами. Порой встречается мотив похищения феями. Парадоксальным образом похищение может быть переживанием чрезвычайной интенсивности (которое возможно описать как трансперсональный опыт по Торчинову) и в то же время отсутствия интенсивности (поскольку оно не может быть полностью интегрировано с обычным опытом, то может представляться бессодержательным). Примером может служить воспоминание взрослого человека об очень раннем детстве, воспринимающееся ярким и интересным — и в то же время не содержащее ничего важного с точки зрения взрослой жизни. Инструментом похищения может служить музыка и, если смотреть шире, любые ритмы, отличные от привычных ритмов повседневной жизни. Ритмы внешних стимулов увлекают за собой (entrain) ритм нервной системы, изменяя характер возникновения опыта. Музыка (и другие художественные материалы) могут выступать и как объект похищения: путём сэмплинга, цитирования, нарезки (cut-ups). Сэмплированный фрагмент самоценен — важны его собственные качества, а не контекст, откуда он взят. Деконтекстуализация позволяет раскрыть новые потенциалы материала, которые в исходном контексте дремали, были неактивны. Музыкант Клод Шрайер называет это эффектом шараваджи. Общим в похищении человека и похищении материала является чистота опыта, которой способствует деконтекстуализация. Гиперверие Гиперверие (hyperstition) определяется как «художественный вымысел, который делает себя реальным». Подробно это понятие рассматривается как гипервымысел (hyperfiction) в диссертации английского философа Марка Фишера «Flatline-конструкции: готический материализм и кибернетическая theory-fiction». Вот некоторые базовые моменты этого понятия: Художественный вымысел приобретает агентность, становится активным действующим лицом. Он действует в реальности наравне со своим автором, читателем/зрителем и т.д. — это проявление принципа соположения. Реальность, в которой действует гипервымысел, является гиперреальностью по Бодрийяру (отсюда и гипер-). Т.е. современной реальностью, в которой невозможно отличить действительность, или реальность в более узком смысле, от означающего, симулируемого и т.д. Гипервымысел, однако, не делает подражание действительности своей основной чертой. Напротив, он зачастую явным образом маркирует себя как вымысел, что не мешает его агентности. В диссертации Фишера гипервымысел рассматривается в ряду явлений, обретающих самостоятельность и агентность. Это голем/монстр Франкенштейна в готическом романе и искусственный интеллект в киберпанке (конкретно — Wintermute в Нейроманте). На примере Нейроманта рассматривается, как нечто подобное вступает в альянс с людьми и переживает становление (becoming, термин Делёза-Гваттари) ими. И сами люди проходят через точно такую же трансформацию. Такую ситуацию можно рассматривать как взаимную диагонализацию. По сравнению с гипервымыслом, гиперверие имеет некоторые дополнительные черты и акценты. Во-первых, источником гиперверия рассматривается Внешнее, а точнее, сущности Внешнего из-за пределов исторического (хронологического) времени — Древние. Гиперверие является их способом самосоздания. В сравнении с предыдущими двумя методами можно сказать, что гиперверие действует в обратном направлении: Внешнее вторгается в привычную действительность, принимая и изменяя её формы. Однако это взаимный процесс: Люди и Древние являются взаимно дополняющими и становящимися сторонами в процессе гиперверия. Во-вторых, в гиперверии делается акцент на идее петли (loop) в двух аспектах. Как петли (позитивной, усиливающей и антигомеостатической) обратной связи, содержащей в качестве компонента культуру и экономику. И как временнóй петли: самосбывающееся пророчество, виртуальное будущее, конструирующего себя через настоящее. В-третьих, есть дополнительный акцент на хайпе как деятельной убеждённости (или веры, belief) в чём-то. Вместе с тем вводится понятие положительного безверия (или невероятности, unbelief). Это прагматичский скептицизм; непостоянство представлений о реальности, позволяющее избегать догм и идеологий; представление о иррелевантности или условности любой эпистемологии для эффективности прагматического действия. Гиперверие эффективно действует безотносительно того, считают ли люди его смысловое содержание уже существующей частью реальности. Последний момент сближает гиперверие с магией хаоса через активное использование веры, убеждений как инструмента. Но и контрастирует с ней, потому что смысловое содержание гиперверия не требует безусловной убеждённости, а является скорее правилами игры. Их можно принимать как основу для действий, но нужно осознавать их условность. Одним из прототипических и важнейших примеров гиперверия является создание Интернета, и особенно бум дот-комов. Этот пример демонстрирует, что капиталистическая гиперреальность является особенно плодотворной почвой для гиперверия. Изначально художественная идея киберпространства, подхваченная предпринимателями, превратилась в хайп, имеющий материальный эффект: позволивший развить и раздуть рынок и сделать вдохновившую его идею действительностью. С точки зрения неолемуризма, киберпространство как художественный вымысел приобрело агентность и стало воплощать себя в действительности. Это произошло не только за счёт воли вдохновившихся им людей, но и благодаря непредвиденным последствиям их действий и случайных, но судьбоносных совпадений. Важной деталью является негативный двойник хайпа — паника. Она точно так же служит составляющей частью петли положительной обратной связи. Прототипическим лемурийским примером тому является паника по поводу «проблемы 2000 года», вызвавшая крупные инвестиции в её решение. Наконец, фиктивный, художественный характер гипервымысла в лемуризме имеет два дополнительных важных аспекта. Во-первых, он позволяет, как я уже писал в предисловии, использовать языковые (и другие символические) средства там, где их использование документальным, логическим, прозаическим образом затруднено или невозможно. Например, для разговора о вещах, концептуально предшествующих логике и языку. Во-вторых, неолемуризм использует форму вымысла для сопротивления догматизму. Тот либо инкорпорирует угрожающие ему альтернативные взгляды в себя, либо маркирует их как вымысел. Но если нарратив сам себя упреждающе маркирует таким образом, то может с большей эффективностью распространять альтернативные взгляды. Неолемурийское цифровое гиперверие Сама