«The Chaos Protocols»: глава 2. Вселенная вероятностей

Когда вы строите свои взгляды на фундаменте слабых доказательств, у вас возникнут трудности с истолкованием любого последующего знания, противоречащего этим взглядам, даже если в его большей точности не приходится сомневаться.

Нассим Николас Талеб

 

Успех — это игры разума. Точнее говоря, это игры разума со случаем, а не с навыками или силой. И если после мрачной предыдущей главы вам нужны хорошие новости, то вот они — вся эта система дело рук человека и опирается она на вероятностную вселенную. Она хрупка, как голограмма внутри другой голограммы. Коварство этой голографической решетки в том, что она ловит тебя, убеждая в своей непоколебимой физической реальности.

Один из возможных путей на волю лежит через старательное исследование сознания и вероятности. Марширование в ногу с централизованной, извлекающей ресурсы из всего и вся поздней капиталистической экономической системой — форма религии, известная как научный материализм. Если существует только физический мир, тогда только он и имеет значение. Если вы всего лишь набор химических соединений, если ваш мозг то же самое, что ваше сознание, если вы всего лишь робот из мяса, то, несмотря на живой опыт каждого человека, который всем своим существом доказывает совершенно обратное, ценность вашей жизни можно точно измерить объектами, которыми вы себя окружаете.

Гипотеза материализма невероятно слаба. Достаточно простого примера чего-то за пределами физики, будь то телепатия или пси-эффекты, религиозные чудеса любого толка, сбывшихся прорицаний или предсказаний, и тщательно построенный карточный домик Ричарда Докинза рассыпается. Существуют тысячи и тысячи примеров, из которых вы можете выбрать то, что вам ближе и имеет для вас личное значение на протяжении всей жизни. Это могут быть невероятные воспоминания детей о прошлых жизнях, или 120 лет университетских исследований телепатии и прочих психических явлений. Найдите что-то, чего просто не может быть, но оно есть, и хорошенько это изучите. Эта информация станет талисманом, отгоняющим демонов материалистичной тирании.

Недостатки материалистичной гипотезы четко объясняют, почему научное сообщество намеренно, по своей воле остается неосведомленным, а также решительно противопоставляет себя таким явлениям, как парапсихология. Если взять парапсихологию на борт одобренных знаний, даже в качестве нелюбимой рыжей падчерицы психологии (которой она не является), то это сломает всю систему. Выражаясь словами печально известного британского метафизика Дэвида Айка, «они защищают первую костяшку домино». Маг должен продолжать подталкивать ее, пока она не упадет.

Во времена смены экономических эпох, старые карты больше не подскажут путь через незнакомые улицы. Но здесь вам придет на помощь магия Хаоса. Если вы так же, как и я, верите, что магу более-менее необходимо ввязываться в приключения, то мы можем продолжить эту метафору так: у хорошо подготовленного приключенца всегда наготове несколько карт. Конечно, расслабленный взгляд на мир тоже может иметь место в тихие моменты вашей жизни, или во время таких важных ее вех, как рождения, влюбленности, смерти близких или неприятелей. Такие карты не очень хорошо приспособлены для навигации по корпоративной сфере, особенно сегодня, когда она совсем пошла вразнос. (Вот например, можете ли вы назвать египетскую богиню высокочастотного трейдинга? Или святого, олицетворяющего сокращенных рабочих? Или травяной амулет, который защитит ваше рабочее место от автоматизации?)

Чтобы ориентироваться в системе накопления капитала, которая не приносит нам пользы, нужны карты с планами атаки, а не обороны. Отступления от общепринятой картины мира сильно ослабляют ее подсознательное влияние на вас. Визиты управляющего банком уже не вызывают столько тревоги, когда очевидна их абсурдность. Они оказываются встречей голограмм, на которой обсуждаются вещи, не имеющие объективной реальности в вероятностной вселенной, где царит неопределенность хаоса. Честно, эти встречи – сущая сюрреалистическая постановка, когда перестаешь их обдумывать.

Между тем есть опасность в создании приключенческой карты, учитывающей преимущества и недостатки науки. Маг может обнаружить, что случайно поверил, что карта в каком-то смысле истинна. Слишком часто люди стремятся «доказать» те или иные мистические воззрения, ссылаясь на научные исследования. Это тщетная затея, ибо мистицизм в корне иррационален и в этом его великая сила и утешение. «Доказывать» мистицизм наукой – то же, что мерить скорость ветра линейкой.

