«Искусство Меметики»: предисловие, введение и первая глава

От Редакции. Этой публикацией мы открываем новый переводческий проект, посвященный книге «Искусство меметики» Эдварда Уилсона и Веса Унру (Edward Wilson, Wes Unruh), очень сложной (для перевода, но, надеемся, не для восприятия) и все еще актуальной. Все еще — потому что написана она была аж 15 лет назад, в 2008 году, что для интернета срок огромный. Тем не менее пока что все или почти все, что мы в ней встретили, вполне соответствует нынешнему положению дел.

Книга снабжена подзаголовком «Магия применения меметики, маркетинга, тайного руководства и теории кибернетики», и в целом это грамотная попытка взглянуть на меметическую среду с абстрактно-магической колокольни. Именно с этой стороны авторы и понимают магию: для них это в первую очередь языковая система, а потом уже все остальное. При этом «меметика» в это книге не столько визуальные анекдоты из интернета (хотя и они тоже), сколько информационная вирулентность в условиях современной Сети — ее природа, структура и возможности поставить себе на службу.

Впрочем, гримуаром это издание даже с постмодернистской натяжкой не назвать. Все-таки в меньшей степени оно направлено на формирование какой бы то ни было практики, и в большей — на описание корпоративного сеть-метаболизма современности и его насущного использования. Эдакий теоретический фундамент для тех, кто способен сам практику выстроить. Что ж, надеемся, что этот перевод пригодится новому поколению магов, оперирующих уже не только в казуале, аказуале, Матрице и астрале, но еще и в меметической экосфере.

fr.Chmn

Жирный задрожал.
– Да, – произнес доктор Стоун. – Живой информацией, способной к воспроизводству, должен быть Логос.
– Воспроизводящийся не посредством информации, – подхватил Жирный, – не в информации, а как сама информация. 

В.А.Л.И.С. — Филип К. Дик

 

00: Предисловие

В книге, которую вы держите в руках, авторы решили идти напролом, экспериментировать, изобретать новое, а не удовлетворяться чужими ответами или техниками. В этой книге магическое сообщество нуждается уже давно — ведь она открывает любому желающему магу подход к меметике, семиотике, письму, позволяет адаптировать их к магическим практикам и задать им новое направление. Магия больше не ограничивается церемониальными инструментами и облачениями. Магия — это нечто большее, это подчинение окружающих нас культурных сил и использование их для изменения реальности.

Посыл мощный, но на самом деле это всего лишь признание факта: магия должна эволюционировать, шагать в ногу с современными технологиями и в то же время использовать эти технологии так, как большинству бы и в голову не пришло. Маг должен быть способен вписаться в любое время и пространство, браться за любые доступные инструменты  и культурные установки, используя их для достижения желаемого.

Авторы этой книги, Уэс и Эдвард, усматривают магию в историях, что мы рассказываем о себе. Но утверждают, что нужны правильные инструменты, чтобы вытащить ее на поверхность, проявить в жизни. У нас есть выбор: рассказывать свои истории или манифестировать их, создавать ли персонажей, которые помогут достичь целей и работать с ними, или же остаться во власти чужих мемов. Лично я — за проактивный подход, и именно его Уэс и Эдвард предлагают в этой книге.

Проактивный подход к магии неотделим от экспериментов и изобретений, чего в книге с избытком. Не торопитесь, попробуйте предложенное авторами, позвольте информации усвоиться. Позвольте меметичному колдовству проявиться на кончиках ваших пальцев, открывая путь для дальнейшей магической практики.

От себя лично хочу сказать, что очень рад, что Уэс и Эдвард взяли несколько моих теорий и практик, воплотив через них собственные идеи. Эксперименты, обучение и творчество вдохновляют меня и дают силы двигаться дальше, они демонстрируют: ты на этом пути не один. И это очень ценно при вступлении на неизведанную территорию магической практики. Неизвестность пугает гораздо меньше, если рядом есть люди, с которыми можно идти бок о бок, обмениваясь идеями и вместе экспериментируя.