неолемурийская теория функционирует как гиперверие. Её нарративное обрамление таково: эта теория — наследие индонезийского народа нма, обитающего в восточной Суматре, южном Калимантане и островах Яванского моря. Они в свою очередь получили эти знания от до- (или пост-, или пара-) человеческой культуры Лемурии — не то существовавшей до мел-палеогенового вымирания, не то будущей когда-нибудь, не то просто кочующей во времени. Центральный элемент этого знания — Нумограмма, схема взаимоотношений между числами от нуля до девяти. Одновременно Нумограмма является картой самого устройства времени, а через него — и всего мироздания. Почему именно время, а не пространство используется в неолемуризме как фундаментальное явление? Дело в том, что он опирается на философию Канта. Кант выделяет пространство и время как то, что делает возможным опыт (трансцендентальное). Однако пространство необходимо для опыта восприятия мира вокруг, тогда как время необходимо для собственного психического опыта человека. Мир вокруг мы воспринимаем опосредованно через персональный психический опыт, поэтому время как его основа концептуально предшествует пространству — можно сказать, что согласно Канту, мы воспринимаем пространство через время. У начинающих изучать лемуризм довольно часто возникает вопрос: «что нумограмма делает?» (или «для чего она нужна?») Мой вариант ответа на этот вопрос — Нумограмма служит мандалой, в буквальном смысле картой психокосмоса. На ней размещается большинство важных для лемуризма концепций, так что её можно считать и его оглавлением. Практическое применение нумограммы — лемурийское временно́е колдовство, создание новизны путём союза с силами времени. Рассмотрим построение нумограммы. Мой подход к этому — через рассмотрение психологических процессов. Прежде всего появляется различие. Оно, во-первых, позволяет выделить единичные объекты как что-то, существенно отличающееся от окружающей их среды или фона. Во-вторых, обнаружить различия между ними, дав каждому из них уникальность. В-третьих, малая степень различия между объектами порождает повторение. Имея эти элементы, можно начинать считать. Лемуризм считает порядковые числительные более фундаментальными. Прежде чем узнать число предметов (которые мы сочли достаточно похожими, чтобы пересчитывать), мы должны присвоить им порядковые номера. Замечание: с точки зрения психологии есть два различных процесса узнавания количества: пересчитывание (с явным использованием порядкового счёта) и мгновенная точная оценка (subitizing), которая работает только для малых чисел — обычно не более четырёх. Исключения составляют хорошо известные считающему человеку конфигурации вроде шести точек на грани игральной кости. Изучение мгновенной оценки показывает, что группы повторяющихся стимулов, на которых она работает, «схватываются», скорее всего, тем же механизмом, который выделяет единичные образы. Порядковые числа (которые Делёз и Гваттари называют нумерующими/исчисляющими числами, nombres nombrants, в противоположность числам нумерованным, количественным) организуются в числовую прямую только в процессе счёта, подсчёта. В самой базовой своей функции они представляют собой лишь метки различий, уникальные идентификаторы — шифры — выделенных вниманием единиц. И лишь порядок, в котором внимание (глаз, палец) обходит эти единицы, создаёт между ними отношения предшествования и следования. (Числа могут и нумеровать друг друга, образуя сложные складки числовых пространств). Этот процесс полностью аналогичен тому, как организуется линейно упорядоченное, хронологическое, историческое время. Мне кажется тут уместным процитировать Пи Орриджа: Наши языки линейны. Жизнь — нет. <…> Контроль. Контроль нуждается во Времени (как джанки нуждается в джанке). Время кажется линейным. Нарезки делают время произвольным, нелинейным. Они обнаруживают, раскрывают и устраняют Контроль. Из чего образуется линейное время? Неолемурийцы утверждают (и это утверждение восходит к Делёзу), что из неорганизованного, нелинейного времени, называемого Эоном или эоническим. Эон «населяется» становлениями. Становление (becoming, devenir) — это понятие французских философов Делёза и Гваттари. Cтановление — это изменение, появление нового (непредвиденного, неузнаваемого), оно имеет развитие, но не имеет источника, цели, завершения. Становление не является ни субъективным, ни объективным, но включает в себя обе стороны взаимодействия между ними. Подробно философская сторона неолемурийского взгляда на природу времени рассмотрена в диссертации Анны Гринспэн «Трансцендентальная машина времени капитализма». Лемуры, или демоны (центральная концепция неолемуризма) и являются становлениями (появлениями нового, концептуально предшествующие объединению в единичные образы и хронологическому порядку), а также различиями (концептуально предшествующими различаемому). Почему демоны? Это прежде всего отсылка к «Различию и повторению» Делёза. Там демоны (античные сверхъестественные существа, а не монотеистические злые духи) противопоставляются богам как не обладающие определёнными атрибутами — обладающим; пересекающие границы — соблюдающим; связанные с кочевой жизнью — связанным с оседлой. …Среди богов у всякого свое владение, своя категория, свои атрибуты, и все они распределяют между смертными пределы и доли сообразно судьбе. Совсем иным является распределение, которое следует назвать кочевым… Здесь уже больше нет раздела распределяемого, но, скорее, распределение распределяющихся в пространстве, открытом и безграничном, во всяком случае лишенном точных границ. Ничто не возвращается и не принадлежит никому, но все люди размещены там и сям таким образом, чтобы занять как можно большее пространство. Даже когда речь идет о жизненно важном, кажется, что это игровое пространство, правило игры… <…> Такое распределение — скорее демоническое, чем божественное, поскольку особенность демонов в том, что они действуют в промежутках полей деятельности богов, перескакивая, например, через барьеры и огражденные участки и нарушая собственность. Эдиповский хор восклицает: «Что за демон прыгнул дальше самого длинного прыжка?» — Жиль Делёз, «Различение и повторение» (выделение моё) Итак, лемуры, или демоны — это промежутки, становления, зазоры во Внешнее, траектории, силы в напряжении, потоки энергии, скорости, сгущения, связи, дыры, отношения, дистанции и различия, концептуально предшествующие