Пасть в пирамиде: оккультные корни финансового апокалипсиса Составление этого текста началось для меня с одного трагического, но малозначительного на первый взгляд события. Героической смерти во имя финансового апокалипсиса, произошедшей в октябре 2013 года. Бывают события, наполняющие неприятными предчувствиями, словно первые порывы надвигающейся бури. Именно это я и почувствовал, когда прочитал, что после потасовки с обманутым вкладчиком во время проведения так называемого «куба Мавроди», то есть регулярного рекламного пикета, умер от инфаркта руководитель «Гвардии МММ» Андрей Ким. Самое грустное, но одновременно и самое позитивное в этом событии – его незаметность. Сам Андрей Ким призывал, в случае если его убьют, использовать похороны для пропаганды Системы. Роскошные похороны, клятвы над гробом. Но все попытки Мавроди слепить из покойного некоего нового Хорста Весселя ограничились заявлениями о причастности к убийству Навального и организацией его сторонниками серии одиночных пикетов с лозунгами типа «мы просто хотим обмениваться деньгами между собой без обязательств, за что нас убивают?» На тот момент МММ, после нескольких громких рестартов, уже не хватало ресурсов, как финансовых, так и человеческих, для организации полномасштабной кампании протеста против результатов судмедэкспертизы. Главная характеристика покойного – он был вкладчиком МММ. Не просто одним из многих, это был уникальный пример по-настоящему верного и преданного «партнёра». Достаточно одного факта: Ким был вкладчиком МММ образца 1994 года. В то время как маловерные россияне впадали в депрессию и убивали себя, наш герой продолжал хранить верность Мавроди в духовном плане и акции МММ в материальном. По крайней мере, такова официальная легенда. Нужно понимать, что касаясь истории МММ, мы попадаем в лабиринт кривых зеркал, в котором любой факт может оказаться частью рекламной кампании, то есть прямой ложью. Поэтому появление Кима на телешоу с участием Мавроди с историей про бережно хранимый чемодан акций первой МММ вполне могло быть частью хорошо продуманной рекламной кампании, подготавливающей население к появлению новой финансовой пирамиды. Очень масштабной рекламной кампании. Сейчас, задним числом, становится понятно, что возвращение Мавроди было настоящим шедевром PR, который достоин быть внесённым в соответствующие учебники наравне с первой серией роликов про Лёню Голубкова. Это была блестяще проведённая операция. Для адекватного понимания происходившего тогда нужно учесть, что появляющийся на телешоу официально нищий, неопрятный фрик в дешёвой одежде, рассказывающий о своих революционных идеях, на самом деле вовсе не такой уж и нищий. Не будем же мы верить в то, что способности к построению финансовых пирамид заложены в крови всех, кто входит в семью Мавроди, и это просто совпадение, что в период, когда сам Мавроди скрывался от следствия, двоюродная сестра его жены Оксана Павлюченко вдруг создала Stock Generation – блестящую аферу на волне лихорадки доткомов – и в итоге тоже ушла в бега с миллионами долларов, выкачанных из доверчивых американцев. Более того, после ареста Мавроди кто-то его очень серьёзно поддерживал в местах лишения свободы. В сборнике «Лимонка в Тюрьму» есть очень любопытный рассказ «Дорогая пропажа», написанный Евгением Николаевым, сидевшим в Бутырке одновременно с братом Мавроди. Рассказ описывает, как член семейства Мавроди попытался кинуть братву, скрывшись от уголовного мира в отдельной камере. Причина проста: до этого ему приходилось платить на два фронта, и «на общак», и «хозяину», то есть подкупать ради собственной безопасности сразу двух весьма жадных покровителей. Рассказ, скорее всего, основан на тюремных слухах, поэтому описанная там невероятная роскошь того, как сидели члены семьи Мавроди и их сокамерники, возможно, несколько преувеличена. Но то, что у Мавроди был доступ к очень серьёзным, нигде не задекларированным деньгам, более чем правдоподобно, так что рассказ заслуживает доверия. Однако при выходе на волю он предстал перед своими бывшими и потенциальными будущими вкладчиками бедным, но умным идеалистом, которого коварно ограбило государство. В одном аспекте этот образ правдив: он не глуп. Все его объяснения, задним числом, истории первой МММ на деле были первыми рекламными акциями новой задуманной им пирамиды. Самый яркий ход в этой игре – выход фильма «ПираМММида», снятого на основе одной из глав его философского opus magnum «Сын Люцифера». Понять эту историю невозможно без внимательного изучения как фильма, так и книги. Так получилось, что фильм я посмотрел задолго до смерти Кима. Поводом для просмотра стал мой интерес к личности Мавроди и подробностям его последних афер. Изначально он меня заинтересовал как продюсер действительно неплохих фильмов в девяностые. Потом – как уникальный мошенник исключительного таланта и не очень понятной мотивации. Вообще, если быть серьёзным, Мавроди реально гениальный человек. То, что он сильно отличается от обычных мошенников, я понял, когда узнал историю при съёмки «Гонгофера». Он ведь тогда одним жестом купил на всю жизнь Килибаева, получив на свою сторону отличного режиссёра, сделавшего очень качественную