«Пиастры»: космическая погода

От Редакции. Мы наконец возвращаемся к переводу постхаос-магического исследования Гордона Уайта «Пиастры», для завершения которого остается всего две публикации. Сегодняшняя, предпоследняя из них, посвящена магической силе календарей — их корням, историческим и астрологическим, магическому влиянию и самому интересному: методике создания собственного магического календаря.

О могуществе и возможностях контроля над календарём писал ещё Берроуз; в недавнем переведенном нами посвящённом дедушке материале поднимается эта тема — в доказываемом предположении, что именно он был автором календарного медиа-вируса «конец света-2012». Интуитивно же это понимают многие — множество магов либо обращаются к древним праздникам и структурируют свои годы в тех или иных традиционных рамках, либо изобретают/подбирают собственные.

Любопытно, насколько собственный катабатический календарь, находящийся в спонтанном становлении все последние годы, пересекается в своей структуре с методикой Уайта.

fr.Chmn

Давайте вернёмся к ритуалистике и совершим краткий экскурс в тему имперских гражданских календарей. Для достаточно чутких практиков не секрет, что в ней кроется способ преумножения силы, обычно упускаемый из виду. Гораздо эффективнее установить суверенный контроль над своим ритуальный годом, чем полагаться на британский аграрный календарь, целиком и полностью придуманный парой эдвардианских [период с 1901 по 1910 года — прим. пер.] нудистов.

Вспомним две простые вещи. Во-первых, если смотреть в масштабе истории человечества, то мы занимаемся земледелием совсем не так уж долго. Во-вторых, земледельцам не нужен священник, чтобы определить время сажать и собирать урожай. Они и сами всё понимают из местных климатических условий, которые ещё и непостоянны и год от года могут смещаться во времени в пределах месяца. Ведь регулярность путешествий нашей маленькой планеты вокруг солнца накладывается на другие циклические эффекты вроде ледниковых периодов, тёплых течений, космических лучей, извержений вулканов, лесных пожаров или нашествий вредителей…

Но люди стали оформлять свою историю и культуру календарями задолго до осёдлого земледелия. Австралийский народ буронгов (Boorong) знал, что пора ритуалов и празднеств наступает, когда созвездие большой рыбы закатывается вместе с солнцем. В это время они отправлялись на север, к реке Милль, где жили их родичи. Истории хорошо поддаются циклической ритуализации, а возникающие ритуалы со временем начинали ассоциировать с земледелием или охотой и собирательством. Одно становилось отражением другого, устанавливая взаимосвязи на глубочайшем уровне, как, например, это было с восходом Сириуса и разливом Нила в Египте Династического периода. Эти феномены скорее взаимо-связаны, взаимо-обусловлены, чем предсказывают друг друга. И вправду, что-то особенно глубокое и важное на метафизическом уровне, кажется, проявляется в том, как космос формируется в согласии с историями.

 

Возвращаем магию в астрологию

Видимо, вселенная подчиняется волнообразным ритмам — циклам, на которых и строятся ритуальные календари. Иногда мыслители, художники и философы пытаются найти более точное описание этому процессу. Поэт и маг Золотого Рассвета Уильям Батлер Йейтс использовал концепцию gyre — круговорота. Теренс Маккена прибегал к понятию Нулевой волны времени. Мартина Армстронга, не предъявляя обвинений, годами незаконно удерживали в заключении за то, что тот отказывался раскрыть детали Модели Уверенности в Экономике (ECM), в основе которой лежало число Пи. (Голдман Сакс и ЦРУ хотели заполучить модель в свои лапы; уже этого должно быть достаточно, чтобы возбудить интерес хаос-магов, ищущих способ сдвинуть равновесие в свою сторону.) Как говорит Брут в «Юлии Цезаре»:

Дела людей, как волны океана,
Подвержены приливу и отливу.
Воспользуйся приливом — и успех
С улыбкою откликнется тебе;
С отливом же всё плаванье твоё
В тяжелую борьбу преобразится
С мелями и невзгодами.

(Акт 4, сцена III, перевод П. Козлова)

Однако маги современности не следуют описанным Брутом приливам. Они почему-то предпочитают более новый (аж семнадцатого века)! подход: небрежно выбирают планету из справочной таблицы какого-нибудь гримуара и с неуклюжей неповоротливостью вкладывают все силы, добиваясь через неё результата.