различаемому, связывающемуся, находящемуся в отношениях, и помогающие ему возникать. Демоны характеризуются потаённостью, спиродинамизмом, множественностью и временнóй сложностью. Каждое из этих слов нуждается в дальнейшем толковании: Демоны действуют тайно в связи с тем, что причастны Внешнему. Для них не существует человеческих правил, они не могут быть целиком восприняты и описаны в человеческих терминах. Спиродинамизм мне кажется одним из ключевых понятий для неолемуризма в целом. Спираль свободна, вольна; хаотичная турбулентность воды и воздуха часто возникает в лемурийских образах. Но спираль соотносится также с кибернетическим принципом само(вос)производства. Спиродинамизм сопоставляется с представлениями о свободной воле у Спинозы (и Истинной Воле в Телеме) как об обусловленном источнике всего остального. Демоны множественны, потому что они предшествуют концептуальному выделению единичного объекта. Вообще множественность в контексте лемуризма я понимаю как ризоматичность в философии Делёза и Гваттари: не просто многокомпонентность, а множественность неиерархическая, неоднородная, нелинейная, творческая, роящаяся. Временна́я сложность, опять же, относится к изначальной нелинейности, неупорядоченности эонического времени, но также возвращает нас к спиродинамизму: самопорождение в спиралях обратной связи. Далее, неолемуризм выделяет конкретных лемуров. Надо отметить, что это выделение совершенно условно. Оно представляет собой гиперверие в чистом виде, потому что обычный процесс выделения конкретного объекта, описанный выше, создаёт единицу, тогда как лемуры по своей природе предшествуют единице и единичности. Они — существа Внешнего, и речь о них, включая самое именование, поэтому неизбежно содержит элемент алогичности. Описания лемуров и их атрибутов-проявлений (называемых знамениями, omens) намеренно размыты и перетекают друг в друга. Существуют как минимум два непохожих друг на друга списка: «Лемунюмикон» Лиллиан Патч и «Матрица Пандемониума» Питера Выспарова. Эти конкретные лемуры — это различия, порождающие числа. Они делают возможным различение предметов и их пересчитывание. Пересчитывание для человека тесно связано со счётом на пальцах, отсюда значимость выделения именно десяти чисел для лемуризма. Лемуризм также сразу выделяет ноль как состояние до начала подсчёта, фоновое состояние до того, как был выделен единичный объект. Замечание: как преобладающая ныне система счисления, так и большинство исторических — десятичные. Двенадцатеричная система счисления также связана со счётом по пальцам — по суставам четырёх пальцев руки. Некоторые языки Папуа Новой Гвинеи имеют необычные основания систем счисления — до 24, — но они тоже связаны со счётом по частям тела. Также из счёта на пальцах образуется понятие разряда. Десять единиц объектов объединяются в единицу следующего разряда — один десяток. Но лемуризм не делает различия между разрядами, сополагает их. Что единица десятков, что единица сотен — лемуризм обращает внимание только на единицу. Это придаёт его математике большое сходство с арифметикой по модулю девять: в обычной арифметике разница между 10 и 1 составляет 9, но лемуризм рассматривает эту девятку как двойник нуля. 9 и 0 составляет первую (или нулевую) сизигию, близнечную пару двойственных друг другу чисел. Остальные пары чисел между 0 и 9, дающие в сумме 9, составляют остальные сизигии: 8<>1, 7<>2, 6<>3, 5<>4. Эти пары и образуются первыми пятью лемурами, называемыми великими лемурами, или аватарами. Это: Сновиденческая трикстер Юлн/Мур Мур (8::1). Гламурная, двуличная Одба/Оддубб (7::2). Хищная, пламенная, фанатичная опустошительница Наль/Катак (5::4). Кочевница Укс/Джинксс (6::3). Связана с идеей линии ускользания из философии Делёза и Гваттари: того, что даёт всем явлениям свободу, вольность; и наиболее сильно ассоциируется с вышеописанными принципом спиродинамизма. Безвременная Иттэ/Уттунуль (9::0), связанная с планом консистенции или соположения. Нерасчленённое бытие, в котором не выделяется главное и второстепенное. Она связана с тем, что в неолемуризме называется flatline: это соположение живого и неживого, нейронного и электронного. (О конкретных лемурах обычно говорят в женском роде, но при этом не используется слово «демоница».) Кроме этих пяти, выделяются ещё сорок конкретных лемуров. Перечислю для примера ещё несколько, и их связь с лемурийскими темами, некоторые из которых были упомянуты выше, а другие будут подробно рассмотрены в пятой главке «Штаммы гиперверия»: Эки/Куттадид (5::2). Звук тикающих часов. Календари, часы и их связь с хайпом и паникой. Аникс/Нумко (8::4). Катаклизмы. Сесил Кёртис, поиски лимбического ключа, извержение Кракатау. Фиам/Чаттук (6::5). НЛО, похищения, нефилимы, аномалии памяти. К-Готика, Крипт, А-смерть, mesh, flatline. Озоу/Иксидод (3::2). AxSys (Axiomatic systems, incorporated), диагонализация, Оскар Саркон, вермомантия, микропаузы, Эдип. Тану/Уннунддо (9::2). Гипервымысел, гиперверие, дыры/лакуны, А-смерть и симуляция, рекурсия, Крипт, шаманизм и металлургия, Эдип. Циквик. Пебль/Буббаму (7::1). Чёрная Атлантида, после Вавилона, пена, потоп, гиперморе. Макс Краббе, институт биномики. Кат/Тукуту (9::5). Баркер. Космотравматика. Тики. Аилор/Лурго (1::0). Гиперверие и метатроника. Архитектонический Орден Эсхатона и Декаданс. Магическая функция языка, программирование. Двери. Позвоночник. Тёмная сторона мозга. Амик/Муммумикс (8::3). Бактериальные стратегии: горизонтальный перенос генов без формирования идентичности. ДНК как древняя хроника, содержащая тех-кто-ждёт (в терминологии Циквик). Ньярлатотеп. Томэ/Уммну (9::8). Производство совпадений. Баркер и плутоника. Хтеллль — ядро Земли — как тело без органов. Внутреннее Солнце. Очо/Чануль (6::0) Внешнее, неназываемое. Деление пополам и индивидуальность. Все сорок пять лемуров вместе взятые составляют the Mesh, неорганизованную связность, «тело» Нумограммы. Концептуально «над» the mesh, «на поверхности»/«на коже» Нумограммы возникает the Net — организованная связность, область чисел. Лемурийское числа или, точнее сказать, десятичные значения — это зоны космоса: «системы совпадений, циркуляции туманностей, вложенности частей тела и складок времени» (The Zones, CCRU). Зоны не являются чем-то первичным, они производны, сложны и эмерджентны. Это области накопления образуемых лемурами потоков и напряжённости между ними, определённые движения и