Вавилонский взгляд на затмения От Редакции. Лунные и солнечные затмения – знамения, пронизывающие человеческую историю с древнейших времен. «Черные» или «плачущие» луна и солнце были заметной частью еще тяготевшей к астрологии старовавилонской культуры, в летописи их вносили наравне с рождением и смертью царей. Вавилоняне записывали свои астрологические наблюдения веками – и использовали развитую ритуалистику для защиты от дурного влияния затмений. Сегодня мы предлагаем вниманию конфидентов труд исследовательницы Копенгагенского университета Уллы Кох-Вестенхольц, суммирующий вавилонский взгляд на затмения в двух основных вариантах: «профессиональном», астрологическом и жреческом, и более простом, доступном массам. Судя по изложенному в статье, затмения для вавилонян были настоящим «зловещим праздником», и «праздновать» приходилось всем вплоть до царей. Города закрывались и запечатывались, разжигались ритуальные жаровни, храмы окружались магическими кругами из муки, а жрецы-плакальщики возносили небу печальные литании, играя на медных литаврах. Особенный вред затмение могло причинить правителю – и в зависимости от месяца события ему предписывались различные сценарии поведения, призванные обернуть дурное влияние ему во благо. Иногда даже выбирали «подложного царя», смертника с группой таких же «придворных», которые месяцами изображали настоящих – а после затмения умервщлялись. Ну а в необычных случаях могли даже сочинять новые молитвы специально под необычное затмение – и в статье приводится одна такая, «молитва неизвестному богу», плач о возвращении былого миропорядка. fr.Chmn Большинство астрономических феноменов проходит для нас незамеченными из-за светового загрязнения, ставшего для современного человека привычным. Но даже сегодня солнечные и лунные затмения способны приковать к себе внимание, вызывая в зрителях восхищение и ощущение чуда. Особенно впечатляющими являются, конечно, солнечные затмения. Многие энтузиасты даже готовы мчаться за этим зрелищем на другой конец Земли! В среднем, полное солнечное затмение можно увидеть из конкретной точки нашей планеты только один раз в 360 лет, так как размер зоны, в которой луна полностью закрывает солнечный диск, составляет примерно сотню километров в диаметре. Лунные затмения – явление более редкое, но каждое может наблюдать половина земного шара разом. Так что наблюдать их можно достаточно часто из любой точки мира. Солнечные затмения происходят на новолуние, когда солнце и луна находятся в соединении, то есть в начале или в конце месяца согласно вавилонскому лунному календарю, в котором месяц начинается с появления на небе серпа растущей луны. Лунные затмения выпадают примерно на середину месяца на полнолуние, когда луна и солнце находятся в оппозиции. Вавилонские источники рассаказывают о двух основных подходах к толкованию затмений. Первый можно условно обозначить как общепринятый, согласно ему затмение – это катастрофа, избежать которой можно только прибегнув к специальным защитным ритуалам. Согласно второму подходу, более «ученому», затмение обладает множеством признаков, анализируя которые согласно своду строго определенных правил, можно судить о его характере. Оно могло быть и благим, но даже в обратном случае его общее негативное влияние могли сгладить благоприятные астрологические явления. Конечно, оба этих подхода тесно сплетены между собой, и между ними нет явной границы, как мы и увидим ниже. Для соседей Вавилона затмение также выступало в основном дурным предзнаменованием. В немалой степени причиной тому было их культурное влияние, но к заимствованию “мудрости сынов востока” прибегали не всегда. Прорицатель Аскудум в своем письме [1] королю Мари пишет о том, что лунное затмение выпало на 14й день и что (I. 7–8) nil-as-ku-un an-ta‑a/-/e‑e ‑em sa-a-/i ma-ru-us (“затмение есть знак дурной”). Несмотря на то, что в Мари [2] не было известно о вавилонских астрологических толкованиях, Аскудум не дополняет свое письмо академической интерпретацией затмения, однако советует обратиться к пояснению посредством гаруспиции. По похожей схеме солнечные затмения [3] толковались в Угарите XIV века, где толкование базировалась не на астрологических феноменах, а на дивинаторных практиках, в том числе гадании на внутренностях. В Хатуссе вавилонскую астрологическую литературу, в том числе касающуюся трактовки затмений, изучали как на языке оригинала, так и в переводе на хеттский, однако в практических целях [4] тексты практически никогда не применялись. В Вавилоне и Ассирии I‑го тысячелетия гаруспиция служила определения произойдет ли затмение или нет. Шамаш, бог солнца Ученая традиция Явление затмений и их грозное значение стали описывать в предсказательной литературе старовавилонского периода еще со времен зарождения традиции вести письменные описания различных знамений. Толкование происходило по четким правилам, согласно которым рассматривалось как влияние на Вавилон, так и на другие народы. В некоторых случаях значение затмения могло быть благим, а присутствие некоторых сопутствующих знаков могло и вовсе свести его влияние на нет. При этом лунное затмение воспринималось как послание от богов, или конкретно от бога луны Сина, который также мог “отменить” ожидаемое затмение по своему усмотрению. В вавилонской астрологии не солнечные, а именно лунные затмения представляли особый интерес и имели наибольшее значение. Возможно причина этого в их относительной частоте по сравнению с солнечными, а также в том, что их появления и различные вариации можно было легко проследить и классифицировать. В вавилонской предсказательной литературе толкования затмений фиксировались очень тщательно и полно. Применение предсказательных техник крайне хорошо проиллюстрировано во множестве писем и отчетов ассирийских и вавилонских астрологов направленных двору ассирийских царей Асархаддона и Ашшурбанипала. Считалось, что астрологические знамения имели прямое влияние на значимые аспекты общественной жизни – военные походы, посевы и сбор урожая, а также на царя как общественную фигуру. Больше всего астрологи были озабочены угрозой, которую несло затмение царю. В зависимости от толкования, в целях защиты царя могли осуществляться масштабные апотропеические обряды, в иных случаях такие меры опускались. Интерпретация затмений уже в старовавилонский период опиралась на развернутый схематичный набор характеристик, часть которых, впрочем, фактически не существует в природе. [5] Приметы лунных затмений задокументированы в табличках с 15 по 22 серии клинописных таблиц Энума Ану Энлил, сборника астрологических предзнаменований, собранных за тысячелетний период наблюдений. Информация по солнечным затмениям содержится в таблицах в 31 по 39. Общие правила толкования лунных затмений были собраны в соответствующих схолиях, таких как фактологический комментарий Сумма Син ину тамаритсу и Великий Список Звезд. Существовали разные способы интерпретации одних и тех же астрологических явлений, и во многом трактовка зависела от самого толкователя, а его знания и навыки определяли какие из значений связанных с небесным явлением [6] он извлечет и отправит царю. Все правила толкования затмений