Короткометражки Бэлча-Берроуза-Гайсина-Соммервиля

Кстати, насчет кинематографа Берроуза. Когда-то у нас уже была заметка на эту тему, но старые ресурсы потихоньку подгнивают. Так что складируем пока что пять короткометражек Бэлча-Берроуза-Гайсина-Соммервиля в катабазийном канале.

Вся эта честная компания пыталась воплотить через кинематограф все то же, что и сам Билл — через литературу. Получилось необычно, не всегда убедительно (менее убедительно, чем в письменной форме) — но где-то даже более внятно.

Первый фильм, который сразу приходит на ум — «Башни, открыть огонь», более всего близкий именно к переложению прозы Берроуза на киноязык: тут и заседание Вирусного комитета (форменно в костюмах и при галстуках), и проклятие преступникам Нова, и Машина сновидений. Ну и, конечно, незабываемые последние три минуты КАЗНИ прозаседавшихся паразитов — и безумного неба-чуда, обрушивающегося на ничего ранее не подозревающих бит-обывателей.

Несмотря на забавную наивность получившейся ленты, то, что производило впечатление настоящего кошмара в романах при попытке превращения в действие, тем более в исполнении «лампово и на коленке», пафос несколько потеряло, — уловить посыл можно. Хотя некоторые наиболее «динамичные» сцены типа штурма серой комнаты (опять же форменно штурма, в обвесе и при каком-то психотронном автомате наперевес) ему скорее мешают, чем помогают.

Уже следующая попытка, «Cut-Ups», игнорирует любую фабулу вообще. И то, что в «Башнях» лишь проглядывало, в «Нарезках» врывается в разум смотрящего. Этот фильм — психотропное оружие и выжимка самого мятежного духа магии и искусства, не терпящего рамок, ниспровергающего причинно-следственные законы и саму последовательность происходящего.

После такого погружения тот, кто погружался, может и не вернуться; впрочем, с нашей точки зрения, хуже как раз когда результатом просмотра становится слегка удивленная растерянность — и это очень частый вариант, к сожалению.

Интересны с этой точки зрения и фильм «Ghosts at Number 9», где изнанка действительности являет себя после «нарезки» и наложения пространства и образов, а также «Bill and Tony», где герои «меняются» историями и голосами, нарезаются воедино.

Впрочем, кинематограф так и не стал для Берроуза главным каналом вещания. Однако следов он в нем оставил предостаточно: успел потом сыграть и в легендарной «Чаппакве», и в «Аптечном ковбое», для сценария которого успел написать несколько диалогов; успел озвучить «Рождество джанки» и, конечно, вдохновить сам «Голый завтрак» Кроненберга.

Ну и, конечно, сыграть очень странную роль в легендарном «Декодере»  с участием Пи-Орриджа, откуда пришли бессмертные кадры, возможно, все еще описывающие его бесконечное посмертное странствие по фиолетовым пустошам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.