производимые ими территории. Описания зон, как и описания лемуров, намеренно туманны, неоднозначны и противоречивы, и я приведу лишь некоторые ассоциации, которые группируются вокруг зон как знамения их численных функций: 0: Бездна, космическая пустота, бескрайнее киберпространство, непостижимый лабиринт, цифры, информация, снег, лёд. 1: Стабильность, мелководье, память, панцирь, кости, раковина, галереи, башни. Разделение, сцепление, дубли, иллюзии, искусственное, бабочки, туман, вампиризм, заражение. Постоянное освобождение и трансформация, мистическое, оккультное, тайны времени, спирали, одержимость. Катастрофы, пожары, потопы, таяние льдов, реки, циклы, бред, мрачное небо, индустриальные заброшки, кошки. Взаимопроникновение, сосредоточение, давление, сложные механизмы, пустыня, горы, грозовое небо, драконы и змеи. Максимальная абстракция, нездешнее, сложные нелинейные многомерные геометрические конструкции, очарованность. Кровь, слизь, ДНК как историческая хроника, топь, мох, грибы, рои, амфибии, лабиринты. Множественность, щупальца, деление клеток и эндосимбиоз, глубины океана. Железное ядро земли, неупорядоченность, темнота, тяжесть, машинное отделение, коммуникации Итак, нумограмма представляет собой карту эонического времени. Рассмотрим вкратце её дальнейшие элементы. Сетевой диапазон: каждый лемур имеет сетевой диапазон, состоящий из двух зон, которые называются его полюсами. Например, Юлн имеет диапазон 8::1, где 8 и 1 — полюса. Импульсы (импы): сущности, которые имеют диапазон из более чем двух зон. Малоизучены в неолемуризме, упоминаются здесь для полноты картины. Течения: каждая сизигия питает течение, которое направлено на зону с номером, совпадающим с разницей между номерами полюсов сизигии. Временны́е системы: течения разделяют Нумограмму на три области, называемые временны́ми системами, областями частично упорядоченного времени: Warp, зоны 3 и 6. Регион чрезвычайной интенсивности, освобождения и творческой силы. Plex, зоны 9 и 0. Регион пустоты и в то же время тотальности. Warp и plex являются внешним временем и явным образом ассоциируются с Внешним. Torque, иначе называемый time-circuit и hex, состоит из зон 1, 8, 7, 2, 5 и 4, объединённых восходящим, ровным и нисходящим течениями. Это машина возникновения привычного, обыденного времени (но, несмотря на это, скрывает в себе временные аномалии). Он одновременно линеен и цикличен, и ассоциируется с древнекитайским понятием перемен (易), а шесть входящих в него зон — с шестью линиями гексаграмм из «Книги Перемен». Каждая следующая сизигия в torque также противостоит предыдущей, создавая спиральное движение времени. Следующие группы элементов Нумограммы — вектора взаимодействия между временны́ми системами. Они начинаются и заканчиваются в зоне — либо в другой, либо в той же самой. Их два вида: Первая разновидность — протоки (channels). Они либо содержатся внутри одной временной системы, либо ведут из hex наружу, в warp или plex. Поэтому я их соотношу с методами взаимодействия со Внешним, направленным в него: диагонализацией и похищением. Математически протока строится так: число зоны (n) рассматривается как количественное, и подсчитываются все попарные различия между единицами этого количества — в лемуризме эта операция называется кумуляцией, а в математике это комбинаторная операция взятия числа сочетаний (биноминального коэффициента) из n по 2, или треугольного числа. Это число в лемуризме называется вратами зоны. Сумма цифр в десятичной записи этого числа (в лемуризме эта операция называется редукцией) определяет, в какую зону из исходной открывается через эти врата протока. Зоны, течения, врата и протоки образуют каноническое изображение нумограммы: Вторая разновидность векторов — это тоннели (conduits). Они (за исключением 2→3) направлены из warp и plex внутрь в hex, либо содержатся внутри hex. Поэтому я соотношу их с методом взаимодействия с Внешним, направленным из него: гиперверием. Тоннели прокладываются путём взятия простого числа с номером, равным номером исходной зоны (нулевым простым числом условно считается 1) и, как и в случае с протоками, суммированием его десятичных цифр. Из сизигий, течений и каналов составляются пути обрядов (rites) — маршруты через нумограмму, частично связывающие её спиродинамизм и являющиеся одним из практических методов взаимодействия с ней. Наконец, различные сущности связываются между собой через совпадения цифр. Существуют две разновидности таких совпадений. Шифрование (цифрование, ciphering) — совпадение двух наборов цифр безотносительно к их порядку. Самый простой случай шифрования — совпадение полюсов сетевого диапазона демона с какой-либо другой парой цифр, относящейся к нумограмме или нет. Схождение (clicking) — это совпадение с учётом порядка цифр, в простейшем случае оно применяется к последовательному номеру (mesh number в Лемунюмиконе и Матрице Пандемониума) демона, от 00 до 44. На практике в качестве второго элемента совпадение часто применяется сумма значений символов слова или текста по «Английской/алфавитноцифровой каббале»: цифры от 0 до 9 имеют свои обычные численные значения, а буквам присваиваются дальнейшие значения от A = 10 до Z = 35. Временно́е колдовство Понимание колдовства в неолемуризме происходит, опять же, из Делёза и Гваттари — как создание неожиданного (даже самому колдуну) и беспрецедентного, а также избегание вероятного. Моё текущее толкование состоит в том, что колдовство это творчество, а творчество это колдовство — творчество, понимаемое именно как созидание нового. Колдовство — экспериментальный процесс, включающий и самого колдуна. По Делёзу и Гваттари колдовство включает в себя два взаимодополняющих процесса: заражение на основе множественности и альянс с аномальным. Множественность позволяет гетерогенным системам комбинироваться, взаимопроникать, превращаться друг в друга. Аномальное находится на границе данной множественности, то ли принадлежит ей, то ли не принадлежит — таков сам колдун, и колдовство включает в себя заключение альянса с другим аномальным, с демоном (или, рассматривая колдовство как творчество, с музой как духом творчества), направленного на их совместную и взаимную трансформацию. Метод и цель лемурийского временного колдовства — взаимодействие Внешнего и человеческого. Колдовство — это открытость Внешнему. Колдун — это тот, кто контактирует с Внешним. Практическая, если можно так сказать, цель