«Пиастры»: авантюризм, ритуал и духи в магии От Редакции. Путешествие – одна из самых распространенных метафор любого расширения сознания, будь то разовый психоделический или дрим-трип, или же полноценный многолетний духовный путь. Гордон Уайт в следующих главах своего пост-хаосистского трактата «Пиастры» развивает эту метафору в магии, делая достаточно фривольное замечание, что магия строится на приключениях, без которых маг, мол, жить не может. Что ж, с этим можно и согласиться, и не согласиться. С одной стороны, в детский период магии, когда неофит открывает для себя первые возможности вырваться из пут обыденности, приключением для него становится каждый ритуал, каждое взывание и каждое заклятие. Приключение делает каждую работу увлекательной и помогает сосредоточению; более того, чем больше авантюризма в душе такого неофита, тем удачнее будут его работы. Можно сказать, что приключенчество помогает войти в магию: оно тем ярче и тем приятнее, чем больше получает неофит того, чего ему не достает в обыденности. Однако эдакий «Медовый месяц» с магией не продлится вечно. Перед любым магом рано или поздно встают проблемы трансформации совершенно обыденных вещей и явлений своей жизни; для кого магия перестает быть полузнакомым кунштюком, тому придется отказаться от внешнего лоска авантюрности. Не зря во многих традициях есть понятие не о «путешествиях» и «выходах», но о Работах. Кто вынужден неделями караулить алхимический тигль или ежедневно много раз вставать на молитву у домашнего алтаря, кто строит храм внешний и внутренний, тот пойдет на авантюру разве что ради ресурсов для своего строительства. Но, вне всяких сомнений, такой процесс все равно может быть великолепным внутренним путешествием – скрывающимся в буреломе обыденности, протекающим в тишине и внимательности, без нужды в блестках и фанфарах. Однако для вовлечения в процесс и блестки, и фанфары, может быть, и оправданны – будем считать, что именно этим Уайт и промышляет. Хотя раздел, посвященный ритуалистике, может быть интересен и совсем не неофитам – там в нескольких интересных замечаниях Уайт вскрывает мощные и чисто магические сферы современной обыденности, аккуратно выведенные за границы обыденного мышления. Сознательно ли проектировались и строились солярный Ватикан, колдовской лондонский Сити, «масонский» Вашингтон? Рассматривают ли современные медиа и высокотехнологические корпорации вроде NASA свои проекты как ритуальные – и стоит ли вообще рассматривать их с такой точки зрения? В общем, следующая порция «Пиастр» хорошенько помогает вспомнить, в каком Вавилоне живем. fr.Chmn Об авантюризме Названия магических практик частенько отдают духом авантюр и приключений. Походы в астрал, шаманские путешествия, поиск видения. Теренс Маккена однажды сказал, что только психоделики могут сравниться с путешествием в разрушении границ. С этими фактами ничего не поделать — волшебникам нужны приключения, а зимой идет снег. Авантюризм — это неотъемлемая часть магии с самой древности. Может быть, дело в некоем психическом механизме родом из эпохи охоты-собирательства, длившейся двести пятьдесят тысяч лет (за которыми последовали наши бойкие десять тысячелетий осёдлого земледелия). Читателям это утверждение может показаться излишне детерминистичным, но что-то в нём есть. Реальность была такова, что либо странствия, либо голод и смерть. Есть и более глубокий, мифический аспект, дразнящий намёками на понимание структуры реальности. Большинство эзотерических традиций считают «целью» существования вселенной переживание ею самой себя. Путешествие — приключение — может быть микрокосмическим выражением этого процесса вместо того чтобы сидеть дома на диване, гладить кошку и заказывать пиццу в приложении. Опыт всего нашего земного существования нужно интерпретировать как повествование, а самый распространённый на земле нарратив — это Путешествие Героя Джозефа Кэмпбелла. Искатели «смысла жизни», вероятно, идут не той дорогой