«Все вещи, оказавшие на меня влияние — тайна великая есть даже для меня»: Интервью с Иэном Ридом

От Редакции. Иэн Рид и его проект Fire+Ice – культовое явление для представителей неофолка 90‑х, о его влиянии говорили Of The Wand & The Moon, Orplid, Forseti, Dark­wood и Sonne Hagal. Иэн Рид сотрудничал с Cur­rent 93 в 1986 году, записав ритуальный трек для альбома «Swastikas For Nod­dy» и, вместе с Тони Уэйкфордом, основал Sol Invic­tus. На первой пластинке Sol Invic­tus c говорящим названием «Against The Mod­ern World» он исполнил практически все вокальные партии. В 90‑м году Иэн Рид покинул Sol Invic­tus и уехал на год во Франкфурт – так началась история культового проекта Fire+Ice. С начала 90‑х он также является главным редактором журнала Chaos Inter­na­tion­al и руководителем английской ветки Иллюминатов Танатэроса (IOT), сменив на этом посту основателя Питера Кэрролла. С 1996 года Рид является “рунным мастером” в Rune-Gild, где также является редактором периодического издания Rûna.

В преддверии неофолк-пиршества 3 июля с участием Fire + Ice, Knot­work (сайд проект Blood Axis) и Эндрю Кинга, специальные корреспонденты «Катабазии» позвонили Иэну Риду, чтобы поговорить с ним о…обо всем на свете, кажется.

Krumgolds

K: Мы знаем что вы будете в Москве 3‑го июля в рамках специального мини-тура «Frac­tured Europe», «Расколотая Европа», и первым делом я хочу вас спросить – почему же Европа расколота? Можете объяснить?

ИР: Так ну…политических комментариев я делать не буду…Однако, я думаю что…(смеется) Никуда не деться от политики, но вообще имелось в виду, конечно, название альбома – «Frac­tured Man», «Расколотый человек»…

K: Ага…

ИР: Вот. Но если уж говорить в таком смысле, то я б сказал причина – долгая история проблем по всей Европе, то есть…думаю она расколота, понимаете…даже политически, например Европейский Союз, я конечно ни в каком контексте не имею в виду русских, но Европейский Союз не работает, потому что идея ЕС например замечательна для французов или немцев и полная чепушня для британцев. Но я не в политическом смысле, если угодно, это Европа для расколотых людей, раздробленных, людей которым нет места в современном мире, может быть…поскольку они мечтают о том каким был мир когда-то. Хороший вопрос на самом деле, на него не так то просто ответить…

K: Ага!

ИР: (смеется) Ну в общем-то всё что я могу сказать по этому поводу.

K: Большое спасибо! И…я думаю это очень символично и важно для нас, что мы разговариваем с вами через неделю после летнего солнцестояния, для нас это очень важное время года, и мы всегда его по-особенному празднуем, у нас свои ритуалы для летнего солнцестояния. А как прошло ваше летнее солнцестояние, вы устраивали что-нибудь особенное?

ИР: Ну, мы с Майклом[1] были на международном собрании Rune-Gild (Гильдии Рун) в Шотландии, и оттуда сразу отправились во Францию, а летнее солнцестояние мы праздновали в Абердине, что на севере Шотландии. Один из мастеров Гильдии владеет крупным участком земли в Абердине, и мы там  отдыхали, отпраздновали как положено – с пивом и медовухой! О да! (смеется)

K: То есть, провели время хорошо?

ИР: Ага!

K: Здорово, большое спасибо! Я вообще была в Абердине, у меня оттуда друг, он польский профессор…

ИР: Вообще замечательно! Тогда ты наверняка заметила как они там все не любят англичан!

K: (смеется) Ой, даже не знаю, когда я была в Абердине, я вообще не умела говорить по-английски, только  «Хэлло!» и «Бай-бай!», так что…Я даже не представляла!

ИР: Ну, абердинцы-шотландцы совершенно точно предпочли бы компанию русских нежели англичан…

K: (смеется) То есть я была в безопасности в этом плане!

