Киберпространство и пространство ритуала

Сейчас термин «киберпространство» в широком понимании применяется к интернету в целом. В свое время его придумал и применил в своих романах отец жанра киберпанк Уильям Гибсон. В его понимании киберпространство – это трехмерное графическое представление глобальной компьютерной сети, доступ к которой осуществлялся через интерфейс «мозг-компьютер» – т.н. «деку».

Тогда это понятие больше ассоциировалось с виртуальной реальностью – трехмерной компьютерной средой, которую можно исследовать, и с которой можно взаимодействовать. Сам термин был введен Джароном Ланье в 1987 году, через три года после того, как он основал VPL Research с целью экспериментов с устройствами виртуальной реальности. Тогда это были шлемы, перчатки и треки. На данный момент количество и качество подобных устройств увеличилось в разы, они предоставляют невиданный ранее набор функций – от симуляции крыльев птицы до сверхнавороченных систем самоудовлетворения.

Однако разговор о глобальной сети стоит начинать с так назваемых BBS (bul­letin board sys­tem) или электронных досок объявлений, ведь именно с них началась эпоха веб 1.0. Само название и формат BBS является цифровой метафорой размещения объявлений на физической доске, воплощение физического объекта в виртуальном мире.

Всем нам знакомо слово «чат», и словосочетание «чат-комната» с сопутствующими «действиями» – «войти в чат», «покинуть  чат-комнату», а так же дополнительный набор внутренних действий и эмоций, выраженных через стикеры и смайлы. Когда вы «входите», вы не ощущаете физического входа в комнату, заполненную множеством общающихся людей, но так или иначе метафорически компьютер дает вам понять, что вы именно «вошли» в «комнату». Еще вы осознаете, что есть «снаружи» и «внутри», и все что вы скажете, услышат только те кто находится внутри комнаты чата. Но как бы вы не отыгрывали свое посещение чат-комнаты, как бы она ни называлась, вы все равно находитесь не там, а у себя за компьютером.

Это позволяет нам сказать, что киберпространство частично является буквализацией пространственных метафор выполненных в виде множественности компьютерных вычислений. Давайте отвлечемся от виртуального пространства компьютера и заглянем в виртуальное пространство ритуалов.

Магическое или ритуальное пространство в отличие от киберпространства мы можем занимать не только концептуально, но и физически. Самым наглядным примером является создание магического круга в котором должен выполняться ритуал. Его можно создать несколькими способами: перестраивание физического пространства, фактическое рисование круга на поверхности с помощью реальных инструментов, а так же визуализация круга в сознании, с попутным выполнением некоторого количества действий для его «активации». Как бы ни был построен круг, он четко различает пространство между вещами снаружи и внутри, между магическим и мирским, макрокосмом и микрокосмом. Описанное пространство отображает ментальное пространство практика, обеспечивая контекст в котором агенты, действия или объекты внутри круга становятся магически эффективными или защищенным от внешних сил.

Виртуальное в магии и машине

Священное находит множество способов выражения, от кафедрального собора или драгоценного камня до всполохов огня и ночного звездного неба. За человеком оно следует и в киберпространство. Человек способен наделять физические объекты священным статусом, но также можно наделять и виртуальные объекты, фактически нужно только пространство, где это можно будет сделать. Магический круг по сути своей магичен из-за того, что он собой репрезентует, это так же относится и к ритуальному ножу или освященной соли. Так символ Меркурия или божественное имя представляют собой тех оккультных агентов, выражением которых служат. Кукла вуду, например, может представлять конкретного человека, а акт прокалывания булавкой представляет собой намерение нанести человеку реальный вред, при этом ни фактическое лицо, ни реальный вред в ритуале не присутствуют. Такое наделение вещей магическими свойствами и представлениями можно сравнить с метафоричностью киберпространства.