или, лучше сказать, ходят кругами по собственной кухне. Людям свойственно искать не столько смысл, сколько опыт: взаимодействия с другими, опыт нового, опыт нуминозного. И уже в опыте ощущается резонанс между физической жизнью человека и единством космоса. Поэтому волшебник должен стремиться сделать свою жизнь значительной. Если вам такое не интересно, то советую найти себе хобби подешевле, вроде коллекционирования картин Дэмьена Хёрста или героиновой зависимости. Искусство войны для волшебников Доводы против авантюризма в магии не только поверхностны, но и просто глупы. Я всё это уже слышал. Что это какой-то неоколониализм — мол, только белые европейцы отправляются за приключениями. Такой подход отказывает в человечности 95% населения земли. Или что это сексизм — будто женщины-аборигены никогда не ходили на рыбалку, охоту или в духовные походы. Но для приключения не нужен мачизм, только храбрость, а самые смелые люди из встреченных мной все были женщинами. Самое смехотворное из того, что я слышал — это заявления о классовом неравноправии, так как приключения стоят денег. Каким бы приятным ни был опыт полёта бизнес-классом в семизвёздочный отель в Персидском заливе, это не приключение (если только самолёт не угонят террористы). Вся суть приключения — отражённая в истории Старших Арканов Таро — в том, чтобы выйти в мир с пустыми руками, а вернуться с целой вселенной. Все затраты на приключения следует считать не расходами, а инвестициями. Перефразируя Маккену, те, кто разрушил больше границ, легче могут заметить возможности, а возможности умножаются, если за них хвататься. CEO с наибольшим международным опытом обычно получают больше денег. Мы живём во времена хаоса — я написал целую книгу, Протоколы хаоса, о том, как действовать в такие времена. А хаос — это огромные плодородные мангровые леса возможностей. Хотя мы считаем затраты «инвестициями», это ни в коем случае не значит, что причины для приключений должны быть только, или хотя бы в первую очередь, экономическими. Это инвестиции в вашу неденежную сферу. Ничто не прочищает неизжитые экзальтированно-восторженные чувства по поводу могущества природы так хорошо, как акула-мако, выскакивающая рядом с вами из воды в тот момент, когда вы поднимаетесь после погружения к затонувшему гринписовскому Rainbow Warrior. Авантюризм присутствует в самой сути любой практической магии. Получить то, что не дано вам от рождения или из-за обстоятельств. Это базовый зов вселенского блефа. Знаменитый португальский иезуитский империалист и мыслитель семнадцатого века Антониу Виейра говорил об этом так: Nascer pequeno e morrer grande, é chegar a ser homem. Por isso nos deu Deus tão pouca terra para o nascimento, e tantas para a sepultura. Para nascer, pouca terra; para morrer toda a terra. Para nascer, Portugal: para morrer, o mundo. Родиться маленьким и умереть великим, вот что значит быть человеком. Потому Господь отводит так мало земли при рождении и так много для могилы. Маленький клочок земли, чтоб родиться; вся земля, чтобы умереть. Португалия — чтобы родиться; весь мир — умереть. Лишь маленькое местечко, чтобы родиться. Но целый мир, чтобы в нём умереть. О ритуале За последние лет двести возникло много определений ритуала вообще и магического ритуала в частности. Ритуал — это практическая мифология. Ритуал — это театрализованная психология. И потому часто высказывается, но редко рефлексируется мнение, что любое намеренное действие можно считать ритуалом. Отчасти это справедливо. В подходящих условиях и при должном опыте так оно и есть. Потому нам в западных традициях весьма полезно получить некоторый театральный опыт. Достаточно даже таких простых вещей как участие в любительских постановках или домашних вечерах с «чтением вслух». При этом следует помнить, что у театра и классической философии общие корни. Они возникли от одного импульса и старались ответить на одни и те же вечные вопросы. Но если отойти от классической