ИР: По крайней мере компанию ненадолго, а не на много веков, как у нас получилось с шотландцами…Конечно войны у нас с Россией случались, Крымская война, например…Но в целом отношения с Россией были гораздо спокойнее нежели с шотландцами…

K: Хорошо.  Мы знаем, что после девяти лет на посту главы британского IOT[2] вы вступили в должность Старейшины, проще говоря, вы направляете людей на их духовном пути, и…мы хотели вас спросить, как сегодня, в современном мире, магия может взаимодействовать с современными технологиями, может ли она вообще сосуществовать с ними, и в то же время оставаться верной традициям, руническим традициям? Могут ли они сочетаться? Как вы думаете, в современном мире, может ли магия работать через современные технологии, и оставаться связанной с магическими традициями, например руническая магия? Как современные технологии влияют на магию? И традиции?

ИР: Так. Понял…Против технологии ничего не имею, если ее держишь под контролем, но проблема то в том что технологии народ использует как отвлечение, и использует ее для неправильных вещей…вот к примеру. У меня есть электронная книжка «Киндл», я читаю на ней всякие мануалы и техническую литературу, и у меня есть плеер «Айпод», и на нем я слушаю лекции и немножко музыки, и у меня есть мобильный телефон, но я его не включаю, так, только иногда звоню в экстренных случаях (смеется). Я считаю, что технологии больше отвлекают от серьёзных вещей нежели помогают. А что касается магии и технологий…ну когда вот вы смешивали магию с технологиями? Понимаешь, я вообще убежден, что современный мир имеет толк только благодаря развитию медицины, стоматологии, а по всем прочим аспектам он мне не нравится, и не нужен, спасибо не надо, мне вообще нравилось как люди жили в сороковые, носили стильные шляпы и галстуки и вообще…Так что не вижу особого смысла в современном мире, я знал людей состоявших в IOT которые какие-то там ритуалы проводили во Скайпу, типа будучи на разных концах планеты, но что там с ними сейчас я не знаю, больше с ними не работаю…и мы стараемся избегать подобных вещей в Rune-Gild, ну по крайней мере я точно избегаю…Понимаешь, когда становишься старше, вообще тянешься больше к корням нежели к технологиям. Я получаю пользу от технологий, но мне вполне достаточно уйти в леса, и более того, я предпочту технологиям лес.

K: И мы тоже!

ИР: Ну вот, такой весь мой ответ…

K: Хорошо. Боюсь следующий вопрос будет весьма скучным. Вам хорошо слышно? Я считаю что «Frac­tured Man» – гениальный альбом, мне он очень нравится, вот сейчас он как раз перед нами лежит, и мы знаем что для вас являются нормальными большие перерывы между альбомами. Почему? Скоро ли нам ждать от вас чего-то нового?

ИР: Так…тут вот в чем дело. Музыка не является для меня главным приоритетом, и знаете, так как у меня заняло 12 лет сделать «Frac­tured Man», я бы сам себя сильно удивил если следующий альбом внезапно получился бы гораздо быстрее.  Понимаю что люди хотят от меня новых релизов побыстрее, но…для «Frac­tured Man» мне нужно было вдохновение, что бы написать все песни, и пока вдохновение не настигнет меня для написания песен на следующий альбом, я правда не могу сказать когда он появится! (смеется) Делать ставку я бы на точную дату не стал, по крайней мере что касается ближайшего будущего…

DBdX0oxTr-8

K: Да, у меня всегда было ощущение что музыка не является для вас самым главным приоритетом, но все-таки…вернёмся к музыкальным вопросам (смеется). Мы слышали что вы как практикующий оккультист оказали большое влияние на Дэвида Тибета, где-то в период 1986–1989, когда у него был этот пост-апокалиптический период, апокалиптик фолк, «Swastikas For Nod­dy», и теперь его музыка изменилась, она вообще у него постоянно меняется, что вы думаете о нынешней музыке Дэвида Тибета? Ведь он полностью изменил подход, и постоянно меняет, что вы об этом думаете?

ИР: Ну, я ничего из его музыки не слышал уже лет десять, так что даже не знаю. Понятия не имею, чем он занимается. Я с ним пятнадцать лет не разговаривал, так что вообще не имею представления!

K: Но вы работали не только с Cur­rent 93, так же и с Death in June например, с Sol Invic­tus, сейчас работаете с Blood Axis, с Майклом, и я читала интервью где вы говорили что не поддерживаете контакт с Тони Уэйкфордом и с ним не разговариваете, и мы видели ваше выступление с Дугласом Пирсом в Лондоне пару лет назад, поддерживаете ли вы близкие отношения с кем-либо из дарк-фолк музыкантов? Помимо Knot­work, Эндрю Кинга, имею в виду? Можете назвать пару имен?

