«The Chaos Protocols»: глава 5. Неоднозначные союзники: запуск синхронии Ошибка верующего состоит в том, что с вторичным восприятием — ментальным образом, созданным нашим мозгом — он соотносит некое значение и доверие к нему, и результат связывает с внешним стимулом. Ошибка скептика заключается в полном отрицании самого стимула просто потому, что вторичное восприятие этого стимула он счел абсурдным. Жак Валле «Вызов науке» В июле 1085 года на горе, расположенной в испанской части Наварры, несколько пастухов стали свидетелями необычного явления в ночном небе — явления, которое в наши дни мы могли бы истолковать не совсем так, как это сделали они. С небес к ним снизошли Святая Дева и «великая звезда». Эта область быстро стала объектом паломничества. Король Арагона и Наварры, Санчо Рамирес, оплатил строительство святилища на том месте. Надпись на часовне гласит: Вот Звезда, снизошедшая с неба на Эстелью, чтобы присматривать за ней. Жутко, правда? Жутко, а еще наводит на мысли о неизбежной реальности, — чем бы на самом деле ни являлись те феномены, которые мы называем богами или ангелами, они демонстрируют необычайную гибкость в выборе форм проявления… гибкость, граничащую с обманом. Философы, в том числе Патрик Харпер, называют такие явления «даймоническими феноменами», и это означает, что они находятся на стыке между мифологией, реальными физическими явлениями и опытом психического или паранормального характера. Фэйри, ангелы и Богородица — вот, возможно, наиболее яркие западные примеры даймонических проявлений. Вот краткий обзор от доктора Рони-Дугал из ее книги The Faery Faith: Демоническое связано с нашим миром, но не является его частью. Примером здесь служит необычная связь между человеческим опытом [взаимодействия с фэйри] и прогрессом наших технологий: технические методы демонического народца всегда отличаются от наших. В чем-то они более продвинуты — например, в их умении появляться и исчезать, в чем-то менее — например, в медицине. Одежда и культура фэйри всегда будто из более ранних времен, а их «превосходство» заключается только в их магических способностях (50). Из-за, я думаю, только личных причин многие оккультисты стесняются воспринимать своих богов в более широком контексте наряду с паранормальными и пси-явлениями и НЛО. Но мы должны рассматривать эти данные в наложении на вероятностную природу вселенной и, конечно, текущие изменения в вероятности приобретения богатства и успеха в условиях текущего политического строя. Мы ищем области, которые можно развить или оптимизировать. Если вы спросите, какие духи или боги наиболее тесно связаны с обогащением, то на западе вам, скорее всего, назовут тех, кто является еще и покровителями законов и королевской власти. Просто представьте себе это. Мы довольно далеко продвинулись в объяснениях, каким образом с помощью махинаций законотворцев, налоговых служб и монархов аккумулируется богатство. Юпитер, может быть, и является покровителем богатства, но он совершенно точно не ваш бог — он королевский бог, и этот конфликт интересов заметили еще римляне. Когда они перешли от монархии к республике, консулы все еще приносили клятву Юпитеру, древнему богу-покровителю королевской власти и высокородных семей. Это античная версия того, что «все новое — это хорошо забытое старое» и она указывает на некоторые трудности в работе. Современная магия так же ошибочно принимала гораздо более позднюю астрологическую систему Платона — давно почившую модель, объяснявшую работу вселенной — за вечную концепцию Юпитера (или Гермеса, или кого-то еще). Это все равно, что считать поигрывающего ружьем ковбоеподобного Иисуса из Америки двадцатого века тем самым Иисусом, которого защитники христианства пытались вписать в европейскую философию. Но означают ли эти сложности в работе, что мы должны избегать подобных существ? Нет, нисколько. Что нам нужно, так это немного проницательности. Если вы решите углубиться в конспирологию, то мир контролируется крошечной монархоподобной элитой, которая управляет этим местом совсем не во благо нам. Если же не углубляться в нее, мир — хаотичное болото разнокалиберных идеологий, соревнующихся между собой и сражающихся за сокращающиеся ресурсы и испаряющиеся рабочие места. Под каким углом ни посмотри, порядочный, законопослушный, бог-покровитель богатства далеко не лучший