подробно обсуждались в недавно проведенных исследованиях [7] данной темы, в этой работе я дам лишь общую канву. В вавилонской астрологической традиции существовало четыре важнейших точки, связанных также с политическими силами и географическими сторонами света, которые играли важнейшую роль в толковании: Субарту (Север, Ассирия), Аккад (Юг, Вавилон), Амурру (Запад), Элам (Восток). Каждая ассоциировалась с четвертью лунного диска, независимо от фактического географического положения. Соответственно определяющим для толкования замтения становилось то, какая часть лунного диска была скрыта тенью. Верхний квадрант соответствовал Амурру, нижний – Субарту, правый Аккаду и левый Эламу. Значение имело также и направление движения тени по диску, но для его толкования использовалась иная схема – северный квадрант соответствовал Аккаду, южный – Эламу, восточный Субарту и западный Амурру. Дата, на которую выпадало затмение, также была значима, двенадцать месяцев были разделены на четверти. I, V и IX соответствовали Аккаду, II, VI, X – Эламу, III, VII, XI – Амурру, IV, VIII, XII – Субарту, 13‑й день – Аккаду, 14‑й – Эламу, 15‑й день – Амурру, 16‑й день – Субарту. Среди прочих значимых факторов можно выделить направление преобладающего ветра, и момент манифестации затмения – когда луна появляется на небе или скрывается с него. Син, бог Луны Особую роль играло также присутствие во время затмения значимых планет, особенно Венеры и Юпитера. Если во время затмения был виден Юпитер, звезда Мардука, оно не несло опасности для царя. Солнечные затмения толковались похожим образом, исходя из скрытого квадранта (SAA 10 100:28 ff.), присутствующих планет, и т.д. Однако солнечные затмения считались менее опасными чем лунные. Один толкователь дает следующий комментарий частичного солнечного затмения (SAA 10 148): “Солнце затмилось на ширину двух пальцев на восходе. В проведении защитных обрядов, как в случае с лунным затмением, нет необходимости. Я могу описать и отправить соответствующие ему предзнаменования, если вы пожелаете”. Со временем толковательные схемы менялись, в частности это коснулось соответствия квадрантов солнечного и лунного диска относительно частей света. Однако общая канва правил оставалась примерно одной и той же. В эллинистический период знаки лунных затмений стали связывать с 12 знаками зодиака вместо 12 месяцев, а присутствие или отсутствие различных планет стало играть еще большую роль чем раньше. [8] В какой-то момент толкователи стали документировать признаки наблюдаемых затмений более тщательно, и возникло революционное открытие: небесные явления носят регулярный характер, соответственно их появление можно прогнозировать. Уже новоассирийские и вавилонские толкователи могли с относительной уверенностью предсказывать полные и почти полные лунные затмения, а частичные – как вероятность. Предсказания солнечных затмений были задачей более сложной. [9] Похоже, толкователи опирались на расхожее мнение, что солнечное затмение происходит к концу того месяца, в котором ожидается лунное. Мы часто встречаем свидетельства, что особо пристальные наблюдения за небосклоном велось в периоды ожидания солнечных и лунных затмений. [10] Однако факт прогнозирования ничуть не уменьшал их опасность. [11] Страх перед затмениями как таковыми тоже не сходил на нет, и защитные обряды все еще выступали первой необходимостью. В период античности халдеи и вавилоняне были знамениты своим тщательным наблюдением за небесными феноменами. Существуют свидетельства о ведении и хранении вавилонских гороскопов за период в 470 000 лет, [12] и фиксировании наблюдений затмений с 747 г. до н. э., [13] что представляет для нас куда большую практическую ценность. Это свидетельство соответствует дате первых задокументированных затмений, отсылающих к VIII в. до н.э., [14] хотя оригиналы до наших дней не дошли, и информация содержится только в ассирийских копиях вавилонских документов. В них можно найти изобилующие деталями последовательные отчеты о каждом произошедшем лунном затмении. Эти отчеты сгруппированы в циклы по 18 лет (так называемые Саросы). Ежедневные наблюдения были занесены в “Дневники” [15], названные соответственно “регулярными наблюдениями” (nasaru sa gine). Мы знаем, что подобные наблюдения вели служители храма Эсангил в Вавилоне, ими занимались специально отобранные толкователи, ответственные за ведение подробных записей своих наблюдений. Все опубликованные Дневники имели вавилонское происхождение, самые ранние из них датируются 652 г. до н.э. Подобные наблюдения, вероятно, велись во всех крупных образовательных учреждениях. Например, из письма нововавилонского периода (UET 4 168) адресованного Син-риманни из Ура, говорится, что автор не смог пронаблюдать произошедшее затмение из-за стоявшей в тот день облачности, и потому просит Син-риммани прислать ему подробный отчет о его деталях. В дневниках подробно описаны характеристики луны в моменты затмений, например об изменении цвета диска (no. ‑391:2), как и характеристики самих процессов, с упоминанием даты, времени начала, появления и направлении тени, масштаба и длительности максимальной фазы, а также направления в котором тень пересекает лунный диск. Подробно описаны метеорологические феномены (степень освещенности и преобладающий ветер) и присутствие планет и звезды Сириус. В дневниках также содержатся записи о затмениях, которые ожидались, но не произошли. В них также описаны солнцестояния, равноденствия, поведение Сириуса, падение метеоров, погодные условия, а также изменения цен, уровня речной воды и перечисление исторических событий. Многие из описанных в отчетах о лунных затмениях и астрономических дневниках наблюдений (хотя и не все) имели свое значение в предсказательной практике. Некоторые из них в дальнейшем даже использовались в математико-астрономических текстах для предсказания астрологически значимых феноменов. [16] Иногда вавилонские астрологи и астрономы точно рассчитывали возникновение затмений. Но доказательств того, что у них было понимание их астрономического механизма, не выявлено. Вавилонская картина мира строилась на нумерологических отношениях явлений в большей степени, чем опиралась на геометрическую, кинематическую модель вселенной. Основой такого гармоничного мировосприятия была шестидесятиричная система. В вавилонской астрологической литературе бог луны Син творит затмения или развеивает их по своему усмотрению. Часто в астрологической литературе можно встретить фразу “Син/Шамаш сотворил затмение” (attala isakkan), а в случаях, когда ожидаемое затмение не происходило, толкователи пишут что он (Син/Шамаш) “позволил ему пройти мимо” (usetiq). Однако подстрочный индекс к секции о лунных затмениях серии Энума Ану Энлил, ссылается на несколько иных представлениях о лунных затмениях. Здесь затмение выступает одновременно и результатом решения лунного божества, одной из катастроф, вызванных божественным проведением, и результатом демонического вмешательства: Вот силы, что присутствуют когда Син принимает решение. Божества земные и небесные, что определяют… деяния человека, затмения, наводнения, болезнь и смерть, демоны-галлу, Семь великих, собою луну