ИР: Когда мы были на фестивале Stel­laNatu­ra в Америке, я видел Маркуса Вульфа, например, и мне очень нравится что он делает…а еще в Литве выступал Джером из Rome, мне импонирует его новый более акустический стиль, и куда нынешнее его направление…Но вообще я не особо контактный человек, скорее такой знаешь отшельник, меня не так то просто выловить обычно…прячусь где-то на задворках Лондона, скажем так. Вообще я уверен что команды с которыми мы сотрудничали – делают хорошую музыку, поскольку периодически я слушаю и смотрю их на YouTube. Мы часто работаем с теми кто просто окажется неподалеку, и тут важна хорошая организация…Мне вот нравится творчество Эндрю Кинга, он будет с нами в Москве, и конечно отмечу что он делает те вещи которые я больше всего люблю в традиционном фолке. Пользуясь случаем пожалуюсь на нео-фолкеров…Знаешь, Антон ЛаВей очень хорошо сказал по поводу любителей выделиться: «Начинать надо с полного сходства с окружающими». Какой у нас ориентир? Вот скажем фолк-музыка. Если ты не можешь делать так же как средний трацидионный фолк-музыкант, тогда как ты можешь выйти за рамки фолк-музыки? Печальный факт, но большая часть традиционных фолк-команд гораздо интереснее нео-фолковых.  А нео-фолкеры еще любят утверждать за собой нечто особенное или уникальное, и делают такие заявления, например о своей магической преемственности, притом не имея никаких прав, и это не лезет ни в какие ворота. Я знаю о чем говорю, в этом году исполняется сорок лет как я принес свои обеты, и за все это время ни разу их не нарушил, я был редактором в двух журналах по теме, возглавлял европейскую ложу IOT, а затем европейскую Rune-Gild. Мой послужной список говорит сам за себя. И поверьте я знаю когда встречаю человека, реальный он или пустышка. Реальных людей, знаете, так мало, что можно писать их имена на обороте почтовых марок, да еще крупными буквами. Я не говорю о людях которые просто работают в стиле и не делают пафосных заявлений, я говорю о тех которые делают, и при этом вообще им не соответствуют. Такой вот у меня комментарий относительно нео-фолка. Мне вообще не нравится это название – нео-фолк, очень уж размытое, в нем есть слово «фолк», но при этом фолка как такового нету, ерунда какая-то вместо фолка, по большей части. Может быть «аполкалиптик фолк» было бы уместнее. Вообще не люблю быть ограниченным рамками. Дуглас (Пирс – ред.) как-то мне сказал: «Всегда будут команды копирующие другие команды, но тебя копировать невозможно, поскольку твой голос так вот легко не сымитируешь». Я не настолько осведомлен в музыке как он, но на слово ему верю.

K:Ага, мы поняли!

ИР: Я вообще такой знаете, прожжённый циник, правда!

K: Вы знаете о книжке Дэвида Кинана, «Эзотерическое подполье Британии», о сквоте Фрейи Асвинн, который оказал большое влияние на людей? Когда я увидела Фрейю Асвинн в первый раз в Лондоне, я просто была поражена ее энергией, у меня не было слов…

ИР: Ага, понятно. Ну, я ней я тоже контакта не поддерживаю, хотяя пару лет назад видел её на нашем собрании в Лондоне, но мы не общались. Я знаю что она работает с Патриком Лигасом…

K: Да, да! И ее проект «Тайны женской магии Севера», где она делает особенный акцент на изучение женского аспекта древнегерманской магии.

ЯР: Ну, я в этом плане как любой другой мужик: самая большая тайна на свете это женщина! (смеется) Так что мне не больше любого другого мужчины известно о женщинах или «женской магии», думаю для этого тебе все-таки надо спрашивать женщину! В смысле, вот если взять огромный толстый талмуд озаглавленный «Тайны Женщин», и полистать, то там будут одни пустые страницы, много-много пустых страниц, по крайней мере для нас мужиков они будут пустые. Уверен ты это знаешь и так! Женщины всегда больше о нас знают чем мы о них!

K:это потому что мы можем вас рожать, а вы нас нет!

ИР: Ага…а еще вы умнее чем мужчины, вот почему!

