Психическая гигиена, информационный метаболизм и книжки Перлза От редактора. Недавно на почту Дорогой Редакции пришел приведенный ниже текст, ставший для нас весьма обнадеживающим. Оказывается, некоторые посетители нашего сайта не только прочли «Размышления о психической гигиене» и составили о них свое бесценное мнение, но также критически и конструктивно осмыслили статью, усвоив некоторые положения, сделав их частью пути своего развития. В приведенном ниже тексте не только демонстрируется процесс правильного «переваривания» и «усвоения» принципов Психической Гигиены, но и приводятся новые, собственные подходы и гигиенические процедуры, а также в контексте ПГ освещаются некоторые тексты и приведенные в них упражнения за авторством Ф.С. Перлза. Режьте, плюйте, жуйте, пробуйте! fr. Chmn В моем психическом развитии однажды произошел существенный скачок, о котором я хочу рассказать. Около четырех лет назад я активно изучал различные «духовные» книги и писания от буддизма и христианства до Хаким Бея и ситуационистов. Мне было кайфово это читать, я искал. Моя жизнь была скучной, я чувствовал ее неполноценность, очень много страдал в буддистском смысле этого слова, но все не помогало. Читал, читал… А толку? В конце концов начала обрисовываться определенная волнующая меня проблематика. Образоваться ей помогли книжки Пелевина — притча из «Поколения П» про «Оранус», притча в «Жизни насекомых» про навозный шар, который катит жук. Но я понимал, что, сколько бы правильных вещей я ни читал, они не проникают в мою жизнь, а просто вдохновляют и забываются, вдохновляют и забываются, и так до бесконечности. Более того, все это начало копиться как мусор, и куски информации уже плохо интегрировались друг с другом и с моим сознанием, образуя громоздкие конструкции, которые управляли мной, а не я ими. Со временем мне гораздо легче стало пересказать что-либо, чем проанализировать, осмыслить и применить. Если бы мне тогда попался Катабач, я бы читал его с интересом, рассказывал бы всем как это круто, но это никак не влияло бы на мою жизнь. Вообще никак. Это было весьма печально, и я не знал что с этим делать. Однажды я наткнулся на книгу Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия». Джон Лилли, кстати, писал про этого чувака в своем «Циклоне». Пролистав до привлекшей мое внимание картиночки, я стал читать со случайного места и поразился тому, как точно автор рассматривает мою ситуацию. Это меня очень тронуло, я стал по многу раз перечитывать эти отрывки, размышлял об этом, потом дошел до глав с упражнениями.… и да, это было полезно. И сложно. Хочу рассмотреть свои мысли по поводу текстов Перлза и некоторые изложенные в них концепции в контексте психической гигиены. Потребление человеком информации во многом напоминает пищевое поведение. Пища духовная вызывает интерес, обрабатывается, переваривается и при благоприятных условиях становится частью психики. Можно дискутировать: или это просто удачная метафора, или эти процессы действительно как-то объединены в нервной системе, имеют общие корни и т. д. Я придерживаюсь второй теории и считаю, что телесные и ментальные процессы влияют друг на друга. Неблагоприятная хуйнища происходит в случае заглатывания информации без ее пережевывания, то есть без агрессивного отношения к ней. Если к информации нет агрессивного отношения, то есть она не разделяется на части, не осмысляется критически, не подвергается вкусовой оценке каждый отдельный ее кусочек, а не только текст/произведение в целом, если не происходит выделения из нее общих концепций, а воспринимающий информацию не прислушивается к эмоциям, которые вызывают отдельные ее куски… в таком случае происходит преждевременное заглатывание, и идеи/образы присутствуют в психике в качестве непереваренных кусков, и в таком же виде выходят — обесцениваются, отвергаются в результате разочарования, наскучивают в результате того, что человек рассказывает о полученной информации всем вокруг. Насыщения при таком отношении не происходит, голод остается и продолжается бесконтрольное потребление. Чтобы насытиться и получить питательные вещества, нам нужны не только хорошие источники, но и наши зубы, желчь, вкус и отвращение, что, на мой взгляд, имеет непосредственное отношение к психической гигиене. Люди проглатывают все подряд, и не только по привычке, но и из-за веры в авторитеты, невнимательности, нечувствительности к тому, сколько впечатлений и знаний требуется личности в данный момент. Часто фактором, способствующим замусориванию своего внутреннего пространства, является