закрывают. [17] Эта выдержка хорошо демонстрирует взаимосвязь ученого и общепринятого взглядов на затмение. Общепринятое восприятие затмений Можно с уверенностью предположить, что в Месопотамии, ровно как и в других древних и современных культурах, расхожим было представление о затмении как о дурном предзнаменовании. Затмения творили злые боги, в то время как бог луны горевал в беспомощности, зловещая демоническая мощь наглядно демонстрировала себя миру, и люди объединялись в попытках отвести угрозу от города, его храмов и царя. Затмения сами по себе считались катастрофой, чреватой мрачными последствиями, трещиной в естественном порядке вещей. Сгладить их было доступно лишь любви богини Иштар. [18] Угроза затмений широко воспринималась как нечто неотвратимое, независимо от того были это полные затмения или частичные, а все параметры, на которые опирались ученые толкования, как и сами эти толкования, не имели для масс никакого значения. Для того чтобы отвести зло лунного или солнечного затмения от царя, незадолго до ожидаемого затмения необходимо было выбрать ему замену, которая примет удар на себя. [19] Связанный с этим ритуал [20] скорее всего практиковался еще в старовавилонский период, но наиболее полная информация о нем содержится в письмах и отчетах толкователей двору Второго Вавилонского царства. Ритуал состоял в следующем: человек низкого социального статуса, в некоторых случаях заключенный, был коронован и обвенчан с царицей, к нему была приставлена охрана и свои придворные. Во время “правления” суррогатного царя, к истинному царю толкователи обращались не иначе как к “крестьянину”. К концу периода влияния затмения, который составлял до 100 дней, подмененного царя вместе с его царицей казнили, над настоящим царем совершали защитные обряды, и он продолжал свое правление. [21] Тематика козла отпущения, принимающего на себя несчастье вместо того, на кого оно было направлено, была крайне расхожей в магии Месопотамии, в данном конкретном случае она доведена до крайней степени по причине грандиозной серьезности угрозы. Для пущей защиты царя были проведены последующие ритуалы защиты и очищения, среди них бит римки или “Обряд Купальни”. Это специально разработанный очистительный ритуал, призванный отвести любое зло, способное навредить царю, будь оно вызвано колдовством, нарушенным табу или дурным предзнаменованием, но чаще всего он практиковался именно в связи с затмением. Для адаптации к этой цели в молитвы (сипту) и заклинания (су-ила) ритуала была более-менее органично внесена так называемая формула-атталу: “Против зла что несет лунное затмение, произошедшее десятого дня того-то месяца, дурного своими предзнаменованиями, что были явлены в моем дворце и на земле моей”. [22] Сохранились копии су-ила написанных по специальным случаям, с употреблением имени конкретного царя, например Саргона и Самас-сум-укина. Формула атталу была включена в молитвы многим богам, например Дамгаль, Гуле, Ишхаре, Сипазианне (Ориону), Мардуку, Нергалу, Шамашу и Нинурте, однако отсутствует в молитвах Сину. Даже в тех случаях, когда лунное затмение не действовало на царя прямым образом, оно все равно считалось опасным, и требовало от правителя страны дополнительной осторожности, и проведения защитного обряда намбурбу (SAA 10 347). Клинописная табличка из библиотеки Ашурбанипала содержит описание обряда намбурбу, для защиты от зла, связанного с лунным затмением (BM 121037). [23] Этот обряд судя по всему был достаточно продолжительным, сохранившиеся данные описывают действия, производимые к концу его третьего или четвертого дня. Хотя намбурбу творились в основном в целях защиты отдельных лиц от злых предзнаменований, вряд ли конкретный обряд как мера защиты от влияния затмений проводился для кого-либо кроме царя. Ритуал был частью серии nam.bur.bi.mes, и встречается только в коллекции библиотеки Ашшурбанипала, [24] подобных ему более нигде не встречается. Существует специальный месяцеслов лунных затмений CT 4 5–6 (Bu 88–5‑12, 11), [25] написанный новоассирийским дуктом, однако определенно скопированный с вавилонского оригинала. [26] Он описывает действия, которые должен совершать и избегать царь, чтобы его обошла угроза затмения, выпадающего на 12‑й, 13‑й или 14‑й день двенадцати месяцев, для тринадцатого месяца обрядов не предписано. Согласно подходу астрологов, затмение выпадающее на 13‑й день имеет влияние на царя Аккада. Возможно фраза tumnu switu ana sarri ul isanniq означает, что эти ритуалы относятся только к случаям, когда природа затмения не опасна для самого царя, но требует проведения защитных ритуалов в качестве меры предосторожности. Ритуалы крайне вариативны по своей природе, поэтому дополнительное пагубное воздействие затмения зависело от месяца, в котором оно происходит. В месяц Нисану ритуал начинался еще до начала затмения и включал в себя подношения богам Ану и Энлилю. В Думузу царю предписывалось провести два дня в бит мезери, “Доме Плена”, в рамках защитного обряда против демонических сил. Библиотека Ашшурбанипала в Британском музее Однако в подавляющем числе случаев дурное влияние затмения можно было не только отразить, но даже обернуть себе на пользу. Для этого нужно было совершать подношения богам, использовать приемы симпатической магии – развязывание узлов, обряды с козлом отпущения, пищевые запреты, изменение порядка бытовых действий и др. Для ритуала в месяц Улулу предписаний минимальное количество: предполагалось, что затмение совпадет с появлением астрономической манифестации верховного бога Энлиля, созвездия Волопаса, по крайней мере в теории. Нигде не упоминается кто должен вести царя через обряды, но предположительно это должен быть экзорцист асипу. Храмовые танцовщицы и актеры культа Иштар, курргару и ассинну, тоже участвовали в обрядах играя духов, осыпающих царя благами. Они также были задействованы в некоторых персональных защитных ритуалах для изгнания злых духов. [27] Текст, записанный в месяцеслове, следующий: Когда лунное затмение происходит на 12‑й, 13‑й или 14‑й день месяца Нисану, зло от него на царя не ложится. В день лунного затмения повесь на врата полотно из красной шерсти, возжигай благовония из растения ата ису с правой стороны врат в честь Ану. Возлияй пиво мазу, колен не преклоняй. Возжигай благовония с левой стороны врат в честь Энлила, колен не преклоняй. Царь, с момента как покажется затмение, должен поклониться в южном направлении. Смешай кровь ласточки с кипарисовым маслом, и смесью этой отметь ложе, и тогда зло пройдет стороной. В месяц Айяру окропи царя можжевеловой водой, лоб его помажь миррой, пусть взглянет царь на храмовую танцовщицу, и она благословит его, и тогда зло пройдет стороной. В месяц Симану пусть проклянет он своего наследника и не будет разговаривать с сыном. Пусть просыпет мелкую муку в честь Сина, и будет хранить молчание, не будет вести гордых речей. Пусть вознесет молитву Нинурте и отпустит одного пленника из заточения. Тогда будет исполнен величия, и будут многими дни его. В месяц Дуузу пусть царь проведет два дня в Доме Плена, и принесет подношения, и бумерангом будет очищен, [28] и развяжет узел веревки, сделанной из пальмового