Белые пятна космической ночи

Практически всему, что их окружало, люди прошлого давали своё мифологическое объяснение: появлению суши и моря, Луны и Солнца, тёплым и холодным ветрам, и даже маленьким алым цветам, так похожим на капли пролитой крови.

На контрасте с этим особенно удивительно, что подробной мифологией не окружено такое красивое и яркое явление, как звездопад, хотя раньше метеорные потоки, наоборот, должны были наблюдаться лучше: не мешала городская засветка. Притом в античности астрономия была развитой для тех времён наукой: верно объяснялась природа солнечных и лунных затмений, а конкретно о кометах и метеорах Аристотель, например, писал как о «воспламенениях воздуха в верхней части подлунного мира».

 

В целом падающие звёзды связывают с процессом перехода: у одних народов это считается знаком того, что душа вошла в мир, у других – что, наоборот, его покинула. Историк Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» пишет: «В народных преданиях душа точно так же сравнивается со звездою, как с пламенем; а смерть уподобляется падающей звезде». Метеоритные и метеорные потоки не выделялись в разные категории и назывались одинаково – «огненный дождь».

О значимости момента говорят и более поздние литературные источники.

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Придёт комета на Землю, Звезду Откровения неся на хвосте, И воспылает Земля страшным огнём, И тёмный ангел ударит в Хранилище Святости, Словно ад изыдет из Четвёртых Врат!

Но почему-то если отдельным метеорам и кометам придаётся очень большое значение, то целые потоки таким вниманием обделены. Хотя, исходя из вышеуказанного, массовые звездопады представляют собой достаточно интересные вещи – либо «жатву», либо глобальное нисхождение в земное бытие, и это крайне благодатная почва для мифов и легенд.

Так или иначе наступает самый интенсивный момент одного из ярчайших метеорных потоков – Персеид, – и на своём пике они практически совпадают с днём, посвящённым Гекате. Несмотря на то, что дата античного чествования всё ещё не является доподлинно подтверждённой, ряд авторов склоняется к тому, что 13 августа она имела место.

Гекатианский праздник, проходящий во время максимальной интенсивности метеорного потока, очень органично сочетается и с её родословной (матерью Гекаты по классической версии была титанида Астерия, отцом – титан Перс), и с её собственными звёздными и ночными эпитетами:

Бегущая среди звёзд, небесная, несущая факел, дышащая огнём, жена четвероликая, четвероимённая, четырёх дорог госпожа (PGM IV.2559—2560).

νυχία – Нюхия – «Ночная»;
νυκτοφάνεια – Нюктофания – «Ночное светило», «Свет ночи»;
ἀστροδία – Астродия – «Та, что ходит по звёздам».

Также в «Теогонии» подчёркивается дар, преподнесённый ей звёздным Ураном:

Гекату, – её перед всеми
Зевс отличил Громовержец
и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звёздным Ураном почётный удел предоставлен,
Более всех почитают её и бессмертные боги.

Звёздно-ночному органично соответствует и светоносный блок эпитетов: φωσφόρα – Фосфора– «Светоносная», «Подательница света»; φωτοπληξ – Фотоплекс – «Поражающая светом»; φῶς – Фос – «Свет»; ακτινοχαιτις – Актинохайтис – «С сияющими волосами»; φαεννώ, φαέθω – Фаэнно, Фаэто – «Сверкающая»; ἀγλαή – Аглаэ – «Сияющая»; λιπαροπλόκαμε – Липароклокамэ – «Сплетённая из сияния»; νυκτοφάνεια – Нюктофания – «Ночное светило», «Свет ночи»; φαεσίμβροτε – Фаэсимбротэ – «Сияющая для смертных» (PGM IV. 2241–2358; 2441–2621; 2785–2890).

Поэтому сегодня мы желаем конфидентам, имеющим такую возможность, найти момент и поднять глаза к звёздному небу, а тем из них, кто может пролить свет на мифологию звездопадов, – поделиться с нами этой информацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.