рекламу. Просто дал без вопросов нужную сумму незнакомому режиссёру по первой просьбе. История слишком лихая, даже для девяностых. Когда я начал копать факты из открытых источников, то нашёл нечто любопытное. К моему удивлению, оказалось, что фильм «ПираМММида» вышел на экраны буквально в период рекламной кампании нового детища Мавроди. И что его показ по ТВ сопровождался откровенной рекламой МММ-2011. Тут я вспомнил, что первые рекламы нового МММ принимались в сети за вирусную рекламу фильма, поскольку сама идея возвращения МММ тогда казалась абсурдной. Здесь нужно заметить: я по умолчанию считал, что фильм про Мавроди не может быть ничем иным, кроме как разоблачением грабителя старушек. Поэтому тот факт, что на многих сайтах, связанных с новой МММ, висели баннеры данного творения, вызывал у меня искреннее недоумение. В итоге я заинтересовался сюжетом, прочитал синопсис на Википедии и выпал в осадок. Согласно описанию фильма, «Мамонтов» всё делает ради проведения «честной приватизации», сражается с олигархом и агентом Запада, в котором явно угадывается Березовский, пьёт кефир и категорически отказывается торговать Родиной с большой буквы Р. Даже наоборот, намерен вывести Россию в мировые лидеры путём продажи своих акций по всему миру. Мир, очевидно, не знаком с существованием схемы Понци и только и ждёт возможности упасть к ногам первого попавшегося авантюриста. Это казалось безумием, бредом конспиролога. По всей логике, учитывая последующее развитие событий, получалось, что этот фильм вполне мог оказаться рекламным роликом нового проекта Мавроди. Звучит невероятно, но Мавроди всегда отличался нестандартными решениями. Сперва я начал копать авторов. Интересовало одно: были ли у них контакты с «МММ-Студией» или хотя бы сотрудничество с Килибаевым. Просто наличие неформальных связей сильно увеличивает шанс на неформальные договорённости. Смотрю биографии режиссёра и сценаристов – ничего, безликая молодая шпана нулевых. Зато увидев продюсера, я не поверил своим глазам. Сергей Ливнев собственной персоной. Один из сценаристов «Ассы», режиссёр двух очень хороших, странных фильмов. Человек, у которого был шанс стать русским Кроненбергом. У меня хорошая память на мелочи, и я не мог не отметить трёх бабочек на логотипе перед началом его фильма «Серп и молот». Проверил сайт фильма. На нём прямым текстом: «В начале 2011 года создатель МММ заявил о строительстве международной финансовой пирамиды в сети Интернет». Потом проверил утверждения, что Мавроди сильно раскритиковал фильм. Оказалось, что раскритиковал он его на специальном сайте, где выложено всё его обширное творчество. Сайт откровенно рекламного характера, и рекламируется на нём фильм «ПираМММида». Множество баннеров, даже у «критикующего» фильм текста заголовок взят из самого фильма, конкретно – из эпизода, где «я Родиной не торгую». И «критика» эта на самом деле построена по принципу: «я гораздо круче, чем в фильме, но вы и его тоже посмотрите, для начала сойдёт». Стало понятно, что сделать выводы я смогу, только сам посмотрев шедевр. Мне этого очень не хотелось, я откладывал просмотр как минимум год, если не больше. Но любопытство пересилило, хотелось самому решить, прямая это реклама или нечто более сложное и художественно ценное. Посмотрел. Причём залпом – все час и сорок минут сидел с квадратными глазами. Реальность превзошла все ожидания. Это именно рекламный ролик. Фильм настолько далёк от понятия «киноискусство», да и от понятия «искусство» в целом, что для него нужно придумать новое жанровое определение. Может быть, в современном российском кино такая пластмассовость является нормой, мне не хочется это проверять. Конкретно этот фильм выглядит абсолютно обезжиренным, у него нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Единственное более-менее светлое пятно – Серебряков, он хороший актёр и свою роль отрабатывает качественно. Особенно на фоне Бондарчука. Всё остальное – полный мрак. Шаблонный сценарий, шаблонные ситуации, фильм построен по принципу комикса, только в качестве суперсилы, вместо молний из глаз, показано умение направлять финансовые потоки. В остальном – те же фантазии о власти и контроле. С важным уточнением: в современных комиксах жизни гораздо больше. Самое удивительное – полное отсутствие «духа времени». Девяностые были совсем недавно, достаточно просто вспомнить. Или быстро ознакомиться с культурными артефактами эпохи, для освежения памяти. Это не двадцатые, всё происходило рядом с нами. Однако в фильме признаков того, что это 1994 год, просто нет. Ни в одежде, ни во внешнем виде, ни в поведении героев. Всё абсолютно современное, нулевые в чистом виде. Если в связи с «Чужой» и «Диким полем» ещё можно говорить о появлении в российском кино тенденции к анализу недавнего прошлого, хоть в случае с «Чужой» именно этого и не получилось, то «ПираМММида», наоборот, стирает память о прошлом. Заменяет её абсолютно фальшивым симулякром, ложным воспоминанием. И эта тенденция полностью совпадает с одной из фундаментальных эстетических основ современной России. Путинская эстетика построена на несколько шизофреническом отношении к девяностым. Всё в этом государстве родом из девяностых, от