Но астрология — это изящество… Нечастый эпитет для оккультиста. Просто гляньте на списки запретов в текстах вроде Пикатрикса — уже от одного их количества начинает кружиться голова, — и возникнет почти восточное ощущение «правильного действия в правильный момент». Планеты — это не служба техподдержки IBM, скорее уж физические воплощения управляющих систем космоса. Вряд ли они захотят вам помогать из некой доброжелательности.

Но необходимость в терпении и утончённости действий, как правило, подрывают веру западного мага в его или её (обычно его) всемогущество и важность для вселенной. Не повторяйте эту ошибку. Есть только два пути. Либо стать экспертом мирового уровня в астрологической магии и построить вокруг этого всю свою систему. Либо смотреть на всё свысока и раз в год уточнять положение дел у компетентного астролога, корректируя свои планы под полученные рекомендации. Промежуточные варианты даже хуже, чем бесполезны. Гораздо проще развести огонь во время засухи, чем во время наводнения. Научитесь отличать одно от другого.

Колдовство и выбор времени

Задержимся немного на теме астрологии. Порассуждаем о том, что планеты не имеют к ней никакого отношения. Планеты объясняют её работу — мол, есть вот соседние небесные тела, у них есть «сила» или «лучи» которыми они влияют на земную жизнь. Из-за этой модели магия хаоса на ранних этапах отвергала астрологию. Но как магия может оказаться культурно обусловленным способом моделировать и использовать естественные пси-способности человечества, так и астрология может быть культурно обусловленным способом моделировать цикличную/волнообразную природу реальности. А её мы наблюдаем даже на субатомном уровне. Если вы читали Star.Ships: A Prehistory of the Spirits, то уже знаете, что организация культурной жизни вокруг положения звёзд и их возвращения на небосклон — это невероятно долгоживущая идея… и прожила она достаточно долго, чтобы развиться в рабочие системы благодаря десяткам тысячелетий проб и ошибок. Как это всё работает — совершенно другой вопрос.

Даже самым отъявленным хаотам до мозга костей не стоит отбрасывать расчёт правильного времени для ритуалов. Вспомним знаменитое пари Паскаля — одного из прародителей теории вероятности. Он решил, что для человека лучше верить в Бога, даже если Его не существует, ведь малейшая вероятность вечного наказания перевешивает преходящие выгоды атеистической жизни, вроде возможности самостоятельно распоряжаться воскресными утрами. Возможно, астрология — это абсолютная пустышка. Но может быть и нет. А «издержки соблюдения законов», которые добавляются к вашей практической работе, не так уж велики. Зачем тогда рисковать тем, что колдовство не удастся?

Выбор времени для колдовства требует совмещения моделей. На макроуровне маг должен помнить об астрологических расчетах времени, годовых и месячных циклах и других подходящих системах — например, ECM Армстронга. Уровень ниже зависит от избранного пантеона или даже гримуара. Ещё со времён Египта периода Древнего царства (но я уверен, что возникло оно гораздо раньше) существует поверье, что различные духи управляют отдельными отрезками времени — деканами, днями, часами и так далее. Доктор Скиннер отмечает, что в некоторых традициях духи сочтут мага вообще неинициированным, если он или она не отдаст дань уважения духу-управителю часа, в который проводится операция. В дело снова вступает пари Паскаля. Даже если ваша эвокация не нацелена на духа-управителя часа (а если нет, то почему?), моим настоятельным советом будет включить его в инвокацию и/или процесс создания ритуального пространства. Например: «В этот день… и час… я вызываю…» или «Это пространство создано в день и с позволения…».

Углубляться нет смысла, детали будут зависеть от вашей рабочей системы. Во многих гримуарах используется своя система управителей днями/часами. Лично я предпочитаю ту, что приведена в Гигромантии, или использую собственную реконструкцию расчётов времени позднего Египта. Главное — сохранять общий «подход» к выбору времени в своём колдовстве.