Перенос магического в виртуальный мир – вполне закономерное явление. Уже в 1990 году группа людей, называющая себя «техноязычниками», выполнила ритуал в IRC чате. Всё общение между участниками проходило в текстовом формате. Вот выдержка из сценария подготовленного участником коллектива, Кристофером Пенчаком:

Ведущий: В этом пространстве мы создаем храм. Сегодня наша работа – это магия процветания, и чтобы принести изобилие в жизнь каждого из нас он наполнен зелеными, синеми и фиолетовыми цветами. Он наполнен утонченнейшими предметами роскоши, золотыми и серебренными светильниками, прекрасными шелками и всеми современными удобствами, которые вы могли бы пожелать. В этом храме – исполнение всех ваших желаний.

Мы проведем заклинательную работу, в ходе которой каждый член группы по порядку отправит выражение своего намерения к процветанию и проявлению. В конце мы добавим к этому нашу групповую энергию, визуализировав результат.

Участники: (в определенном порядке отправляют свое намерение в чат).

Ведущий: Мы высвобождаем все эти намерения, чтобы проявить высшее благо, никому не нанося вреда. Да будет так.

Участники: Да будет так.

В подобных ритуалах компьютер является средой для координации взаимодействия участников, которые, физически находясь по всему миру, виртуально собрались в одной комнате. При этом они используют в ней такие магические приемы, как управляемая визуализация и высвобождение намерения.

В последнее десятилетие люди стали активнее использовать киберпространство в магических целях. Несмотря на то, что профессор Бердичевский Е. Г. на международной конференции АКМЭ заявил о первопроходстве применения виртуальной реальности в эзотерике, дословно «мы нигде не нашли, ни в литературе, ни в интернете», подобные опыты проводились и ранее.

С постоянным ростом технологий повышается и качество самих ритуалов. Так из текстовых чат-комнат люди перебрались в визуальную 3D-среду. В целом любая онлайн игра может быть использована с такой целью, наиболее же подходящей платформой
являются трехмерные виртуальные социальные сети, такие как Sec­ond Life, так как в них присутствует возможность создания собственных объектов и помещений, а так же их кастомизация. Взаимодействие происходит через игровых аватаров: движение, эмоции, все это позволяет максимально точно воссоздать реальный ритуал в виртуальном мире.

Хотите белокаменный храм с поющими колоннами или комнатушку с белыми занавесками? Все зависит только от вашей фантазии. Построение подобного храма – далеко не игра, и требует как усилий, так и усидчивости, позволяя привнести в созданное некое магическое намерение. С одной стороны, участники через своих аватаров переносят в виртуальный храм личный опыт пребывания в храме настоящем, но, в отличии от настоящего, виртуальный храм не подвластен законам физики. И это открывает некоторые дополнительные возможности – такие явления как гравитация и герметичность лишь условности внутри виртуального пространства, и их можно с легкостью отменить. Чтобы выйти из реального храма, вам как минимум нужно найти дверь, а вот покинуть или прийти в храм виртуальный вы можете множеством способов: телепортироваться, пройти сквозь стену, появиться в клубах дыма, словом, вариации безграничны.

Подобные возможности используются не только для проведения ритуалов, но и для их разучивания. Так, например, ныне существует и активно ипользуется «Vir­tu­al Lodge Of Instruc­tion», интерактивная программа которая позволяет выучить большинство масонских ритуалов. Так в Sec­ond Life можно найти масонский храм, храм ОТО и множество ритуальных пространств для язычников и ведьминских ковенов.

На протяжении всего времени виртуальное шло в ногу с магическим: осознанные сны, В.Т.О., шаманские экстатические техники – все это можно назвать частными случаями виртуальной реальности. Со временем виртуальная реальность была выражена в отдельном поле киберпространства, однако магическое в нем в основном ушло из поля нашего внимания. Пусть интернет и используется практиками, но в больше степени как пользователями. Упомянутые выше примеры являются скорее исключением из правил. Немалое значение, как мне это видится, здесь несет непринятие нового и страх перед технологиями. Люди боятся подавления творческого начала – зачем визуализировать дракона, если его можно скачать? Хотя при этом можно сказать, что мыслеформы фактически не менее виртуальны, но более привычны для нас, а потому не вызывают противоречий.