правительства до церкви. От Путина и Кирилла до рядовых силовиков и представителей бомонда. Но одновременно девяностые демонизированы, причём вина за всё происходившее возложена на те силы, которые проиграли в великой игре конца девяностых и начала нулевых. И электорат верит. Можно оправдать любые свои действия той эпохи, если сказать, что во всём виноваты Чубайс и Березовский. Если это получается у того, кто вывозил из Питера редкоземельные металлы, и у того, кто ввозил сигареты как гуманитарную помощь церкви, то что мешает Сергею Пантелеевичу встать в позу патриотического борца с приватизацией и олигархами? Нет ничего удивительного в том, что фильм с таким сюжетом прошёл цензуру на телевидении. И нашёл дорогу к сердцам и кошелькам потенциальных вкладчиков. У этого фильма нет двойного дна и фиги в кармане. Картина реальности, показанная в нём, до последней запятой совпадает с основным мифом МММ. Страна была на грани смены власти и полного перехода на мавро в качестве валюты, но мировая закулиса решила коварно вмешаться. Если бы не это – весь мир был бы под русскими. Нужна вторая попытка, несите ваши денежки. Некоторые считают, что фигой в кармане и двойным дном в фильме является образ «Мамонтова», который, несмотря на патриотические речи, показан очень жестоким и холодным человеком. Проблема в том, что это именно автопортрет Мавроди, таким он хочет себя видеть. Понятно, что вся романтическая мишура с любовью и взрывами машин его мало интересует, но он действительно хочет выглядеть неким суперзлодеем-разрушителем, умным и безжалостным. Именно это на самом деле и играет Серебряков, причём хорошо, повторюсь, играет. И только из этой еле заметной несостыковки между произносимыми речами и позой и возникает единственное живое смысловое поле в этом безукоризненно мёртвом и пустом рекламном ролике. У меня тогда не осталось никаких сомнений в том, что выход «ПираМММиды» и начало нового МММ совпали не случайно. Это никак не могло быть совпадением. Вопрос только в степени взаимодействия. Даже при отсутствии соучастия со стороны авторов фильма Мавроди наверняка знал и направленность фильма, и время выхода, так что ему было совсем не трудно использовать их втёмную, подгадав оптимальное время для начала новой охоты. Если же имелось прямое соучастие в афере, то мы имеем дело с чем-то невиданным в мировой практике. Я никогда не слышал о продакт-плейсменте финансовой пирамиды под видом художественного фильма. О целом фильме как вирусной рекламе лохотрона. Первоисточником для фильма, а значит, и всей операции стала неизданная на тот момент книга Сергея Мавроди. Точнее, относительно маленький фрагмент бесконечного оккультно-философского эпоса «Сын Люцифера». Должен признаться, что интерес к феномену Мавроди заставил меня в итоге пойти на крайность. Я внимательно прочитал все доступные на данный момент части этого opus magnum. Мавроди уверяет, что написал 150 «дней», сейчас можно прочитать лишь 144 из них. Фильм «ПираМММида» снят по мотивам 23-го, явно автобиографического дня, продолженного потом в 143‑м и 144‑м. Это было очень нелёгкое чтение. Мавроди – плохой писатель. Весь этот поток однообразных злобных монологов, полных мизантропии с уклоном, естественно, в мизогинию было физически невозможно читать подряд. Приходилось делать большие перерывы. День за днём Люцифер демонстрирует своему сыну, юному Антихристу, всю ничтожность человеческой натуры. Это похоже на чтение сборника задач с заранее известным результатом. У Мавроди богатая фантазия, из нескольких новелл могли бы получится отличные хорроры. Только всё портит одержимость сверхзадачей и полная неспособность автора описать правдоподобного, живого персонажа. Мысли всех его героев, вне зависимости от пола, возраста и социального положения, звучат одинаково. Это реально говорит один человек, и этого человека корёжит от истеричной злобы. Иногда, очень редко, изучаемые семьёй Люциферов люди ведут себя достойно и вызывают уважение. Только это достойное поведение очень похоже на описание приступа буйного суицидального помешательства. Для того чтобы заслужить уважение светоносного семейства, человек должен буквально отрезать от себя кусок собственного мяса с целью накормить глубоко презираемую им жену. В другом положительном примере женщина оказалась готова умереть вместо своего ребёнка. Остальные испытуемые тест не прошли. Самое неожиданное – эта книга реально оказалась написанной с позиции сатанизма. До прочтения «Сына Люцифера» идея объявить Мавроди «Эмергентом‑0» и единственным подлинным пророком хаоса на территории России казалась хорошей шуткой. Оказалось, что он действительно проповедует наступление царствия антихристова и апокалипсис как войну против тирании бога. В самом тексте нет никаких цитат из ЛаВея или Кроули, только один раз он цитирует научный текст Мирчи Элиаде. Всё его перевёрнутое богословие основано только на внимательном чтении Библии с крайне экстремальными выводами. Этим «Сын Люцифера» похож на гностические ереси типа «каинитов» и их средневековых наследников. В 31‑м дне даже приведена проповедь в некой церкви, символом которой являлось сочетание простого и перевёрнутого крестов. Интересное совпадение: похожий