Абстракционизм до абстракционизма: живопись Хильмы аф Клинт

Видимо, надо напомнить конфидентам, кто такие Хильма аф Клинт и Фрида Харрис. Аф Клинт – восхитительная шведская художница, которая пришла к абстракционизму за годы и годы до Малевича, Мондриана и Кандинского. И все по воле невидимых «духовных учителей», High Mas­ters, направлявших ее руку. Мистик, медиум и спирит, она создавала картины, о которых Рудольф Штайнер говорил, что «в ближайшие 50 лет они не будут поняты».

Хильма находилась за пределами европейского художественного дискурса и «случайно открыла абстракционизм» сама. Ну как сама… Она входила в закрытую спиритическую группу «Пять» (De Fem), в которой и создала первый свой «автоматический» рисунок. Будучи уже зрелым медиумом, она так описывает процесс своего творчества: «картина была написала прямо „из“ меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна была изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти». В общем, по ее мнению абстракционизм в ней открыли для себя High Mas­ters.

Впрочем, Хильма была очень образованной художницей – не самоучкой, а одной из самых успешных студенток Королевской академии искусств. Но богемная жизнь мало ее интересовала – в отличие от эзотерической, которая у нее началась уже в семнадцать, со спиритуализма и теософии. В конце концов, ее творчество вылилось практически в собственную мистическую систему с друзьями сердец наших (существами, проливающими на нас свет – avon­wen­er’ами), личным алфавитом, только не желания, а знания, которым художница обзывала картины (U – духовная природа мира, W – материя, вторична по отношению к U, etc), розенкрейцерским символизмом (влияние того же Штейнера).

Вообще можно сказать, что творчество Клинт – это не вполне абстракционизм. Клинт стремилась к творчеству, но не стремилась «писать абстракционистские картины», практиковать искусство в понимании современников или нашем сегодняшнем понимании; она… точнее, она и источник ее творчества, они вместе – нуждались в адекватном их посланию языке, который оказался абстрактным и возвышенным.

На этом языке Клинт осмыслила сотворение мира, распятие Христа, христианскую религию, точку зрения Будды, достигнув предельного высказывания в т.н. «работах для Храма», после чего ее духовное руководство кончилось, и она отправилась в самостоятельное плавание, сменив формат работ (они стали меньше размером). Впрочем, есть в ее творчестве и совсем уж абстрактные и одновременно с тем жизненные пространства – надеемся, некоторые наши читатели, как и мы сами, могут попросту почувствовать, что там они когда-то уже бывали.

Сейчас не вполне понятно, не перемудрила ли Клинт со своим духовидствованием, да еще и под чужим влиянием… Создав за жизнь больше тысячи работ, она решила скрыть их, считая, что мир к ним еще не готов. Был ли источником этой мысли источник ее творчества – или эта мысль исходила от тех, кто свет не проливает, а укрывает, прячет и умаляет? Международной аудитории ее работы были представлены лишь в восьмидесятых. Ее ждало мировое признание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.