Хороший слуга, но плохой хозяин

От редакции. С большим опозданием (кажется, это писалось ещё в марте, т.е. целую жизнь назад) публикуем заметки Ибсората о групповых идентичностях в контексте продолжающейся войны. С другой стороны, сейчас любой взгляд на происходящее – взгляд в зеркало заднего вида, что не мешает подмечать некоторые универсальные закономерности. Как и предыдущий текст на сайте, эти заметки тоже дискуссионные, немного сумбурные, адресованы в основном согражданам РФ и являются как звеном в цепи долгих разговоров в соцсетях, так и «личным высказыванием», которые разные участники «Катабазии» делают третий месяц.

Чего больше всего не любит большинство людей? Угроз собственной идентичности. Реже всего от человека можно услышать «да, я был не прав». «Да, я поступил как мудак». Ещё реже это произносится искренне. Люди воспринимают такое как экзистенциальное поражение, будто вся их жизнь и существование под угрозой. Это, конечно, абсурд, но это такие настройки по умолчанию, доставшиеся нам от волосатых предков.

Идентичность бывает групповая. Вот эта идентификация себя с народом, представителями своего пола, болельщиками за любимую команду и так далее. Это, видимо, этакое расширенное тело – оно даёт и чувство безопасности, и ощущение того, что ты большой (ну и поэтому тоже в безопасности).

Это, вообще-то, «естественно», «от природы» – но цивилизация – это как раз преодоление природы, или выход на уровень выше. Не отрицание, конечно, а способность функционировать вне этих вот примитивных паттернов.

Христианство, кстати, изначально во многом было основой вот этого преодоления – ну помните, «нет ни эллина, ни иудея» и так далее, да? Конечно, позже всё обернулось иначе, и то, что стало именоваться христианством, стало просто ещё одним вариантом групповой идентификации, с неизбежными реками крови, но тем не менее, Христос бы ужаснулся всему этому, конечно.

* * *

Значит ли это, что вот эта «групповая идентификация» – всегда плохо? Нет. Во-первых, эту штуку можно использовать для самоуспокоения, или для удовольствия – ну, радость за победу своей любимой команды, ты будто купаешься в отражённом свете, ты сам на поле мяч не гонял, но ты как бы часть этих МЫ, которые «их уделали». Или гордиться предками, Гагариным и т.д. Как источник эмоций оно и впрямь работает.

Во-вторых, что наиболее важно, – существуют экстремальные ситуации, когда люди вынуждены – ради просто выживания – полагаться на эти поведенческие штуки.

Немыслимы никакие упрёки в адрес украинцев, для которых национальное единение сейчас – и такая же неприязнь к коллективному врагу, без вдавания в детали – это абсолютно необходимое условие выживания и победы.

Однако жизнь в современном мире не состоит сплошь из экстремальных ситуаций. И для того, чтобы они случались пореже, цивилизованность должна преодолевать внутреннего павиана. Знать о нём, и знать, как не давать ему власть. Для этого, конечно, нужен определённый уровень рефлексии, образованности и культуры – огромное число моих соотечественников ничего из этого, похоже, не достигли ко вполне солидному возрасту.

Эти люди могут жить вполне обычной жизнью, пользоваться благами цивилизации, слушать музыку и т.д. – но всё это оказывается так, позолотой, которая моментально слезает при первом же поводе.

Вот неоднократно вижу такие фразы: «Я был против Путина, но вот сейчас я за своих». О чём это говорит? О том, что до начала войны актуальная групповая идентичность была свёрнута до круга друзей, но как только поступил сигнал «наши против ихних», она моментально включила в себя и Путина, и всех остальных. Все эти разговоры о нацпредателях, о своихнебросаем, о том, что «я за свою страну», – а ведь этих людей никто не бомбит, никто им физически не угрожает.

Один мой друг ещё в 2014 году с неподдельной радостью говорил, как круто наш президент «наебал Америку, отжав Крым», и попытки выяснить, что же за этим стоит, моментально дошли до пресловутых солдат НАТО, которые ворвутся в наши дома. Апофеозом стало совершенно искреннее утверждение, что вот мы любим группу MINISTRY, но вот если Йоргенсену прикажет президент, то он нас всех перекалампуцает и глазом не моргнёт.

Это, разумеется, чудовищное в своей абсурдности заключение, однако тут хорошо видно, насколько огромную власть имеют никогда в жизни не подвергаемые сомнению мифоконструкты, оставшиеся ещё со времён Совка, а те, в свою очередь, укоренены в вот этих «естественных» представлениях о том, что нашему племени всё время угрожает племя соседних обезьян с другим оттенком задницы.

В более лёгкой форме это же можно увидеть в рассуждениях тех, намного более цивилизованных людей, кто старается занимать «непредвзятую позицию».