крест на нескольких фотографиях демонстрирует Бойд Райс. Теологическое объяснение – человечество сотворено Богом, но создано Люцифером, научившим своих детей свободе. Оба родителя конфликтуют и в будущем обещают апокалипсис как войну на истребление божеством восставшего человечества. Но члены церкви уважают обоих родителей и надеются на перемирие. Ко всему этому прибавляется собственная нумерология/гематрия, подробно описанная в 16‑м дне. Даже своя космология: в мире романа ад находится внутри солнца, большие поступления душ вызывают вспышки, которые, в свою очередь, включают эффект Чижевского и приводят в ад новые души. Плюс собственный вариант оккультизма, не имеющий аналогов в реальности. В 8‑м дне описана секта, члены которой собираются недалеко от тюрем и больниц, как источников негативной энергии, и проводят ритуалы, смешанные с оргиями, для накопления этой энергии. После чего превращаются в своеобразные магниты, притягивающие удачу от всех окружающих. То есть каждое их везение оплачено несчастьем тех, кто имел неосторожность оказаться рядом. Достаточно любопытное описание принципа работы пирамиды в мистических терминах. Другой вариант этой же техники просто поразительно напоминает хорошо известный вариант сексуальной магии, использовавшийся адептами Thee Temple Ov Psychic Youth. Воображением Мавроди создана секта, члены которой просят у вселенной исполнения желаний в момент оргазма. Для усиления эффекта этот оргазм должен происходить одновременно. Поэтому они дружно мастурбируют в своих ванных комнатах без пятнадцати двенадцать либо собираются вместе и устраивают ритуальные оргии. Либо Мавроди более начитан в оккультных темах, чем хочет показать, либо он додумался до этого самостоятельно. Оба варианта выглядят впечатляюще. В другом дне, 21‑м, описана и сама книга, какой она видится автору. Причём результат появления этого текста в мире предсказывается в ярких красках: Ему приснились картины какого-то чудовищного Апокалипсиса, который начался в мире после опубликования его книги. Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва… Сотни и сотни других городов, городков и городишек. Многотысячные, многомиллионные уличные демонстрации. Факельные шествия – длинные, бесконечные огненные змеи, куда-то медленно-медленно ползущие во мраке ночи. Люди, люди, люди… В каких-то черных балахонах, капюшонах, с застывшими, отрешенными, словно окаменевшими лицами. Что-то неспешно то ли поющие, то ли нараспев скандирующие. Мужчины и женщины. Дети. Несметные, необозримые, неисчислимые толпы, плотные массы, скопища людей… Мрачно-неподвижные, заполняющие всё пространство вокруг, тянущиеся далеко, далеко… настолько хватает глаз… до самого горизонта!.. Фанатики! Они повсюду! Вот толпа всколыхнулась и, повинуясь чьим-то пронзительным, резким выкрикам, медленно двинулась вперед, прямо на полицейских и войсковые кордоны. Женщины, с бесстрастными лицами кидающие под гусеницы танков и бронетранспортеров своих грудных младенцев. Пятящиеся в ужасе солдаты… Вишенкой на торте можно назвать сексуальные комплексы автора, постоянно трансформирующие текст в жёсткое порно с садистским уклоном. Особенно Сергею Пантелеевичу нравится описывать, как женщин, к их огромному удовольствию, насилуют демонические псы. Десятки, если не сотни страниц написаны от первого лица, с точки зрения женщин, которые изменяют и предают, испытывая огромное наслаждение от самых «унизительных» и «гнусных» сексуальных практик. Практики эти описаны с глубоким возмущением автора, но в мельчайших подробностях, включая все нужные вздохи. Ничуть не меньше страниц отдано внутренним монологам о ничтожности и гнусности всех окружающих, особенно если окружающие женского пола. Книгу можно смело зачитывать под подвальный блэк или нойз в проекте «МММ-666», создавая концептуальные альбомы, полные мрака и ненависти. Всё это великолепие Мавроди написал после тюрьмы, хотя мог начать сочинять ещё в заключении: в книге видна очень долгая работа. Главное – его эпическое возвращение в мир российского пирамидостроения явно была задумано и теоретически обосновано параллельно с сочинением всей этой проповеди. Сравнение «дня 23-го» с фильмом «ПираМММида» хорошо показывает принципиальную разницу между эзотерической и экзотерической сторонами учения Мавроди. Пирамида в романе – очередной эксперимент со стороны инфернальных сил в деле изучения человечества. Главный герой, «Сергей Паутов», хоть и не является ещё Антихристом, но уверенно движется в этом направлении. В его внутреннем монологе собственные планы на будущее постоянно комментируются соответствующими цитатами из Апокалипсиса. Инфернальные силы его любят и активно поддерживают. Вдохновляют, обеспечивают фантастическим везением. В решающий момент в его камеру приходит лично Князь Мира Сего, предупреждает про планы врагов по коварному убийству, предлагает отдать приказ вкладчикам и начать национал-сатанинскую революцию с гражданской войной и тотальным террором. Герой отказывается от рек крови и, судя первому варианту, гибнет, чем в очередной раз подтверждает полную правоту Дьявола. Система в романе – абсолютное оружие, для описания которого используются цитаты из классического рассказа