Кроме того, случаются очень любопытные обсуждения, как, например, на Esozone, где я впервые лично побеседовал с Эдвардом и Уэсом. Надеюсь, когда-нибудь мы проведем вместе больше времени, ведь у меня к ним столько вопросов! Таков путь экспериментатора. Когда обнаруживаешь людей со схожими интересами, то перед тобой открываются новые горизонты. По крайней мере, так я себя почувствовал, когда прочел эту книгу и пообщался с ее авторами.

Надеюсь, что эта работа вдохновит вас так же сильно, как и меня, и зажжет в вас желание написать свои собственные истории, разработать свои практики и поделиться ими с другими магами и путниками. Сегодня нам нужно быть особенно изобретательными. Эта книга — ещё один шаг в правильном направлении магической практики, ее призыв — к росту, развитию и отказу останавливаться на том, что имеешь.

На этом настало время отступить в тень и передать слово Уэсу и Эдварду. Приятного чтения и удачных приключений!

Тейлор Эллвуд
Портленд, штат Орегон
Январь 2008

Год 1921, студенческий журнал The Judge публикует, кажется, первое явление мема Expectation VS Reality

0: Введение

Последние 15 лет стали определяющим временем для магии. Мы видели подъём и ассимиляцию «техношаманизма», видели, как кибер-партизаны кооптировали тактику глушения культуры и «переименовались» в  вирусный маркетинг. Сет Годин заменил Джоуи Скэггса [читай: пранкера сменил маркетолог — прим. Редакции]. Плохие ли это новости? Нет. Процитирую поэтессу Диану Ди Прима, которая отвечала мне на этот вопрос в 1992 году*:

ДжМ: Кажется, протест стал товаром, а СМИ используют протестующих так же, как использовали рок-н-ролл, дадаизм, сюрреализм, поэзию и вообще образ мятежника. Как ты думаешь, эта кооптация удастся и сделает протест бесполезным?

ДД: Нет. Это старая проблема искусства. Одно всегда поглощает другое максимально быстро. Как говорил Кокто, нужно быть акробатом или канатоходцем, нужно быть на три шага впереди того, что они знают о твоей работе. Поэтому к тому времени, как СМИ выясняют, что ты пишешь, скажем, о женщинах и волках, ты уже заканчиваешь Алхимические поэмы или что-то другое. Суть не только в протесте или в желании их уделать, а в том, чтобы не задерживаться долго на чём-то одном. К чему ты хочешь прийти? Не хочется делать то, что уже знаешь или понял. Поэтому художники продолжают прыгать, если только не попадаются в старую добрую программу «ох чёрт, у меня всё ещё нет микроволновки». 

ДжМ: Не кажется ли тебе, что присутствуют некие централизованные и сознательные попытки «разминировать» радикальное искусство и сопротивление с помощью кооптации? Или это, выражаясь образным языком, просто проявление «звериной натуры»?

ДД: Думаю, и так, и так. Иногда процесс сознательный, но участвует скорее не один заговор с чёткой иерархией, а заговор-гидра. Иногда ему уже и не нужно быть сознательным, потому что паттерн создан, всё и так идёт по плану. Не знаю, в какой точке истории мы находимся сейчас. Процесс этот настолько переменчивый и безумный, что я бы даже предположений не стала строить. Просто взгляни на историю КОИНТЕЛПРО как пример сознательного заговора, который призван нас остановить. Иногда всё просто повторяется, подобно тому, как муравьи возвращаются туда, где раньше была свалка (смеётся). 