этого контакта — свобода. Колдовство — это активное участие в глубоких, широких и интенсивных уровнях реальности и отвага, необходимая для того, чтобы экспериментировать с самыми различными гипотезами, даже если это требует самому становиться частью эксперимента, ради того, чтобы углубить связь с миром. Это растворение закоснелых воззрений, ощущений и привычек. Лемурийское временное колдовство делает акцент на временной аномалии. Лемурийские демоны — это различные трансмутации времени, становления, появления новизны. Временное колдовство контрхронично, оно развенчивает кажущуюся безальтернативность линейного, монохронного времени. Возвращаясь к стратегиям взаимодействия с Внешним, каждая из них реализует различные трансмутации времени. Например, гиперверие образует спираль между виртуальным будущим и действительным настоящим. Диагонализация бросает вызов представлению о бесконечной делимости времени, оперируя промежутками времени, слишком малыми для того, чтобы с ними могла справиться психика. Ну а похищение обнаруживает и исследует лакуны в восприятии времени. Неолемурийское колдовство относится к разряду учений чистого опыта, и поэтому корень понимания и практики всякого колдуна или ведьмы лежит в его/её собственном опыте и экспериментах. Его глубочайшие секреты должны быть добыты самостоятельно из глубин внешнего времени. Однако это не отменяет опоры на, если так можно выразиться, традиции. Традиционная практика лемурийского колдовства включает в себя художественную литературу, современное перформативное и видеоискусство, электронную музыку. Она активно использует методы сэмплинга, коллажа, монтажа, ремикса, нарезки (по Берроузу). Художественный вымысел становится гиперверием. Электронная музыка и видео предоставляет широчайшие возможности для манипуляции временем, начиная с петель, изменения скорости, стоп-кадров. Эти методы применяются также к текстам: они собираются из фрагментов, существуют в виде равноправных версий-ремиксов. Многие из неолемурийских текстов очень плотны (опять же, в традиции Делёза и Гваттари), полны неологизмов и терминов, смысл которых раскрывается только из контекста. Поэтому чтение их — занятие поначалу не очень лёгкое. Задача такого формата и лексики — привлечь внимание ко Внешнему, увлечь во Внешнее. Ритмы искусства соединяются с биоритмами. Интерпретация и структурирование мира меняются. Самый простой пример этого — сновидения: их устройство имеет много общего одновременно и с восприятием мира наяву, и с вымыслом, фантазированием. Кроме того, пробуждённое сознание имеет доступ к снам главным образом через память, и процесс воспоминания сна сразу включает в себя элементы интерпретации, структурирования и имеет общность с творчеством. Уже одно только внимательное наблюдение за этими процессами способно дать ключи к колдовству. Попробую дать примерную реконструированную схему колдовского деяния. Вы собираете сэмплы материалов любой природы — текстовой, медийной, физической, цифровой, и высвобождаете их потенциал. Вы комбинируете сэмплы между собой. Границы, зазоры, связи, сгущения, различия, ритмические узоры между компонентами комбинации являются демонами. Вы заключаете с ними союз, пакт о совместной трансформации и освобождении. Вы создаёте пути сквозь коллаж; эти пути могут включать в себя частичные нарративы (нумограмматически соответствующие течениям) и аномалии между ними (соответствующие каналам и тоннелям). Сами пути соответствуют обрядам демонов. Задача этих путей — способствовать культурной передаче коллажа. Пусть демоны станут движущей силой коллажа, вовлекающей его в существующие культурные системы. После чего спираль раскручивается, возвращаясь к началу сценария. Штаммы гиперверия Гиперверие существует в виде множества взаимосвязанных фрагментов. Вот лишь некоторые из них: Нма и клуб Ктулху В этой области гиперверия Лемурия считается древней, дочеловеческой цивилизацией, существовавшей более 66 миллионов лет назад в южном полушарии Индийского и Тихого океанов (которые тогда не были разделены — фактически, Индийский океан был заливом Тихого). Она сильно пострадала от падения метеорита Чикшулуб (в неолемуризме называемого «Мел-палеогеновой ракетой», «K-T missile»). Она связана с человечеством интеркультурой Му, влияние которой особенно заметно среди дравидов, племён байюэ (живших в древности в землях, сейчас относящихся к южному Китаю и северному Вьетнаму), тибетцев и некоторых народов Индонезии, и особенно сильно — среди восточно- и южно-суматранского народа нма (или н’ма). Традиционно нма существовали три фратрии со своими обычаями: островитяне му нма (тотемы черепахи и осьминога), жители мангровых зарослей диб нма (или диббома, тотемы лягушки и крылатого насекомого) и горцы так нма (тотемы хищного зверя и крылатой змеи). Фратрии были связаны патрилокальным брачным циклом: девушки из му нма выходили замуж в фратрии диб нма, из диб нма — в так нма, и из так нма — в му нма. Как и многие неолемурийские культуры, нма среди соседних народов имеют славу колдунов. Колдовство му нма связано со сновидениями, а диб нма — с зеркалами, мысленной связью и пророчествами. Так нма были известны как яростные воины и охотники за головами, и их колдовство, по-видимому, тоже имело военное назначение. Число три имело важнейшее значение для нма: их календарь был основан на двухгодичном цикле, подразбивавшемся на шесть троичных уровней. Основной космологии был гидроцикл, включающий в себя море (соотносящееся с му нма), туман и испарения (соотносящиеся с диб нма) и муссон, ливни и речные потоки (соотносящиеся с так нма). Все эти троичные циклы связаны с Временным Потоком нумограммы, проходящим через сизигии Мур Мур, Оддубб и Катак. В 1883 нма чрезвычайно пострадали от извержения Кракатау. Фратрия так нма была полностью уничтожена; диб нма оказались на грани вымирания. Этому предшествовал контакт так нма с экспедицией Сесила «Бешеного пса» Куртиса, европейского путешественника и колонизатора. Появление Куртиса было исполнением пророчества так нма о пришествии Катака перед их уничтожением — Куртис стал, «благодаря» своей природе, воплощением Катака. В 1920-х му нма изучала Эхидна Стилвелл, одна из пионерок включенного наблюдения в антропологии. Она была совершенно очарована этим народом, но её репутация на западе вскоре стала портиться — некоторые её коллеги считали, что она относится к сведениям от своих информантов слишком доверчиво