Роберта Шекли, где чёрные археологи на Марсе случайно освобождают всепожирающее искусственное существо, представляющее собой летающую пасть. Всепожирающая пасть в пирамиде. Цель этой системы – полное уничтожение всей мировой экономики вместе с политикой. Принцип работы – тотальная жадность всего человечества без исключения. В мире Мавроди достаточно пообещать сто процентов дохода в месяц, и все рванутся за халявой. Единственное, что может помешать, – иррациональная трусость: если бы вкладчики были рационально мыслящими киборгами, проблем бы не возникало. Что интересно, Мавроди заранее уточнил, что воровать в его системе будут вагонами, просто в связи всё с той же патологической жадностью всего человечества без исключения. Но для лирического героя это всё будет мелочью, не стоящей внимания, поскольку его цель – власть над миром. Ему нужно только скопить нужную сумму и выйти на западные рынки. При разговоре о Западе мизантропия автора достигает максимума, он буквально бьётся в истерике на тему того, что сделает с этими ничтожествами, смеющими критически рассуждать о «схеме Понци». Система, конечно, пройдёт сквозь западный финансовый мир как нож сквозь масло и высосет в Россию все деньги без исключения, превратив российских вкладчиков в мировую финансовую элиту с абсолютным диктатором во главе. Ну а если кто возмутится – есть термоядерное оружие. Которое к тому времени уже будет в руках персонажа, которого регулярно клинит на необходимости очистить планету от двуногой биомассы с помощью мирного атома. Во втором варианте «Пирамиды», то есть в дне 137‑м, показана сильно приукрашенная история Stock Generation. Люцифер решает показать своему сыну, как легко уничтожить цивилизацию. Для чего является очередному альтер-эго автора, по фамилии Гржебин, и вручает подробный план разрушения всего и сразу путём игры на виртуальной бирже. Строго следуя плану, герой быстро строит на тропическом острове «величайшую финансовую империю в истории человечества», однако не решается приступить ко второму этапу, включающему в себя экономический апокалипсис во всём мире. Настоящий сюрприз ждёт тех немногих, кто сможет дочитать этот бесконечный эпос почти до конца. В принципе, Мавроди никогда не выдерживал концепцию «дней», эти самые дни могли длиться годами. Но для последних глав он начинает использовать всё «самое удачное» из написанного прежде, цитируя другие «дни» страницами. Создаёт отдельное произведение, использующее предыдущие наработки. Для этих новых глав автор снова воскрешает своё основное альтер-эго, Сергея Паутова, замученного в тяжёлой неволе псами режима в конце первой «Пирамиды». Никакого объяснения воскресению не даётся, текст просто начинается с момента завершения предыдущего (трюк, достойный Маринша) и показывает приключения Сергея Люциферовича внутри тюрьмы. Паутов окончательно превращается в сверхчеловека, размораживает пресс-хаты, валя быков могучим ударом кулака, ведёт бесконечные сухие голодовки и всячески шатает режим. Выигрывает выборы, выходит депутатом и создаёт Stock Generation. На этом моменте ленивый пророк просто перепечатывает день 137‑й с изменёнными именами и финалом. В принципе, оба последних дня состоят из подобных перепечаток, грубо подогнанных под новый сюжет, словно изначально задуманная структура рассыпалась и автору стало всё равно. Герой уходит в подполье после потери депутатского иммунитета и быстро строит всё ту же «величайшую в истории финансовую империю». Реальный Stock Generation был блестящей аферой, но и близко не приближался к описанным триллионам добытых долларов и миллиардам на карманные расходы. В момент, когда Паутову остаётся совсем немного для захвата власти над миром, его злые и подлые враги сбивают машиной его первую, давно презираемую любовь. В нашем демоническом Герое снова вспыхивает демоническая Страсть, и он идёт прямо в ловушку, разрушив весь тщательно подготовленный план, к большому недовольству товарища Люцифера. Князь Мира Сего снова является Паутову в камере с дружеской критикой. Паутов просит дать ему ещё один шанс. Этот шанс описан в последнем доступном на данный момент 144‑м дне – пожалуй, самом любопытном тексте во всей эпопее. Во глубине сибирских руд Паутов получал мистические видения и истреблял сокамерников. Его отпускают в связи со смертельной болезнью – опухолью мозга. На пресс-конференции освобождённый герой цитирует Апокалипсис: «И видел я, как одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела». В этот раз он играет по-крупному. Объявляет себя мессией, берёт себе мистическое имя Феникс и начинает проповедовать в Интернете. Большинство текстов из предыдущих дней с философским обоснованием сатанизма заново перепечатываются как прямая речь альтер-эго автора. Человечеству ставятся крайне высокие моральные рамки, оно их не проходит, следовательно, Might is Right. Адептов в новую секту заманивают коллективной мастурбацией на исполнение желаний, для прохода на более высокий уровень в секте женщины должны пройти ритуальную оргию с максимальным унижением счастливого адепта (что делать с мужчинами, автор не придумал – видимо, забыл, увлечённый сочинением ритуальной порнографии). Самому Паутову во всём