 

Ваш собственный священный календарь

Создание собственного календаря это пассивная магия, эффект которой накапливается как сложные проценты год за годом. В некотором смысле ты становишься микрокосмом, который хочешь видеть в качестве макрокосма. Индивидуальный ритуальный год подкрепляет связи с концепциями и людьми, которые важны для тебя или которые повлияли на твоё становление. Ты становишься фараоном своего маленького Египта, и это приятно герметический образ.

Ниже я расписал свой нынешний ритуальный год, но это всего лишь пример. Ваш маленький Египет будет отличаться от моего, хотя пересечения вполне могут быть. Важно понимать, что эти «праздники» не обязательно требуют проведения полномасштабных ритуалов. Например, на годовщину смерти Джека Парсонса я обычно просто приглашаю кого-нибудь красивого и умного выпить мартини (который был придуман в Калифорнии).

Как бы не по-волшебнически это звучало, но проще всего добавить свои «священные дни» в тот же гугл-календарь, который вы используете в повседневной жизни. Таким образом они легче впишутся в неё. Все события и праздники из моего календаря можно разделить на три категории:

  • Планетные и внепланетные.
  • Дни святых.
  • Дни героев.

 

Планетные и внепланетные

С этой категорией вы, к сожалению, лучше всего знакомы по так называемому Колесу Года. Во-первых, нужно сказать, что если вы и вправду хотите «настроиться» на «сезонные силы» земли, то вместо того, чтобы потакать эдвардианским пасторальным фантазиям, гораздо эффективней будет заняться огородом и выращивать для себя максимум еды и в остальное время есть то, что выращивают в вашем регионе в текущий сезон.

Ещё одна область, стоящая внимания, — это местные автохтонные религиозные праздники, и пусть вас не смущают возможные обвинения в апроприации. (Стоит заметить, что, например, для маори, если вы родились в Новой Зеландии, то вы Тангата Венуа, т. е. «человек земли» [в противоположность манухири — гостю. — прим.пер.]. Так что не знаю где тут может быть апроприация.) Это всё история земли и морей, среди которых вы живёте. Держитесь подальше от традиционных головных уборов и всё будет в порядке.

Связующим звеном между планетными и внепланетными праздниками служат равноденствия и солнцестояния, которые в большей степени относятся к событиям солнечной системы, чем к планетарным. В равноденствиях есть лиминальная сила, и это полезно в магии. Солнцестояния — это прекрасные поводы для вечеринки, если вам нужны поводы (мне не нужны). Это мой подход.

Последняя область, относящаяся к этой категории — это астрономические и астрологические события, которые важны персонально для вас. Их можно вывести исключительно из своего солнечного знака, однако более глубокие смыслы и большую эффективность можно получить, если проработать всю натальную карту. В качестве примеров можно привести вхождение внешних планет в ваш солнечный знак или асцендент. Я отмечаю эти события простыми ритуалами с подношениями, орфическими гимнами, благовониями и тому подобным. Если подобрать время точно, эти ритуалы производят куда большее впечатление «древних» или «иноземных» празднеств, чем любые попытки точно реконструировать вавилонские или египетские религиозные праздники. В конце концов, именно эти астрологические события были ядром тех праздников, и вы, я уверен, не владеете Карнаком.

Дни святых

Я совершенно не понимаю, как можно заявлять о малейшей своей магической чувствительности и при этом рассуждать о том, что «христиане» просто «переименовали» «языческие» праздники и сделали их днями святых. Это насмешка и над разумностью тех самых «языческих» предков, которых такие люди предположительно почитают, и над силой европейской магической традиции, нашедшей своё выражение в историях святых.

Я задался целью посетить как можно больше (и посетил уже дюжины) почитаемых мест, связанных со святыми — официальными и не только — по всей Европе. В таких местах ты ощущаешь локализованное выражение магии, мистицизма и культуры, а не какого-то «языческого бога» под «новым именем», разницу между которыми по-твоему не хватало ума понять твоим предкам (моим точно хватало).

И что, вероятно, более важно для ритуальных наблюдений, использование местных культурных и сезонных событий, привязанных к дням святых, позволяет подключиться к полуторатысячелетней истории обычаев, связанных с наблюдаемым явлением. Интересны могут быть молитвы, изготовление фетишей, традиционная еда или песни. Сама суть собственного священного календаря в том, чтобы с годами постоянно углублять опыт подлинности. Для меня лучший путь к этому — святые. Вот мой список дней святых.