волокна. Подай ему пива и вина, и пусть пьет их в пещере у берега реки, тогда Син будет к нему благосклонен. В месяц Абу пусть царь спит за дверью, и омоет себя водой из колодца, и оденет на себя церемониальные одежды и речи ведет лишь в секретном месте, [29] принесет вещь в дар, поцелует лицо старухи, и тогда обретет славу и не будет равного ему ни в чем. В месяц Улулу, когда взойдет Волопас, [30] пусть пьет молоко, и будет помазан маслом гхи, и будет ему даровано омоложение. В месяц Ташриту пусть занимается своими делами, повязав на свой мизинец моток окрашенной пряжи и надев на него кольцо из камня субу. Пусть помажет себя кипарисовым маслом в тени стен главного города, и не ест мяса и птицы, и будет все благополучно. В месяц Арахсамна пусть не вытирает он лба, и принесет в жертву Мардуку и Сумукан овцу, и кровь ее прольет в сторону запада. [31] Весь день пусть будет веселье, и тогда многими будут дни царя, и будут хранить его боги. В месяц Кислиму по возвращению с пастбищ скота пусть возольет перед стадами воду, и принесет в жертву одно животное. Пусть смешает кровь его с пивом, и окропит смесью врата. У южных врат всю ночь жги пшеницу, и пусть преклонит колени царь пред Пантерой (ныне созвездие Лебедя) и Скорпионом, тогда будет жизнь его долгой. В месяц Тебету … в руку повара [x x x] он подаст, и Иштар будет к нему благосклонна. В месяц Шабату пусть не ест молока и мяса [x x x] и не утирает рук, ему дозволено входить и выходить из крепости. Пусть преклонит колени в сторону востока, и жует лист тамариска, настоянный на воде. Пусть ест полбяной хлеб и сладости из меда и гхи, и свежевыжатое масло. Дозволено есть пшеничный хлеб с жареным мясом и пить пиво. Если сделает так, то будет царь победителем над врагами своими, боги будут благосклонны к нему, будет велико зерно и процветать будет урожай. В месяц Аддару пусть не ест рыбы и птицы, не говорит со своим наследником. Пусть помажет себя листом тамариска в масле растений бусуну, сикиллу и …-растения, и пусть золотые растения (?)… 7 раз, пусть вкусит коржи с садовыми овощами, пусть коснется лба священника asinnu, и тогда поразит он врага и будет слово его править на земле его. Записано и составлено согласно оригиналу из Ниппура. Вероятно, гаруспиция использовалась по запросу царя с целью выяснить произойдет ли затмение или нет, но не с целью прояснить его значение. [32] Существуют сохранившиеся тамиту, [33] воззвания к богам Шамашу и Ададу по поводу лунных и солнечных затмений. Они задокументированы в К 2884, [34] написанном вавилонским дуктом, согласно поврежденному колофону документ является собственностью царя, но, вероятно, не Ашшурбанипала. Найти подходящего соответствия ни с одним царским колофоном, которые обычно используются на табличках содержащих информацию по гаруспиции, не удалось. Примерно половина этих табличек отсутствует. Изначально они, вероятно, содержали два тамиту, как можно судить из остатков колофона оба из них касались лунных затмений. От первого тамиту остались лишь две последних строки. Второй сохранился лучше, но в основном он состоит из вопросов с элементом отрицания (“Затмения не произойдет?”), возможно, первая часть состояла из вопросов утвердительного свойства, схоже с представленным ниже тамиту по случаю ожидания солнечного затмении, по крайней мере до той степени до которой нам позволяют судить дошедшие до нас фрагменты. Примечательно, что К 2884 содержит список катастроф, которые могут обрушиться на царя, и сами по себе могут служить предзнаменованием затмения. Тамиту касаются также людей, которые ведут наблюдения за затмениями, похоронными ритуалами и закрытием врат в защитных целях. О Шамаш, владыка решений, и Адад, владыка [35] предсказаний, не станет ли так, что Син, свет чистого неба, сотворит затмение в этом месяце, 12-го, 13-го, 14-го, 15-го или 16-го дня, во время вечернее, дневное [36] или утреннее? Не падет ли на нас его тьма? [37] Не коснется ли горе людей земли, что застанут его? Не падут ли плакальщики [38] ниц в месте скорби о лунном затмении в месяце этом? Не нужно ли замыкать засовов в месяце этом? Не давайте ответа если произойдет затмение солнца, Венеры или любой другой звезды. Не давайте ответа если великий повелитель Син подаст знак затмения солнечного. Не давайте ответа если какой другой знак будет дан небесами или землей о событии дурном, если луна окружена будет рисунком, звезда приблизится к ней, или встанет пред ней, за ней, по правую ее сторону или по левую сторону, если падет на луну туманное облако, и закроет ее… если день исказится или ночь исказится, или известный принц, царь, дочь царя или родственник царя, или возлюбленная царя будут мучиться от разбитого сердца, или армия царя будет разбита божественным проведением, или побеждена на поле брани, или если случится дворцовый переворот. Не давайте ответа если на этот день выпадет все то, что было перечислено, если буря случится и дождь сойдет на землю, и Адад пошлет грозы, пусть все это будет отложено в сторону! [39] К Шамашу и Ададу соответственно. Адад, бог бури, ветра, молний, грома и дождя Виднер отсылает к фрагменту 83–1‑18, 424, который сохранился намного хуже. [40] 83–1‑18, 424 это фрагмент с верхнего левого угла таблички, в котором отсутствует больше половины каждой строки. Она написана новоассирийским дуктом, но не принадлежит скрипторию Ашшурбанипала. Ниже я прилагаю транслитерацию и перевод этого неопубликованного текста: О Шамаш, владыка решений, и Адад, владыка предсказаний, – — – — – — – — – -] или на 30‑й день пошлет Шамаш, владыка неба, [затмение]? В этом месяце да пройдет ли солнце нетронутым [- – — – — – — – –] ? Станут ли люди земли наблюдать [за ним? – — – — – ] от рассвета до полудня и до заката [- – — – — – ] пересечет ли оно чистое [небо] в дневное время [- – — – — – — – –] во все время дня наблюдая [- – — – — – — – –] его создатель, Шамаш и Адад [- – — – — – — – –] они призвали… [- – — – — – ] увидит ли способный видеть? Услышит ли способный слышать? Шамаш [- – — – — – ] Не давайте ответа если на этот день [- – — – — – ] Разлом Согласно печатной доске написано и составлено. Молитва [42] безымянному богу описывает реакцию божеств и людей на затмение и отсылает к некоторым ритуалам, с ним связанным. Дошедший до нас текст принадлежал дому семьи руководителей певчих, наргаллу. [43] Гимны и описания обрядов составляют основу их небольшой частной библиотеки, также в нее входят некоторые литературные тексты. Судя по колофону, молитва была написана в спешке, вероятнее всего в процессе приготовлений к церемонии по случаю затмения. CAD (напр. часть Q стр. 180 подзаголовок qatu 4. a) 1 ”) выдвигает предположение, что это молитва по поводу лунного затмения, адресованая богу Сину. Я склонен согласиться с Эбелингом, что вероятнее всего молитва все же адресована Шамашу, не в последнюю очередь потому, что в ней говорится о приостановке культового служения и сельскохозяйственных работ, и то и другое ведется в дневное время. Кроме того, именно солнце “освещает подземный мир”, куда в представлении вавилонян оно спускается в ночное время. Кем является бог, к которому относится эпитет “возлюбленный Мами” в первой строке? Вероятно