Енохианский Апокалипсис

Подпункт из Liber Caeruleus («Синяя Книга»)

Енохианский Апокалипсис
автор Дональд Тайсон

[из журнала «Гнозис», лето 1996] 

Были ли магические «Енохианские Ключи» Джона Ди предназначены для того, чтобы выплеснуть яростные оккультные силы, которые бы швырнули нас в новую эру?

Между 1582 и 1589 годами герметист Джон Ди (1527–1608) произвёл серию ритуальных коммуникаций с группой бесплотных сущностей, ставших известны как Енохианские ангелы. Планом Ди было использовать сложную магическую систему, переданную ему ангелами, чтобы помочь экспансионистским устремлениям своей владычицы, королевы Елизаветы. В то время над Англией висела мрачная тень возможного испанского вторжения. Ди надеялся управлять враждебными силами Европы, овладев духами-хранителями различных наций.

Ди был в высшей степени примечательной персоной. Будучи не только умелым математиком, астрономом и картографом, он также являлся личным астрологом, советником, и, как полагают некоторые, личным тайным агентом королевы Елизаветы.(1)  Отец его был стольничьим (вроде мажордома) при столе Генри Восьмого. При восхождении на трон Елизаветы в 1558, она попросила Ди рассчитать благоприятную дату для коронации. Вовеки преданный протестантке Елизавете, до того он был лживо обвинен в попытке волшбы с целью убийства её предшественницы, католички королевы Марии. По всей Европе он был знаменит (и проклинаем) за свою высочайшую учёность и магические умения.

Равно необычный персонаж, Эдвард Келлей (также читается как «Келли»; 1555–1597), сын ворчестерского аптекаря, мечтавший о раскрытии секрета философского камня и запятнанный чёрными практиками некромантии, помогал ему в оккультных изысканиях. Сбежав из Ланкастера в 1580 из-за обвинений в подделке ценных бумаг, Келлей счёл разумным отправиться на пешую экскурсию в Уэльс. Как говорят, где-то близ Гластонбери он приобрёл немного мифического красного порошка, с помощью которого неблагородные металлы можно было превращать в золото; порошок он получил от кабатчика, которому его принесли грабители могил.(2)

Всю свою оставшуюся жизнь Келлей работал над раскрытием тайны красного порошка, желая сам производить его. Необходимые для этого алхимические знания он в 1582 пытался найти в библиотеке Джона Ди, и в первую очередь из-за этого он согласился стать для Ди медиумом.

Ди был святым, а Келлей разбойником, и вместе их связала тяга к церемониальной магии и чудесам, которые она обещала. У Ди не было таланта к тому, чтобы стать медиумом. Он пытался преодолеть это ограничение, наняв гадателем шарлатана по имени Варнава Савл, но безуспешно. Узнав о явных психических способностях Келлея, Ди охотно нанял его в качестве медиума за сумму в 50 фунтов ежегодно.

Используя молитвы и некоторые магические печати, Ди призывал Енохианских ангелов принять зримый облик в волшебном шаре или чёрном обсидиановом зеркале. Когда Келлей сообщал Ди о присутствии духов, Ди задавал им вопросы. Келлей же передавал их слова и действия Ди, который записывал их в свои магические дневники.

Важнейшая часть записей Ди, касающихся Енохианских посланий, сделанных в 1582–1587 годах, была опубликована в Лондоне в 1659 году Мериком Касаубоном, озаглавленная «Истинное и верное сообщение о том, что происходило многие годы между доктором Джоном Ди… и некими Духами». Эта изумительная работа переиздавалась несколько раз за последние десятилетия и вполне доступна.

Енохианские духи получили своё имя по описываемой ими магической системе. Как они утверждали, эта была та самая магия, которую библейский патриарх Енох выучил у ангелов небесных. Ангел Аве сказал Ди: «Ибо стало ныне Богу угодно вернуть сие Учение обратно из забытья: чтобы исполнить обет его тебе, ради книг Еноха».(3) Все остальные виды магии были игрушками в сравнении с этой.