союзник, и может даже уснуть за рулем. Вам нужен кто-то с амбивалентными взглядами. Кто-то, кто может обманывать. Вот что об этом говорится в The Trickster and the Paranormal: Фигура трикстера всегда имела особое значение для маргинальных и имеющих низкий социальный статус групп. В Древней Греции, аристократы смотрели на купцов и ремесленников с подозрением и презрением. В книге Hermes the Thief (1947) Норман Браун отмечает, что «Гермес символизировал собой надежды не-аристократических классов»; фактически, Гермес был покровителем купцов. Ту же ситуацию мы можем наблюдать и в Средние Века. Как только феодальная система начала разваливаться, дворянство перестало наслаждаться имевшимися у него привилегиями. Положение купцов улучшилось, но их социальный статус был нестабилен, потому что он не был привязан к ним с рождения. Феодальные и церковные власти не доверяли им — неудивительно, что символом купцов был трикстер Лис Ренар. Все это иллюстрирует связь купцов, лиминальности, нестабильного социального статуса и трикстера (51). Во вселенной вероятностей, амбивалентный союзник, помогающий вам взойти на вершину, приносит намного больше пользы, чем законопослушный, космический престол, который подразумевает мольбу о подачке. Нацельтесь на удачу, а не на силу; на хитрость, а не влияние. Мы слишком часто молимся о пресловутом чуде, вероятность которого стремится к нулю, в то время как нам стоит обратить внимание на меньшие цели и вести дела с ближайшими духами. Компьютерные вычисления, ставшие доступными за последние 40 лет, открыли нам глаза на интересные особенности того, как мы подходим к достижению поставленных целей. Важнейшая из этих особенностей связана с ограничением контроля «сверху». Экономист Джон Кей пишет в Отклонении: В общем, непрямые подходы показывают, что сложные составные цели имеют свойство оцениваться неточно и содержать множество компонентов, которые могут вступать в противоречие друг с другом, и что мы познаем суть целей и методы их достижения экспериментируя и исследуя. Непрямые подходы скорее поведут вас назад, нежели вперед (52). Каждый в своей жизни сам убеждается, что почти ничего никогда не идет согласно масштабным планам. Просто вспомните о том, какой вы представляли свою карьеру еще до ее начала. Туманные подходы не только обеспечивают ваш путь неизбежным хаосом, но и зачастую черпают из него свои силы. Нам нужны шустрые ноги. Даже ноги с крылышками. Постойте, где это у нас было? Конечно, в классическом греческом пантеоне (и в меньшем масштабе на логотипе крупной компании, занимающейся доставкой цветов). Имя Гермес происходит от греческого слова, обозначавшего небольшие каменные насыпи, которые использовали для разметки границ между владениями. Он стоит на границе и может свободно между ними перемещаться, между мирами, так сказать. Это обычная характеристика Трикстера — его непредсказуемые местоположение и также то, что он приносит из того Места. Он наделен даром предсказания, но, в отличие от более солидных обитателей Олимпа, его пророчества проявляются через игру случая, а не через строгие постановления свыше. Это квинтэссенция Высшей Странности, паранормального, большинства благоприятных совпадений. Трикстеры обычно знают обо всем на земле и умеют извращать, обходить те правила, что мешают магу добиться желаемого. Здесь вспоминаются сказки про Братца Кролика — героя фольклора юга США — и его регулярные победы над гораздо более мощными животными. Вакджункага, трикстер из Уиннебейго, называет каждую вещь и каждое животное на земле своими «младшими братьями». Он старше всех их и поэтому обладает полным знанием обо всем сущем. Похожее поверье связано с Дьяволом и в иберийской магии. Согласно Хосе Лейтау, способность дьявола вмешиваться в жизни людей исходит не от некой присущей ему злой природы, а от возраста. Трикстеры управляют местами переходов, территорией шаманов. Между проявленным и непроявленным, ночью и днем, мужским и женским. Подобно шаману, трикстер пересекает для нас границы и, если он того пожелает, возвращается с тем, в чем мы нуждаемся или чего хотим. Трикстер — воплощение изменчивости, непредсказуемости, склонности избегать прямых путей. Умелый маг может направить трикстера на достижение его или ее целей без озвучивания сотни оговорок (в которых все равно найдется лазейка). В книге The Octavo Пит