это Нергал, супруг Мами. Астрономической манифестацией Нергала выступает планета Марс, и обычно ни божество ни планета не имеют к солнцу и луне никакого отношения. Однако есть некоторые указания на то, что этим богом может быть Шамаш [44]. Возлюбленный Мами, алая неба тиара, [45] Отчего на твой лик тени мрак опустился? О факел Мами, что освещает подземное царство, В страхе Игиги, небо от ужаса тьмою [46] покрылось, Горестен плач Аннунаков, вздохом исполнено сердце низовьего мира, Плачет его королева, оголены ее руки, Тьма укрывает подолом царства небесного враты, Омрачены стали храмы, что схемой небес пребывают, Их управители в страхе, пали их лики к твердыне, Черноголовые люди стон издают словно песню, В страхе крестьянин, бросил земли своей пашню, Восстанови свой упадок, вновь озари светом небо, Пусть стройным рядом Игиги вновь на свой пост возвратятся, Радость всели в Аннунаков, благость верни в мир подземный, Нижних миров королева пусть двери запрет в свое царство, Пусть яркий день своим светом свод осенит врат небесных, Духом воспрянут пусть храмы, что схемой небес пребывают, Пусть будут вновь подношенья, дым из курильниц струится, Лира певца пусть наполнит игрой храма стены, Пусть управители храма снова пребудут в служеньи, Пашню земли своей пусть вновь крестьянин продолжит, Пусть песня лиры хвалу изливает небес властелину, Сменой придет она горю мрачных стенаний литавр. [Составлено] и скопировано согласно оригиналу [выдержки] для скорого чтения. Существуют свидетельства, что в новоассирийский период проводились обряды, частью которых была игра на литаврах у храмовых ворот. Это действие считалось необходимым для защиты города, его главных храмов, населения и царя. В документе SAA 10 347 содержится доклад специального царского агента Мар-Истара от 670 г. до н.э., который информирует двор царя о том, что в связи с частичным лунным затмением играли на литаврах в Борсиппе, Ниппуре и Аккаде. В докладе Мар-Истар также подчеркивает, что согласно астрологическому толкованию, данное затмение не имеет влияния на царя, и в соответствии с правилами соотношения затемненных квадрантов с частями мира “все его зло падет на западные земли (Амурру)”, однако астрологические интерпретации определенно не играли никакой роли для лиц, проводивших обряд. Два текста из Урука также упоминают игру на литаврах в связи с ожидаемым лунным затмением 15-го июня 531 г. до н.э. [47] В то же время как жрецы-плакальщики храма Госпожи Урука Еанны совершали обряд в Уруке, местном административном центре, жрецы-плакальщики храма Шамаша в Ларсе играли на медных литаврах у ворот своего храма. По свидетельствам действо началось 13-го июня на закате перед ожидаемым лунным затмением, о нем было публично объявлено всем жителям Ларсы. Затмение происходило в дневное время, а потому его нельзя было наблюдать. Жрецам было велено не прибегать к консультации двух старших служителей Еанны, у которых, вероятно, был доступ к более точным расчетам и правилам толкования затмения, чем базис знаний инициаторов обряда. [48] Сохранилось детальное описание [49] обряда из Урука эллинистического периода. В его рамках у храмовых ворот и вдоль главной улицы были установлены ритуальные жаровни. Они должны были гореть на протяжении всего времени длительности затмения. Обязанностью жрецов-плакальщиков было проведение горестных литаний в период затмения, с сопутствующей игрой на литаврах. Все городские храмы необходимо было окружить магическим кольцом из муки, а врата в Урук запечатать. Урук – реконструкция немецких археологов Есть версия, по которой “жители земли” должны были участвовать в обряде, покрывая голову руками и крича “Да обойдут горести, смертоубийства, восстания и затмения Урук и храм Рес, Эсгалу, храмы Барамы, Эанны и другие храмы Тиранны”. На следующий за затмением день печати с ворот срывались, муку для магических кругов, и прочие атрибуты обряда, сбрасывали в реку, экзорцисты осуществляли ритуалы очищения во всех храмах города, включая храм Сина, у ворот которого которого зачитывали заклинания Злых Демонов, утуку лемнуту. Описание обряда завершается секцией, содержащей цитаты и ссылки на миф о затмении из глиняной таблички №16 утуку лемнуту. Эта секция не являлась культовым комментарием, но она детально описывает смысл проведения обрядов. [50] В шестнадцатой табличке заклинаний и серий обрядов против действий злых демонов утуку лемнуту содержится миф, описывающий природу возникновения затмений. [51] Он повествует о семи злых божествах, восстающих у Небесного Основания. Они выступают посланниками Ану, но суть их неблагая, они стремятся нести человеку смерть и ввергать города во тьму, “они есть морок, что творит тьму на небесах, они есть порыв ветра, что приносит мглу (ejutu) в дневное время” (CT 16 19:33–37). Верховные боги Энлиль и Эа поставили на защиту Небесного Основания троих светлых божеств, Сина, Шамаша и Иштар (Венеру). Однако когда семь демонов вырываются на свободу, и яростно кружат вокруг Сина, его соратники Шамаш, Адад и Иштар бессильны ему помочь. Сам Син беспомощен, и остается в затмении днем и ночью, и некому усмирить демонов. К счастью, это видит Энлиль и посылает к Эе с просьбой прислать Сину помощь, а Эа с этой целью отправляет к Сину Мардука. Итог битвы неясен, но вероятно Мардук выходит из нее победителем. Поскольку царь является отражением луны на земле, цель ритуалов в том, чтобы не позволить демонам затмить его, как они затмевают бога Сина на небе. Помимо этого небольшого сегмента в Энума Ану Энлиль миф о затмении в астрологической литературе больше практически нигде не встречается. В какой-то мере его отражением может выступать выражение лумун либи, “бедствие”, которое употребляется в отношении луны в Энума Ану Энлиль, [52] и встречается уже в древних вавилонских текстах, описывающих различные знамения. [53] В некоторых комментариях к описанию затмений говорится, что луна и солнца “плачут” – фигура речи, которая в академических комментариях означает “затемненное” состояние. [54] Это выражение встречается в различных контекстах, однако оно так и не было интегрировано в астрологическую литературу в качестве технического термина. В большинстве известных случаев оно встречается в Summa Sin ina tamartisu, например в дополнении ко второй части 18:21′ ‑22′: «Если Луна, Чистая в Силах Божественных (ellamme), плачет по Экуру” в значении “Если затмение происходит в 15‑й день месяца Кислиму”. Заголовок к пятой табличке того же комментария гласит “Если солнце плачет по решению Ануннаков” [55] в значении “Если происходит солнечное затмение” (Доп. 40:7). Термин «er» – “плач” – использовался в отчетах и дневниках наблюдений за затмениями в качестве технического обозначения периода, в который затмение достигает своей максимальной фазы. Период окончания затмения назывался “прояснением” (zahig). В данном случае «er» выступает метафорой, отсылающей к мифу о плененной луне. Также есть предположение, что этот термин имеет прямое отношение к ритуальному плачу, который происходил во время этой стадии затмения, так как нет свидетельств о песнопениях, относящихся к стадии прояснения. [56] Однако, в обрядовых службах Урука калу творили