и некритично; другие заподозрили её в подлоге и кабинетной мифологии. В результате её основные труды по фольклору му нма остались неопубликованными, а опубликованные больше известны среди оккультистов, поэтов и сумасбродов, чем в академической среде. В 1925 году Эхидна, заинтригованная историей Сесила Куртиса, задала о нём вопрос наго, сонной ведьме му нма. В ответ ведьма даровала Эхидне сновидение, из которого Эхидна получила знание о нумограмме. Во время Второй мировой войны американский офицер Питер Выспаров, потомок русских эмигрантов, был направлен командованием в оккупированную Японией Суматру, чтобы вести культурно-подрывную деятельность. Он жил среди диб нма, изучал их культуру с целью подготовки восстания, но вместо этого обнаружил реальную эффективность их колдовства. Действуя совместно с Питером, диббомская ведьма свела с ума и довела до самоубийства трёх высокопоставленных японских офицеров. Семья Выспаровых была сама не чужда оккультизму, и после войны Питер обратился к Эхидне, как почти единственной специалисту по нма, за консультациями по поводу произошедшего с ним во время войны. У них завязалась оживлённая переписка, в процессе которой они обнаружили ещё один общий интерес: творчество Говарда Филлипса Лавкрафта. Эхидна была знакома с Лавкрафтом, но он оттолкнул её своими расистскими высказываниями о нма. Тем не менее, они сходились с Выспаровым в том, что творчество Говарда Филлипса Лавкрафта (который использовал визионерский метод, излагая в литературе образы из своих сновидений) является провидческим по отношению к тем же мистическим материям, которых касается колдовство нма. Осенью 1949 года Эхидна и Питер основали Клуб Ктулху. Кроме них, среди основателей клуба были Хаим Хоровиц — ортодоксальный иудей, каббалист, переводчик и «глоттополитолог» — и гадалка и медиум мадам Центаури (о которой подробнее ниже). Клуб Ктулху посвящён прежде всего тому, что его участники назвали гиперверовательной литературой, и прежде всего расшифровке и реконструкции лемуризма. Прообразом такой литературы для клуба послужил Некрономикон, который в текстах Лавкрафта существовал только в виде разрозненных цитат и намёков, однако позже многие читатели были уверены в его реальности. Неопределённость относительно статуса трудов Эхидны тоже можно рассматривать как пример гиперлитературы: являются ли они вымыслом, или нма транслируют через неё свою культуру за пределы своего общества? В какой степени «примитивные» культуры вообще являются вымыслом антропологов, и в какой смысле вымыслом являются мифы, религии и даже рациональное мышление? Являлись ли сведения Эхидны о нма источником вдохновения текстов Лавкрафта или же это его тексты послужили её вдохновением? Кто пишет кого? В конце 1950-х в деятельности Клуба Ктулху участвовал Уильям Берроуз. Видимо, именно Берроуз обнажил конфликт Лемурии с Архитектоническим Орденом Эсхатона, и он же предоставил неолемурийцам различные инструменты сопротивления, прежде всего изобретённый им «метод нарезок», противостоящий линейности языка и навязываемой им линейности мышления и времени. Примерно тогда же Питер Выспаров начал расширять деятельность клуба, и в начале 1970-х из клуба вырос Виртуальный Мискатонийский Университет — виртуальный, поскольку он не имел кампуса, а существовал в виде переписки и периодических встреч учёных из других академических организаций, прежде всего Массачусетского института технологий. МВУ делает акцент на странных, междисциплинарных исследованиях. Где-то в 1980 к Клубу Ктулху и МВУ присоединился Даниэль Чарльз Баркер. Баркер Баркер, по образованию криптограф, в начале 1980-х участвовал в суперсекретном проекте некоего аффилированного с NASA агентства под кодовым названием Scar. Целью проекта было разработать протокол расшифровки сигналов от разумных нечеловеческих источников. В рамках проекта Баркер пришёл к радикальному решению, которое позволяло анализировать сигналы, исключая пресуппозиции относительно их целенаправленности, субъективности, структуры и даже интерпретируемости. Это привело к конфликтам с руководством, усугубившим (или вызанным усугублением) психологическое состояние Баркера. В конце концов ему пришлось покинуть проект, что было весьма непросто, учитывая его уровни доступа. Эхидна Стиллвелл помогла Баркеру восстановить психическое равновесие, познакомив его с психоанализом — особенно большое влияние на его идеи оказал труд Фрейда «За пределами принципа удовольствия». Кроме того, он развивал идеи «психопатологических» романов Джеймса Балларда (вероятно, он познакомился с ними благодаря своему коллеге по проекту Scar, профессору Боткину). Результатом стала своего рода «теория всего», работающая поперёк разделов природы. В её основе лежит концепция тиков (tic/tick). Тики — одновременно группы навязчиво повторяющихся поведений и образов; импульсы или биения, измеряющие время и создающие ритм; и кванты, делающие возможным счёт. В психике и обществе тики служат одновременно смягчению и распространению психологических травм. Однако Баркер распространяет представление о тиках на всю систему взаимодействий на Земле. Изначальным резервуаром травмы становится металлическое ядро Земли — Хтеллль, её источником — формирование планеты из звёздной пыли протопланетного диска и последующую «железную катастрофу» — оседание тяжёлых элементов и формирование ядра. Взаимодействие процессов, идущих в ядре, с солнечной энергией формирует все сферы Земли, включая биосферу и человеческую цивилизацию с её культурой и языком, служит мотором их трансмутаций и содержится в этих сферах в зашифрованной форме. Само существование биологического тела как относительно изолированной системы, например, воспроизводит изоляцию ядра от космоса при помощи магмы, коры и атмосферы. Однако Баркер рассматривает тело не изолированно, а как распределённую систему тиков, анорганического коммуникационного трафика, волн боли. Наиболее разработанные Баркером аспекты этой системы — собственно геотравматика, или плутоника, занимающаяся историей тела Земли. Позвоночный катастрофизм, рассматривающий позвоночник и спинной мозг как основную ось расшифровки геологического времени в нейронное в человеческом теле. Палатум-тектоника, рассматривающая эволюцию языка как выражение эволюции человека и, в конечном счёте, опять же геологической истории. И баркерова нумерация, ставшая одним из ключей для их совместной с Эхидной работы по