Кэрролл кратко высказывается об этой уклончивости: Колдуй же, если есть нужда – для утоления нужды, но больше для того, что чтоб опыт обрести – и никогда для опыта, что был уже получен. Колдуй не ради благ, но ради опыта, который обретешь, истратив эти блага. И как придаток к основному, все блага явятся, коль будет в них нужда (53). На практике заклинания чаще всего проявляются выгодными синхрониями, а не чудесными материализациями золотых слитков, падающих с неба. Поэтому, ваша цель — повысить общее количество позитивных синхроний в вашей жизни. Они одновременно и сигналы о возможностях, и возможности, предлагаемые нашими амбивалентными союзниками. Они могут не принести вам богатства, но запустят цепочку совпадений. Важно помнить, что эти сущности на самом деле вам не друзья. Иисус может быть вашим приятелем, а мамочка Гея любит вас во что бы то ни стало, но обитатели перекрестков по природе своей двойственны; они капризны. Комбо из современной культуры обслуживания и Иудейско-Христианской идеи личного создателя дала жизнь некоторым вызывающим тревогу ошибкам магического мышления. Многие из нас имеют неосознанные ожидания, что весь мир духов существует только для того, чтобы помочь вам получить новый iPad или повышение выплат на два процента. Сочетание доказательств и пятидесяти тысяч лет человеческой истории позволяют предположить, что это, возможно, не так. Трикстер и Ваша Космология Если в вашей личной космологии отсутствует трикстер, ее психологическая польза для вас ограничена, и она также может быть немного разбалансированной для занятий практической магией. Как правило, трикстера можно найти на перекрестке, так что первым делом ищите там. Например, эту функцию выполняют даже некоторые аспекты Гекаты. Так же, как и Гермес, она ассоциируется с перекрестками. А тот факт, что она старше всего Олимпийского пантеона означает, что она не подчиняется диктатуре Зевса. (Как мы помним, подобное верование о возрасте ходит также среди Виннебаго и иберийских магов.) В большинстве своем, религия не очень интересует среднестатистического мага. И действительно, исторические упоминания доказывают, что чаще всего маги вписывались в ту систему верований, которая доминировала в их регионе на тот момент, и больше сосредотачивались на приобретении и освоении практических техник. Современная магия неверно представляет себе античные взаимоотношения с богами, основывая свои представления на археологических свидетельствах… и в результате приходит к выводу, что эти отношения были строгими и высокодуховными, ведь именно такого рода свидетельства имеют тенденцию сохраняться лучше всего. Взглянув на Дельфы или Пантеон мы видим либо жреческий, либо королевский подход к божественному, но этого мало, чтобы понять, как вела себя широкая общественность. Скудные кусочки бытового общения с богами позволяют предположить, что существовал совершенно иные, низкотехнологичные, более торговые отношения. Эта книга придерживается подобного подхода. Мы здесь не для того, чтобы основать научно-фантастическую религию или кружок ролевиков. Выберите себе амбивалентного союзника и двигайтесь дальше. Вот несколько предложений для начала. Дьявол на Перекрестке Веками дьявол в западной традиции играл роль трикстера. Наши представления о нем как о наводящем ужас монстре, жаждущим разрушить или управлять землей — это новомодное изобретение кинематографа. В ранне-средневековой Европе он, конечно, был непредсказуем, но все еще контролировался Богом — как и все остальное. Он был скорее надоедливым, чем злым, подобно приятелю, который слишком много пьет, или соседу, который постоянно находит повод зайти к вам в гости. Главный «грех», ассоциировавшийся с дьяволом, был идолопоклонничеством, а вовсе не потерей души или вербовкой в армии ада. Так, обычай бросать предмет в старый святой источник, чтобы исполнилось желание, начали ассоциировать с Дьяволом, усматривая черты идолопоклонства в вере в способность источника сделать то, что Бог не захотел или не смог. В частности, в Новом Свете выражение «сделка с дьяволом» стало чем-то вроде нарицательного для всех соглашений, которое заключались между человеком и миром духов. Возможно, самый яркий пример тому – блюзмен Роберт Джонсон, который взял с собой на перекресток гитару и играл там несколько вечеров подряд. В конце концов появился большой