обряд (nepes sa kali) до момента, пока затмение не прояснится (unammir, BRM 4 6: 17). Все это время предписано поддерживать огонь в ритуальных жаровнях, а жителям города закрывать голову руками и вторить песнопениям криками, вплоть до момента, пока затмение не прояснится (adi attala unammaru/izakku, BRM 4 6:18′, 21′, 28′). Возможно в народе считалось, что угроза спадает когда затмение начинает прояснятся – на контрасте с астрологическим подходом, в котором самая последняя фаза затмения, квадрант, на который выпадает его тень, также имел большое значение. “Плачущее” солнце как термин также встречается в совершенно ином контексте, в заклинании [57] помощи женщине при родах. Шамаш плачет, смотря на роженицу, которая метафорически обозначается как “корова из загона Шамаша”. Обычно следить за “коровой” [58] – задача Сина, но в Ларсе ответственность за это причислялась богу солнца. Что также интересно, в тексте заклинания к нему обращаются как к Элламму, обычно этим именем называют луну в состоянии затмения. В нем также упоминаются семь и семь, дочери Ану, которые должны помочь ребенку родиться на свет, но поскольку к дочерям Ану часто взывают как к духам-помощницам в магических процедурах, нет повода как-то связывать их упоминание с мифом о затмении и семью демонами-пленителями Сина. Хотя в утуку лемнуту семь злых демонов упоминаются как семь и семь (напр. семь от неба, семь от земли, CT 16 14 iii 25 f). Для предсказания затмений использовались как астрологические и иные знамения, так и разные виды дивинаторных приемов, например гадание на масле и внутренностях. Часто вывод из них закреплен просто как “затмение”, что подчеркивает расхожий страх перед затмениями как явлением, но в некоторых случаях приведено подробное толкование. Например, появление дырки, знака, ассоциирующегося со смертью, на верхней части, середине или у основания правой стороны печени, трактовалось как указание на то, что затмение случится вечером, в полночь или на утро соответственно. [59] Солнечное затмение было единственным природным явлением настолько выдающемся, что информация о нем даже была занесена в летописи. Обычно в них документировались только политические и военные события. В древневавилонских марийских летописях содержится следующая запись: “Во имя Пусайи (Pusaja) был рожден Шамши-Адад, и было солнечное затмение ([n])a‑ah-du-ur dutu), и отошел Аминум в мир иной”. [60] Возможно солнечное затмение рассматривалось во взаимосвязи с рождением Шамши-Адада, либо это просто было крайне необычное явление, которое посчитали нужным упомянуть. В кратком перечислении ассирийских эпонимов (RLA 2, 430 r8”) за период первого тысячелетия упоминается также солнечное затмение в Симану 763 года до н.э., в том же месте где говорится о восстании в Ашуре. Значение вавилонского наследия для эллинистической астрологии часто акцентируется, несмотря на фундаментальную разницу религиозного и космологического культурного базиса, которую тоже нередко подчеркивают. В большинстве случаев описания затмений в классических исторических и астрологических источниках демонстрируют страх, который испытывали перед этим явлением необразованные люди. В своем труде De republica (I xv 23 – xvii 26), Цицерон заявляет, что предводители армий были способны рационально истолковать природу и регулярность солнечных и лунных затмений своим войскам, что позволяло им развеивать страх солдатов перед этими небесными явлениями. Собеседник Цицерона по понятным причинам воспринимает это утверждение скептично. Тацит в Annales 1.2S, описывает как римские легионеры суеверно боялись затмений, и поднимали шум стуча медными котлами и дуя в рог, чтобы богиня вернула свое великолепие. Практика наводить шум чтобы луна не услышала проклятий, которые на нее наводили колдуны, и в особенности ведьмы, упоминается поэтом и астрологом Марком Манилием в его работе Astronomica 1.227. Предполагалось, что схожее убеждение лежало за выдержкой из новоассирийского отчета касающегося смутьянов в Гузане: “Женщины этого народа заставляют луну скрыться с неба!” [61]. Как подчеркивает Райнер, если бы не параллели с классическими свидетельствами, можно было бы проигнорировать это утверждение как гиперболу. [62] Но в действительности эта строка могла быть прямым указанием на северо-месопотамскую традицию игры на медных литаврах, ритуального плача, и криков городских жителей, которая имела прямую связь с мифом о затмении, и семи демонах, которые скрывают луну с неба. [63] Но затмения также играли особую роль и в ветви эллинистической астрологии, которая больше внимания уделяла рассмотрению влияния небесных феноменов на мировые события чем на судьбы отдельных личностей, и в этом отношении ее сходство с вавилонской астрологией поразительно. Первые два тома Tetrabiblos Птолемея рассматривают общие предметы исследования астрологии как течения мысли. В первую очередь он приводит описание зодиакальной географии, связывает знаки зодиака с государствами и городами, затем же он переходит к вопросам интерпретации лунных и солнечных затмений, которые описаны как основополагающий фактор влияния на события и условия существования различных регионов. Птолемея, как и вавилонских астрологов, в основном интересуют затмения, которые можно наблюдать. Согласно его подходу, по обстоятельствам затмения можно прогнозировать какая область будет затронута его влиянием, каковы будут время и длительность предполагаемых событий, к каким видам (напр. люди, дикие и домашние животные, птицы и рыбы) будет относиться воздействие и каким оно будет. Обязательно принимать во внимание знак зодиака, в котором происходит затмение, время начала, длительность, а также позиции планет во время затмения… [64] Все это нам уже знакомо по вавилонской астрологической традиции. Улла Кох-Вестенхолц Институт им. Карстена Нибура Snorresgadc 17–19 DK-2300, Копенгаген СПИСОК АББРЕВИАТУР И БИБЛИОГРАФИЯ ACh Virolleaud, Ch., L “Astrologie Chaideenne. Le Livre intitulé «enuma (Añu) “Bel», Paris, 1908·12 ARM Archives Royales de Mari BRM Babylonian Records in the Library of 1. Pierpont Morgan CAD Chicago Assyrian Dictionary CT Cuneiforms Texts from Babylonian Tablets, etc., in the British Museum CTN Cuneiform Textsfrom Nimrud KAR E. Ebeling, Keilschrifttexte aus Assur Religiosen Inhalts I‑II, Leipzig, 1919. LAS Parpola, S. Letters from Assyrian Scholars to the Kings Esarhaddon and Assurbanipal. 1 Texts. 11 Commentar and Appendices. AOAT 5/1 & 2. Or NS Orientalia Nova Series RA Revue d’Assyriologie SAA State Archives of Assyria TCL Textes cuneiformes du Louvre, Paris VET Ur Excavation Texts VAS Vorderasiatische Schriftdenkmiiler del” Staatlichen Museen zu Berlin ZA Zeitschrift für Assyriologie BEAULlEU, P.