И я с ней полностью согласен. В свое время я для распространения ксерил Incunabula Papers, рассовывал их по ЭДО, Gopher, FPT и, в конечном счёте, по веб-, электронным, печатным и аудиокнигам. Таким образом я стал частью новой культуры онлайн-трикстеров, магов, клоунов и поэтов: «культурных диверсантов» (хотя на владение этим термином и претендует Марк Дери). Десять лет спустя со мной связывались представители корпоративных брендов, чтобы я провернул с их продуктами «ту же самую штуку». Однажды кто-то окрестил мои приемы вирусным маркетингом, и вскоре он развернулся сразу по нескольким направлениям. Одно из них стало ARG (играми в альтернативной реальности), другие — мириадом «сервисов» и методов продвижения товара.

Эту историю мемного онлайн-тенниса я рассказываю не просто так. Несколько лет я сопротивлялся использованию «тех штук» для продвижения коммерческих продуктов и, честно говоря, я всё ещё вздрагиваю при мысли об этом (несмотря на обвинения в использовании техник контроля разума и в участии в тайных операциях). Но сейчас я больше склоняюсь к мнению Дианы. Настало время двигаться дальше. Книга, которую вы держите в руках, знаменует первую многообещающую волну, когда расцветёт тысяча цветов. Пока я, как в каменном веке, возился с примитивными экспериментами вроде MetaMachine* (ок. 1997), где пытался предвосхитить алхимические сущности кибер-ноосферы с помощью киборганики, Уэс и Эдвард пошли дальше.

Они сильно обогнали попытки, достойные Руба Голдберга, и изобразили рабочую дорожную карту, которая ведёт… куда? Хорошие новости в том, что они знают не больше вашего. И, что ещё лучше, они не притворяются, что знают. Большинство вбивают вам в мозг тезис-антитезис-синтез или, как выразился мой друг Роберт Антон Уилсон, «это вот так, а это не так, и поэтому тебе нужно всем рассказать, какой я умный». Вы даже не представляете, насколько эта заезженная формула меня раздражает. И когда я вижу людей, которые достаточно смелы, чтобы (упаси боже!) передать возможность делать выводы читателю (ересь!), я не просто ностальгирую (что, мне надо подумать?), а даю своей вере в человечество пожить ещё один день.

Когда покойный доктор Хаятт попросил меня дать цитату для «Библии психопата», я выбрал эту: «Не воспринимайте ничего из этой книги буквально! А нет, воспринимайте буквально всё!» На это многие посмеялись и сказали: «типичный Мэзени». Но на самом деле я много размышлял об этой рекомендации и пришёл к выводу, что это самый точный совет, который я мог был дать человеку, собравшемуся читать ту книгу. А теперь я столкнулся с похожей проблемой. Что сказать? Сколько страниц растекаться мыслью о том, что вам предстоит прочесть? Должен ли я вообще что-то говорить (несмотря на квоту по количеству слов)? В наше время люди говорят слишком много, подразумевая слишком мало. Поэтому мой старый друг Хаким Бей в записях TAZ сказал: «Иногда в книжных на меня накатывает тошнота при одной мысли о том, чтобы добавить хоть слово ко всем этим блядским изданиям». Поэтому — Reductio ad absurdum. И вот что у меня вышло:

Откройте свой разум. Старайтесь не знать слишком много. Прочтите эту книгу.

В конечном итоге, именно вам решать, что делать со знанием, тактиками, точками зрения и откровениями, которые в какой-то момент вас настигнут. Часики тикают. Что вы будете делать с этим временем?

Джозеф Мэзени
04-01-08
Мюнхен, Германия

1993 год, Майк Годвин постит первый интернет-мем

Часть 1
Меметика в теории и на практике

Глава 1
Аналитические инструменты

С помощью меметики, то есть исследования эволюции культуры, можно лучше понять нашу жизнь чтобы достичь желаемого. Магия, мемы, тайные лидеры, эгрегоры и кибернетика — всё это обсуждается в данном тексте. Но прежде, чем погрузиться в детали, давайте определимся, что для нас значат эти термины и зачем мы написали эту книгу.