помогают две сестры (возможно, списанные с сестёр Павлюченко), красивые, сексуальные, умные, полностью преданные каждому слову мессии и готовые исполнить его любые сексуальные фантазии. На описании того, что он проделывает со своими Чёрной и Белой Лилит, становится окончательно очевидна крайняя инфантильность Мавроди. Заканчивается вся эта жесть буквально на полуслове, толпами сектантов с стеклянными глазами, идущими к Кремлю. Дальнейшее – недоступно. Либо не написал, либо не показал. Возникает неизбежный вопрос. Насколько он честен в этом невероятном тексте? С одной стороны, все идеологические элементы МММ-2011 заранее прописаны в романе. Он обещал вкладчикам лёгкие деньги и соучастие в разрушении современной цивилизации. Более того, он «предсказал» рестарты системы и даже тотальное воровство как принцип работы. Вполне можно поверить в то, что он искренне попытался реализовать собственную фантазию и проверить на практике, помогает ли ему Люцифер. Только одно но: в романе описана схема Понци в её самом примитивном виде, без ухищрений. В реальности же главной приманкой были «годовые вклады», разморозка которых должна была принести терпеливым счастливчикам миллионы. Неизбежно обрушив при этом саму систему. После чего и включались заранее прописанные схемы «рестарт» и «держите воров». Всё, что он говорил и писал, было призвано убедить в том, что его цели гораздо серьёзнее банального зарабатывания денег. Только это плохо сочетается с его реальными действиями. Правда, всё становится логичным, если предположить, что зарабатывание денег сочеталось для него не с отчаянной попыткой захватить весь мир, а с банальным психологическим экспериментом. Демонстрацией ничтожности человеческой натуры и собственных исключительных способностей. К моменту появлению на телешоу он уже написал эту книгу. Его легко было недооценить. Его возвращение выглядело просто комично. Однако он явно прекрасно понимает новые технологии и их пользователей. Ему нужно учебники писать по медиатехнологиям. Если посмотреть внимательно на его новую серию пирамид, то становится очевидно, что это нечто виртуозное. Он использовал фобии и желания обитателей сразу нескольких маргинальных сегментов сети. К примеру, он собрал к себе целый легион безумных поклонников книг Мегре про Анастасию. В итоге они образовали целую структуру внутри МММ-2011, с прекрасным названием «Ведрусский миллион». На сайте структуры участникам обещали финансирование приобретения «родовых поместий» и заодно организацию сразу двух апокалипсисов. К обязательному финансовому апокалипсису ведрусы добавили свой собственный, «зелёный апокалипсис», то есть уничтожение такой антиведической мерзости, как промышленность. Судя по всему, сектантские гуру прекрасно вписались в руководство пирамиды, целиком состоящее из разнообразных мошенников. Рядовой состав участников оказался весьма разнообразным. Шоковая тактика с выпячиванием истории первой МММ оказалась действительно эффективной. Бренд с почти стопроцентным узнаванием в умелых руках является огромным преимуществом. Даже если репутация у бренда однозначно негативная. Людей можно переубедить, сыграв на конспирологии, замешанной на недоверии к правительству в целом и ненависти к ельцинскому правительству в частности. Поэтому название и многочисленные предупреждения о рисках с огромным количеством смайликов после каждой честной фразы вызвали немного неожиданный эффект. Люди заинтересовались. Была даже снята новая реклама с Лёней Голубковым, очень плохая, но хорошо описывающая схему работы новой структуры. В ней «сын Лёни Голубкова», по виду типичный мажор с гламурной до комичности подругой, пудрит мозги пенсионеру, раскидываясь перед ним долларами, но требуя вложить их в пирамиду. Но главной рекламой оказались сами пользователи в соцсетях. Похоже, каждый, кто получал доход от МММ на первом этапе, тут же рвался постить фотографии своих покупок с похвальбой и издевательством над оставшимися без дохода трусами, чем привлекал новых и жадных. Превращаясь, таким образом, в коллективного Лёню Голубкова XXI века. Актер Владимир Пермяков (Леня Голубков) на шоу «Супердискотека 90‑х c MTV» в спорткомплексе «Олимпийский». Руслан Кривобок/РИА Новости Это действительно гениальное мошенничество – расставить вокруг предупреждения о том, что «не влезай, убью». Устроить силами мелких жуликов, идеалистов и сектантов целый вихрь из никем не контролируемых денежных перемещений. На полтора года. Подставить под удар всё руководство среднего и высшего звена, объявив их ответственными за необъяснимый вывод кучи денег из системы. При том, что руководство там явно реально воровало вагонами. Это совершенно безупречная система. Если считать, конечно, что её целью был вовсе не финансовый апокалипсис с приходом к власти во всём мире. Самый интересный вопрос об обстоятельствах этого возвращения заключается в том, что для начального этапа любой пирамиды требуются достаточно серьёзные средства, поскольку вклады первых участников никак не смогут обеспечить обещанный рост. Для сбора лохов на нерест их сперва нужно долго прикармливать из собственных средств. С первой пирамидой всё понятно, Мавроди заработал для неё на компьютерах. Но