В каждом случае, во всех случаях мы можем позволить себе сказать только, что одни карты больше совпадают друг с другом/с научной картиной мира/с местностью, чем другие, и это может быть полезно для нахождения пути в отдельном метафорическом горном хребте или мангровом болоте. Ни одна из карт не является ни горами, ни болотом, и ни одна из карт не поможет в открытом океане. Я не внушаю и никогда не буду внушать вам свое мировоззрение. Я лишь хочу помочь вам найти крестик на карте.

Квантовое злоупотребление

Духовный и оккультный миры поддаются двум различным видам того, что я называю квантовым злоупотреблением. Первое – прилепить слово «квантовый» перед какой-нибудь обновленной чепухой Нового мышления и начать проводить занятия над местной книжной лавкой. Эта форма злоупотребления волнует меня меньше всего, так как непреклонность рынка довольно быстро выживает подобные сборища из города.

А вот вторую форму квантового злоупотребления я нахожу проблемной. Сейчас несомненно модно заявлять, что квантовая механика на самом деле ничего не говорит нам о магии или что ее влияние переоценено. Говорить так — значит показывать лень своего ума (а уж о том, насколько это далеко от действительности, не стоит и упоминать), и чаще всего такое заявление исходит из тех углов поля, в которых живёт намерение упорно придерживаться любого предпочитаемого ими религиозного объяснения вселенной. Как однажды заметил известный физик двадцатого века Нильс Бор, «если человек не шокирован первой встречей с квантовой теорией, то он не понял ни единого ее слова.» Потому что квантовая теория действительно может рассказать нам нечто важное о магии, и это нечто может оказаться очень важным. Она говорит нам, что как минимум в некоторых ситуациях вероятность — или нематериальное — имеет объективный статус. Оно может быть чем-то очень реальным, с большой буквы Р.

Есть еще мутировавшая форма квантового злоупотребления — полагаться на теории квантовой механики, которым сто лет в обед, или бездумно придерживаться наименее вероятных интерпретаций экспериментальных результатов. Самый вопиющий пример злоупотребления — привязанность метафизического сообщества к гипотезе множественных миров. Давайте проясним, чем же на самом деле является эта гипотеза: это математическая подтасовка, которую используют, чтобы цепляться за научный материализм, несмотря на результаты с квантовой неопределенностью. Как вы возможно помните из школьного курса физики, электрон существует в состоянии вероятности в любом месте своего вероятностного поля, окружающего ядро. И только когда мы пытаемся его измерить, он появляется в одном определенном месте. Именно эти экспериментальные результаты пытается объяснить гипотеза множественных миров.

Это объяснение полагается на совершенно не поддающуюся проверке гипотезу, что каждый раз, когда происходит измерение электрона, вся наша вселенная разделяется на две (три, четыре — или столько, сколько нужно, чтобы охватить все возможные местонахождения электрона). Звучит мило и волшебно, и даже немного научно, но и с магической, и с научной точки зрения это какая-то фигня. Вероятность объективно не существует — вот о чем говорит гипотеза множественных миров. Квантовая нелокальность не совсем реальна, а все возможные локации электрона одновременно появляются в других измерениях… это означает, что научный материализм все еще в строю, и единственное, что существует — материальный мир. Вот только дело в том, что все остальные материальные вещи теперь существуют в бесчисленном количестве измерений, с которыми мы никогда не сможем войти в контакт или даже доказать их существование. Что ж, у моего маленького племянника есть воображаемый друг с весьма похожими характеристиками. Все это очень удобно и, честно говоря, очень религиозно. Как бы то ни было, «религиозный» — одно из лучших описаний материализма. Как заметил философ Томас Нагель, «материализм — это научная предпосылка, а не вывод» (28).

Но для того, чтобы получить лучшую жизнь, нам не нужно объяснение, как на самом деле работает квантовая механика. Мы всего лишь ищем научные данные, которые ведут нас либо к большей идеологической свободе, либо к улучшению магических результатов. В этом случае, хаосмагия так же целенаправленна, как рой саранчи. Можно свободно складывать в инвентарь любые найденные результаты, расширяющие ваше духовное мировоззрение.