неумение разделять эмоциональное и логическое (если мне весело с этим человеком, то это еще не значит, что он правильно мыслит), энергию и мировоззрение, отдельные верные находки в произведении от кучи хлама, выдаваемого тем же автором. Здесь хорошо бы вспомнить про «Нарезки», которые могут послужить не только художественным методом, но и методом духовного питания. Ясно ведь, что, прочитав множество упражнений по духовному развитию из какой-нибудь Психической Библии, можно благополучно их все забыть, а можно аккуратно откусить парочку тех, которые действительно в данный период вам нужны, и, критически осмыслив или изменив, ассимилировать. В статье «Размышления о психической гигиене» на Катабазии описывались в основном практики связанные с аннигиляцией, отвращением, отвержением. «Не ходите туда», «откажитесь от того, того и этого», «изолируйтесь от того», «избегайте сего». Это важно, но при чрезмерном использовании такого подхода он порождает голод. И вот я снова наблюдаю себя стоящим у холодильника и жрущим, или неотрывно просмотревшим десять сезонов Клиники, или набивающим рюкзак книгами из магазина, которые потом не прочитаю. Я предлагаю обратить внимание на другой подход. На подход зубастый. Можно объявлять какие-то явления вражескими и мерзкими (психотерапию, Битлз, твою мамку), а можно, поняв, частично усвоив, частично отвергнув, обратить их к себе на пользу. Точно также можно твердить какая хорошая вещь Coil/Евгений Головин/Катабазия, пытаться поверить каждому их слову и в конце концов разочароваться или натворить хуйни. Или наоборот, усваивать только то, что вам глубоко соответствует, и понемногу развивать себя. Начать гигиенические процедуры можно с анализа собственных убеждений, вкусов и установок. Что из этого является действительно моим — дает радость, энергию, вписывается в картину мира, помогает что-то понять, а что взялось во мне непонятно откуда и почему-то до сих пор влияет на мое поведение. Добавлю, что развивать свои ментальные зубы и вкусовые рецепторы было очень сложно. В книжке были упражнения на внимание и сосредоточение, и делал я их со скрипом и раздражением, потому что интуитивно чувствовал, что это то, чего мне не хватает. Зато это реально помогло мне, а отношение к информации действительно постепенно удалось изменить. Обзор упражнений из книг «Эго, голод и агрессия» (3‑й раздел) и «Практикум по Гештальт-терапии» Все упражнения предлагается выполнять с целью осознания, наблюдения и анализа своих аффектов, психических процессов, а не ставя целью достигнуть конкретного результата. Я сознательно не привожу здесь упражнения подробно, потому что наибольшую ценность они представляют в сочетании с подробным комментарием по возможным тупикам и ошибкам, приведенным в книгах. Упражнения по сосредоточению на еде Занимают центральное место в системе упражнений. Предлагается внимательно есть, сосредотачиваясь на возникающих импульсах нетерпеливости или, напротив, отвращения и раздражения. Эти импульсы обычно остаются вне сознания, когда мы во время еды уходим в астрал, смотрим телевизор, читаем или беседуем с кем-то. Однако именно они приводят к высвобождению большого количества агрессивной энергии, которую требуется направлять непосредственно на предмет — пищу. С одной стороны, появляется возможность получать гораздо большее удовольствие от вкуса и даже процесса разрушения поглощаемой пищи, с другой — часто оказывается что потребляемая продукция отвратительна или избыточна. С помощью такого упражнения можно прорабатывать любой процесс потребления. Причем, когда берется такой биологический простой субстрат, это позволяет затрагивать самые животные, автоматические и аффективные механизмы психики. Здесь можно сделать небольшое отступление о связи психических и телесных процессов. Почему с помощью телесных упражнений можно влиять на мышление и чувства? Потому что это сферы очень взаимосвязанные. Поэкспериментировав с различными позами, жестами, движениями, напряжением, расслаблением, можно понять: телесный процесс непосредственно влияет на психический, и наоборот. Поэтому тело представляет собой отличный субстрат для работы с психическими явлениями. Упражнения на нахождение в настоящем, упражнения на прекращение вербализации Раньше читая всякую буддистско-даосскую макулатуру я очаровывался идеей «внутреннего молчания», а также «пребыванием в здесь и сейчас». Эти вещи описывались как нечто, чего очень сложно достичь, окутанное мистическим флером. Никаких конкретных указаний никогда не давалось, все это было абстрактными рекомендациями. Перлз