Возможно, самый насыщенный по смыслу термин, который мы употребляем на протяжении всего текста — это магия. Для неё мы предлагаем то же определение, что выдвигает Тейлор Эллвуд в книге «Мультимедийная магия»: «Магия, помимо прочего, делает невозможное возможным. Она изучает, как малейшие вносимые вами изменения вызывают эффект кругов по воде во всей внутренней системе психологии/духовности, а также внешней системе, состоящей из окружающей среды и вселенной». [1]

Дать определение мемам тоже весьма сложно, хотя Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» довольно точно назвал их «единицами культурного наследия». [2] Стоит отметить, что в маркетинговых кругах на меметику часто ссылаются как на некую метафизическую основу для понимания эффекта сарафанного радио, создания вирусного видео, игр с дополненной реальностью, а также почему «Got Milk?» имела такой успех. Но при этом обсуждение может затрагивать и другие области, например, передачу информации сквозь языковые барьеры, влияние психологической работы на геополитическую борьбу, архетипический резонанс в культурах, а также рост пиратства на просторах интернета. Хотя мы и отказались от подзаголовка «Мемный ген», [3] мы твёрдо уверены, что понимание воздействия меметики позволит нам по-новому понять самих себя.

Далее мы подробно останавливаемся на мозговом центре, эгрегоре и кибернетике. Группы вдохновителей в своей чистейшей форме описаны в книге «Думай и богатей» [4] Наполеона Хилла. Вдохновители пользуются определённой структурой, которая появляется на основе сложных сетей сознания и на магическом сленге называется эгрегором. Чтобы дать полноценное определение эгрегору, нужно обратиться к корпоративному метаболизму, [5] genus loci [дух места, — прим. пер.] и  zeitgeist [дух времени, — прим. пер.]. Это коллективный разум, хранитель группы, а также организм, способный передавать мемы по сети, что приводит нас к кибернетике.

Кибернетика работает с системами, в основе которых лежат цели и сети, и которые передают мемы. Среди них — внутренние психические процессы, мульти- или трансмедийные нарративы, религиозные, государственные, корпоративные и академические учреждения, а также локальные и нелокальные социальные установки. Мы взяли эти термины для нашей книги, чтобы помочь вам использовать инструменты для достижения целей внутри таких систем.

Когда-то магия была огромной областью исследования. С течением времени большинство идей,  связанных с магической теорией и практикой, были из неё исключены и переформулированы в научных дисциплинах. Сейчас магам осталась лишь сама практика магии. По большей части, в ведении «Магики» [6] остались лишь взаимодействие с сущностями, выведенными из паттернов, манипуляция убеждениями для изменения субъективного опыта, а также нелокальные воздействия мысли и воли. Но даже эти мыслеобразы уже перетаскивают к себе другие дисциплины. Так почему бы не присмотреться к этим самым дисциплинам?


Год 1996, мем «Танцующий ребенок» был запощен и завирусился

Но нам кажется, что в изучении магии по-прежнему есть своя ценность; а именно, языковая система, которая создавалась в процессе работы с едва уловимыми связями, силами и объектами психики. Мы уверены, что, поднаторев в теории и практике превращения невозможного в возможное, человек получит силу перепрограммировать гиперреальный мир постмодернистского дискурса. Мы уверены, что магия — нечто намного большее, чем ловкость рук или ума. Мы знаем, что призраки тех вещей, что перетащили себе гармония, химия или квантовая физика, всё ещё присутствуют в спектральном поле абстракции, которую называют колдовством, магией, тауматургией, моджо, худу… и что в той же степени призрак магии витает в науках, естественных и гуманитарных. Не нужно глубоко копать, чтоб обнаружить элементы колдовства в нейролингвистическом программировании, [7] маркетинге и психологии. Мы реагируем не на мир напрямую, а скорее на то, что проходит сквозь фильтры привычек нашей нервной системы. Мы разделяем мир согласно тому, что ожидаем в нём найти; наши движения определяют, на что следует обратить внимание и что наши языковые системы выделяют или прячут. Именно это Кеннет Бёрк называет терминистическим экраном, что очень похоже на тоннели реальности из «Квантовой психологии» Роберта Антона Уилсона.