Агрегирование данных целого века исследований квантов позволяет собрать картинку, которая одновременно и старая, и нет. Мы начинаем видеть — осмелюсь сказать — доказуемость не только существования сознания, но и его первичности. Если выводы, что сознание — это фундаментальный материал вселенной, звучат ведически, этому, возможно, есть веская причина. Большинство отцов-основателей квантовой теории были убежденными ведантистами. Сам Гейзенберг утверждал, что «квантовая теория не выглядит нелепой для людей, которые читали Веданту» (29). Что до Макса Планка:

Я считаю сознание фундаментальным. Я считаю материю производным от сознания. Все, о чем мы говорим, все, что мы видим как существующее, постулирует сознание (30).

Эффект наблюдателя предполагает фундаментальную взаимосвязь между сознанием и материей, которая в квантовом панпсихизме называется хаосмагией. Из Октаво Питера Кэрролла, основателя магии хаоса:

Квантовый панпсихизм предлагает нам перевернуть все рассуждение с ног на голову и интерпретировать парапсхологические события как свидетельство несуществования духа или сознания отдельно от материи.

Сверхъестественные, парапсихологические, магические события имеют свойство случаться довольно непредсказуемо и нечасто в макроскопическом масштабе. Тем не менее в масштабе квантовом они происходят часто и гораздо более стабильно. Квантовый уровень реальности кишит странностями: судя по всему, кванты телепортируются, исчезая в одном месте и появляясь в другом, они мгновенно передают информацию в пространстве и, возможно, во времени, иногда они существуют в двух местах или в двух противоположных состояниях одновременно, и они могут путешествовать назад во времени (31).

Влияние сознания на субатомном уровне изучается уже почти столетие. Лично я подозреваю, что практическое волшебство – это научное доказательство того, что влияние нашего сознания переходит с субатомного уровня в физический мир. В конце концов, что же такое результаты магии, если не манипуляция вероятностями реального мира?

Самое важное, что квантовая физика сделала для мира магии, – это то, что она положила конец векам дискретизма. Она навсегда свергла точную, как часы, материалистическую вселенную. И, как замечает Дин Радин, старший научный сотрудник Института ноэтических наук, она добилась этого с удивительной скоростью и легкостью … всего тремя или четырьмя экспериментами. Вся индустриальная громада Имперского Века была повержена касанием пёрышка. Вот и конец решетке, а?

Бог играет в кости со
Вселенной, но у ее костей 20 граней.

Перейдем теперь от хаоса в ваших субатомных частицах к влиянию вероятности на вашу повседневную жизнь. Французский физик Оливер Коста де Борегар писал: «Должно быть, в природе вероятности существует нечто, обеспечивающее действенную связь между объективным и субъективным, между материей и духом» (32). Вопрос, почему материальная вселенная выражается через вероятность, — один из самых глубоких. Выстраивание вразумительного ответа на этот вопрос подводит вас к нахождению собственной религии – и вы вспомните, что я обещал не навязывать вам свое мировоззрение. Впрочем, между метафорическими затяжками травой, я подозреваю, что изначально присущая вселенной необязательность позволяет ей познавать себя самым эффективным образом. «Разделена ради возможности единения» и все такое.

Возможно, основная причина, по которой западная магия так неудачно обращается с вероятностью, это то, что основные ее направления появились задолго, зачастую за тысячелетия, до изучения вероятности. Учитывая то, что древние греки сделали столько всего в математике и геометрии, удивительно, что они не разработали теорию вероятности. Возможное объяснение этому включает в себя две вещи: во-первых, их философия слишком полагалась на абсолютную истину, доказанную логикой и аксиомами, во-вторых, присущее им более общее чувство, что будущее складывается по воле богов. Так что, используя пример математика Леонарда Млодинова, если бросок астрагала (таранной кости) показал, что определенный греческий юноша будет должен жениться на коренастой спартанке, он не будет считать этот бросок счастливым или нет, он будет считать его изъявлением воли богов (33). (Сегодня более изощренные маги идут на компромисс и считают, что воля богов выражается вероятностно. Методы выбора супруги тоже улучшились, правда, не сильно.)