эры, то можно заметить, что большинство ближневосточных мифов, и особенно аккадские, написаны в упрощённом стиле, похоже на пьесы и перформативные тексты. В вавилонских историях нет богатой образности и чисто лингвистических изысков Гомера. Рассказчики и певцы украшали свои тексты и добавляли изюминку в реальном времени, прямо в ходе повествования. Нашим магическим предкам было бы трудно отделить мифологию от ритуала. Магия случается в делании, а не в созерцании. Это отлично известно тем, кто растратил лишённую секса юность в ролевых играх: игровые вечера часто сопровождаются странным состоянием сознания и даже трудно объяснимыми случаями полтергейста. Можно предположить, что ролевые игры, театр и пение эпоса о Гильгамеше — это всё эхо, как сказали бы ученые двадцатого века, древних форм симпатической магии. Так шаманы изображали животных, на которых охотились в степи и одевали маски, изображавшие лица, которые мелькали в языках костра. Я даже подозреваю, что самым первым в истории планеты магическим ритуалом было сопоставление человеческой формы с некоторым наблюдаемым природным явлением. Возможно, качание синхронно с ветвями деревьев на ветру или движение рук, повторяющее полёт птицы. Физический ритуал — это первичная форма магии, и по задумке он должен воспроизводить нечто в мире, резонировать с каким-то явлением. (Предлагаю поразмыслить над предыдущей главой в свете идеи, что Путешествие героя можно считать долгосрочным ритуалом.) Понятый таким образом ритуал за счёт своих резонансных свойств позволяет достичь великолепного психологического здоровья. Он многократно превосходит по эффективности любые решения аллопатической медицины. Одна из самых примечательных книг, что попадала мне в руки, – это «Психомагия. Воображение как основа жизни» [Manual of Psychomagic] Алехандро Ходоровски. Легендарный режиссёр придумал сотни небольших ритуальных перформансов — психоанализа в действии — для эмоционального оздоровления. Моим любимым рецептом было психомагическое средство от тоски по родине: нужно, чтобы родственник прислал вам пять килограммов земли, которую следует поместить в открытый контейнер. Каждый день надлежит принимать «земляные ванны для ног» по полчаса во время чтения или просмотра телевидения. Когда же вы в следующий раз окажетесь на родной земле, посадите дерево. Любой маг, читающий рекомендации Ходоровски не может не впечатлиться. Рыбак рыбака. Привлечь их внимание В разное время в западной магии духи считались либо единственным источником «силы», либо влияющим на успешный результат операции фактором. Это мнение менялось вместе с отношением церкви к колдовству. Так, маг эпохи Возрождения Марсилио Фичино смог избежать костра, репрезентуя свою деятельность как «натуральную магию» посредством невидимых энергий Творения, а не как торговлю с демонами и фейри. Слегка развив свои представления за счёт веков парапсихических исследований, феноменологии и опыта встреч с НЛО, мы подошли к предположению, что во всех этих «духовных штуках», вероятно, что-то есть. Это невероятное открытие помогло нам лучше понять, что же такое магический ритуал (а бывают вообще другие?). Кристофер Ноулз утверждает, что вся магия нужна для того, чтобы «привлечь их внимание». Спиритическая модель — и привлечение внимания духов — даёт нам силы перезачаровать мир. Ещё мы можем обратить взгляд в прошлое и подглядеть примеры «привлечения их внимания» в ритуальном поведении предков. Подумайте, какие картины встают перед внутренним взором при прочтении отрывков из Третьего Гимна Инанне: Священной Славьте Инанну, о жители Шумера! Да звучат барабаны во имя Богини! О жители Шумера, оставьте дома свои и выйдите на улицы, дабы восславить Инанну! Слава Инанне, Великой Царице Небес! Слушайте гром барабанов во имя Богини! Славьте Инанну, о жители Шумера! Слава Инанне, Великой Царице Небес! … Для Инанны украсили они цветными лентами шеи свои, Для Инанны обрядились они в священные одеяния свои. О