·A. and J. P. BRITTON, «Rituals for an Eclipse Possibility in the 8th Year of Cyrus», Journal o/Cuneiform Studies 46 (1994), p. 73–86. BEZOLD, c., «Eine Assyrische “Hemerologie” «, ZA 3 (1888), p. 243–248. BIROT, M., «Les Chroniques “Assyriennes” de Mari», MARI 4, (1985), p. 219·242. BOISSIER, A., «Materiaux pour I’étude de la religion assyro·babylonienne», Proceedings of the Society of Biblical Archaeology 24 (1902), p. 220–233. BOmRO, l, Mesopotamia: Writing, Reasoning and the Gods, Chicago, 1992. BROWN, D., Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology, Cuneiform Monographs 18, Groningen, 2000. BROWN, D. and M. LlNSSEN, «BM 134701 = 1965·10·14, 1 and the Hellenistic Period Eclipse Ritual from Uruk», Revue d’Assyrio· logie91 (l997), p.147- 166. CAMPBELL THOMPSON, R., The Devils and Evil Spirits of Babylonia I, London, 1903. CICERO, De selleclute, de amicitia. de divillatione. Trans!. by W. Annistead. Loeb Classical Library, London, reprint 1964. DIETRICH, M., «Altbabylonische Omina zur Sonnenfinsternis», Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenlandes 86 (1996), p. 99·105. DURAND, J.·M., Archives epistolaires de Mari Ill, Paris, 1988. DURAND, J.-M. et M. GUICHARD, «Les Rituels de Mari», Memoires de N.A.B. U., 4, Florilegium Marianw1t 3 (1997), p. 19·78. EBELING, E. «Bin Gebet an einen Iverfinsterten Gotti aus neuassyrischer Zeit», Or NS 17 (1948), p. 416–422. EBELING, E., Parfumrezepte and kultische Texte aus Assur, Roma, 1950. EPPING, I. und I.N. STRASSMAIER, «Neue babylonische Planeten-Tafeln», ZA 6 (1891), p. 217–244. FARBER, W., Texte aus der Umwelt alten Testament IU2, GUtersloh, 1988. FOSTER, B. R., Before the Muses. An Anthology of Akkadian Literature 1–11. Bethesda, Maryland, 1993. GRONEBERG, 8., «Die sumerish-akkadische Inanna! Ishtar: Hermaphroditos?», Die Welt des Orients 17 (1986), p. 25A6. HUNGER, H., Astrological Reports 10 Assyrian Kings, Slale Archives of Assyria 8, Helsinki, 1992. HUNGER, H. and D. PINGREE, MVL.APIN. All Astronomical Compendium in Cuneiform. Archiv fur Orientforschung Beiheft 24 (1989). JENSEN, P., Texte zur assyrisch-babylonischen Religion, Keilinschnftliche Bibliothek 6.2 (1915), p. 42A7. KILMER, A., «A Note on the Babylonian Mythological Explanation of Lunar Eclipses», Journal of the American Oriental Society 98 (1978), p. 372–374. KOCH-WESTENHOLZ, U., Mesopotamian Astrology. An Introduction to Babylonian and Assyrian Celestial Divination, Copenha. gen, 1995. KOCH-WESTENHOLZ, U., «Mesopotamian Astrology at Hattusas», Grazer Morgenländische Sludien 3 (1993), p. 231·246. LAESSOE, l.o Studies 011 the Assyrian Ritual and Series bit rimki, Copenhagen, 1955. LAMBERT, W.G., «Questions addressed 10 the Babylonian Oracle. The tamillt Texts», in J.G. Heintz, Oracles et propheties dam I’Antiquite, 1997, p. 85–98. MANILIUS, Astronomica with an English transl. by G.P. Goold, Loeb Classical Library, London, 1977. MAUL, S., Zukun/tsbewiiltigullg. Eine Untersuchung altorientalischen Denkens anhand der babylonisch-assyrischen Losungsritltal (Nambltrbi). Baghdader Forschungell 18, Mainz am Rhein, 1994. MA VER, W., Ulltersuchungen zur Formensprache der babylonische «Gebetsbesdnvorungen», Studia Pohl, ser.maj. 5, Roma, 1976. PARPOLA, S., Letters from Assyrian Scholars to the Kings Esarhaddon and Assurbanipal. 1 Texts. fI Commentar and Appendices. AOAT 5/l & 2, Neukirchen-Vluyn, 1970, 1983. PARPOLA, S., Letters from Assyrian and Babylonian Scholars. State Archives of Assyria 10, Helsink i, 1993. ПРИМЕЧАНИЯ [1] ARM 26 no. 81 [A 372] от Аскудума к Яшма-Адду. [2] Опубликован как минимум один менологический текст касающийся лунного затмения в Мари, J.-M. Durand, Archives epistolaires de Mari; I/l, no. 248. [3] Ugarit Forschungen 6, стр. 464 фол. Дата этого солнечного затмения широко обсуждалась, ср. C. Walker, Nature 338, p. 204 f. [4] U. Koch-Westenholz, «Mesopotamian Astrology at Hattusas», Grazer Morgenlandische Studien 3, p. 231–246. [5] Древневавилонские тексты, касающиеся лунных затмений, с момента возникновения были хорошо структурированы и касались в основном их влияния на общественную жизнь, и не имели ничего общего с суевериями. См. F. Rochberg-Halton. Aspects oJ Babylonian Celestial Divination, 9, и p. 19 ff. См. также небольшой компендиум о знаках солнечного затмения M. Dielrich, «Altbabylonische Omina ZUT Sonnenfinsternis», WZKM 86, p. 99–105. Здесь содержится толкование знаков затмения связанных с датой, когда оно происходит (1‑ое, 2‑ое, 6‑ое, 9‑ое, 10-ое и 25‑е число месяца), закрытой четверти диска (левая часть относилась к врагам), цвет и положение диска во время затмения. В Энума Ану Энлиль даты другие, это 1‑е, 9‑е, 11‑е, с 13-го по 16‑е, 18‑е, 20‑е, 21‑е и с 28-го по 30‑е, а левый квадрант диска соответствует Эламу, главному врагу вавилонян. Другим явлениям помимо затмений также уделяется в вавилонской астрологии не меньше внимания, напр. см. U. Koch-Westenholz, Mesopotamian Astrology, p. 36 f. [6] См. Исследование различных астрологических отчетов по случаю соединения Марса и Сатурна от 15-го марта 669 г. до н.э., U. Koch-Westenholz, Mesopotamian Astrology, p. 140 ff. [7] S. Parpola, Letters from Assyrian and Babylonian Scholars Part II, p. 406–408; F. Rochberg-Halton. Aspects of Babylonian Celestial Divination: The Lunar Eclipse Tablets, p.36–63; U. Koch-Weslenholz, Mesopotamian Astrology, p. 104 – 113, D. Brown, Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology, p. 140. [8] E. Weidner, Gestirn-Darsteliungen auf babylonischen Tontafeln; F. Rochberg-Halton, «New Evidence for the History of Astrology»,JNES43, p. 115–140. [9] В SAA 10 170 вавилонский астролог, которому приходит запрос от царя выяснить случится ли предсказанное солнечное затмение, подтверждает свою способность сделать это, однако настоятельно советует царю самому пронаблюдать затмение, так как он будет находиться на открытой местности и ему будет доступен лучший обзор. [10] Напр., SAA 10 45, 46, 224, 363. [11] Например, в SAA 8 150 толкователь предсказывает лунное затмение и отсылает царю отчет, в котором содержится выборка наиболее значимых знамений и рекомендации по тому, какие действия необходимо предпринять царю, в частности чтобы избежать вызванного затмением наводнения. [12] Цицерон. De divinatione I xix 36. [13] Птолемей Almagest III 7. [14] Late Babylonian Astronomical and Related Texts, no. 1413 ff. изд. T.G. Pinches [15] A. Sachs и H. Hunger, Astronomical Diaries and Related Texts From Babylonian. [16] См. D. Brown, Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology, CuneIform Monographs 18, Часть 4. [17] F. Rochberg-Halton, Aspects of Babylonian Celestial Divination, p. 216 и p. 269 f. [18] KAR 158 rev. ii 45, вступительный гимн [19] Cf. SAA 10377. [20] S. Parpola, Letters from Assyrian Scholars la the Kings Esarhaddon and Assurbanipal Il, xxii ff., также J. Bottero, Mesopotamia: Writing, Reasoning and the Gods, chapter 9. [21] В SAA 10 352 содержится отчет о казни подмененных царя и царицы, а также о проведении многочисленных обрядов намбурби, бит сала ме и бит римки. Из документов SAA 10 219 и 220 можно заключить, что дата казни могла быть перенесена до окончания солнечного затмения, но его не случилось, и поэтому ее осуществили сразу после полнолуния. Вероятно, в случае если бы затмение все-таки произошло, подмененный царь мог принять на себя дурное влияние и от него тоже. Приготовления к солнечному затмению упомянуты в SAA 10 216. [22] 22 J. Laessoe, Studies on the Assyrian Ritual and Series bit rimki, 48; W. Mayer, Untersuchungen zur Formensprache der babylonische «Gebetsbeschworungen», p. 10 ff. and p. 100 ff. [23] Or NS 40,166–168 текст 65, фото pI. 13, копия CT 5167 no. 190, перевод и транслитерация S. Maul, Zukunftsbewiiltigullg, 458–460. M. Stol предполагает, что это был ритуал для “простолюдина”, «Луна в воззрениях вавилонян», в Natural Phenomena. Their Meaning, Depiction and Description in the Ancient Near East, ed. by D.J.W. Meijcr, Amsterdam, p. 245–276, p. 258 комментарий 124. [24] S. Maul, Zukunftsbewaltigung, p. 216 ff. [25] Типология впервые опубликована C. Bezold, Z4. 