Почему же тогда большинство магических экспериментов пришлось на рассвет интернета, но с его качественным и количественным ростом и распространением почти прекратилось? Как мне кажется, дело в том, что интернет на заре своего становления и интернет сейчас разнятся по своей сути. Если изначально его можно было представить пространством бесконечного творчества и научных изысканий, то сейчас он скорее является пространством рекламы и потребления, трудноотличимым от ТВ. Найти в современной сети место, которое можно было бы определить как сакральное, очень сложно и тем забавнее выглядят онлайн ритуалы в ZOOM и прочих онлайн-конференциях.

По моему мнению, если вы собрались в такой конференции, вы, конечно, можете прочитать текст ритуала, но из экрана на вас скорее польется не мана небесная, а липкий жир.

Места для проведения сакральных операций можно создать и самостоятельно. Это и старые IRC-чаты, и уже упомянутое пространство Sec­ond Life… удивительно, но в 2020 году даже ICQ сойдет для подобного действия. Их отличительная черта это относительная сложность и малая распространенность, а потому профан вряд ли найдет путь в сокровенную комнату. Можно подумать, что нет ничего особенного в том, чтобы забрести в IRC, но активно пользуются им немногие, без сторонней подсказки не каждый сможет даже запустить клиент и найти нужную комнату.

Не стоит забывать и о феномене виртуальной реальности, а если точнее, то HVR/AR – Hap­tics, Vir­tu­al Reality/Augmented Real­i­ty. Возможности, открываемые HVR перед магом поистине колоссальны, ведь с помощью подобных решений можно «безболезненно» пережить падение с крыши здания или, наоборот, воспарить в облаках. Степень погружения в виртуальный мир заставляет мозг верить в реальность происходящего, переживать вещи, в реальности невозможные. Пережить смерть и рождение без использования специальных практик и веществ, или же дополняя одно другим –  какие горизонты могут быть открыты с помощью таких технологий?

Aug­ment­ed Real­i­ty (AR), или «расширенная реальность» — это результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. Данную технологию можно попробовать рассматривать с точки зрения применения в ритуале. Если взглянуть на домашние алтари большинства практикующих магов, зачастую в них используются графические изображения богов и богинь, каноничные для практикуемой традиции.

Как уже было написано выше, магический инструмент становится магическим только после того, как его этим свойством наделил маг. Так и изображение божества является в равной мере магическим и сакральным, как и статуэтка или статуя в полный рост. Этот атрибут может понадобиться и для проведения ритуалов на свежем воздухе, пожелай маг такой осуществить. Можно, конечно, обойтись и небольшой картинкой, но если  задействовать дополненную реальность, возвести статую почти любого размера и детализации можно там, куда вы положите лист со специальным графическим кодом. Более того, возможно привязать изображение к геолокационной метке.

Представьте – сигилы, печати, изображения божеств, скрытые от глаз обывателей, доступные только вам. И это только небольшой список вариантов использования дополненной реальности в городской среде.

Глобальная сеть – это технологическая проекция человеческого бытия. И тем страшнее наблюдать за вакханалией, которая происходит в современном интернете. Одним из важнейших параметров нахождения в киберпространстве, как я это вижу, является осознание наличия множественных реальностей и гигиена прибывания внутри них.

Интернет можно рассмотреть как сферу реализации желания, в каком-то смысле даже как своеобразный виртуальный рай. Рай, который, однако, уже здесь, рядом, но который, возможно, за доступ к его вратам потребует от нас уподобиться ему и трансформировать привычный для нас бинарный коммуникативный код.

Соколов Б.Г. Рай гиперпространства

Текст – Латентный Хаос-маг

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: