«Пожалуйста, успокойтесь, ваш ад не так уж и плох»: сломанная реальность Дайсуке Ишиба

От интервьюера. Если вы когда-либо всерьез увлекались арт брютом и вообще всем необычным искусством нашего времени, вы непременно натыкались на упоминания о Дайсуке Ишибе – самом видном деятеле этого сегмента искусства из Японии. Япония – родина сотен великолепных артистов нашего времени, и безусловно является одним из главных центров современного искусства. Дайсуке Ишиба находится на первом месте среди японских аутсайдеров-художников. Его работы имеют свой уникальный стиль, приковывают и в то же время, пугают своей жестокостью. Картины и рисунки Ишибы самодостаточны и полноценны, как графические высказывания. Одним словом, для меня Ишиба – живая легенда, я слежу за его деятельностью с самого начала моего увлечения арт-брютом и не сомневаюсь, что его имя останется в истории мирового искусства.

Отдельно я хочу поблагодарить великолепного художника и доброго друга Мусубу Накаи, интервью с которым я уже делал однажды. Милый Мусубу великодушно согласился выступить в качестве переводчика, чтобы языковой барьер с Ишибой был преодолен. Он проделал огромную и не простую работу, чтобы перевести текст с Японского на английский, абсолютно не прося ничего взамен. Если Дайсуке Ишиба для вас – не пустое имя, а это интервью – важное событие, то благодарности в любой форме можно выразить в адрес Мусубу Накаи.

У меня есть небольшой книжный магазин с артбуками и комиксами. Одно из издательств, с которым я работаю – Le Dernier Cri. Твоя работа опубликована в шапке сайта LDC, для этого издательства ты сделал огромное количество книг. Одна из последних – коллаборация с Пакито Болино, основателем LDC. Можешь рассказать о ваших взаимоотношениях с Пакито?

Как вам известно, Мистер Пакито – исследователь безумного искусства со всего мира. В ранних 00х он приобрел мою книгу, которую я издал сам, и написал мне письмо из Марселя в Токио. В то время мои работы были практически не признаны в Японии, поэтому я был очень рад узнать, что Пакито заинтересовался в моем творчестве. С тех пор я продолжаю присылать ему копии моих работ, всякий раз, когда я заканчиваю над ними работу. А он, в свою очередь, высылает мне книги LDC, в которых опубликованы мои работы.

В 2006 году я бросил работу и решил, что отныне стану художником. Я съездил в Марсель и лично встретился с Пакито. Вместе мы сделали постер и книгу в мастерской LDC. Пакито очень честен в своем понимании искусства. Он никогда не парится о том, что думают другие, и всегда продолжает уважать тех художников, которых он считает хорошими. Он не расчётлив, когда речь заходит об искусстве. Я говорил ему, что мне не очень нравятся рисунки, которые он делает, но все же я понимаю, что его активность и продюсерские качества неоценимы. На первый взгляд, он выглядит немного бесшабашным, но на самом деле он очень вдумчивый человек, мне это очень нравится. В нем есть и безответственность и серьезность, что свойственно и мне. Я и Пакито – братья по Аду.

О чем твои работы? Есть ли в них какой то сценарий?

Основными темами моих работ являются «война», «пища» и то, что «человек гниет после своей смерти». Во все это я замешиваю порцию идиотизма и милоты. Женщины наполнены с кровавыми внутренними органами и дерьмом внутри, но прекрасны снаружи. Я рисую обе стороны.

В различных твоих работах есть одни и те же персонажи. Что ты можешь про них рассказать? Например, кто та девушка с повязкой на глазу?

Имя девушки с повязкой на глазу – Миду Эцуми, она – главное действующее лицо почти всех моих работ. Иногда она меняет свой облик, но обычно он один и тот же. Я пропущу рассказ о том, как она родилась. Это слишком длинная история.

В твоих работах также есть одни и те же места – кухня или поезд. Почему так?

У пространства комнаты есть свои правила, которые я могу использовать в выражении различной степени ненормальности. И мне нравится работать с пространством, в котором живут люди.

Как ты создаешь свои картины, персонажей и монстров?

Сначала я рисую солнце (женщину). Если выходит хорошо, я автоматически рисую траву и деревья (других персонажей). Мне кажется, что люди чувствуют красоту и уродство, нормальное и ненормальное и хаотичный мир с множеством живых существ в моих работах. Монстры – это выражение алчности и уродства людей.

Они приходят в снах и кошмарах, или ты придумываешь их пока рисуешь?

Обычно я ни о чем не думаю. Сначала я придумываю место либо в помещении, либо на открытом воздухе. На этом все. Потом я рисую автоматически, не зная что будет на картине.