Таким образом, мы унаследовали духовные системы, неспособные точно измерять риск или вероятность, потому что они считают мистических существ объяснением, а не действующими лицами. Это, возможно, частично объясняет нашу полную неспособность верно оценивать риск и вознаграждение. Остальная большая часть объясняется верой в миф «особенной снежинки», созданный однообразным космополитизмом. Ни в магии, ни в классических языческих текстах не поддерживается точка зрения, что каким-то образом у вас есть право на определенную судьбу или что вы автоматически «заслуживаете» исполнения своих мечтаний. Мы частично утратили один из наших самых мощных активов, магическое мышление, спутав его с рекламными слоганами, которые в детстве слышали из телевизора. Нигде не написано, что вам гарантировано положены чудеса по первому требованию.

Когда дело доходит до выбора или определения предпочитаемых результатов, есть два важных понятия, которые часто путают: возможности и вероятности. Это возможно, что миллиардер с чистым сердцем выпрыгнет из своего лимузина, пересечет пятиполосную дорогу в час пик и предложит вам выйти за него замуж — пока вы идете на работу. Но насколько это вероятно? Неумение увидеть разницу между этими двумя понятиями — одна из причин, почему лотерея может быть с уверенностью названа налогом на бедных.

Вера в то, что наиболее желаемая возможность наиболее вероятно случится, почти инстинктивна. Будущая старлетка, высаживающаяся из автобуса в Голливуде, не может не верить, что международная слава маячит всего в нескольких неделях отсюда. Но что, если в своих предполагаемых результатах она неправильно оценила риски? Чтобы она оказалась на красной дорожке перед Китайским театром TCL, должна развернуться цепочка маловероятных событий, происходящих в определенном порядке или частично дублирующих друг друга. Мы еще вернемся к тому, как маг может извлечь выгоду из этой математической истины, но сейчас читайте внимательно. Вероятность, что случатся сразу оба события, никогда не может быть больше вероятности, что каждое из них случится по отдельности.

Это один из законов вероятности, и хотя он звучит нелогично, математика тут довольно простая. Допустим, вы пытаетесь вычислить, сколько респондентов в опросе являются отцами. Ваше уравнение, где P — вероятность, будет выглядеть так:

P (мужчина и родитель) = P (мужчина) + P (родитель) – P (или мужчина, или родитель).

Если вы не включите в уравнение категорию «или», тогда вы дважды посчитаете респондентов, которые попадают в обе категории. Математически, это означает, что вероятность того, что наша знакомая старлетка одновременно и известная актриса, и живет в Лос-Анжелесе, меньше, чем чего-то из вышеперечисленного по отдельности. Получить и то, и другое она быстрее и лучше всего сможет через осознание этой вероятностной реальности. Безопасное, стабильное, недорогое жилье в ЛА: одно событие. Надежная карьера, или в зарплатном, или в мобильном, или в карьерном выражении: второе событие. Постоянная работа над расширением сети знакомств в театральной и продюсерской среде, в потенциале, по крайней мере. А потом уже можно думать о прослушиваниях. Но вылезать из автобуса с зачарованным амулетом «сделай меня знаменитой», — не самое лучший способ достичь желаемого.

Сюда же относится то, что Нассим Талеб называет «телеологическим заблуждением» (34). Это опасная иллюзия, что вы точно знаете, куда вы идете, и что вы точно знаете, куда вы шли в прошлом, а также что другие достигли успеха в прошлом похожим образом, точно зная, куда они идут. В магическом мире это телеологическое заблуждение сохраняется под видом «Истинной Воли». Очевидно, это главная задача мага — просто найти то, что является его или ее Истинной Волей или судьбой или чем бы то ни было.

С телеологическим заблуждением связана следующая ошибка — вера в то, что другие знают, чего они хотят, что они делают, или — хуже того — что они будут хотеть завтра. Разговор о судьбе или фаталистичных результатах с магами — типичный пример слепого, который ведет слепого. (Но знание этого заранее делает поход на оккультные вечеринки довольно веселым времяпрепровождением.)