черный человек, настроил его гитару и вернул ее владельцу. С тех пор и до конца своей жизни, Джонсон был непревзойденным музыкантом. Он довольно открыто говорил о своей сделке с дьяволом, но мнения сошлись на том, что скорее всего он договорился с лоа… возможно, с Папой Легба. Если это ваш путь, то вы не нуждаетесь во мне в качестве провожатого. Что до остальных, мне кажется, мы очень вовремя открыли этот маршрут. Ритуал на перекрестке, приведенный ниже, призывает Люцифера, а не «дьявола». И тому есть несколько причин. Во-первых, «дьявол» — это нечто вроде семантической движущейся мишени. Иногда это действительно Люцифер, но чаще — нечто намного большее. До-христианские корни Люцифера связаны с планетой Венерой, утренней (и/или вечерней) звездой; таким образом, он покровительствует пороговому, сумеречному времени — рассвету или закату. Позднее, он ассоциировался с Прометеем из-за принесения огня на землю; он переводит вещи из непроявленного в явленное. (Если вам все еще некомфортно это слышать, вспомните, что Иисуса тоже называли «Утренней Звездой». Разберитесь с этим!) Шаг первый Первый шаг очевиден и заключается в том, чтобы найти тихий перекресток, где вас никто не потревожит несколько вечеров подряд. Легче сказать, чем сделать, если вы живете на западе Лондона, как я. (Впервые я провел подобный ритуал в прерии недалеко от сиднейской реки Парраматта. Там намного тише.) Вам потребуется возвращаться туда в течение нескольких вечеров, учитывайте это. Шаг второй В первый вечер, напишите нижеследующий квадрат текста на достаточно плотной карточке. Помните: может пойти дождь! L U C I F E R U N A N I M E C A T O N I F I N O N O N I F I N O T A C E M I N A N U R E F I C U L Идите на перекресток, спрячьте этот квадрат туда, где его не найдут или не потревожат любым образом, трижды хлопните в ладони, позовите Люцифера и скажите, что хотите с ним пообщаться. Затем уходите, НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ. Шаг третий Следующая часть довольно вариативная. В последующие ночи, идите на перекресток и чувствуйте. Нет нужды повторять инвокацию (только если вы определите, что она есть), просто держите в мыслях это намерение о встрече. В определённый момент у вас должно появиться ощущение, что что-то произошло или вскоре произойдёт. Если его нет, возвращайтесь на следующую ночь. Я понимаю, что для тех, у кого есть некоторый опыт в магии, это может быть нестандартной процедурой, но цель ее – откалибровать перекресток для вашей реальности… и для его. Шаг четвертый В один из вечеров присутствие будет явным. Тогда оботрите руки небольшим количеством пыли с перекрестка и скажите следующее. (Напишите это заранее). Lucifer, Ouyar, Chameron, Aliseon, Mandousin, Premy, Oriet, Naydru, Esmony, Eparinesont, Estiot, Dumosson, Danochar, Casmiel, Hayras, Fabelleonthu, Sodirno, Peatham, Venite, Venite, Lucifer, Amen. (54) Затем громко скажите, почему вы здесь, чего вы хотите от этого соглашения и что можете предложить взамен. Подношения включают в себя еду, алкоголь, молитву, художественную работу, посвященную духу и так далее. Совершенно точно не нужно предлагать свою душу. (В любом случае, тот факт, что вы сейчас читаете магическую книгу, означает, что ее рыночная цена значительно ниже, чем вы думаете). Как только вы завершите обмен, поблагодарите духа за внимание и уйдите, не оборачиваясь. Примечание: Если вам удобнее работать с «дьяволом» как с особой сущностью, чем с Люцифером, опустите магический квадрат и инвокацию. Хлопайте и призывайте каждую ночь, пока не почувствуете перемену в ощущениях на перекрестке. Также стоит упомянуть, что теперь у вас есть личное место силы для регулярных подношений, тихих празднований, или общения с духом перекрестка. Эти отношения налаживаются со временем. Вы ничего не добьетесь в магии или жизни без устойчивых отношений с Повелителем Перекрестка в той или иной форме. Не оставайтесь незнакомцем; помните мои слова об «амбивалентности». Гермес и Германубис Говоря о пороговых, трансгрессивных союзниках-трикстерах, не забывайте, что есть несколько углубленных (в разумных пределах) техник призывания Германубиса из предыдущей главы. Он также может исполнять эту роль. Мне нравится призывать Германубиса исключительно в рамках некромантии, но это мое личное предпочтение, а не универсальное правило. Что же