Св. Дуинуэн — 25 января

Её считают валлийским «святым Валентином» за заступничество в делах сердечных. Но всё куда интересней, если учесть что она была принцессой из Тёмных веков со священного острова Англси. Её история — это история магических зелий с ангельской доставкой, обращения любовника в лёд и исполнения трёх желаний.

«Оттаивание ледяной статуи» может быть календарно важным. Любой, кто бывал в Уэльсе в конце января, поймёт, что я имею в виду.

Св. Давид — 1 марта

Задержимся в Уэльсе. Святой Давид — покровитель страны. Его собор на юго-западе Уэльса занимает одну из верхних строчек в моём рейтинге мест с «самой святой атмосферой». Повсюду в нём присутствует поток трансформирующего, экспериментального раннего христианства. Житие святого изобилует кельтскими мистическими чудесами: огромные драгоценные камни, пчёлы, олени, злые принцы. Он наполовину из старого мира и наполовину — из нового. Последними словами Давида были «будьте радостны и делайте маленькие дела, как делал я на ваших глазах». Это хороший день, чтобы отпраздновать тихие чудеса жизни.

Св. Георгий — 23 апреля

Есть некоторый благородный подтекст в том, чтобы отмечать день святого Георгия. Тем самым можно вызволить этого невероятного воителя из лап крайне правых националистических групп, которые приняли мёртвого сирийца в качестве символа сохранения Англии белой и свободной от иностранцев.

В фигуре святого Георгия собрано несколько мотивов — обширная и древняя иконография дракона; её уничтожение и сотворение мира; всё это сочетается с полузабытыми отголосками евразийских культов царей и воинов и явным призывом к возвращению силы римской империи.

Сразу в нескольких аспектах приятно наблюдать за этой сложной формой и наслаждаться контрастом с английскими благоглупостями вроде праздничных флажков, чая и сырных гонок.

Walpurgisnacht — 30 апреля

Хотя святая Вальбурга и ассоциируется с этой ночью, её влияние невелико. Традиционно в этот вечер ведьмы обирались на Броккене в горах Гарц, чтобы порезвиться и пославить Дьявола.

Отличная ночь для вечеринки.

Св. Колумба — 9 июня

Надежда скоттов, святой Колумба был высокородным ирландцем, который основал раннюю церковную общину на Ионе — острове, который полностью заслуживает своей репутации магического (и мой опыт это подтверждает). Случаи обращения на заре становления церкви были по сути битвами волшебников. Истории о Колумбе рассказывают, как тот летал, сражался с морскими демонами, обращал проклятия вспять на тех, кто их насылал, и вообще был тем ещё Гэндальфом в алом плаще.

Он достигает невероятных вершин в контрмагии… хотя она больше похожа на магию обнуления. Что бы против вас ни направили, всё это просто отваливается как шелуха.

Если у вас под рукой будет виски, поднимите тост 9 июня.

Св. Иоанн — 23/24 июня

Канун дня святого Иоанна, без сомнений, должен считаться самой магической ночью года. Он просто погребен под ворохом местных обычаев и народной магии, начиная с костров на вершинах холмов и заканчивая кормлением растений в саду.

Сам святой Иоанн — это пылающее сердце постхристианского эзотеризма. Он сохраняет мотив безглавого, подробно раскрытый в Star.Ships: A Prehistory of the Spirits. Именно он своей магией принёс на землю Логос/Христа при крещении. Именно его иконография скрывается в лесу средневековой геральдики и ересей. В календаре он располагается ровно напротив Христа, во главе целого собрания восхитительных языческих празднований середины лета. Ночь, которую нельзя пропускать.

Собачьи дни

Совпадая по времени с возвращением Сириуса на небо, во второй половине лета наступают собачьи дни, известные своей подавляющей жарой и повышенным риском болезней.