Надеюсь, к этому моменту вы осознали, что наиболее эффективный вид карты — заново возникающая, опирающаяся на вероятность возникновения отдельных событий, а не их комбинации и убеждения, что вы знаете с самого начала, куда идете и как туда добраться. Передвижение малыми, менее четкими шагами дает вам нечто, наделенное невероятными количеством математической энергии: возможность выбора. Но это не такой выбор, когда вы решаете, съесть вам пирог или мороженое. Если смотреть с чисто теоретической точки зрения, возможность выбора позволяет использовать позитивные стороны любой неясной ситуации, не подставляя под негативные последствия этой самой неясности.

Когда речь заходит о богатстве, люди всегда повторяют, что оно дает свободу, но, вероятно, под этими словами они имеют в виду именно возможность выбора. Непонимание этой концепции ведет к набиранию ипотечных кредитов, что оставляет вас в ловушке на нелюбимой работе, обслуживающим огромный долг, в той части мира, где вы и вовсе не хотите жить — а все из-за телеологического заблуждения, что именно так и накапливается богатство… которое дает свободу. Но тем не менее, получили вы совершенно противоположное. Любая возможность выбора была систематически уничтожена.

Изумрудная Голограмма Гермеса Трисмегиста

Гете однажды написал: «тот, кто не может опереться на трехтысячелетний опыт истории, живет впроголодь.» Это более сложный способ задуматься о том, какой аспект исторических духовных практик может обогатить наши современные жизни, чем простое использование термина «древняя мудрость.» Потому что это довольно ясно, что любые великолепные идеи или концепции пришли к нам из прошлого. Сейчас, когда мы приближаемся к концу главы, наша карта приключенца становится видна более четко, и она выглядит как вселенная, чьей основой является сознание. Из этой основы вырастает, сначала на субатомном уровне, вероятностно выраженная вселенная, над которой, оказывается, мы имеем немного власти, — что показывают некоторые дразнящие воображение результаты пси-экспериментов. В июне 2014 года в интервью, данном в эфире подкаста на Dis­close Truth TV, доктор Рассел Тарг сказал:

«После сорока лет исследований мы выяснили, что экстрасенсорные способности реальны, и было бы статистически необоснованно это отрицать. Доказательства существования этих способностей в десять раз сильнее доказательств, что аспирин предотвращает инфаркт» (35).

Зримый эффект, с которым сознание способно преодолевать расстояния и во времени, и в пространстве, весьма значительно сказывается на том, как мы описываем реальность. Чтобы достичь экстрасенсорных способностей — а достигается этот уровень регулярно — между вами и всей остальной вселенной должна быть оперативная связь. И это я говорю со всей серьезностью — она должна быть. После предложения «экстрасенсорные способности реальны» не стоит знака вопроса. И любая модель физической реальности, которая исключает существование сознания/экстрасенсорики, неполна и неточна. Нагарджуна описывал реальность как сеть Индры: бесконечная сеть алмазов, в которой каждый отдельный камень содержит и отражает изображение всех остальных. Что выглядит древней (200 год НЭ) версией набирающей нынче популярность теории голографической вселенной. Как сейчас известно многим эзотерикам, каждый маленький кусочек голограммы содержит в себе полную версию целого изображения. И вот возможное объяснение тому, как экстрасенсорные способности могут преодолевать время и пространство: на что бы вы ни хотели повлиять, это в некотором метафорическом/голографическом смысле уже содержится в вас.

Для тех, кто знаком с трудами по герметизму, это объяснение покажется вам невероятно похожим на описываемое в Герметике  видение создания вселенной: каждое сознание микрокосма содержит в себе миниатюрную версию макрокосмического божественного ума. Люди могут попасть в бесконечную петлю поиска той самой науки, которая «докажет» мистическое мировоззрение, или наоборот, с помощью мировоззрения «подтверждать» научные открытия. В любом случае, эти парадигмы являются, говоря буддийскими словами, пальцем, показывающим на луну, а не самой луной. Что на самом деле важно с точки зрения практической магии — так это то, что сознание и физический мир имеют пересекающиеся области.

Давайте рассмотрим известные эксперименты по взаимодействию ума с материей на фестивалях Burn­ing Man, которые проводил Дин Радин. Случайное количество генераторов, установленных вокруг фестиваля, записали ненормальное отклонение от среднего значения в период таких массовых событий, как сжигание деревянного человека или храма. Шансы, что это произойдет, были 106 420 к 1. В своей книге The Noet­ic Uni­verse, Дин Радин размышляет над возможными последствиями, которые повлекут за собой результаты экспериментов в области экстрасенсорики.