3, p. 245 fr., перевод и транслитерация n A. Boissier, «Materiaux pour l’étude de la religion assyro-babylonienne», Proceedings of the Society oJ Biblical Archaeology 24, p. 220 ff. и P. Jensen, Texte zur assyrisch-babylonischen Religion, Keilinschriftliche Bibliothek 6.2, p. 42–47. [26] В CAD E, 397 упоминается неизданный аналог из Сиппара [27] Их роль неоднократно широко обсуждалась, напр. см. B. Groneberg, «Die sumerish-akkadi schc Inannal Ishtar: Hennaphroditos?», Die Welt des Orierlfs 17, p. 25–46, es p. p. 34. [28] Здесь – ритуальный объект, используемый экзорцистом для очищения человека от злого влияния [29] Несомненно отсылка к гаруспическому обряду, как и фраза ina asar puzri baru qibiilamuta ul isakkan из царского календаря Enbu bel arhi. see e.g. Ch. Virolleaud, «Quelque textes cunei formes inedits», Z4 19 (1905), p. 377–383, p. 377:7, and p. 383: 11. [30] Согласно представлениям вавилонян, звезда су-па совершала гелиокальное восхождение в Элулу. cf. mul.apin I ii 46 “15-го числа месяца Элулу Волопас, Энлил, станет виден на небе”, H. Hunger and D. Pingree, MUL.APIN. An Astronomical Compendium in Cuneiform, Archiv Jiir Orientforschullg Beiheft 24, p. 42. [31] Или “во всех четырех направлениях?” В CAD M 1 p. 69 так, хотя более логичным было бы встретить im.limmu.ba. [32] По велению Саргона после лунного затмения, выпавшего на его поход против Урарту, был проведен сеанс гаруспиции. Правила толкования здесь были употреблены несколько вольно, и согласно трактовке влияние затмения должно было пасть на гутиев (Textes cuneiformes a Louvre 3:317). Очевидно, затмение повлияло на военные приготовления, и царю необходимо было удостовериться в наличии поддержки богов. Ашшурбанипал в похожих обстоятельствах не прибегает к дополнительным методам предсказания CA C. Piepkorn, Assurbanipal, AS 5, p. 105 ff.). [33] Cf. Lambert. «Questions addressed to the Babylonian Oracle. The tamitu Texts», in J.G.Heintz, Oracles et propheties dans l’Antiquite, p. 85–98. [34] Published by E. Weidner in Archiv for Orientforschung 11, p. 360 L, duplicated by Cuneiform Texts From Nimrud IV, 61 ii 1 ff. [35] Отсутствует в копии, но присутствует в оригинале, (сведено). [36] Чит. murub4-ti вместо i‑sa-ti, (сведено). [37] lu ‑u; ad-ru-us-su la us-sa-am·ma (сведено) [38] Начало строки 16 [nenni] en sig u tug.sig né (сведено) [39] Интерпретацию завершающей формулы hi nasha lIt bera см. I. Starr, State Archives of Assyria IV, xxvi i. [40] Наиболее близким выступает выборка текстов Cuneiform Texts from Nimrud IV 62 iii, к сожалению, тоже фрагментарная. [41] Аббр. термина amiru immar semu isemme. Также упоминается в другом неопубликованном сборнике тамиту K 2556 ii 3. В CTN IV 62 iii 14f. употребляется igi-ru igi ‑r; se‑u se‑e. [42] VAT 13832, published by E. Ebeling, «Ein Gebet an einen «verfinsterten Gott» aus neuassyrischer Zeit», Or NS 19, p. 416–22, copy p. 420 (= Ebeling, Parfumrezepte pI. 49). [43] O. Pedersen , Archives and Libraries in the City DJ Assur, Part Il , p. 34 fr, text no. 55 из библиотеки N3. [44] См. E. von Weiher, Der babylonische Gott Nergal, AOAT 11, p. 81 ff.; 1. Epping und J.N. Strassmaier, «Neue babylonischce Planelen-Tafcln», ZA 6 (1891), p. 217–244 содержат запись “Шамаш и Нергал едины” (хотя этот текст поздний, 138 до н.э.). Списки звезд связывают созвездие Великих Близнецов с Сином и Нергалом. Зачастую в молитвах к этим богам обращаются в паре. [45] Эбелинг предлагает реконструкцию agu russu основываясь на KAR 55: 3, возможно су-ила Шамашу осуществлялась для Ашшурбанипала в качестве части бит римки, см. J. Laessoe, Studies on the Assyrian Ritual and Series bit rimki, p. 34–35; J. Cooper, ZA 61, p. 9, ZA 62, p. 69. [46] Основываясь на предложении Эбелунга воспринимать e‑te-[tu] как elutu. [47] P .. A, Beau lieu и 1. P. Britton, «Rituals for an Eclipse Possibility in the 8th Year of Cyrus». Journal of Cuneiform Studies 46, p. 73–86. [48] Судя по всему затмение было предсказано исходя из расчета цикла Сароса. Если опираться на него, похожее затмение должно произойти через 223 месяца, или примерно 18 лет. Затмения, наблюдаемые в VIII и VII вв. до н.э. вписываются в данную схему, но поскольку данные изначально приблизительные, во второй половине VII в. они уже были достаточно ненадежны. См. Описание Beaulieu и J. P. Britton из предыдущей сноски. [49] См. D. Brown и M. Linssen, «BM 134701 = 1965-10-14, 1 and the Hellenistic Period Eclipse Ritual from Uruk», Revue d’Assyriologie 91, p. 147–166 [50] Лайард, приводя цитату из LAS II, 268 C. Парполы, отсылает к моменту когда его арабские гости гремели кухонной утварью чтобы прогнать джиннов, которые закрывают луну, и вызывают затмение [51] CT 16 19–23, R. Campbell Thompson, The Devils and Evil Spirits of Babylonia I, p. 88–115. Также в пер. A. Kilmer in Journal of the American Oriental Society 98, p.372–374. [52] См. Напр. табл. 20, Rochberg-Halton, Aspects of Babylonian Celestial Divination, p. 179 and passim. [53] Цитата F. Rochberg-Halton, Z4 77, p. 221. [54] Civil, Journal of Near Eastern Studies 33, p. 332, 334. Схожее выражение на гиттском “луна умирает”. [55] A Ch 2. Suppl. 19 r25”. Протазис процитирован и комментируется в Энума Ану Энлил, табл. 24, см. van Soldt, Solar Omens of Enuma Añu EI1Lil: Tablets 23 (24) – 29 (30), p. 36. Также используется в астрологии позднего вавилонского периода, TCL 6 13 ii 14,16. [56] См. D. Brown and M. Linssen, RA 91, p. 151- 152, fn. 14. [57] VAS 17 34. См. напр., B.R. Foster, Before the Muses, no. 11.30 and M. Stol, Birth in Babyionia and the Bible, ils Mediterranean Setting, p. 63 f. [58] N. Veldhuis, A Cow of Sin, В заклинании Корова Сина нет никаких намеков на затмение. На помощь приходят два ламассу. [59] MAH 15874:1–9, RA 44 pI. Ill , ed. ibid. 33–40. [60] Published by M. S irol MA RI 4, p. 219–242, A 1288 i 18–21, см. J.-M. Durand et M. Guichard. Memoires de N.A.B U. 4, Florigium Marianum 3, 43. [61] CT 53 46:18 ff. [62] E. Reiner, Astral Magic, p. 98 f. , также M. Stol, »The Moon as seen by the Babylonians», p. 259. [63] См. D. Brown and M. Linssen, «BM 134701 = 1965 ‑10–14, I and the Hellenistic Period Eclipse Ritual from Uruk», Revue d’Assyriologie 91, p. 147–166. [64] Манилий более абстрактен в своих описаниях затмений, их связь с зодиакальной системой не вполне ясна. Он просто замечает, что затмение ослабляет влияние знаков зодиака, и противоположных им на зодиакальном круге. (Astronomica 4.839–865). Просмотры: 4 395 Навигация по записям Liber III vel Jugorum сквозь призму личного опыта 2011–2021 гг.Превращение Тимоти Лири из учёного в психоделическую звезду Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.