Целая плеяда псоглавых святых в календаре возглавляются святым Христофором 25 июля и моим личным фаворитом — святым Гинфортом, который был настоящей собакой и жил в тринадцатом веке неподалёку от Лиона. Гинфорт защитил сына своего лорда от гадюки, которая вползла в комнату, пока хозяин был на охоте. Когда лорд вернулся, он застал комнату разгромленной, а из пасти пса капала кровь. Решив, что Гинфорт сгубил его сына, лорд убил собаку, и лишь после этого нашёл ребёнка под подушками рядом с разгрызенной змеёй. Поражённый горем, лорд бросил Гинфорта в колодец и завалил его камнями. После этого колодец стал местом молитв, особенно от матерей, просивших защиты для своих детей. Некоторые оставляли больных детей на ночь возле колодца с двумя свечами по бокам от головы и не возвращались, пока те не прогорят. Похоже на реликт поклонения Гекате, если принять во внимание наличие собаки, колодца и двух факелов. (Сама же история может быть гораздо старше и, вероятно, евразийского происхождения. Есть версии, где вместо собаки выступает мангуст — например, в Индии.)

В любом случае, это красивая и трогательная история, которую стоит отметить, особенно владельцам домашних животных.

Св. Варфоломей — 24 августа

Со святым Варфоломеем связана ещё одна история, связанная с собаками. Считается, что он был обращён в Городе Собак и путешествовал с компаньоном-киноцефалом. День памяти о нём — 24 августа.

Согласно Жозе Лейтану, в северозападной Португалии этот день отмечают пляжным крещением детей в честь святого Варфоломея для защиты от страха и Дьявола. Так как европейские предания о святых были преимущественно дописьменными, можно сделать вывод, что в Варфоломее был зашифрован либо сам Дьявол, либо средство его связать. В любом случае, это стоит внимания.

Св. Киприан — 16-26 сентября

Уверен, святой Киприан Антиохийский уже не нуждается в представлении. С ним связано что-то вроде прилива, который начинается 16 сентября в день святого Киприана Карфагенского. В Новом Свете распространена традиция начинать в этот день новенны [девятины] и отмечать каждый день до 26 сентября, дня святого Киприана Антиохийского (девять дней длятся до 25 числа, а потом наступает день памяти святого Киприана).

С учётом моих астрологических координат, Собачьи дни очень важны лично для меня и моей долговременной работы с Сириусом. Дни святого Киприана — это ещё одна важная точка моего «профессионального» календаря, если можно так выразиться.

Чудо Солнца — 13 октября

Признаю, здесь я немного растягиваю ярлык «дней святых». Но 13 октября — это последнее и величайшее из Фатимских явлений Девы Марии, моего любимого из современных случаев наблюдения НЛО.

В этот день до 100.000 человек увидели, как солнце танцевало в небесах и меняло форму, а местами на толпу сыпались лепестки роз.

Из всех форм Марии, именно к Фатиме я обращаюсь чаще всего. Неудивительно, ведь у неё есть и амбивалентно фейский — я бы даже сказал «пришельческий» — флёр, и очень тесная связь с Девой Марией Розария. И энергия мира духов, и система её применения!

А ещё мне очень нравится португальская еда.

День всех святых — 1 ноября

Этот день не только для похмелья после Хэллоуина. Если встать пораньше в холодное ноябрьское утро, можно застать оптимальный момент для того, чтобы ощутить присутствие тысяч мистиков и безумцев, цепочкой тянущихся ещё с античности, чьи руки сжимают обманчивые огоньки, что размечают наше собственное путешествие. Прогуляйтесь и поразмышляйте. Зайдите в церковь за святой водой. (А после позаботьтесь уже о похмелье.)

Дни героев

Нет особого смысла выкладывать перед вами все свои личные дни героев — они не будут ничего значить для вас. Я отмечаю дни рождения обоих своих дедушек, день, когда я впервые приехал в Новую Зеландию, и день, когда я впервые оказался в Великобритании. Ещё свой день рождения, но, если честно, он так близко к кануну дня святого Иоанна, что я обычно просто покупаю бутылку хорошего вина и смотрю записи тв-программ.

Остальные дни героев могут оказать более полезными.

День рождения Толкиена — 3 января

Человек, которые подарил мне — и, наверняка, многим из вас — мою первую настоящую мифологию. Я хожу на его могилу каждый раз, когда оказываюсь в Оксфорде. Все эти маленькие цветочки и броши с лориенским листом, которые оставляют гики со всего мира, — очень трогательная картина. Найди других, а?