Аргументы кажутся вполне достойными: да, пропаганда со всех сторон, да, мы не знаем всю картину, да, у всех есть свои скрытые интересы, нужно критически воспринимать информацию. Я сам исповедую подобный подход. Но почему-то оказывается, что в подавляющем большинстве случаев сейчас подобные рассуждения ведут к одной цели – оправдать действия путинской РФ, смягчить портрет дракона. В лучшем случае «а они такие же плохие, как мы». В худшем – «мы только защищаемся, мы пытались в дипломатию, но нас вынудили».

* * *

Это в точности то, что происходит в ссоре на индивидуальном уровне, семейной ли, или дружеской. Паттерн такой: «Все МОИ действия – вынужденные, каждому моему неприглядному поступку обязательно есть оправдание. Все ЕГО или ЕЁ действия – вызваны враждебностью, манипуляцией, глупостью, коварством и т.д. Все оправдания с той стороны – просто ещё один пункт в перечне лжи и манипуляций».

Всё что угодно, любая демагогия, любые психологические выкрутасы, лишь бы МОЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ осталась неприкосновенной. Я всегда прав. А если вдруг не прав – это вынудили. Виноват всегда другой.

Но ведь это же абсурд. Ведь такого просто не может быть в принципе, что какой-то человек всегда и везде прав и хороший, в то время как все остальные иногда способны на ошибки, ложь, глупость и подлость. Это ведь должен быть какой-то человек совершенно особого вида, даже и не человек, а ангел или инопланетянин! Однако вот так.

И точно так же на полном серьёзе люди отстаивают столь же нелепую идею о том, что буквально все крупные страны мира в своей истории имеют массу агрессивных войн и преступлений, а одна только Россия всегда лишь защищалась. Здесь что, колония инопланетян или особое биополе какое-то?

Есть и варианты помягче, опять же, – когда в нынешней ситуации человек, живущий в России, вдруг начинает особое внимание уделять пресловутому полку «Азов». Ты замечаешь, что да, разумеется там есть ультраправые, есть нацисты, есть свастоны – ну а где их нет? Приводишь в пример абсолютного отморозка Мильчакова и воевавший на стороне ЛДНР нацистский батальон «Русич» или Уткина-Вагнера – на что тебе отвечают, что, мол, это да, но они добровольческие, а вот в Украине нацисты в составе регулярной армии, и те, кто выходят под жёлто-синим флагом и кричат «Слава героям», стало быть, автоматом поддерживают и нацизм тоже. И так далее, и тому подобное.

Самое главное – это всё не какие-то кровожадные люди, это не люди с имперскими амбициями, не те, кто орёт: «Русское оружие вперёд!». Это люди в целом вполне добрые, которые «за мир», которые страдают от того, что гибнут невинные, и люди эти в остальных случаях умеющие здраво мыслить. Но как только на сцену выходит ИДЕНТИЧНОСТЬ – логика прогибается, факты подсвечиваются здесь так, а там этак, чтобы не идентифицировать себя со Злом.

* * *

А ведь для того чтобы хоть как-то защититься от соучастия в зле, нужно знать, что зло есть внутри тебя. Что ты способен при определённых условиях на самые отвратительные поступки.

Об этом пресловутый Cos­mic Schmuck Prin­ci­ple. Кстати, метаморфоза, произошедшая за долгие годы с Невзоровым, похоже, отличная иллюстрация этого принципа в действии: человек, открыто называющий себя мерзавцем и беспринципным циником, в действительности ведёт себя достойнейшим образом. А вот те, кто свято уверен в собственной непогрешимости, легко превращаются в законченных подонков – достаточно посмотреть на окончательно утратившего человеческий облик Соловьёва.

У Юнга было такое понятие «энантиодромия». Когда человек долго и упорно отрицает свою Тень, отрицает дремлющее внутри зло – он рискует стать им одержимым. Ярчайшая иллюстрация этого у нас перед глазами. Двадцать лет у нас создавался религиозный культ Победы над фашизмом, запрещались сопоставления сталинского СССР и Рейха, и у населения сформировалась глубочайшая уверенность в том, что русский человек по определению не может оказаться фашистом, а российское государство в принципе не может превратиться в фашистское. Ну вот, теперь люди зигуют с символами «Z» на груди, вместо факельных шествий выстраиваются в колонны в виде этого символа, в видео с опросами «глубинного народа» и в заявлениях пропагандистов мы видим классическое «мою совесть зовут Владимир Путин» – а фашизм всё равно в Украине, Германии и вообще на коллективном Западе.

Потому и необходимо дискомфортное искусство, искусство, напоминающее нам о тёмных сторонах внутри каждого. Бойд Райс или де Сад – это никакое не «расширение окна Овертона» и не «легитимизация зла», а зеркало, в которое нужно почаще смотреться. Потому что самый коварный враг всегда не снаружи, а внутри – там, где не додумаешься искать.

Cos­mic Schmuck Prin­ci­ple должен бы стать инструментом не только на индивидуальном уровне, но и на уровне наций. Вместо рассказов в школе о том, как наша страна совершала сплошь подвиги и оборонялась от врагов, стоило бы основное внимание уделять тому, какие чудовищные ошибки, глупости и подлости были в нашей истории. Чтобы «больше никогда». Это, конечно, относится ко всем странам, но сейчас более всего к одной конкретной.