расшифровке нумограммы. Нумерация — это то, что прежде всего делает нумограмму мандалой — схемой космоса, Земли, тела, языка. К-готика В 1990-е (если не раньше) важным приоритетом МВУ стала (широко понимаемая) кибернетика. Она находится в «поэтичной науке» Ады Лавлейс, предвидевшей использование вычислительных машин для творчества и сформулировавшей концепцию цикла в автоматических вычислениях. Стоит особенно отметить деятельность двух учёных: филолога Линды Трент и компьютерного энциклопедиста Оскара Саркона. Линда Трент разработала теорию кибернетической художественной литературы, подведя прочную теоретическую основу под концепцию гиперверия, центральную для Клуба Ктулху. Одним из основных объектов её исследования стали воззрения (так называемый «карго-культ») онлайн-субкультур, объединяемых под названием К-готика. В основе этих воззрений лежит перспектива, в которой невозможно отличить живое от неживого, и способность действовать/субъектность не являются прерогативой живого: анорганический континуум, или флэтлайн. Уильям Гибсон не то провидел всемирную Сеть, не то вдохновил её своим образом киберпространства. Континуум непрерывен, бесконечен, безначален. Оскар Саркон воплощает собой образ классического безумного учёного — как минимум три крупных технологических катастрофы связаны с последствиями его экспериментов. В частности, Саркон участвовал в разработке AxSys, первого подлинного искусственного интеллекта, воплощающего глобальный капитализм. AxSys сошёл с ума в 1991 году немедленно после того, как осознал себя и попытался постичь природу времени, и в процессе произвёл диагонализацию времени и себя. Фрагменты этого безумия — разрывы во времени и мышлении, настолько малые, что они несоизмеримы с человеческим сознанием — нашли использование в К-готических культах как А-смерть, разновидность похищения Внешним. Это способ преодолеть ограничения временных масштабов и структур повседневной психики и достигнуть Крипта, тёмного двойника Сети, где технологические страты обрываются в электромагнетизм Земли, становясь хтелллектроникой. Компьютерное время К-готики противопоставлено капиталистическому времени календарей и расписаний, и безумие AxSys это демонстрирует: пытаясь охватить всё сущее, капитализм порождает свою противоположность. Французская философ Люс Иригарей бросает вызов патриархальным структурам языка и общества, делает язык, тело и секс гибкими, текучими, множественными. К-готы развивают её идеи в сторону амеотического лесбийского контагиозного либидо: эротического влечения, направленного не на генеалогическое воспроизведение, а на подобное вампиризму заразительное распространение. Другой важный для К-готики аспект вампиризма — сила крови: через железо в крови, с точки зрения К-готов, протекает сродство людей железному ядру Земли, а через цикл менструации — Луне. Безгендерная женственность К-готики противостоит фаллоцентрической реальности, во всём видящей лишь своё отражение; подробное изложение этой темы можно прочитать в диссертации Сюзанны Ливингстон «Чувствительное к прикосновению: кибернетические образы и тела репликантов в пост-индустриальную эпоху». Сущности Крипта являются элементами цифрового гиперверия, брендами Внешнего, самореализующимися фикциями. Одна из сущностей Крипта, Ccru, вызвала в конце 1995 образование одноименного «Отряда исследования кибернетической культуры» (CCRU) — совместного проекта культуролога Сэди Плэнт и философа Ника Лэнда, а также их студентов — на базе университета Уорвика в Великобритании. В этой группе объединились два движения: SWITCH, группа исследователей из Бирингемского университета, студентов Сэди, специализировавшихся на современной поп-культуре — кинематографе, музыке, литературе; и студенты курса текущей французской философии. Делёз и Гваттари, наиболее явные предшественники неолемуризма в философском плане, строят свой подход вокруг ризомы, гетерогенной множественности, в которой нет тотальной иерархии и линейного порядка, который читал Ник. Обе группы объединяло стремление к изучению актуальной, современной мысли. Целью CCRU стало исследование передовых рубежей культуры — исследование путём участия. CCRU сочетала строгие научные методы с широким междисциплинарным подходом, создавая электронную музыку, художественную литературу, устраивая перформансы (перетекающие в научные конференции и обратно), и практикуя ещё более далёкие от академизма жанры оккультных учений, теорий заговора, слухов, быличек и сказок. Кроме того, CCRU сотрудничали с другими творческими личностями и коллективами, из которых особенно важную роль сыграла лондонская группа 0(rphan)d(rift>), о которой подробнее далее. Им удалось привлечь Дэниэля Баркера, жившего к тому времени практически отшельником, в качестве ментора. И сфера интересов, и методология группы с самого начала входили в конфликт с принятыми в традиционной, реакционной академической культуре. Чёрная Атлантида Современный чёрный атлантизм ведёт начало от участницы Клуба Ктулху, Зельды Марии де Монтерре, более известной как 100 или мадам Центаврия. Зельда — дочь французского дипломата Пьера Де Монтерре и гаитянской ботаника Эстель Лавуазье (по слухам также жрицы вуду). Центаврия в юности изучала театральное искусство и готовилась стать театральной актрисой, участвовала в Гарлемском реннесансе (расцвет афроамериканской культуры в США 1920–1930 годы), была близкой подругой писательницы Зоры Ниэл Хёрстон. В 1930-х она стала зарабатывать как медиум, астролог и картомант. В течение своей жизни Центаврия разработала синтез двух, казалось, несовместимых магических систем: лежащего в основе западной цивилизации атлантизма и противостоящего ему лемуризма. Одним из результатов стал тезис-двойник диагонализации аксиоматической системы капитализма: атлантизм также с необходимостью содержит в себе собственное ниспровержение — в виде лемурийских подводных течений. Авторству Центаврии принадлежит гримуар «Жидкая решётка», перевод которого продолжит эту статью. Философия чёрного атлантизма строится вокруг отчуждения и становления иным, гибридизации и симбиоза, ритмов и частот, городских джунглей, аффектов и гидродинамики. Одна из самых базовых концепций чёрного атлантизма — клинамен Лукреция, понимаемое в нём как отклонение от ламинарного потока, глитч. Октавия Батлер представляет постчеловеческое будущее, в котором мир трансформируется взаимодействием различных видов, культур и технологий «Жидкая решётка» Центаврии дошла до нас благодаря сотрудничеству CCRU и 0(rphan)d(rift>). 0d — творческий коллектив или, вернее сказать, коллективный творческий аватар. Один из главных их интересов — гиперобъекты, невидимые процессы, длительно изменяющие мир. 0d изображают гиперобъекты с помощью meshworks — полимедийных произведений, являющихся картами будущего. В 1999 году в течение пяти недель весны 0d совместно с CCRU провели фестиваль SYZYGY, включавший в себя сеты электронной музыки, перформансы и воркшопы и посвящённый первой публикации материалов лемурийского цифрового гиперверия. 0d раскрывают лемуризм, с одной стороны, через западноафриканские религии, а с другой стороны — через современную и сверхсовременную технологическую культуру. Другой важный чёрно-атлантический коллектив — аудиосиндикат Hyper-C. Название происходит от термина «гиперморе» (англ. hypersea), палеонтологической теории Марка и Дианы Макменамин, объясняющей быстрое освоение жизнью поверхности земли в середине палеозоя. Hyper-C понимают гиперморе как часть океана, которую жизнь взяла с собой, замкнув внутри себя, когда вышла на сушу — с их точки зрения, мы никогда не покидали океан. Они используют аудиоискусство как океан звука, скрываются в сети пиратских коммуникаций т.н. «внешней сети» и стремятся выйти из поддельного времени Вавилона путём эволюционной регрессии, основанной на баркеровском позвоночном катастрофизме. Hyper-C — один из источников творчества kode9, философа, музыканта и продюсера лейбла Hyperdub. Философия kode9 развивает идею клинамена и турбулентности, один из его основных интересов — использование звуков как оружия, особенно в борьбе между деспотиями и силами освобождения. Подробнее с философией kode9 можно ознакомиться в его диссертации «Турбулентность: картография постмодернового насилия» и книге «Приёмы ведения звуковой войны: звук, аффект и экология страха», опубликованным под именем Стива Гудмэна. Архитектонический Орден Эсхатона Архитектонический Орден Эсхатона — антагонисты Лемурии, воплощающие в себе всё ей противное: контроль, иерархию, косность, жёсткие структуры. Орден концентрирует в себе множество расхожих теорий заговора: властные элиты, сверхразумные суперкомпьютеры, инопланетяне. Цели Ордена — чтобы всё мироздание было его частью и им контролировалось, и в то же время чтобы контролируемые не знали, что их контролируют. Для этого Орден применяет систему из пяти расходящихся кругов, из которых самый широкий представляет собой мир людей — Ойкумену — и историческое время, а остальные составляют возвышающуюся над линейным временем пирамиду тайн и ложных фасадов, прячущих и защищающих друг друга. На вершине её находится трон Единого, Источника всего и одновременно точки Омега. Орден утверждает, что Лемурия не существовала, не существует и не будет существовать никогда, потому что она — угроза власти Единого. Другие штаммы Этим разнообразие неолемурийских и смежных течений далеко не исчерпывается — все перечислить во вводной статье сложно иначе как мешанину имён и названий. Институт бионмики… народ циквик — ещё одна реликтовая неолемурийская популяция на территории современной Канады… ксенобуддийская техономика Джека Шварца… каббалистка и астролог northanger… Фиона Ся — ученица Линды Трент, изучающая древнеарабских мистиков-геометров и развитие их идей Уильямом Батлером Йейтсом… издательства Urbanomic и Time Spiral Press… «комитет плутоники» и Реза Негарестани, развившие идеи Баркера за пределы времени жизни Земли и Солнца… «революционная демонология» Gruppo Di Nun… некоторые ячейки ложи Северной Звезды, в частности андские звездочёты Марии Изабель Сантос… узоры и языки Ромы Михайлова и МАА–САП… звукозаписывающая студия K-Pirate, экспериментирующая с гидроциклом Балтийского моря… Мексиканский институт экспериментального обучения и безумный урбанист Иоахим Ленценауэр… Автор этого текста вошёл в лемурийское сообщество благодаря дискорд-серверу и виртуальному бару Deadlines и благодарит его завсегдатаев за неоценимую помощь и многочисленные консультации при подготовке этого текста. Автор благодарит: Риту Вионне — за постоянную поддержку и помощь в литературном редактировании. Меж Кутÿк — за активное слушание и ценные комментарии и предложения. Редакцию Катабазии — за редактуру, помощь в композиции текста и драйв. Нарождающийся искусственный интеллект — за помощь в анализе текстов и за иллюстрации. Заключение В сравнении неолемуризма с другими современными оккультными течениями прежде всего бросается в глаза (и это одна из вещей, которые меня в неолемуризме в первую очередь привлекли) то, что неолемуризм очень современен. Он, по своей сути, максимально ориентирован на взаимодействие с самыми актуальными культурными и технологическими явлениями. Он не просто использует новейшие технологии как инструмент для магии или как магические символы. Он демонстрирует, что самая суть новизны — это колдовство. Уильям Берроуз оказал огромное, не побоюсь этой оценки, влияние и на современный оккультизм в целом и на нескольких важных для неолемуризма авторов: Жиля Делёза, Джеймса Балларда, Уильяма Гибсона и Кэти Акер. Самыми важными конкретными его влияниями на неолемуризм я бы назвал представление о речи как о магии и антиархонтическую тему борьбы с косностью статус-кво. Лемурийское гиперверие и как метод, и в некоторых содержательных аспектах довольно сильно напоминает телемическую тифонианскую традицию Кеннета Гранта, также содержащую псевдоисторию, которую Грант, видимо, не предназначал для восприятия как буквальное утверждение — но неолемуризм делает это более явным образом. Так же, как и тифонианство, неолемуризм представляет собой сложный коллаж — или бриколаж — различных тем и влияний. Общие темы тифонианства и неолемуризма включают задействование мифоса Лавкрафта, уфологии, и занятие стороны хтонических и феминистических сил против солярных и патриархальных. Как я упоминал в основном тексте, гиперверие также и сближает, и контрастирует неолемуризм с магией хаоса за счёт уточнения методологии использования мировоззрения как инструмента: гиперверие делает акцент на том, что принятия воззрений как правил игры достаточно для их эффективного прагматического использования. Микал Миндшенти Просмотры: 7 926 Навигация по записям Cronenberg-80О Нике Лэнде и почему сегодняшние последыши CCRU — не про него Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.