Однажды в интернете я видел отзыв о твоей работе, как о мрачной, но с чувством юмора. Мне трудно согласиться с такой формулировкой, для меня твое творчество мрачное и в нем нет места юмору. Мне кажется, что оно описывает мрачные ситуации, когда реальность разрушается. А ты – мрачный человек? Что твои друзья думают о твоих работах?

Когда я прочитал этот вопрос – я посмеялся. Я думаю, что вы поймете меня немного лучше, если посмотрите это видео моего производства. Я фигурирую там в большом парике, и еще вы сможете увидеть там мою жену.

Фантазия зрителя – это всё. Мне интересно было узнать, что вы так воспринимаете мою работу.

Как я уже сказал, для меня твое творчество описывает нечто вроде надлома реальности. Чем вызван этот урон? Есть ли некий у тебя внутренний конфликт, идеологическая или экзистенциальная внутренняя борьба?

Я не думаю, что реальность подвергается надлому, но Реальность изначально сломана и роль человека – это осуществление попыток по её ремонту, которые длятся на протяжении всей жизни. Некоторые могут думать, что их жизнь идеальна и похожа на рай, хотя на самом деле – это ад. Мои рисунки говорят таким людям – «пожалуйста, успокойтесь, ваш ад не так уж и плох». Внутри меня нет никакого внутреннего конфликта, я подчиняюсь тем образам, что естественным образом вытекают из меня.

Девушки из твоих работ олицетворяют тебя или ты лишь наблюдаешь за ними со стороны?

И то, и другое.

Кажется, в твоих работах определенным образом раскрывается тема несчастного детства и семьи, как репрессивного органа. Расскажи, какую роль семья как социальный институт играет в твоем творчестве?

В детстве я был капризным, у меня была масса различных желаний, что часто раздражало моих родителей. Когда мне было 8, моя мать умерла, а ей на смену пришла мачеха, но я не мог полагаться на неё, особенно когда родились мои сводные брат и сестра, поэтому я погрузился в изоляцию. Я думаю, что это очень сильно повлияло на моих персонажей. Что касается родителей и прочего, в том числе монстров и т.п. – они просто существуют на картинах. Мои рисунки – не сообщения, они схожи с пейзажами. Если на пейзаже вы видите гору, или, к примеру, дерево, это не значит, что дерево символизирует вашего родителя, или например, любовника, оно означает то, чем является.

Что ты думаешь о современном пост-индустриальном мире, интернете и т.д?

Люди будут развиваются, пока есть такая возможность. Я слышал, что однажды искуственный интеллект во всем превзойдет человека, я хотел бы, чтобы он уничтожил человечность во мне.

Тебе нравится природа? В твоих работах есть змееподобные и собакоподобные существа, считаешь ли ты природу чем-то, что несет в себе смертельную опасность?

Мне нравится природа, я позволю себе уйти от вашего вопроса в сторону. Я бы хотел, чтобы общество не осуждало меня, если бы я вышел на улицу голый, или без носков. У меня на балконе есть аквариум с речными травами, и в этом аквариуме живет несколько рыбок и креветок. Несколько рыбок умерло, но креветки размножаются.

Что ты можешь сказать о своей технике? Как долго ты создаешь одну картину? Какие материалы используешь для рисования?

Например, рисунок формата А2 я рисую от одного до нескольких дней. Но люди меняются каждый день, поэтому если я рисую 2–3 дня, то работа выходит более искаженной и хорошей. Рисую я кистями, черными чернилами и фломастерами.

Какие музыка или фильмы вдохновляют тебя?

Я вдохновляюсь своей обычной, ежедневной жизнью. В ней есть не только искусство, но и обычные жалкие проблемы, рыбы и мясо, что я вижу в магазинах, кактусы странной формы, что я вижу в ботаническом саду и т.д.

Расскажи о своей музыкальной деятельности. Что это за музыка?

Я начал заниматься музыкой будучи подростком. На данный момент я делаю обычную музыку, типа рока или фанка. Но в последнее время я увлекся коллажной музыкой, построенной на нойзе. Она мне нравится, потому что обладает своеобразной гибкостью.

Что такое бадаизм?

Это название одной из моих книг. Когда она создавалась, я увлекался дадаизмом, ну и еще это слово из последних букв моей фамилии (Ichi­ba) и первых букв моего имени (Daisuke), что напоминает слово Dada по звучанию.

И еще я придумал такой слоган “Все связано со всем. Связующее звено – это BADA”. Но глубокого смысла в этом нет, это всего лишь шутка.

Повлияло ли на тебя японское традиционное искусство?

Я вырос, окруженный множеством традиционных вещей, таких как Tata­mi, Fusuma, Engawa, типы туалетов, в которых скапливаются человеческие отходы, мертвая свинья, что плывет по реке, гнившие тела кошек и собак, змей и насекомых и т.д.

Они появляются в моих работах.

И да, я люблю дизайн Японского флага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.