касается Гермеса/Меркурия, существует несколько источников, с помощью которых можно наладить контакт. Начните с классических источников и гимнов. В любом случае, небольшая статуэтка Святого Христофора может быть небольшим и подходящим домом для этих сущностей (и не напугает гостей так сильно, как статуя дьявола!). Другие Союзники Есть нечто грубое в том, чтобы пытаться втиснуть обзор на всех богов в одну или две главы книги об оккультизме. Если бы божественные концепции было так легко уловить, то не было бы нужды в подобных книгах вообще. Задача становится еще сложнее с попытками описать трикстерных существ или тех, кто управляет Высоким Уровнем Странности и синхрониями. И поэтому, вот список ярких представителей. Вы можете многое достичь, если изучите подробнее любого из них. И не обязательно перемещать все, о чем вы читаете, на ваш алтарь. Ананси Богоматерь Фатимская Ману Локи Братец Кролик Семьи Всегда Взлетают и Падают в Америке Одна большая причина банкротства в Соединенных Штатах — плохая диагностика состояния здоровья. Наша когнитивная ошибка в том, что мы принимаем послевоенные десятилетия за «норму», и это означает, что мы забыли о Фортуне, силе или богине, которая приносит и хорошее, и плохое. Исторические записи наполнены гимнами и заклинаниями, которые призваны умилостивить эту сущность, чтобы она приносила только удачу. Фактически, именно эту практику сложнее всего было пресечь церкви в период ее становления. Фортуну воспринимали как отдельное существо — и, можно сказать, поклонялись ей — до раннего современного периода. Наши предки были достаточно подготовлены, чтобы терпимо воспринять смену религиозной власти, но они не были так глупы, чтобы надолго оставить Фортуну без поклонения. Принцип, по которому стоит жить. Вы можете обрести самообладание, мудрость и проницательности, медитируя на это олицетворение вероятности. Всегда, всегда имейте в запасе подношения для Фортуны/Исиды, Фортуны/Тюхе и им подобным. Я пользуюсь относительно простым орфическим гимном Тюхе, который исполняю с использованием четок; это мини-розарий, благословленный самим Папой. (Долгая история.) Так как все заклинания этой книги были лично и тщательно обкатаны на протяжении многих лет, мне следует сказать вам, что для ритуала в том виде, в котором я его представляю вам, требуется книга The Orphic Hymns в переводе Johns Hopkins University Press (55). Как обнаружили многие авторы, с этим издателем трудно договориться о публикации цитат, поэтому вам стоит поискать полную версию самостоятельно. (Например, в библиотеке.) А пока, на theoi.com можно найти отличные античные упоминания и инвокации, которые могут послужить хорошей заменой. Но ритуал — это больше, чем просто набор слов и забавных запахов, поэтому я окажу вам плохую услугу, если просто выдумаю для вас один гимн, а в своей личной практике буду использовать другой. Как только вы найдете подходящую инвокацию или гимн Тюхе, воскурите ладан и, если вы исполняете ритуал на свежем воздухе, выкопайте небольшую ямку в земле и налейте туда молоко, мед и вино. Повторите так на каждую бусину четок. Как и со всей другой магией, вы можете сказать, что она работает, только когда она сработает. Ожидайте интересные совпадения и возникающие возможности на пути к вашим целям. Основная идея здесь в том, чтобы расположиться в таком месте, где высока вероятность исполнения задуманного, а также найти такого союзника, который будет больше помогать, чем препятствовать. Можете называть это портфельной стратегией от религии: вам просто нужно выигрывать немного чаще, чем проигрывать. Что же касается рассмотрения возможных проигрышей, это — тема следующей главы. [contents] (50) Serena Roney-Dougal. The Fairy Faith. Green Magic, 2003. (51) George P. Hansen. The Trickster and the Paranormal. Xlibris, 2001. (52) John Kay. Obliquity: Why Our Goals are Best Achieved Indirectly. Profile Books, 2011. (53) Carroll, The Octavo. (54) Jake Stratton-Kent. The True Grimoire. Scarlet Imprint, 2009. (55) Apostolos N. Athanassakis and Benjamin J. Wolkow, translators. The Orphic Hymns. Johns Hopkins University Press, 2013. Просмотры: 860 Навигация по записям Мексиканская трава (перевод книги РАУ «Секс, наркотики и магика», глава IV.)«Баланс – это все»: захватывающий внутренний мир Scorn Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.