Вторая «Дюна» Дени Вильнёва Вторая часть «Дюны» шагает по планете, и уже ясно, что там, где чуть не полетели под откос карьеры Линча и Ходоровски, Вильнёв сотворил как минимум коммерческое чудо широкого проката и чуть ли не фильм года. Вторая часть и правда получилась динамичнее и зрелищнее первой, в ней меньше разговоров и больше действия, иногда чуть ли не аттракционизма. С другой стороны, арка перевоплощения Пола в Императора [пока что] продолжена лучше, чем можно было рассчитывать, а саундтрек Ханса Циммера придает всему чуть ли не мистериальный лоск. Ну и, конечно, переброшено несколько мостков даже к третьей части, добавлено несколько восхитительных широких мазков об общем сеттинге вселенной — но и некоторые важные оставленные в первом фильме лакуны так и остались пустовать. Наверное, весь секрет в балансе: между эпохальностью описанного и наличными возможностями, а ещё между экранизацией и фильмом «по мотивам» книги. Сюжет фильма не повторяет сюжет книги точь-в-точь: даже пять часов политики космического средневековья и «планов внутри планов» для кино это перебор, а уж столько, сколько было в оригинале, и подавно. С другой стороны, кое-чего мы так и не увидели: например, главных потребителей спайса, Навигаторов. Космических путешествий в этой части не было вовсе, но в целом Вильнёв любовно прописывал сеттинг мира и в первой части, и продолжил этим заниматься во второй. В ней мы услышим, что харконненская вода (т.е. полученная из их мёртвых тел) не годится чтобы её пить — слишком много химикатов; увидим похоронную церемонию фрименов, когда их влага возвращается в общий колодец; станем свидетелями нескольких фрименских налётов как на харконненов, так и на случайных контрабандистов. Наверное, самое впечатляющее среди условно «сеттингового» материала — во второй части «Дюны» показана психопатическая утопия Харконненов, планета Гьеди Прайм. Возможно, при задумывании этой «высоко индустриализованной планеты» теперь вдоновлялись наработками Гигера, только перевели их в более утончённое и абстрактное русло. Мастер «биомеханических пейзажей» изобразил для «Дюны» Ходоровски крепость Харконненов — подвижную гору в форме человека. Вместо насильного формирования ландшафта в версии Вильнёва насильно формируются цвет неба, цвет освещения, вещи настолько естественные и незыблемые, что увидеть белоснежные, будто водные фейерверки в беспросветном небе под светом чёрного солнца кажется опытом почти чародейским. С другой стороны, местами аттракционизм утомляет. Одна из сильнейших сцен «Дюны» — первая поездка Пола на черве. И Шаи-Хулуд этот столь огромен, что движение на такой высоте ощущается как полёт в небесах, а сам он своим движением рушит огромные песчаные барханы. Передать это ощущение всесокрушающего движения получается отлично — однако послевкусие остается кисловатое: в узор чуть ли не под античную классику такие развлечения плохо ложатся. Но, возможно, дело вообще в горечи, с которой Пол принимает свою судьбу? В рецензии на первую часть мы сомневались, что такого красавчика рука поднимется сделать могущественным тираном; таки поднялась! И получилось неплохо, это чуть ли не главная сюжетная арка: превращение сына герцога со способностями к предвидению в мрачного мессию песчаного народа. И арка очень сильная: Пол знает, что его мессианство — пропаганда Бене Гессерит, знает, что обретение им такого контроля повлечёт смерть миллионов людей… Но под давлением выбранного пути мести и происков собственной матери он сначала принимает легенду, а потом и вживается в роль с концами. Перемены в его поведении почти мгновенные: брутально (чуть ли не на кортах и распальцовке) разъяснив фрименам кто тут самый пророчествующий, Пол обещает им рай на земле и затем пафосно позирует с кинжалом на фоне ядерных взрывов, с которыми начинается его месть прилетевшему на Дюну падишаху-императору. Стоит отпустить сочувствие к невинным и неизвестным — и кровь Харконненов приливает к голове, а расправа над родственником происходит с той же лёгкостью, на которую способен и он сам, откровенный кровожадный маньяк — Фейд-Раута. Его в этот раз сыграл Остин Батлер, которому новая не-рыжая и бритоголовая чб-стилистика Харконненов очень пошла. Что имеем в сухом остатке? Вторую часть «Дюны» уже даже не рассмотреть как самостоятельный фильм — хотя точного решения о третьей части нет, без нее арка Пола останется незавершённой и даже убогонькой, тогда как именно обещанием «тирана, который сам от себя в пустыню сбежит» она пока что и сильна. С другой стороны, это действительно качественное и эстетичное переложение вселенной Фрэнка Герберта на язык кино, «любовное» в смысле бережное и в чём-то творческое, но и оставляющее пока что недосказанность (хотя понятно, что все книги экранизировать не станут). В целом притча о предопределенности выглядит скорее дополнительным нюансом к основному действию, а вот рассказ о том, как работают пропагандистские и религиозные технологии пока что получается убедительный. Поглядим же и на последнюю часть! Просмотры: 1 102 Навигация по записям Лавкрафтианский броманс: «Mirror of the Soul» от «Foghorn»Психоделическое, териантропическое и нео-викторианское — творчество Дэна Хиллера Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.