Орех твоего сновидения

Неизвестно, что находится внутри ореха, но кажется, будто бы, как только топор расколет его, спадёт какое-то заклятие и жизнь обитателей картины преобразится.

Ричард Дадд, сын художника и мастера резьбы по дереву, рано проявил способности к рисованию, был принят в 1837 в Королевскую художественную Академию. Возглавил группу викторианских художников «Клика». К этому периоду относится его известная работа «Спящая Титания» (1841). В 1842 участвовал в экспедиции по Греции и Ближнему Востоку, где в декабре, плывя по Нилу, пережил душевный переворот — почувствовал себя воплощением бога Осириса (происшедшее сочли солнечным ударом). По пути домой, в Риме и Париже, Дадд ещё несколько раз терял над собой контроль.

После возвращения в 1843 он был признан душевнобольным и отдан на попечение семьи. В августе 1843, увидев в своём отце воплощение дьявола, Дадд убил его ножом и направился в Париж; по пути он пытался убить ещё одного человека, был схвачен в Париже полицией и признался в отцеубийстве. Современные исследователи предполагают, что он страдал от шизофрении (видимо, он был к ней предрасположен генетически — жертвами умственного расстройства стали все его братья) либо от биполярного расстройства. Дадда поместили в психиатрическую клинику Бедлам, откуда в 1864 перевели в Бродмур.

«Мастерский замах сказочного дровосека» (англ. Fairy Feller’s Mas­ter-Stroke, также Удар волшебного дровосека) — картина английского художника Ричарда Дадда, которую он писал в течение 9 лет в лондонской психиатрической больнице Бедлам.

Передний план этой картины небольшого формата занимает переплетение трав и цветов. За ним взору зрителя предстаёт мир странных сказочных персонажей, которые застыли в ожидании удара дровосека по лесному ореху. Дровосек молод, крепкого сложения, на нём коричневый камзол из сукна или кожи, на голове шапка, из-под которой выбиваются волнистые рыжеватые волосы.

Он крепко стоит на каменистой почве и обеими руками сжимает занесенный вверх каменный топор. Орех представляет собой центр композиции. На нём сосредоточено внимание всех персонажей. Неизвестно, что находится внутри ореха, но кажется, будто бы, как только топор расколет его, спадёт какое-то заклятие и жизнь обитателей картины преобразится.

Ричард Дадд уделял большое внимание деталям картины. Некоторые мазки он рассматривал через увеличительное стекло, пытаясь добиться совершенства. Он создал эффект практически трёхмерного изображения, однако считал полотно незавершённым. Действительно, нижний левый угол картины представляет собой только набросок.

Для создания контекста картины, Дадд написал стихотворение «Elim­i­na­tion of a Pic­ture & its sub­ject — called The Fellers” Mas­ter Stroke», где каждому персонажу было дано имя и описана его роль.

Стихотворение полно аллюзий на английский фольклор и произведения Шекспира, доказывая что картина не является случайным плодом буйного воображения автора.

***

У нас есть подозрение, что Дадд тщетно и мучительно пытался выписать нашептавших ему трогательным ножичком пырнуть плоть отца обитателей Чумного Города (этому милому явлению, как читатель помнит, у нас посвящен отдельный тэг).

Вероятно, ему это удалось.

А орех — это ты сам, дорогой читатель.

Про дровосека домедитируйся самостоятельно.

***

еще шизоэтюды Дадда:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.