Хотя Ди ревностно записывал все детали Енохианской магии в своих дневниках, он никогда не пытался всерьез заниматься этой системой. Почему — мы не можем знать достоверно. В 1589 он порвал с Келлеем, который остался в Богемии, пытаясь создать золото для императора Священной Римской Империи Рудольфа Второго, и вернулся в Англию по просьбе Елизаветы; это могло быть обстоятельством, нарушившим его планы. Я же, однако, уверен, что Ди ждал от ангелов разрешения применить эту магию, и в течение его жизни такое разрешение ему дано не было.

Для тех, кто незнаком с Енохианской магией, необходимо сразу и недвусмысленно уточнить, что ни Ди, ни Келлей не подделывали эти разговоры с духами. Оба они не сомневались в реальности ангелов, хотя их мнение различалось относительно мотивов этих существ. Ди считал их послушными Божьими слугами, подчиненными власти Христовой. Келлей же им не доверял и подозревал их в сознательном обмане. Неприязнь эта была взаимной. Ангелы всегда относились к Келлею с изумленным презрением. Келлей надеялся что ангелы передадут секрет красного порошка, и потому только долгие годы терпел их оскорбления.

Здесь не место углубляться в вопрос о природе и объективной реальности духов, и, равно, сомнительно что можно прийти к соглашению по этому сложному предмету. Какой бы не была их истинная природа, Енохианские ангелы вели себя как независимые, разумные существа, обладающие собственными личностями и целями. Так к ним относились Ди и Келлей, и так же я буду относиться к ним в этом эссе. Используя такое предположение, я покажу, что я считаю тайными замыслами ангелов, скрытыми ими от Ди: привести человечество к ритуальным трудам, которыми начнётся период яростных преобразований на границе между нынешним эоном и следующим, действиям, широко известным как Апокалипсис.


Врата и Ключи
То, что Енохианские ангелы передали Ди, было не просто действенной формой магии для управления духами-хранителями народов. Это была формула инициации, созданная для того, чтобы открыть закрытые врата четырёх великих башен, что удерживают хаос на краях нашей Вселенной. Эти Башни описаны ангелом Аве:

«Четыре дома есть четыре Ангела Земных, кои есть четыре Хранителя и Башни, что предвечный Господь в провидении своём поместил противу богохульства, злоупотребления и козней великого и злобного врага, Дьявола. Дабы существо это было помещено на Землю, чтобы воля его завистливая была обуздана, а Божьи предначертания исполнены, и чтобы творения его остались и сохранились, во должных пределах и сообразно мере порядка»(4)

 

Эти Сторожевые Башни, представляемые в Енохианской магии алфавитными квадратами, соответствуют четырём мистическим колоннам древнеегипетской мифологии, поддерживающим небо, не давая ему рухнуть на землю. Они не дают ведомым Коронзоном легионам хаоса пройтсь по лику мира. Ангелы поведали что Коронзон есть истинное небесное имя Сатаны(5). Также он известен под енохианским титулом Смерть-Дракон или Он, Тот Кто Пал (Телоквовим)(6).

 

Енохианские Призывы или Ключи (ангелы называют их и так, и так) — это 48 духовных эвокаций, переданных Ди и Келлею на енохианском языке и потом переведенных ангелами на английский слово за словом. Официально, то есть по заявлению ангелов, ключи были предназначены для того, чтобы Ди мог осуществлять ритуалы связи с духами 30 Эфиров, или Воздухов, которые правят духами-хранителями всех народов мира. На самом деле, сказали ангелы, есть 49 Ключей, однако первый, по их словам, слишком свят и таинственен, чтобы быть передан. Первые восемнадцать ключей звучат совершенно по разному; последние 30 одинаковы, за исключением имён Эфиров, помещаемых в первой строке. Ангел Рафаил возвестил Ди явное предназначение ключей:

«В 49 голосах, или призывах: Естественных Ключей, которые откроются, не 49, а 48. (ибо Один не может быть открыт) Врата Понимания, посредством их будешь обладать знанием, чтобы раскрыть каждые Врата, и стольких вызвать, сколько будет угодно тебе, или же сочтешь нужным, кои с охотою, правдиво и мудро, откроют тебе секреты своих Городов, и дадут тебе полное понимание [тайн] сокрытых в Скрижалях»(7)

 

Скрижалями названы 49 алфавитных таблиц, с помощью которых Енохианские ангелы получают ключи, по одной букве за раз. Наборы ключей относятся к четырём соответствующим Сторожевым Башням, в которых содержатся имена различных иерархий духов.
Слепость Ди в отношении настоящего предназначения Ключей любопытна, поскольку подсказки о их природе очевидны для любого, у кого есть глаза, способные видеть. Енохианские Послания полны апокалиптических предсказаний и образов. Вновь и вновь ангелы предупреждают о грядущем разрушении мира гневом Божьим и явлении Антихриста. В самих Ключах также содержатся апокалиптические образы.