K: Хотела вас просить…Я читала о том как вы начали свой собственный путь в язычестве, когда вам было всего семнадцать, и что вы тогда слушали? Вам нравилась какая-то определенная музыка в том возрасте? Книги? Кино? Что на вас повлияло?

j0lIuN2W38o

ИР: Ну, мне нравится самая разная музыка, разные вещи. Вот например если слышали такого исполнителя – Дезмонд Деккер [4].  Еще мне нравится соул, английский фолк, ирландский фолк, шотландский фолк. Много лет назад, когда был плохой такой период, я переписывался  с людьми из Советского Союза, и они меня просили: «Можно нам книжку или диск? Но у нас и денег-то нет таких которые у вас за деньги считаются», и я отвечал: «А вы пришлите мне каких-нибудь записей, и я вам пришлю взамен что-нибудь». Так у меня собралась большая коллекция виниловых пластинок, литовских, латвийских, русских, грузинских, и много каких еще, мне всегда нравилась такая музыка, душевная. Фильмы…с фильмами сложнее, их же миллионы выходят, мне по большей части они как то не особо нравятся, так что…не знаю насчет влияний, не уверен, но вот например – кому может не понравиться новый «Властелин Колец»? Но если говорить о времени когда я был молодой…Я вот часто людям говорю – ну знаете, потому ч то чувство юмора есть – что на меня дико повлиял фильм «Мэри Поппинс»! (смеется) Вообще есть много историй о том «как я стал Магом». Есть такой писатель, Алан Гарнер, и когда я был маленький, учитель в школе мне дал его книжку «Волшебный камень Бризингамена», мы все пытаемся сейчас сделать песню которую так и не записали еще, под названием «Волшебник местечка Олдерли»,это о древней легенде которую Алан Гарнер положил в основу своей книги, и вот подобные вещи на меня повлияли. Помню когда я ходил в школу, мы очень стыдились своей истории, и политкорректность тогда еще не придумали, так что на уроках временами упоминали о старых богах Севера, или о богах древнего Рима, или подобные вещи, и мне всегда приходило на ум – христианский бог, понятие о христианском боге, оно слишком сложное что бы люди в Европе пришли к нему сами, и это все так лицемерно, потому что невозможно. И когда ты все выстраиваешь, продумываешь, понимаешь что все восходит туда, к Риму [5]. Но какое послание всегда давала церковь? Не имею ничего против Иисуса, мне его жаль, его гениальные послания были полностью опошлены и извращены церквями, всех конфессий. Так что я всегда, еще будучи мальчиком, считал, что религия, вера – это нечто в сердце и душе у людей, и оно важнее откуда-то взятого или где-то написанного. И это нечто есть у североевропейцев, и других…даже африканцев!  Странно, не правда ли, наблюдать у африканцев поклонение религии рабства? [6] И я считаю, что где бы люди не жили, для них всегда есть нечто более им привычное, нечто более для них осмысляемое, и мы в Rune-Gild стараемся так же делать, в Америке, или где-либо еще, в соответствии с местными обычаями. Например, будь у нас члены гильдии в России, я бы сказал им: «Делайте так как вам удобнее по-русски». Мы все конечно разумные существа, но мне нравится когда учитывается местная традиция, и поэтому Германия делает по-своему, а Франция по-своему, и в любой другой стране, так как это лучше всего. Потому что везде разный менталитет, разные языки. (прерывается на то, чтобы поговорить с пришедшей собакой: Алло, – извините, тут собака пришла)Мне кажется это очень важная вещь, сохранять свой местный уклад, сегодня мы живем в мире глобализации, и вот я гуля по Москве и вижу те же магазины что и в Лондоне, а мне как раз хотелось бы гулять по Москве и видеть Россию. Знаете, когда я нахожусь в другой стране, обязательно пробую местную кухню [7], а иначе какой смысл приезжать? Вы делаете так, как привычно русским, думаю вы понимаете. И мне не нравятся все эти международные гиганты бизнеса, и глобализация, потому что они уничтожают ценности, уничтожают самобытность. И мне это не нравится и в курсе нынешнего Европейского Соза, это ужасно – что во Франции больше нет франка, в Германии – дойчмарки, в Австрии – австрийского шиллинга. Еще ужасно то что всех принуждают переходить на метрическую систему, не ну я еще могу понять зачем это Европе – у них там раньше был разный фут в каждой стране, но для британцев то метрическая система полная чушь! Вот система основанная на двенадцати,  а не на десяти, гораздо гармоничнее – 12 делится на 2,3,4,6, для всех задач удобнее. Я вообще большой сторонник традиционной британской системы мер и весов, но я ее конечно никому не навязываю, просто я такой типично английский джентльмен. Я вообще все это говорю сейчас, а сам думаю – и надеюсь, что французы меня простят за те песни, что я тут пою, но тут уж ничего не поделаешь – такие есть народные английские песни! Я в некотором смысле восхищаюсь, например, Наполеоном Бонапартом, и подобное отношение не редкость среди англичан, у нас нет на него такой обиды, или презрения, хотя мы и сражались в войне, но он все равно нам импонирует – потому что человек он был явно талантливый, иначе не добился бы таких свершений. Так вот что я пытаюсь вам сказать, пока хожу-брожу здесь – все вещи оказавшие на меня влияние тайна великая есть даже для меня. Имею в виду, что на меня повлияло великое множество вещей, например, и продолжает влиять, я читаю нон-стоп, мне все интересно; вот кто-то мне про стрекоз рассказал занимательные факты, и мне это было очень интересно! А кто-то рассказал о правилах игры в крикет, и это тоже интересно, тем более что для большинства людей они остаются непознаваемой тайной, и я заинтересовываюсь и нахожу в итоге, что история крикета восходит к викингу по имени Egill Skalla­grims­son [8], который играл. когда был молодым парнишкой, терпеть не мог проигрывать и убивал тех, кто его побеждал.