Богиня, первые люди Шумера вышли на улицы, дабы восславить Тебя … Жрецы кугарра поднимают мечи во имя Твое, И великий жрец обагряет меч свой в крови, И кровью той орошает он священный трон в храме Твоем, И гремят барабаны, и поют лиры во славу Твою, о Инанна! И светлый взор великой Инанны, Первой и Единой, да воссияет с небес, И да возрадуется сердце Ее, И да не оставит милость Ее все земные страны и все народы, И народ Шумера, что милостью Ее будет неисчислим. Когда понимаешь, что гимн — это только часть праздничного ритуала и, если мы продолжаем придерживаться гипотезы, есть «что-то» на втором конце провода, невозможно отделаться от мысли, что шумерцы, вероятно, умели привлечь внимание этого «чего-то». Уже просто по экономическим причинам, мы сегодня не можем повторить на личном уровне масштабы государственных праздников, посвящённых планете Венере. Но прошлое всё ещё может дать вдохновение и направить в нужную сторону, чтобы мы могли углубить свою ритуальную деятельность и сделать более заметными усилия по привлечению внимания. Масштабные государственные попытки привлечь божественое внимание веками составляли основу имперской архитектуры. Лондон — один из самых показных городов мира, и в самом его сердце вы неизбежно и на разных уровнях столкнётесь с преднамеренным использованием пространства, зданий, парков, египетских обелисков, статуй давно умерших монархов и видов вдоль маршрутов процессий — всё спроектировано, чтобы усилить «чары» королевской власти. Уже трудно сказать, где здесь яйцо, а где курица, но и вправду, ядром империи обычно становится ритуальный город. Рим — и древний, и нынешний Ватикан с планом герметического храма солнца. Париж, опять же с вдохновлёнными герметизмом достопримечательностями вплоть до Нотр-Дама и кучей похищенных египетских предметов. Лондон, и самая известная из живущих в нём ритуалисток, которая устраивает в свою честь парады золочёных лодок по Темзе; не будем забывать и своеобразные традиции старейшей налоговой гавани в мире — самого Сити. И Вашингтон с его бессистемной масонской иконографией и любопытными ритуалами закладки. Немногие сегодня понимают, насколько продуманными были все эти проекты, и что люди, разрабатывавшие их, прекрасно понимали, что и зачем они делают. Немногие маги уделяют достаточно внимания действию на магическом уровне комбинаций таких ритуальных ландшафтов и гражданских календарей соответствующих городов. Это вдвойне разочаровывает потому, что маг не просто остаётся более уязвимым перед «чарами», но и сам оставляет весьма полезные технологии не у дел. То же самое можно сказать и о удивительной незаинтересованности магов в странном ритуальном поведении организаций подобных NASA. Если ритуал — это «привлечение их внимания», то запускать перенасыщенные египетским символизмом ракеты к планетам и лунам традиционной астрологии — это определённо ритуал. Как по-вашему, почему астронавты так часто испытывают необычные эффекты сознания, а в объективы камер, непрерывно вещающих с международной космической станции, время от времени попадают довольно странные вещи? Подобное безразличие со стороны так называемых магов может быть попросту профессиональной завистью. Ничто из того, что мы могли бы сделать для привлечения Сознания Марса, не сравнится с тем, чтобы прилететь к нему. Как бы то ни было, мы всё ещё можем многому научиться из этих ритуалов. Подношение и жертва В мире духов жертвоприношения вызывают самый живой интерес. Вероятно, потому, что это нечастое событие. Это почти исключительно человеческая деятельность, а те животные, что всё же совершают их, опасно разумны — близки к людям по уровню использования языка и символического мышления: врановые, осьминоги или слоны. Жертвоприношение так привлекательно потому, что это топологическое переустройство вселенной, будь то в материальной форме — сожжение подношений, ритуальное убийство и т. д. — или во временно́й — голодание, сексуальное воздержание и т. д. Переустройство