Само наименование этих эвокаций — вполне ясная подсказка. Если Сторожевые Башни стоят на страже четырёх углов нашего измерения реальности, удерживая орды Коронзона, и не давая им обрушится, подобно «пикирующим драконам», как сказано в Восьмом Ключе, и если эвокации, известные как Ключи, предназначены для того, чтобы открыть врата этих башен, вполне очевидно, что следует предположить что открывать эти врата — плохая идея.

Возможно, Ди верил, как заставили его поверить лживые ангелы, что врата эти можно чуть приотрыть для каких-то человеческих целей, а затем захлопнуть прежде, чем в измерение, доступное нашему восприятию, прорвётся нечто слишком ужасное. Ди, возможно, предполагал, что избиение богини-Земли и её детей демонами Коронзона не произойдёт прежде предвозвещённого времени апокалипсиса, события, предназначенного Богом и явно лежащего вне власти Ди.

Что он не понял, так это того, что день начала апокалипсиса является и днём успешного завершения ритуального труда 48 Ключей. Этот день не предопределён, однако будет определён свободной волей и действиями одного человеческого существа, которое святой Иоанн в своём Откровении назвал Антихристом.

 

 

Природа Апокалипсиса
В общем, всегда предполагается что апокалипсис в руках ангелов гнева, которые придут в мир к удовлетворению Божьему, в миг, предопределённый с начала творения. В туманных посланиях Енохианских ангелов это не так. Врата Сторожевых Башен могут быть открыты лишь изнутри. Ангелы гнева не могут сами начать апокалипсис, даже если бы они и хотели того. Это следует из разговора Ди и ангелом Аве:

Ди — Форма нашего Прошения или Приглашения благих Ангелов, какого рода должна она быть?
Аве — Краткой и ясной речью.
Ди — Мы молим вас, чтобы вы дали пример: у нас будет уверенность, так будет полезнее.
Аве — Я не могу сделать этого.
Келлей — И почему?
Аве — Инвокация происходит по доброй воле человекой, а также жару и рвению ангельскому: и так молитва есть такое действие с Богом.
Ди — Мы молим об ответе, должны ли мы использовать одну форму для всех?
Аве — Для каждого, в различных видах.
Ди – Если разум указывает и побуждает различные виды, имеешь ты в виду.
Аве – Мне то неведомо: ибо я не живу в душе человека.(8)

 

Существа духовные должны быть вызваны в нашу реальность существами человеческими. Мы должны сами открыть врата и пригласить слуг Коронзона. Эвокация и инвокация совершается не ангелами, это дело человека. Вот почему ангелы должны были прибегнуть к такой сложной уловке, как передача Енохианской магии Ди, вместе с Ключами и Великой Таблицей Сторожевых Башен. Если Апокалипсис произойдёт, и человеческие существа должны сами открыть врата Сторожевых Башен для того, чтобы это случилось, ангелы сначала должны были передать людям верный метод открытия ворот.

Очевидно, что Ди не собирался открывать ворота Сторожевых Башен прежде, чем того пожелают ангелы. Ангел Гавриил, утверждающий, что говорит от лица Бога, сказал ему:

«Я избрал тебя, чтобы ты вошел в мои хлева: И приказал тебе открыть Зерно, чтобы рассеянные могли появиться, и чтобы то, что остаётся связанным, восстало. И вошел в первое, и так же в седьмое. И отдал тебе Слова моего грядущего духа».
«Ибо Хлева мои давно стоят без Молотильщиков. И цепы мои долгое время сокрыты в местах неведомых: Такой цеп есть Учение, что я передаю тебе: То есть Орудие молотьбы, с коим ты изобьешь снопы, чтобы Зерно, что рассеяно, и прочее всё стали одним».