Все вокруг интересно, и из всего можно чему-нибудь научиться. Например, я преподаю боевые искусства, и ко мне подходят дети с которыми мы занимаемся, и жалуются: «У нас плохие оценки потому что в школе ужасно скучно». Я отвечаю «Приведите пример?» а они мне «Ну вот история например», и я говорю «Да как история может быть скучной??», ну и в конце они конечно всегда говорят «Давайте вы будете нашим учителем!». Например, я рассказываю им про городок в старой Англии, тогда король Англии имел привычку посещать с визитом разные английские города, приезжая вместе со своей свитой. Но принимать короля стоило миллионы и миллионы, потому что всех надо ведь кормить, развлекать, все такое. И жители целого городка, как один, взяли и притворились сумасшедшими, что бы король и его свита не совались к ним! Как же история может быть скучной, вот пример очень нескучной истории. Это учителя могут быть скучные. «На минутку прекратите друг друга колотить», говорю я им, потому что дети в основном только этим и занимаются в секции единоборств…Я говорю им, если хотите учиться, то научитесь чему угодно, а если не хотите, так голова и будет пустая. Все что нужно это какой-то вдохновляющий пример. А зачем учиться, спрашивают они. Я отвечаю – потому что это самое главное! Хочешь быть лучше, знать больше чем другие? И хороший пример – единоборства, поскольку в них на самом деле заключено все с чем сталкиваешься в жизни. Боевые искусства ставят главной целью – никогда не драться, вообще никогда. Боевые искусства говорят нам что нужно быть выше всего этого. Но даже если тебе пришлось вступить в бой, ты прекращаешь его максимально быстро и эффективно. Это вся твоя жизнь. Каждый аспект. Почему мы кланяемся друг другу перед боем? Потому что мы уважаем оппонента. Почему встаем в стойку? Потому что так ты показываешь что ты не просто хи-хи ха-ха, а серьезно намерен драться. Для меня это был интересный опыт, потому что я на самом деле не так-то и люблю детей.
И человек, который руководит этим клубом, сказал: «Думаю, пусть Ян весь день с детьми занимается, но что-то боюсь вернуться в клуб и найти его свешивающегося с потолка» . Но детям я нравлюсь, потому что общаюсь с ними на равных, как со взрослыми.

BР: Мне нравится как в викторианскую эпоху с детьми обращались как с маленькими взрослыми. Ведь когда ты маленький, чего тебе больше всего хочется? Позврослеть! Хотя я бы напротив снова стал молодым, это было бы прекрасно, но к сожалению вспять время не повернешь. Кстати. Вот хороший пример почему полезно иметь самые разные знания. Я взял билет обратно домой из Франции, и знаете, когда покупаешь билет в «Евростаре» [9] Англии, там указана информация и на английском и на французском, но  французы очень шовинистичны, и информация только на фпранцузском. И как вообще понять что там написано? Боже мой! Начал я билет смотреть, вижу слово «siege», и я подумал опа, ведь в легендах о Короле Артуре было «Siege Per­ilous», «Гибельное Сиденье» [10], оставленное пустым. Стало быть «siege»это мое место в вагоне! И я догадался до этого благодаря легендам об Артуре! Насколько безумно, да? Дальше было уже проще – вагон, платформа. Таким вот образом самые неожиданные знания пригождаются, даже если вас занесло в другую страну.