Помните: эта книга написана с точки зрения двух авторов, которые годами изучали оккультизм с критической, хотя и субъективной, позиции. Перед вами попытка собрать воедино тренды в маркетинге, инфобизнесе и оккультизме, чтобы мы сами смогли понять, где и как эти тренды пересекаются. Мы пользуемся такими магическими терминами, как эгрегор или сигила, [8] чтобы проиллюстрировать динамические силы, действующие внутри коллективных разумов, а также подходы для обуздания этих сил, годные для трансформации системы. Мы пользуемся двумя моделями меметики одновременно; первая — это посевная или вирусная модель, в которой мелкие индивидуальные сигналы заражают хозяев и склоняют их к определённым действиям. Эта модель лучше подходит для создания связей и понимания, как они распространяются. Вторая — это модель структуры, полезная для изучения политических и социальных движений. Здесь мы рассматриваем крупные меметические структуры и как они могут влиять на мир через людей с определёнными наборами убеждений так, будто эти меметические структуры — это создания с собственной волей.

Разглядеть лес, находясь в самой его гуще, довольно сложно, поэтому людям, желающим осознать себя внутри этого сверхорганизма [9] и в центре zeitgeist, необходимо развить безжалостную в интеллектуальном плане интуицию. [10] Необходимо счищать слои символических структур и не попадать под влияние этой гегемонии. Именно эту обширную интуицию и развивает магия на протяжении нашей работы. Мы живём в мире, который избавился от прошлых предрассудков, а новые мифы создаются теми, кто машет средствами массовой информации будто волшебной палочкой — и столь же мощной, какими, согласно слухам, были остролистные палочки древних магов. Сегодня элита магического мира заседает в поистине священном месте — остролистной роще Голливуда.

На материале исследований последних двадцати лет создано две модели меметического пространства:

  • Киберпространство, виртуальная среда, занимающая нодальную память коммуникационной сети.
  • Длинный хвост [11] или популяция носителей мема. Носителей мема можно отобразить графически в виде длинного хвоста распределения, на который будут наслаиваться различные этапы распространения.

График распределения с длинным хвостом — это аналогия массы меметических тел. Меметическое пространство как киберпространство однородно, а меметическое пространство как длинный хвост — слоисто и шероховато. Мемы — это нечто большее, чем лингвистический феномен.

2000 год — все ваши базы принадлежать нам

Возникший из магии и науки язык может сыграть свою роль в определении новой парадигмы. Наша связь с незримым строится на основе магической теории, а нынешнее технологическое применение волн, гармонии и беспроводных сетей знаменует собой сознание, нарождающееся именно так, как было предсказано магической теорией. Но это не значит, что суеверия предпочтительнее технического знания. Суть магии всегда заключалась в дешифровке смыслов, в символическом применении, в создании и даже возрождении календарей. Меметика же является способом осмысления результатов подобной дешифровки, определения систем, возникающих в результате ритуалов, а также передачи значения целенаправленной сложной системе — меметическому пространству. Задача меметиста — понять меметическую экосферу (см. изображение мема) и мета-биологические организмы, которые делят меметическое пространство с нами, созданиями из плоти и крови.

Меметическая экосфера — это прямая аналогия концепции киберпространства. Виртуальная среда возникает, когда ноды коммуникационной сети обладают памятью. Хотя она и прерывается во времени и пространстве, её потоки сходятся в одну точку во время информационного обмена. [12] Пример урезанного варианта киберпространства — телеконференция, [13] на которой многочисленные участники через удалённую связь встречаются в звуковом пространстве. У каждого есть доступ к обсуждению, а само обсуждение записывается для повторного прослушивания.