«(Но слово в скверную пору)»
«Если буду я Хозяином Хлевов, владетелем Зерна, и подателем цепа моего: Если будет всё моим (А что до тебя, тебе ничего: ибо вы есть наёмники, кому рай наградою)».
«Тогда зри, что ты ни молотишь, ни распускаешь, доселе я скажу: ибо ты знаешь мой дом, и знаешь работу, к коей приставлю тебя: Что благоволю я тебе столь, что отдаю тебе работников в Хлевах моих: Ибо никто не молотит в них без моего ведома»(9)

 

 

Трудно выразиться яснее. Во всех Енохианских посланиях ангелы выражаются об Апокалипсисе, как о «Жатве». И Енохианская магия здесь называется «Молотилом». Ди, однако, не осознавал огромной важности жребия, павшего на его плечи. В другом месте записей ангел Мапсама столь же ясно выражается насчет того, что Ди должен ожидать позволения, прежде чем применять Ключи:

Мапсама — Призывы эти есть ключи ко Вратам и Градам мудрости. Кои [Врата] не открыть иначе, как с явственного разрешения.
Ди — И как же придет оно? 
Мапсама — В соответствии с прежними указаниями: и при получении, призвав каждую Таблицу, Ты призовешь мудрость, Бог откроет тебе суд свой: Он дал тебе ключи, и можешь ты войти; Но будь смирен. Не по предположению войди, а с позволения. Не входи поспешно; Но будь введён охотно: Ибо, многия поднялись, но редкия вошли. К воскресенью будут тебе даны все вещи, коим должен ты быть обучен, и тогда (при удобном случае) можешь ты заниматься в любое время. Но Бог зовет тебе, и к замыслу благому. 
Ди – Как же понять мне Зов Божий? 
Мапсама – Бог затворил мои уста, и более я не отвечу тебе.(10)

 

Несмотря на эти подсказки и многие другие, ангелы, на самом деле, никогда не говорили Ди открыто, что он должен стать орудием в ходе ритуальной формулы для начала Апокалипсиса посреди человечества. Так он и остался, тикая, как оккультная бомба с часовым механизмом, ожидая какого-нибудь умного мага, возможно, направляемого ангелами, который заставит её сработать. Она предназначалась другому веку и другому человеку. Этим человеком был Алистер Кроули (1875–1947).

Встречайте Великого Зверя
Еще будучи ребенком Кроули поверил в то, что он был тем Великим Зверем, что описан в библейском Откровении. Он изучал магию в Герметическом Ордене Золотой Зари, а затем создал свою собственную оккультную систему, обработав, кроме прочего, ритуалы Абрамелина, Гоетии и тантрических сексуальных практик германского Ordo Tem­pli Ori­en­tis.
Он твердо верил в то, что является глашатаем нового века борьбы и разрушения, которыми будет охвачен мир. Он назвал это Эоном Гора, по имени древнеегипетского бога войны. В 1904 году в Каире он получил библию этого апокалиптического периода, Lib­er­AL vel Legis (Книгу Закона), в виде медиумической диктовки своего ангела-хранителя, Айвасса. Книга говорит о некоторых особенностях грядущего Эона Гора. Кроме того, там содержится его знаменитое изречение «Делай то, что хочешь, в этом и будет Закон».(11)

 

Очень значимо то, что Кроули никогда не рассматривал себя в качестве Антихриста. Он не главный персонаж в трагедии Апокалипсиса, а геральд, который возвещает пришествие века хаоса. В очень буквальном смысле он был стражем врат апокалипсиса. Текст в «Книге Закона» ясно сообщает:

«Эта книга будет  переведена на  все  языки, но всегда  с оригинала,

написанного рукою Зверя; поскольку  в случайном почерке и  расположении букв

по  отношению одной к другой  заключены мистерии, неведомые  и самому Зверю.