Это же касается и критики, и способности её воспринимать. У многих были в жизни такие примеры, когда друг, хороший человек оказывается вне критики – в силу своего ли характера, или характера друзей – и в итоге совершенно теряет связь с реальностью, видя соринки в глазах всех вокруг, но не замечая шпалы в собственных.

А ведь лучший твой друг – тот, кто честно критикует, указывает на косяки, а не тот, кто всегда поддержит, потому что «ну друг же». Вот и в масштабах общества то же самое: те, кто критикуют, – это как раз те, кто любят страну. А вот те, кто считают, что «раз не нравится – валите», – это по факту враги, приближающие крах.

Идентификация, идентичность – хороший слуга, но очень плохой хозяин. Это видно не только из всего вышеперечисленного, но и в ситуациях, когда многие хорошие люди сейчас чувствуют волну ненависти к «русским», принимая это на свой счёт. А вы не идентифицируйте себя, ну хотя бы пока. Ничего страшного не случится, мир не рухнет. Идентичность – это не суть личности, а костюм, пиджачок, в котором хорошо ходить в концертный зал или на банкет, или на работу, но надо бы хоть иногда снимать и стирать, чтоб не прирос к коже.

* * *

Вижу такой ещё тип людей, с претензией на аристократичность духа, что ли. Которые давно фашиствуют, но вроде бы не «по-орчьи», а совсем иначе: ну там, «Европа давно не та», «нет уже героев и сильных личностей», все эти разговоры про вырождение, культ потребления, и постоянно декларируемые симпатии к личностям вроде Юнгера, д’Аннунцио и прочих. Эстетство, претензии на стиль, восхищение волевыми воинами, героями… Кто-то ругает вырожденческую нынешнюю Америку и вешает на юзерпик конфедератку, кто-то пишет про красное вино и перчатки, кто-то о Чёрных безднах Антикосмической Мизантропии или о том, что настоящий маг должен быть выше возни торгашей и земледельцев…

И вот я никак не мог понять одно. Ну, герои, личности, воля, идеализм… А ведь, в нынешней СИТУАЦИИ если кто и воплощает в себе эти образы героизма, идеализма, бесстрашия, так это два всем известных человека. Один сидит в тюрьме по обвинению отвратительного орковского «суда», другой – борется за свободу своего народа, который его выбрал и которому он верен. Оба демонстрируют и достоинство, и честь, и принципиальность, и верность каким-то явно не торгашеским идеалам, и чувство юмора, и отличное владение словом, да и просто стиль. И умение идти наперекор страху. Живые, настоящие люди.

Но эти вот «аристократы духа» обзывают этих двоих трусами, кокаинщиками (уж кто бы, кто бы говорил, блин), продажными агентами-марионетками, и выбирают сторону кого? Вот этих всех сечиных, лавровых, жириновских, соловьёвых, вот этой бункерной отёкшей крысы, которая ни разу не участвовала даже в дискуссии и вокруг которой зона отчуждения постоянно, которая несёт какую-то косноязычную шариковскую чушь, убогую ложь, и где ничего человеческого не осталось, только гопнический бред и брызганье слюной…

И я всё изумлялся: НО, ЧЁРТ ВОЗЬМИ… КАК?!

А потом понял очень ясно. Все эти мнимые аристократы духа – просто недолюбленные, малодушные дети, которые ищут кого-то, кто сейчас сильнее – не духовно, а чисто физически – чтобы примкнуть. Этакие шакалы табаки – но сами-то они не могут признаться себе в собственной жалкости, и пока им позволяют, обвешивают себя всеми этими цацками, этими бокалами вина, позируют с кинжалами, в стильных костюмах, с нашивками, цитируют Муссолини, репостят Охлобыстина, радуются выходкам какого-нибудь Болсонару, а то и откровенно зигуют – пока вожак разрешил.

Дело ведь не в том, что они неуверенны в себе и боятся, – все боятся, все сомневаются, кроме отморозков и каких-то уж совсем сверхпросветлённых, наверно. Дело в том, что они не могут признаться в своей слабости ни себе, ни другим. Признать свою слабость, своё малодушие – это как раз первый шаг к тому, чтобы стать по-настоящему сильным и свободным. Но это не про них. Они лучше окончательно продадут душу и совесть, в надежде, что за всеми этими словесами, конфедератками и лаковыми перчатками, ритуалами и символами это никто не увидит.

Вы очень боитесь оказаться смешными и жалкими, очень озабочены своим статусом, а то ведь пацаны же не будут уважать, но именно поэтому вас так жалко и смешно, детки. Любая девочка с розовыми волосами, вышедшая с плакатом на улицу, намного сильнее и свободнее вас, постящих про «русское оружие», «героев старой Европы», «римский дух» и «касту воинов». Вы и сами это в глубине души знаете – потому и ненавидите так яростно.

Смешно и жалко.

Ibso­rath

В оформлении использованы работы Миши Гордина (Misha Gordin)

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: