Секс, наркотики, Дух и Искра: мифология Дэвида Аллена

«Ты, кто смотрит в небеса и живет по луне… Ты, кто сам себе каждый… Ты, кто может летать… Ты, кто от мира рожден, но миру не принадлежит… Ты, кто пророчествует о будущем, не зная его… Ты, кто говорит с каждым в молчании… Ты, кто занимается любовью глазами… Ты, кто говорит с деревьями, уважает гномов и слышит, как растет трава… Ты, кто прожил множество жизней и умер множеством смертей… Знай, что GONG – планета, где жизнь достойна того, чтобы ее любить. Добро пожаловать – где ж ты пропадал?»

gong«Самые важные вещи в жизни – Дух и Искра».

Дэвид Аллен

Дэвид Аллен, «Мэрлин, Гэндальф, Дамблдор» среди хиппи, основатель британской рок-группы Soft Machine и французской Gong, интересен в первую очередь своим мифотворчеством, которым и занимался всю жизнь, иногда оставляя время на музыку. Силой этого мифотворчества он сумел организовать не только вышеупомянутые коллективы, но и еще целый, по его выражению, «круг» музыкальных групп, проектов и коллабораций, в центре которых, «как бриллиант в короне», расположил Gong.

Всю жизнь Аллен бежал славы. В одном из интервью он признался, что считает всю коммерческую систему полной иллюзией, и для него нет ничего хуже, чем сотрудничество с крупными музыкальными компаниями. Может, благодаря им у него бы появился дом и целый автомобиль (так-то у него было пол-автомобиля), но за такой комфорт пришлось бы серьезно поплатиться. «Едва только слава стучится ко мне в дверь, я пропадаю, саботирую, да пофиг… Благодаря этому бизнесмены знают, что ставить на меня не стоит, что меня устраивает».

Несмотря на это, Аллен – персонаж легендарный, успевший пожить в Бит-Отеле, поиграть на поэтическом выступлении Берроуза, поучаствовать в парижских волнениях 1968-го года (подарив полицейскому плюшевого медведя), и, конечно, создать свой собственный мир из музыки, пророчеств и странного мифа, который все еще продолжает жить после смерти его создателя.

Религия или шутка?

Начать, пожалуй, стоит с того, что Дэвид Аллен познакомился битниками, а через них – с творчеством Сан Ра (о котором мы писали ранее вот здесь – http://old.katab.asia/2011/11/22/sunra/). Его Аллен уже открыто называл предтечей: «Можно сказать, что Гонг основан на мифе Сан Ра, он – наш предок».

ооСобственно, Сан Ра был много более авторитарен, чем Аллен, наставлял целый отряд учеников-джазменов, которые были больше похожи на жрецов-учеников патриарха, чем музыкантов, и, видимо, предельно серьезен. По крайней мере, его путешествие на Сатурн, наставление от инопланетян, общее преподнесение своей деятельности как магического акта были для него настоящей жизнью, в которой можно было и потерпеть поражение – незадолго до смерти, он признался, что «его миссия потерпела крах».

Аллен же не был авторитарен вовсе, предпочитал уходить что из Soft Machine, что из Gong, если чувствовал разлад с участниками; его сторонние проекты и коллаборации создавались не в отношениях «учитель-ученик», но в духе свободы и равенства, а «потерпеть крах» Аллен не мог благодаря существенному улучшению, которому он подверг собственную «космическую мифологию», в остальном весьма похожую на видения Сан Ра.

Аллен преодолел противопоставление серьезного и несерьезного; его мифологию зачастую уравнивают с пародийными религиями – например, верой в Летающего Макаронного Монстра, и действительно – на серьезных щах верить хоть в одно, хоть в другое, никто не сможет. Но при этом мифы Gong – не издевательство (они вообще не направлены против религии), а некое пространство смыслов, в котором можно жить, в рамках которого были установлены собственные ценности и собственное представление о норме. Под покрывалом шутки высказываются мечты о лучшем обществе, большей свободе и естественности, а сам Аллен, следуя мифу Gong, показывает, что можно плюнуть на всю систему товарно-денежных отношений и прожить жизнь-подвиг, жизнь-праздник, жизнь-мечту.

Кроме того, Дэвид Аллен утверждает, что началось все с настоящего видения, которое посетило его на Пасху 1966 года. К нему пришли Октавные Доктора (Octave Doc­tors) – носители высшего сознания и интеллекта, проводившие эксперимент над всем его поколением. Объятые ярчайшим светом, лучащиеся Любовью, они заставили Дэвида задуматься над смыслом своей жизни – и тут же придать ей этот смысл через музыку и весть про счастливую нематериальную планету Gong.

Октавные Доктора, кстати, это мудрые и могущественные защитники и учителя планеты Gong, а выглядит каждый из них как глаз в радужном круге с треугольником. Тут уж вспоминается видение Иезекииля, который видел во Славе Господней глазастые колеса, единые с Тетраморфом – впрочем, сеттинг у Аллена очень далекий от иудейского.