Пусть не пытается  никто сделать это. – Но тот, кто грядет за ним, когда, я

не  скажу, откроет Ключ ко всему».(12)

 

 

Кроули занимался Енохианской магией чаще и изучал её глубже чем кто-либо другой из магов Золотой Зари, видимо, глубже, чем любой другой человек. Кроули пишут об общении Ди и Келлея с ангелами:

«Многое из их трудов по-прежнему не поддаётся истолкованию, хотя я и Фратер Семпер Папарус [Томас Уиндрэм], Главный Адепт A. A. (Серебряной Звезды) потратили немало времени и усилий, разобрав много неясных моментов».(13)

 

Записи Кроули о работе с Енохианскими Эфирами в 1909 году в пустынях Северной Африки сохранены в документе под названием «Видение и Глас». Он обладал глубокими и разносторонними познаниями в ритуальной магии, и разбирался не только в теоретической, но и практической её стороне. Ни один другой человек XX века не подходил лучше для того, чтобы начать Делание Апокалипсиса, как ни один человек XVI века не подходил лучше чем Ди, для того, чтобы получить его от Енохианских ангелов. Что интересно, Кроули верил в то, что является реинкарнацией Эдварда Келлея.

Сомнительно, что Кроули преуспел в полном завершении Енохианского Делания Апокалипсиса — то есть первого тайного Ключа, который нигде не записан, восемнадцать явленных Ключей, и Ключей 30 Эфиров в их правильном соотношении с частями Великой Таблицы Сторожевых Башен. Но он мог преуспеть в том, чтобы частично открыть врата Башен. Его высказывание, касающееся африканского делания вместе с его учеником Виктором Нойбургом, очень важно: «Как правило, мы работали с одним Эфиром в день».(15) Ангел Аве сказал Ди о методе пробуждения духов Башен:

«Четыре дня… должен ты взывать к именам Бога [из Большой Таблицы Сторожевых Башен], или Бога Воинств, этими именами:»
«И спустя 14 дней ты должен (в этом, или другом подходящем месте) Призывать Ангелов Мольбами и именем Бога, пока не увидишь, что они повинуются».

«На 15 день ты должен Облачить себя в одеяния, сделанные из льна, белые: и так зри, используй и упражняйся с Созданиями. Ибо это дело не годов, и не многих дней».(16)

 

Мне очевидно, что полное Делание Апокалипсиса должно выполняться день за днём, один Ключ в день. Я бы предположил, что невыраженный первичный Ключ Великой Матери является недостающим ингредиентом, необходимым для завершения Делания, однако это вопрос практической магии и в этом кратком эссе нет возможности рассматривать подробности Делания Апокалипсиса.

 

До момента своей смерти в 1947 году Кроули оставался уверен, что Эон Гора начался в 1904, точно в то время, когда он получил «Книгу Закона». Быть может, он прав. Эон Гора — это время апокалипсиса, период, когда Коронзон будет править космосом и уничтожит человечество. И апокалипсис есть тайное превращение, которое произойдёт, или происходит сейчас, в коллективном бессознательном человеческой расы.

Умственный Армагеддон
Христианские фундаменталисты верят в то, что конец света будет полностью физическим событием и будет начат неким ужасным вещественным событием — мировой ядерной войной, падением крупного астероида или смертоносной чумой.

Такие предположения берут своё начало в конкретных образах книги Откровения. Они придерживаются материалистического взгляда на мир, бытующего в современном обществе. Но никто не пытается рассмотреть возможность того, что разрушения, описанные ангелами, а ангелы — духовные, а не физические, существа.

Апокалипсис, подготовленный Енохианскими ангелами, по моему представлению, в основном должен быть внутренним, духовным событием, и лишь во вторую очередь внешней физической катастрофой. Врата Сторожевых Башен, что хранят четыре угла нашего измерения — это умственные конструкты. Когда они откроются, они выпустят демонов Коронзона в наш подсознательный разум, а не в физический мир.

Духи умозрительны, а не материальны. Они обитают в глубине разума и общаются с нами через наши сны, бессознательные побуждения, и, реже, в виде видений. Они влияют на наши чувства глубже уровня сознания. Иногда они способны контролировать наши действия, частично, как в случае с иррациональными и обцессивными видами поведения, или полностью, в случае полной одержимости. Через нас, и только через нас, они способны влиять на физический мир.