рассматривает эти проблемы очень просто, практически, предлагая конкретные упражнения и способы, направленные на выяснение того, какие чувства обычно избегаются и заставляют уходить из настоящего в фантазии, зависимости и прочее. Для него это не мистическое переживание, а необходимая человеку для адекватности гигиена ума. А вот простое упражнение на прекращение внутреннего диалога/монолога: надо вести его осознанно, а когда есть возможность — вслух. Тогда из расплывчатого голоса это постепенно превращается в собственную речь, просто не озвученную, в субвокализацию. И тогда молчание можно вызвать не усилиями, а наоборот, расслаблением. Упражнения на визуализацию, воспоминание, телесное сосредоточение, осознание чувств Эти упражнения, опять же, основаны на отслеживании эмоций и автоматизмов, которые не осознаются и мешают полноценному фантазированию или восприятию. Таким образом, после тренировки на пищевом поведении сосредоточенность можно применять к любым сферам деятельности. Также большое внимание в книжках уделено тому чтобы уяснить разницу между сосредоточением и принуждением себя к нему, искусственным и естественным вниманием, отсутствием интереса и избеганием, что тоже часто обходится стороной в различных книгах посвященных работе с вниманием. Кстати, упражнения из «Эго, голода и агрессии» а также из других книг Перлза (например, «Практикума по Гештальт-терапии») часто очень похожи на многие упражнения из книг по магии. Однако они лишены магического контекста, да еще и снабженные подробнейшим описанием возможных ошибок: сосредоточение, визуализация, опора на телесность, перепросмотр, здесь и сейчас для чайников, которые хотят, чтобы им хоть раз объяснили нормально. При выполнении этих упражнений становится ясно, что способность к «дентальной», а не отвергающей агрессии, имеет непосредственное отношение к умению сосредотачиваться, усваивать информацию, да попросту думать и творить. Тщательно оцененная, обдуманная, отрефлексированная и разделенная на составные части информация сама усваивается и становится полезной, примерно как пища усваивается в желудке сама, без участия сознания. Просто в нужный момент будут всплывать в сознании не разрозненные куски текста, неповоротливые образы и воспоминания, а готовые полезные мысли и идеи, встроенные в цельную картину. Лирическое отступление об отвращении и агрессии Если у человека есть способность переживать отвращение, он становится мало восприимчив к формированию извне. Какая тут может быть пропаганда? Лживая, безвкусная, несоответствующая внутренней ситуации информация будет попросту отвергнута или, если вызывает интерес — переделана, нарезана, принята частично… Нельзя научиться думать, потребляя все больше информации. Глупость — это безвольная неагрессивность ума. Только умея разрушать, менять, критиковать, можно думать, а не просто повторять за тем, кто высказывается. Неправильно думать, что одну пропаганду можно победить другой. Даже если заставить религиозного человека «проглотить» догмы атеизма, или научного подхода, или еще какого-то мировоззрения, это не будет означать, что он развился. Есть люди, которые в разговоре часами пересказывают книги и сериалы, и от которых никак не добьешься слов о том, как, чем, почему понравилось произведение, что оно вызвало в рассказчике, как соотносится с ним самим. Они просто выдают то что получили — потому что не впиталось, потому что не прожевано, потому что слишком много. Часто в обществе можно увидеть пугливое отношение к агрессии и отвращению — родители впихивают в детей еду, в институтах ради обучения предлагается запихивать в себя ненужные и огромные массивы информации, чтобы выблевать их на экзамене и забыть. Отвергая адекватную агрессию, люди превращают себя и других в безвольных и глупых исполнителей. Возвращение себе природных импульсов агрессии и отвращения — важный процесс для перехода от внешней обусловленности ко внутренней, от состояния, когда вас формирует среда, к состоянию, когда вы ее формируете, а также к диалогу. Итог Итак, в Психической Гигиене важно уметь не только избегать «плохого» и стремиться к «хорошему», нужно уметь качественно, критически, разборчиво относиться ко всему и приспосабливать его к себе. Обращение человека с пищей соотносится с его подходом к информации, так что режьте, жуйте, плюйтесь, пробуйте! (с) Коробок Спичек Просмотры: 789 Навигация по записям Плечи, или криптоктеис Стивена КингаTwin Peaks: the most beautiful dream and the most terrible nightmare Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.