Нодальная память — это паттерн, за счёт которого существует киберпространство, а сама идея нодальной памяти применима и к человеческим социальным сетям. Память индивидов — это своего рода нодальная память, а взаимодействие между индивидами формирует связи, которые характерны для сети. По сути, этот вид киберпространства существует лишь за счёт «аппаратной части» человеческого мозга и личных социальных связей. Это киберпространство является «меметическим пространством», которое Пьер Тейяр называл Ноосферой [14] ещё до того, как Ричард Докинз сформулировал концепцию меметики. Когда появляется концептуальное пространство, становится довольно легко осмыслить обитающие внутри него объекты. Эти объекты — идеи, или мемы, и их выживание зависит от того, сколько они будут храниться в нодальной памяти.

Мемы склоняют организм-носитель к действиям, которые способствуют их выживанию. Иногда чтобы повысить воспроизводимость за счёт передачи по различным типам сетей, иногда — чтобы дольше храниться в памяти. А зачастую и ради обеих целей. Существуя за счет передачи данных, мемы распространяются как через поступки, так и через вербальное взаимодействие. Совершение такого поступка внедряет в умы наблюдателей идею его совершения. Представьте, что эта книга — капсид [15] вируса или оболочка семечка. Чтобы выживать и плодиться, мемам нужна коммуникация между потенциальными носителями и способ взаимодействия с мотивационной системой организма-носителя. Чтобы внедрить эту идею в сам текст, для нас как авторов и для книги как для обёртки мема необходимо было вставить следующий абзац:

Лишь немногие заходят дальше первой главы книги, точно так же, как далеко не все полностью усваивают мем. На полное раскрытие этой темы уйдёт вся книга, и если вы сможете прочесть текст до конца, обсуждать с кем-то эти темы и в дальнейшем перейти на рекомендованную литературу, мы гарантируем — награда будет огромной. [16] С каждой новой главой вам будет всё легче понимать материал, а благодаря примерам и прикладным применениям этой технологии (поскольку создание мемов — это скорее технология, а не теория) вы сможете искажать реальность по собственному вкусу и творить свою жизнь. Вы обнаружите, что энергии стало больше, а кругозор расширился. Что самое главное — не придётся постоянно вспоминать всё содержимое книги, чтобы получить пользу от её прочтения. Как только вы ухватите суть идей, они станут помогать вам в общении и саморазвитии.

Помните, что не все связи подходят для равноценного обмена пакетами мемов. Кроме того, мемы, которые зависят от определённого населения или паттернов взаимодействия, вряд ли будут поощрять смену этих паттернов, поскольку мемы, которые поддерживают существующий порядок, будут сильнее распространены и в целом более популярны внутри этих самых паттернов. Мемы, зависящие от новых технологических достижений в сфере средств связи, скорее всего, будут поощрять изменения социального порядка в пользу поддержки новых медиа. Возможно, именно поэтому интернет породил больше мемов, направленных на социальные изменения, чем старые, более авторитетные медиа. Но по мере того, как общество меняется и интегрирует интернет, меметический онлайн-контент, скорее всего, сместится к поддержке этой новой социальной структуры.

Если всё это правда, то было бы удобно предположить, что эти «социальные» мемы зависят от инноваций в области средств связи. Затем можно было бы выдвинуть гипотезу, что, если дальнейших изменений в инфраструктуре связи не будет, эти «социальные мемы» со временем полностью вымрут. Но, к счастью, это маловероятно, поскольку в целом мемы поддержат изобретения в области связи как собственную возможность быстрее и шире распространиться. Иными словами, размножение — главный стимул мема в этом концептуальном нодальном пространстве. Возможно, для идеологии и гегемонии и не требуется такого уровня конспирологии, как виделось Карлу Марксу. [17] Скорее, они возникают естественным образом из эволюционного поведения мемов, озабоченных собственным выживанием.