топологии вселенной — это практически по определению сила сродни божественной, если учесть, что так, вероятно, была создана вообще вся хурма. Отразить этот процесс или подражать ему — хороший способ привлечь внимание. Синхромистицизм как Каббала Как «работает» практический Герметизм? Как «работала» система ритуальной планетарной магии Фичино? Говоря попросту, и то, и другое работает потому, что некоторые вещи связаны с другими вещами. Символы повторяются, шаблоны воспроизводятся, звуки, услышанные по радио, ассоциируются с похожими событиями в вашей жизни. Анимистическая вселенная говорит на языке символа и сихронии. С вами, с собой, с птицами. Понимание этого лежит в основе систем магических соответствий по всему свету, как в практической Каббале или Герметизме. Но все эти системы анализируются через призму соответствующего мировоззрения, большинство из которых уж слишком логоцентричны на мой вкус. К тому же, использовать мировоззрение или ставить его в центр для того, чтобы «объяснить» систему — это как выбрасывать конфету, чтобы съесть фантик. Все эти системы — знак того, что вселенная говорит символами, и, в первую очередь, поэтому работают ритуалы. Но символы — это ещё не весь её язык. Они в лучшем случае похожи на маленький разговорник, который вам дают в аэропорту по дороге в Вавилон. Используйте их, конечно, но в более широком синхромистическом контексте — они дают интерпретации, переводы с языка вселенной. Опираясь на вселенную Определения магического ритуала, которое я использую на Rune Soup [сайт автора — прим. пер.], это неспецифический усилитель вероятности. Вы, конечно, можете выполнять их по мере необходимости, но — как только ваши гадания и обычные магические воздействия наберут обороты и эффективность — вы начнёте понимать, когда возвращаются резонансные ритуальные периоды, и сможете опираться на них. Эти повторяющиеся периоды «резонансных возможностей» могут быть связаны с астрологией. А могут и не быть, но они точно «работают» примерно тем же образом. Приведу для наглядности небольшой личный пример. В конце лета 2015 я стал замечать серию любопытных личных «повторов» из того же периода 2013 года… это были полгода, приведшие к завершению неприятной фазы в карьере и к значительному увеличению благосостояния и возможностей. Поэтому я провёл осенние и зимние месяцы намеренно воспроизводя некоторые из самых запоминающихся моментов 2013: мы ездили на те же ярмарки в Уилтшир, ели в тех же ресторанах, я даже заново прочёл некоторые из книг и пересмотрел ТВ-программы из 2013. В итоге я достиг такого же результата с точки зрения карьеры и успешности. Я не могу быть уверен в том, что этого бы не случилось без ритуальной деятельности, но зачем бы мне вообще рисковать, чтобы проверить всё на горьком опыте? Одна из историй про магию обогащения от Алистера Кроули скроена, похоже, по тем же лекалам. Он писал, что как-то раз нуждался в деньгах и поэтому решил вести себя так, будто они у него уже есть — ходил на ланч в ресторан, где заказывал устриц с шампанским. Обе эти истории предполагают более широкое понимание ритуала/резонанса и, как и многое другое в магии, свидетельствуют в пользу подхода, который сосредоточен на диалоге с невидимым, а не односторонней коммуникации, когда вы прорыкиваете ему свои запросы. Это приходит с практикой. Кроули забыл упомянуть, что после многих лет регулярной магической работы он скорее мог «почувствовать» своё будущее денежное состояние и выполнил действия, необходимые для того, чтобы «спустить этот состояние с небес на землю»/войти с ним в резонанс. Без этой приобретённой способности большинство людей, которые захотят повторить трюк с устрицами и шампанским, просто станут чуть пьянее и чуть беднее. Вот вам вторая история из личного опыта. Просмотры: 517 Навигация по записям Превращение Тимоти Лири из учёного в психоделическую звездуСекс, наркотики и внежанровость Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.