Космический романтизм в анимации Сабина Бэлаша

Известность румынскому художнику и аниматору Сабину Бэлаше (Sabin Bălaşa) принесла серия фресок, на которых он живописал дух Румынии. 19 росписей в фойе Ясского университета, созданные в 60-70-е годы, получили название «Зала потерянных шагов». Но приобретенная популярность сыграла с Бэлаше дурную шутку: мэрия Бухареста попросила его изобразить Чаушеску с женой, и после их расстрела художнику это припомнили как участие в строительстве культа личности. Это при том, что Бэлаше соцреализм нельзя даже суровой ниткой пришить: видны в нем и влияние Дали с Магриттом, и Венская школа фантастического реализма, а сам себя он называл «космическим романтиком». Кажется, одну картину с шахтерами у него найти можно, но да и все.

Однако больше, чем живопись, впечатляет его анимация. Ее он создавал с 66-го до конца 70-х, и ограничился девятью совершенно сновиденными короткометражками. В большинстве из них нет последовательного сюжета, зато это, по сути, девять живописных картин, которые рисуются, развиваются, перетекают у нас на глазах. Какие-то из них совсем попроще — например, «Fascinație», повествующее просто о любовной истории. А какие-то сильно, сильно посложнее: например, «Pasărea Phoenix» («Жар-птица» или «Феникс») напоминает местами наиболее фантасмагорические сцены «Приятной катастрофы» Петра Камлера, а «Orașul» или «Город» вообще, кажется, тянет на онейрический манифест урбанистической магии.







Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.