откуда взялись деньги на вторую и третью? Вполне возможно, что всплыли деньги, пропавшие из первой и выкачанные из Америки. Здесь нужно учесть: на Мавроди висят все долги первой пирамиды, это двадцать миллионов рублей. Следовательно, при появлении у него на личном счету реальных доходов, их сразу бы арестовали и передали должникам. Именно этот аспект позволяет понять реальную мотивацию Мавроди. Под его руководством в течение года вращалась бешеная сумма, однако он демонстративно изображал из себя бессребреника и идеалиста. Если бы он собирался выплачивать долги МММ-94, то просто стал бы получать от своей пирамиды вполне законный (ну, полузаконный) доход и сразу выдавать выжившим должникам. Со СМИ, видео на ютубе и прочим рекламным шумом, который явно помог бы новой пирамиде. Из этой предпосылки вытекает, что всё произошедшее могло быть гениальной аферой, в которой Мавроди действовал как представитель на публике несколько более широкой структуры. Где-то же бегает Павлюченко. Кто сказал, что она была одна? И что другие члены этой небольшой, но дружной семьи не были внедрены в МММ-2011 с самого начала, спокойно выкачивая часть денег под прикрытием массового воровства, мордобоя и прочего управляемого хаоса? Только в этом случае Мавроди не неопрятный шизофреник, записывающий видео в лифтёрной, а совершенно эпический персонаж. Тролль восьмитысячного уровня, с высоким интеллектом, оригинальным мышлением, железными нервами, циничный и безжалостный к своим вкладчикам. Сын Люцифера. Всё это время в самом центре финансового смерча находился Андрей Ким. Каждый, кто присоединился к МММ-2011 на начальном этапе, получил уникальную возможность оказаться на верху пищевой цепи. Деньги были. Они были действительно немалыми и вполне доступными. Долгое время он пробыл «миллионником» МММ-2011 и руководителем одной из структур пирамиды. Из руководства его в конце концов исключили, как он сам объяснял, за проблемы с отчётностью и жалобами на него рядовых участников. Один из руководителей МММ-2011, Ковбасов, впоследствии упоминал, что это были жалобы участниц на сексуальные домогательства. В любом случае он хорошо погулял и неплохо заработал. Хотя и потерял в итоге семью, но в остальном это выглядело буквально рекламным роликом. Простой таксист после участия в МММ тратит миллионы рублей на покупку недвижимости и участие в ресторанном бизнесе. Однако реальность остаётся реальностью. Ресторанный бизнес погорел и сжёг легко доставшиеся деньги. По крайней мере, так утверждал сам Ким, что вполне может быть очередной ложью. После краха МММ-2011 её руководители, недавно хваставшиеся полученными деньгами, внезапно для себя оказались под ударом, поскольку потерявшие деньги участники точно знали, кто эти деньги получил. Крах второй МММ был неизбежен и случился точно в предсказанное время. Это время, конкретно июнь 2012-го, было указано в напечатанной в журнале Forbes статье, основываясь на расчётах преподавателя Высшей школы экономики Генриха Пеникаса. Причина элементарна: как раз тогда начали размораживаться годовые вклады. Это был один из главных рекламных трюков – замороженный на год вклад под несколько тысяч процентов годовых. Каждая из этих замороженных тысяч на выходе должна была дать вкладчику несколько миллионов. Удивительно, но люди верили и ждали. Крах второй пирамиды был снова болезненным для участников. В том числе и для руководства среднего звена, внезапно обнаружившего, что они оказались идеальными фигурантами дела о мошенничестве. Руководство высшего звена разбежалось в разные стороны, многие со своими структурами, в результате чего началась целая волна пирамидостроительства. Дело в том, что многие проигравшие решили, что они просто не успели вытащить деньги вовремя и в следующий раз будут умнее. Желание отыграться порождает не только игроманов. Крупнейшим из осколков МММ-2011 стала, как нетрудно догадаться, новая пирамида Мавроди с незатейливым названием МММ-2012. Она была усовершенствована и абсолютно непотопляема. Продержалась полгода. Официальное объяснение: её потопил Новый год. Якобы перед праздниками вкладчики стали массово забирать деньги, чем и потопили непотопляемую. Следующие проекты Мавроди уже не ставили цифры в название, чтобы не отпугивать потенциальных вкладчиков. Вместо них ставятся буквы ЭС, значение которых меняется с каждым новым разрушением. Сперва это была Экспериментальная Структура, сейчас это Эталон Стабильности. Весь этот печальный период медленного, но верного распада в МММ активно работал вернувшийся в руководство МММ Андрей Ким. Оставшихся вкладчиков нужно было чем-то занять, и Ким идеально подходил для этой роли. Именно он был либо координатором самой удачной рекламной акции МММ-2012, а именно попытки захвата участниками пирамиды Координационного совета оппозиции, либо исполнял эту роль на публике. В любом случае, та операция наглядно показала, что у Мавроди на тот момент всё ещё оставались относительно многочисленные и дисциплинированные сторонники. Примерно в этом направлении Ким и работал всё оставшееся ему время жизни. Фактически он занимался трансформацией финансовой пирамиды в имитацию политической партии. В основном для мобилизации и убеждения