День смерти Джордано Бруно — 17 февраля

С его обликом вы наверняка хорошо знакомы по Rune Soup — картинка появлялась в каждой версии сайта, начиная с самой первой. На ней изображена статуя (оплаченная масонами), расположенная в Риме на Кампо-деи-Фиори лицом к Ватикану, на том самом месте, где он был сожжён.

Бруно — это истинный основатель нераскаивающегося космического шаманизма и образцовый волшебник — сующий повсюду свой нос и готовый к приключениям (и тяжёлый в личном общении).

Открытие Урана — 13 марта

В этот день в 1781 году немецкий музыкант и его сестра вдвое увеличили размер нашей солнечной системы. Своё открытие они совершили на заднем дворе дома в Бате с помощью самодельного телескопа.

Уильям и Каролина Гершель — неоспоримое подтверждение того, что увлечённые чужаки — будь они «вне» нужной национальности, гендера или клуба — способны буквально сделать вселенную больше и лучше.

Осада Монсегюра — 16 марта

Кульминацией геноцидального кошмара, известного как Альбигойский крестовый поход, стало сожжение оставшихся катаров на кострах после взятия замка Монсегюр в 1244 году.

Некоторые эзотерические традиции считают, что Священный Грааль тайком вывезли при падении крепости. Лучше воспринимать это метафорически как то, что Империя никогда не сможет окончательно победить Сигнал. Именно об этом я вспоминаю в этот день.

Жак де Моле — 18 марта

Интересно, как группируются даты. Видимо, это особый сезон «Французских королевских убийств». Как известно, де Моле был последним Великим Магистром тамплиеров, которого заживо сожгли на плавучем костре на Сене в 1314 году. Объятый пламенем, он проклял короля Филиппа IV. Не прошло и года, как король умер.

Рассказывают, что вольный каменщик, протиснувшись через толпу вокруг гильотины Людовика XVI, обмакнул свою одежду в королевскую кровь и воскликнул «Жак де Моле, ты отомщён». Историческая достоверность этого случая, конечно, вызывает сомнения. Однако ж это замечательные слова с правильным настроем, которые можно шептать каждый раз, когда очередной европейский технократ впадает в немилость. В наши дни это случается весьма часто, но всё ещё далеко не так часто, как стоило бы.

Пир во имя Трех Дней Написания Книги Закона — 8, 9, 10 апреля

Можете говорить об Алистере Кроули всё, что хотите, но получение Книги Закона — один из самых значительных примеров автоматического письма в западной магической традиции.

Нетелемитским телемофилам эти дни лучше всего отметить чтением вслух каждой главы в день её получения и пиром в заключительный день.

День смерти Джека Парсонса — 1 июня

Настоящий Рокетмэн, посланник Бабалон и автор книги «Мы — это ведьмовство» [We Are The Witchcraft]. Герой по любым меркам.

День взятия Бастилии — 14 июля

Что тут сказать? Я франкофил и ничуть этого не стесняюсь.

Бабушка Демдайк — 20 августа

Старая Демдайк открыто называла себя ведьмой во время знаменитого Ланкаширского процесса. Она признала себя ведьмой, признала, что проклинала людей и что возглавляла ковен, который вовсю вёл магическую войну с соседней семьей. Она была настоящей рок-звездой (и, вероятно, опасным и отвратительным человеком).

Бабушка Демдайк умерла в замке Ланкастера перед судом в августе 1612 года. 20 августа десять других ведьм отправили на виселицу, и, кажется, это более подходящий день, чтобы поднять бокал в честь нераскаивающихся ведьм.

Сатурналии — 17-23 декабря (примерно)

Не совсем «герой», разве что мы распространим этот термин сразу на всё население древнего Рима. Вы и так уже празднуете Сатурналии. Свечи, подарки, угощения, переворот общественных ролей, временная отмена правил приличия (рождественские корпоративы). Очень приятно делать всё это осознанно. Обычно я использую начало Сатурналий как повод для вечеринки «несемейного рождества». Мои друзья-материалисты называют его сыржеством в честь единственного блюда на столе. Поверьте, Сатурн любит стилтон с портвейном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.