В современном обществе изучать выживание означает рассматривать социоэкономическую систему, неразрывно связанную с людьми. Мемы, из-за которых их носитель становится безработным, обладают меньшей потенциальной популяцией, а противопоставление социальным законам и нормам ставит под угрозу жизнь носителя и снижает коммуникационную эффективность мема. [18] На его выживании негативно сказывается агитация к поведению, которое разрушает возможности носителя маневрировать в социальном пространстве. Если выживание для мема — это длительное хранение в памяти, а также копирование от ноды к ноде, то для лучшего понимания, как его работы можно рассмотреть сами ноды и систему коммуникации между ними. Пока человек хранит в памяти мем, последний заинтересован в том, чтобы этот человек продолжал жить достаточно хорошо, чтобы передавать мем другим носителям. Таким образом, выживание мема зависит от сложностей выживания, с которыми сталкивается организм-носитель. В этой книге мы будем разрабатывать мем, который будет придавать силы читателю, потому что чем лучше он живёт, тем выше вероятность, что мем распространится.

2004 год — мемы «…@…» набрали популярность

Примечания

1 Тейлор Эллвуд, (2008) Multi-Media Magic , p.90. Он приходит к такому определению спустя целых две главы, рассматривая различные определения, что пытались ограничить и вместить в себя термин Магия.

2 Если бы в восьмидесятые, когда Ричард Докинз написал эту книгу, компьютерные вирусы встречались чаще, для примера не-биологической эволюции он привёл бы вирусы и червей, а не придумал термин «мем». См. расшифровку его выступления тут: http://www.abc.net.au/rn/scienceshow/stories/2006/1617982.htm

3 Отвратительное, эстетически ужасное портманто. Мы даже сомневались, стоит ли его здесь упоминать.

4 Книга находится в открытом доступе. Весь текст, а также упоминаемую часть, которая породила десятки тысяч тренингов, можно посмотреть тут: http://www.sacred-texts.com/nth/tgr/tgr15.htm

5 А после, в свою очередь, нужно обратиться к диалогу с Ксандером Нейтаном о корпоративном метаболизме. Этот мощный текст доступен тут: http://www.tripzine.com/listing.php?id=corporate_metabolism

6 На протяжении всей книги мы будем называть Магику магией.

7 Также известное как НЛП, и в тексте будет именоваться именно так.

8 Воображаемое время и создание сигил — в эссе Уэса Унрю в Приложении подробно описывает теория и практика сигилизации.

9 Говард Блум — Принцип Люцифера (The Lucifer Principle), 1995. Это одна из наиболее вменяемых книг, рассказывающая о социальных группах как суперорганизмах.

10 Вот интересный пример апофенической символики и гиперверия:  http://rigint.blogspot.com

11 Крис Андерсон, Длинный хвост.

12 Чтобы узнать больше о «воображаемом времени», обратитесь к Приложению.

13 Формат видеосвязи идеально подходит для выдающихся умов, работающих из разных точек мира, особенно когда подкрепляется обменом файлами и документами.

14 Пьер Тейяр де Шарден, Феномен человека (1959).

15 Капсид — это белковая оболочка вируса, отвечающая за защиту его внутренней операционной системы. Капсид ищет вокруг подходящих носителей для инфекции (то есть стены клеток) и для формирования входа в подходящий носитель. В меметике капсидом называют оболочку мема, или же точку контакта, которая способствует принятию мема.

16 Серьёзно. Жду не дождусь, когда мы доберёмся до работы со спаймами!

17 Карл Маркс и Фридрих Энгельс, «The Ruling Class and the Ruling Ideas» in Durham, M.G. and Kellner, D.M. (2006) Media and Cultural Studies Revised Edition .

18 Аарон Линч, «Заражение мыслей» (1996). В этой книге он анализирует мормонство с точки зрения меметики, обращая особое внимание на передачу из поколения в поколения и называя этот фактор эволюционным давлением.

2007-2008 годы, распространились мемы Success kid и Филосораптор

One Comment

  1. Не согласен, что мем всегда заинтересован в хорошей жизни носителя. Жизнь носителя должна быть достаточно хорошей, чтобы он мог передать этот мем далее, но недостаточно хорошей, чтобы перенос мема не отделил человека на более высокий уровень бытия от соплеменников, с которыми можно поделиться мемом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.