290967

Зато размах со временем достиг библейского! У мифологической системы Gong кроме пророка и миссионерской деятельности (весьма внушительной!) есть своя космология, духовная иерархия, героический эпос, эсхатология; предположим, что чайнички (в которых в свое время заваривалось понятно что), на которых летают эльфы, намекают даже на собственные веселые ритуалы инициации и причащения…

Что же касается искренности Аллена, то, если послушать некоторые реально безумные записи и интервью с ним года эдак 1975, где он на разные голоса начинает разговаривать сам с собой, то становится понятно: вот такая просто действительность у человека – приходят, нашептывают, показывают; просто сущности настолько жизнерадостные, что совершенно невозможно не пошутить после их визита… И даже в старости Дэвид называл Gong «сверхъестественным для него явлением».

daevid-allen-770

Мифология планеты Gong

Странно, но на русском никаких материалов про эту систему не нашлось, так что пришлось напрямую брать информацию с сайта http://www.planetgong.co.uk/ – там информации еще больше, и она строже структурирована, но вся на английском языке. Кроме того, костяк мифологии был сформирован в трилогии «Radio Gnome», состоящей из альбомов «Fly­ing Teapot» (1973), «Angel’s Egg» (1973) и «You» (1974), так что можно просто прослушать их.

Итак, планета Gong неизвестна астрономам потому, что расположена на седьмом небе или в седьмых небесах, звуковой реальности, управляющейся законами музыки сфер. Нас с ней связывает Невидимое Радио Гном – телепатическая пиратская радиостанция, соединяющая в сеть всех «посвященных» с планетой Gong.

Населена планета не людьми, а зелеными чайникоголовыми эльфами с пропеллерами на головах, которые также могут слышать Радио, являться людям или оставаться невидимыми. У них даже есть своя собственная система самоуправления – «плавучая анархия». Знаменитые летающие в космосе чайники, намек на Чайник Рассела – их транспортное средство.

2006_November_Amsterdam_programme

Ну и, несмотря на анархию, они прислушиваются к мнению Октавных Докторов, о которых говорилось выше, да и вряд ли могли бы их ослушаться. Дело в том, что все они рождаются из Октавных Докторов и умирают обратно в них же, каждому Доктору соответствует 32 эльфа, всего докторов тоже 32 – то есть всего 1024 эльфа, вот и практически все население планеты! Поскольку Доктора всегда рядом, то в храмах эльфов нет ни статуй, ни священных символов – только места для чаепития и конфиденциального разговора с собственным Октавным Источником.

Кроме «основного эльфийского состава» на Gong есть еще какое-то количество бессмертных, уже гораздо более сказочных. Среди них – Высочайший Король Эльфов, его Хорошая Ведьма Йони (продвинутая – летает не на метле, а на пылесосе, но служит по старинке Богине Луны), Почти Высочайший Принц Сновидец, Принцесса Листьев, Чародей-Ключник (хранитель высшего знания и пирожков с гашем), супергерой Гашман, спасающий эльфов во всех мирах…

Ну и, конечно, эпический герой-трикстер, Zero the Hero – Герой-Ноль (или даже Ноль Без Палочки), посвященный в Радио и призванный от своей обыденной жизни искать среди людей Героя (которым сам и является) – альтер-эго мифотворца.

Кроме имеющих мифологическое значение персонажей в мифологии Gong нашлось место и весьма меткому, хоть и доброму подшучиванию над некоторыми типичными представителями «мистического социума» – например, в ней есть пивной гималайский йог Банана Ананда, все время повторяющий мантру «Банана Нирвана Манана» и владеющий мощным магнетизмом (особенно работающим на дам) или американский мультимиллионер-филантроп Герберт Герберт, эсквайр, очень интересующийся музыкальными коллективами…

Кроме того, мифология Gong вполне может увековечить многих участников группы, которые стали ее частью (даже кроме Нуля Без Палочки). Например, Майк Хоулетт, участвовавший в группе, стал Mista T Being – египтологом-свиноводом, создателем линзы для телескопа, через которую можно увидеть планету Gong, первым человеком, услышавшем Радио Гном (причем есть целое сказание про то, как это случилось). Кроме него радужно-сказочной «историей» обросли, получив свои новые имена, Микетт Жироди (Bam­baloni Yoni), Пьер Мерлен (Pierre de Stras­bourg), Тим Блейк (High­tea Moon­weed), Кристиан Триш (Капитан Подводной Лодки), Дидир Мальхербе (Bloom­di­do Bad der Grasse).

Что же насчет Конца Времен, то вместо него предполагается 2032 год, в котором, как услышал от Докторов (и спел в альбоме «2032») Аллен, огромное количество эльфов воплотится среди людей, а планета Gong выйдет на контакт с Землей и даже предложит всем желающим переселение – своего рода Исход в музыкальную землю обетованную.

Наследие сказочника

«Я хотел внушить смелость людям, желающим избавиться от работы и уверовать в свое искусство, которое вело бы их по жизни. Я – живое доказательство того, что это возможно».

Дэвид Аллен

Мифология Дэвида Аллена – явление уникальное: в нем перемешались традиционные верования, восточные идеи и символы, осколки эзотерических учений всего мира и, конечно же, огромный талант ее создателя. В ней игра и шутка беспрепятственно перетекают в уникальный мистический опыт, а фантасмагорические пророческие видения не мешают легкости, свободе и юмору.

Судьба пророка зачастую – лучшая иллюстрация к сущности проповедуемой им религии. Дэвид Аллен прожил бессеребренником 77 лет – и не умер от голода и холода, а когда все-таки пришло время умирать – объявил о своей твердой вере в Волю Происходящего и принял смерть со спокойствием, решимостью – и любовью ко всем, кого оставлял. И даже на смертном одре он не терял присутствия Духа и Искры, которые и породили всю его музыку, всю его сказку, все его волшебство.

Всем нам остается лишь дождаться 2032-го года – и кто знает,  не встретится ли нам среди веселых эльфов с планеты Gong сам Zero The Hero?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.