После сотни лет медленного сбора научных доказательств, мы знаем, что некоторые аспекты феномена экстрасенсов реальны. Важность этого открытия находится где-то между интересной странностью и сотрясающей всю землю революцией. Как минимум, настоящая экстрасенсорика утверждает, что в данный момент знания науки о природе вселенной имеют серьезные пробелы, и что возможности и ограничения человеческого потенциала были серьезно недооценены, что вера в строгое разделение субъекта и объекта практически наверняка некорректна, и что некоторые «чудеса», которые прежде относили к заслугам религии или каких-то сверхъестественных сил, на самом деле могли быть вызваны выдающимися способностями человеческого сознания (36).

Когда дело доходит до навигации по основанной на сознании вероятностной вселенной, для развлечения и пользы, есть несколько полезных рекомендаций. Во-первых, опирайтесь на возможность выбора, а не на погоню за высокими целями прямо с места, где вы стоите. Совершайте одиночные шаги, а не набор действий, чтобы увеличить вероятность исполнения задуманного. На каждом шагу к вашей цели, увеличение возможности выбора также увеличивает вероятность предпочитаемого исхода для следующего шага. Подружитесь с когнитивной реальностью: возможно, вы оба не до конца понимаете, чего хотите, и совершенно точно не знаете правильный способ получить это с самого начала, поэтому пересматривайте ваши варианты и будьте открыты для до сих пор не рассматривавшихся маршрутов.

Очевидно, что человеческое сознание влияет на физическую реальность, но лучше полагаться на эту силу в проталкивании небольших, высоко-вероятностных событий, а не разрушении Иерихонских стен силой воли. В 1901 году в письме к своему приятелю, члену Золотой Зари магу Флоренсу Фарру, поэт У. Б. Йейтс писал: «все, что мы можем построить в своем воображении, впоследствии само воплотится в обстоятельствах нашей жизни».

Что подтверждается, когда вы кладете один кирпичик за раз. И пока кирпичики становятся все меньше и меньше в процессе строительства, следующий — краевой камень, если хотите — становится совершенно крышесносным.

Ссылки:

(28) John Hor­gan. “Is sci­en­tif­ic mate­ri­al­ism almost cer­tain­ly false?” Sci­en­tif­ic Amer­i­can. Jan­u­ary 30, 2013. blogs.scientificamerican.com/cross
‑check­/2013/01/30/is-sci­en­tif­ic-mate­ri­al­ism-almost-cer­tain­ly-false/.

(29) David Storoy. “Did the Vedic Phi­los­o­phy Influ­ence the Con­cept of Free Ener­gy and Quan­tum Mechan­ics?” Sci­ence and Non­d­u­al­i­ty. Accessed April 12, 2015. www.scienceandnonduality.com/did-the-vedic-philosophy-influenced-the-concept-of-free-energy-and-quantum-mechanics/.

(30) Quot­ed in The Observ­er (25 Jan­u­ary 1931). Cit­ed in Joseph H. Fussell, “Where is Sci­ence Going?: Review and Com­ment,” Theo­soph­i­cal Path Mag­a­zine, Jan­u­ary to Decem­ber 1933 (2003), 199.

(31) Peter J. Car­roll. The Octa­vo: A Sorcerer-Scientist’s Gri­moire. Man­drake of Oxford, 2010.

(32) Olivi­er Cos­ta de Beau­re­gard. The Sec­ond Prin­ci­ple of the Sci­ence of Time, Entropy, Infor­ma­tion, and Irre­versibil­i­ty. Seuil.,1963.

(33) Leonard Mlodi­now. The Drunkard’s Walk: How Ran­dom­ness Rules Our Lives. Pen­guin, 2009.

(34) Nas­sim Nicholas Taleb. Antifrag­ile: Things That Gain from Dis­or­der. Pen­guin, 2013.

(35) Dis­clo­sure Truth TV, “Rus­sell Targ Proof of Phy­chic [sic] Abil­i­ties,” pub­lished to YouTube June 6, 2014. www.youtube.com/watch?v=X9cEpxXg3pA.

(36) Dean Radin. The Noet­ic Uni­verse. Cor­gi, 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.