K: Классная история! Наш последний вопрос – интервью будет переведено на русский, что бы вы хотели сказать людям в России? В основном молодой аудитории, конечно…

ИР: На самом деле я не много знаю о России, я был там всего несколько раз, но вот то, что можно сказать молодежи повсюду, в России ли или где-то еще: я думаю, что они должны требовать от мира большего, потому что мир и правда не так хорош и я не вижу будущее в розовом свете, но знаете, я за свою жизнь понял, что человек и в одиночку может что-то изменить и это действительно важно. Молодые люди должны знать, что они значимы и эта значимость проявляется не в том, как они смотрятся со стороны. Если ты вовлечен во что-то важное, то люди и так увидят это. Я вот сейчас стараюсь внешне маскировать то, что я интересуюсь чем-то странным, я больше не выгляжу так, как выглядел в молодости, сейчас я обнаружил, что так или иначе есть нечто, что нельзя скрыть. Так что молодые люди должны искать большего и работать для достижения этого. И еще: если вы хотите быть настоящими революционерами, чего молодежь всегда хочет, то нет ничего более революционного, чем хорошие манеры и забота о правильном русском языке: это такие старомодные вещи, которые сейчас могут быть очень революционными, потому что практически никто этого больше не делает. И если вы хотите по-настоящему быть особенными, то вот что вы и правда можете делать. Я желаю им всего хорошего, я могу посмотреть в глаза молодежи и, положа руку на сердце, сказать, я ничего не испортил, что всю свою жизнь потратил на то, чтоб изменить мир к лучшему. Знаете, в фильме «Сердце ангела» герой Роберта Де Ниро Луи Сайфер – дьявол, говорит, что в мире достаточно религий, чтобы заставить людей ненавидеть друг друга, но не любить друг друга, так вот, я считаю, что люди должны следовать не чему-то там, а своему собственному сердцу, они должны сами понимать, что хорошо, а что плохо, а не нуждаться в ком-то, кто им это говорит и делать то, что они считают правильным в своём сердце. Было очень приятно с вами поболтать. Скоро увидимся!

K: Большое спасибо!

Беседовали Лена и Раймонд Крумгольд.

Огромное спасибо Arc­to Pro­mo за организацию интервью и Sr. Sin­is­tra за доведение до вменяемого состояния итогового материала.

FIRE+ICE, KNOTWORK (Blood Axis side-project), ANDREW KING
• 3 июля 2014 / Москва / кц «Дом» / 19:00

VFXfXJzmOTA

[1]Имеется в виду Майкл Мойнихан

[2]Illuminates of Thanateros

[4] Если б не Деккер, было бы гораздо беднее на небосклоне регги, ска и даба, может быть даже и Боба Марли не было бы…и вообще гораздо меньше позитива было бы в музыке! Вот один из его хитов шестьдесят пятого что ли года…

http://youtu.be/1VGkmPF1CNo

Еще восхитительный кавер на битловскую «Облади облада»

http://youtu.be/xv6W9MQwG_8

 

[5]Да, технически к монотеизму как таковому христианство, да и мусульманство, так и не пришло – взять хотя бы троицу, или пророков, святых и апостолов, которые суть те же многочисленные боги некоего пантеона, только в профиль

[6]Отсылка к массовому использованию рабского труда и принудительному крещению американскими и британскими миссионерами африканского населения в 19м веке. Параллель видимо такая, что варварские племена населявшие Европу и Британские острова в первые века н.э. крестили так же насильно, уничтожая их традиционные верования и культурное наследие.

[7] Надо бы не забыть дядю угостить борщом и селедочкой с лучком картофелем и водочкой

[8] Иэн имеет в виду древнескандинавскую игру knat­tleikr, описанную в исландских сагах. В том числе и в саге про вышеупомянутого Эгила.

[9] Местный РЖД по территории ЕС и Британии.

[10] Одно из мест вокруг Круглого Стола Короля Артура. «зарезервированное» Мерлином для достойнейшего рыцаря, нашедшего Святой Грааль. При этом, сядь в это кресло недостойный, он начинал невольно сеять вокруг себя зло и погибал, символизируя предательство Иуды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.