Енохианские послания не только сообщают, что человечество должно организовать апокалипсис с помощью магической формулы, переданной Ди и Келлею, но, также, что люди должны быть физическими носителями чумы, войн и голода, явленных святому Иоанну в его леденящем красноречивом видении. Это мы выпустим демонов Коронзона в наши разумы с помощью особых ритуалов. Они не сразу найдут там удобное место, однако прорвутся в бессознательное и постепенно обоснуются там. В умах тех личностей, кто будет сопротивляться их вторжению, им трудно будет закрепиться, однако в более легковерных умах тех, кто приветствует их вторжение, они закрепятся с готовностью.

Когда демоны займут своё место, мы будем бессильны остановить смещение наших мыслей и действий на хаотические и разрушительные пути. Эти апокалиптические духи настроят человека против человека и нацию против нации, постепенно всё повышая безумие и хаос в человеческом обществе, пока наконец все ужасы Откровения не свершатся на сцене мира. Для того, чтобы разложение человеческих мыслей и чувств в полной мере принесло свои плоды, может потребоваться много поколений. Лишь после того как процесс осквернения и сожжения человеческих душ зайдёт действительно далеко, все ужасы апокалипсиса достигнут своего окончательного выражения в земных пределах.

Предположим, как пример, что сигналом к началу этого психического вторжения послужило получение Кроули «Книги Закона» в 1904‑м, как он сам и считал. Проведённые Кроули Енохианские эвокации в 1909‑м приоткрыли врата Сторожевых Башен, и гнойный ветер начал дуть через разум простых представителей человеческой расы. Это объяснит и бессмысленную бойню Первой Мировой и невыразимый ужас Холокоста во время Второй. Это объяснит упадок организованных религий и почему бездушный культ науки захватил власть. Это объяснит моральное и этическое банкротство современности и рост беспричинного насилия.

Возможно, осталось не так много, прежде чем человек, представленный в видении Иоанна как Антихрист, то, кто в «Книге Закона» Кроули призван прийти за Зверем, успешно завершит Делание Апокалипсиса. Тогда врата Сторожевых Башен раскроются во всю ширь, и дети Коронозона ворвутся в наш разум как коронованные завоеватели. Если этот пугающий сценарий осуществится, войны двадцатого века покажутся буколическими тем, кто переживёт бойню.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 1. См. Ричарл Дикон, «Джон Ди: учёный, географ, астролог и тайный агент» (Lon­don: Fred­er­ick Muller, 1968). кр. см. Черри Гилкрист «Доктор Ди и Духи» в GNOSIS #36.

2.См. вступление к «Алхимическим Записям» Эдварда Келлея, ред. А.Э.Уэйте (New York: Samuel Weis­er, 1970 [1893]).
3. Мерик Касаубон, ред., «Истинное и верное сообщение о том, что происходило многие годы между доктором Джоном Ди (Математиком во Вящую Славу Королевы Елизаветы и Короля Джеймса) и некими Духами» (Glas­gow: Anto­nine Pub­lish­ing Co., 1974 [16591), стр. 174.
4. Там же, стр. 170.
5. Там же, стр. 92.
6. Там же, стр. 207.
7. Там же, стр. 77.
8. Там же, стр. 188.
9. Там же стр. 161.
10. Там же стр. 145–46.
11. Алистер Кроули «Книга Закона», стр. 10–11.
12. Там же, гл. 3, пункт 47.
13. Алистер Кроули «Исповедь Алистера Кроули», ред. Джон Симондс и Кеннет Грант (Lon­don: Arkana, 1989), стр. 611.
14. Алистер Кроули, «Liber XXX AERUM vel Sae­culi sub figu­ra CCCCXVIII бытие Ангелов Тридцати Эфиров, Видение и Глас:» в The Equinox, том 1, № 5, дополнение, 1911. Перепечатано как «Видение и Глас», ред. Israel Regardie (Dal­las, Texas: San­gre­al Foun­da­tion, 1972). См. также: Кроули, «Исповедь», гл. 66.
15. Кроули, «Исповедь», стр. 618.
16. Касаубон, стр. 184.

Дональд Тайсон – автор многочисленных книг об истории и теории магии Запада, а также создатель рунических карт и рунических костей. Обзор его аннотированного издания «Трех Книг по Оккультной Философии» Корнелия Агриппы был напечатан в журнале «ГНОЗИС», №33. Его последняя книга, «Тетраграмматон» (издана Llewellyn), касается взаимосвязей между Каббалой и Енохианской магией Джона Ди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.