собственных сторонников. Он возглавлял «экспериментальную партию МММ» и объявлял о выдвижении себя в мэры Москвы. Он же писал многочисленные заявления и доносы против Навального и его сторонников. Устраивал собственные пикеты или пытался пробиться на чужие митинги со своей символикой. Активного народа, готового стоять с портретом Мавроди, оказалось не очень много, но Ким один заменял по активности десятерых. Хотя было трудно поверить в то, что человек всерьёз убивается, занимаясь откровенной имитацией политической деятельности. Было известно, что у Кима плохое здоровье, однако когда его увезли в реанимацию с инфарктом сразу после начала голодовки протеста возле индийского посольства, то многие решили, что он симулирует. Индийская эпопея выглядела неким последним шансом на осуществление предсказанной Мавроди финансовой утопии. Вся идеология новой МММ строилась на предпосылке неминуемого выхода за пределы России и замены финансовой системы в мировом масштабе. Индусы на тот момент оказались единственными, кто начал активно участвовать, однако всё быстро закончилось арестами в Индии и серией акций протеста возле посольства, которые и привели к вышеупомянутой госпитализации. Потом Ким организовал и лично участвовал в уже совершенно сектантской акции с агитационными походами по квартирам. И, наконец, запустил свою финальную операцию, с агитационными кубами Мавроди. На один из которых и пришёл с вопросами спортсмен, потерявший крупную сумму в МММ-2011 по вине сбежавшего с деньгами десятника. И вот тут мы, впервые за всё время, можем утверждать нечто конкретное. Всю эту активную деятельность, включавшую в себя, к примеру, необходимость лично объяснять потерявшим все сбережения старушкам, что вернуть эти деньги они могут, только достав ещё сбережения и снова вложив их в финансовую пирамиду без гарантий возврата, действительно проводил человек, способный умереть от любого стресса. Так и закончился 151‑й день. Люцифер, как всегда, произнёс над могилой Кима очередную банальность, сын его, как всегда, серьёзно задумался. Всепожирающая пасть пирамиды уничтожила десятком рестартов весь доступный на постсоветском пространстве сегмент потенциальных партнёров и временно растворилась в небытии. Когда все про него снова забыли, он внезапно снова оказался в новостях в связи с крахом своей южноафриканской структуры. Оказалось, что его система всё же проскользнула за границу, оседлала волну криптовалют и начала быстро развиваться в странах третьего мира. Рост в Китае, к примеру, привёл к серьёзному подорожанию биткойнов, использующихся в его новой системе для взносов. Игра ещё не закончена. Феникс продолжает вставать из пепла и пытаться сжечь весь мир. Или заработать на процессе. Распространяясь по странам Африки со скоростью лесного пожара. На постсоветском пространстве его активность сейчас ограничивается съёмками любительского сериала про зомби, силами участников пирамиды и по собственному сценарию. К сожалению, другой его сценарий к некрофильскому триллеру «Река» так и остался не реализован, хотя уже сам текст превращает его в претенденты на роль русского Буттгерайта. Однако исчезновение по естественным причинам с постсоветского пространства пирамиды никак не отменяет того урока, который преподала нам её короткая, но яркая жизнь. Грамотно используя социальные сети, можно создать альтернативную реальность для десятков тысяч человек. Эта реальность в принципе не может стать общепринятой, но внутри определённого сегмента она может оказаться абсолютной. Через три года после смерти Кима начался кровавый хаос на юго-востоке Украины. Связанный, во многом, с прямым столкновением двух картин реальности. В самом центре этого процесса оказался руководитель украинской «Партии МММ», блестяще воспользовавшийся полученным у Мавроди опытом. Московские функционеры всё той же структуры засветились на сборе средств для восставшего Донбасса. Они даже официально встречались по этой теме с руководством ЛДПР. Естественно, никто из них больше не использовал для работы дискредитированную аббревиатуру, но мы говорим о чисто техническом аспекте. Смерть на московском тротуаре во имя иллюзии стала предвестником тысяч похожих смертей. Если оценивать Мавроди по стандартам, заданным его романом, то он проигрывает партию за партией. Никаких признаков финансового апокалипсиса и глобального перехода на мавро по-прежнему не наблюдается. Только сам факт его долгих и упорных боевых действий против скучной реальности уже говорит многое о времени, в котором мы живём. Особенно учитывая президента США с шестью банкротствами подряд. Первая МММ была локальным феноменом, порождением хаоса в отдельно взятой стране. Сейчас он действует в глобальном мире, высасывая биткойны у африканцев. В каком-то смысле вся эта история выглядит рекламой тёмномагической техники, описанной в его романе. Если оценивать его как мошенника, а не мессию, то ему действительно нечеловечески везёт. Раймонд Крумгольд Просмотры: 1 370 Навигация по записям Bright Lights and Cats With No Mouths – The Art of John Balance CollectedPeter Christopherson: Photography (альбом фоторабот Питера Кристоферсона) Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.