Восхождение на Канченджангу: после «Книги закона» в пространствах беззакония От Редакции. 74 года назад из ЧЖТ откинулся Алистер Кроули – оккультист, поэт, пророк Нового Эона, шахматист, а еще заметный в истории этого занятия альпинист. В день его памяти публикуем еще одну статью, посвященную его альпинистским дерзаниям – в прошлой, тоже на день памяти, рассказывалось о восхождении на Чогори; в этой же речь пойдет о покорении Канченджанги, последнем альпинистском дерзании Алистера. Хотя обе экспедиции не достигли цели, сложно переоценить и их успешность, и восхитительную дерзость. Обе высоты были покорены десятилетия спустя, с совсем другим снаряжением, и обе остаются местом постоянной гибели альпинистов – но у Кроули и его авантюристов хватило воли с голыми (по современным стандартам) руками выступить против льва, пройти маршрутами, которые много лет спустя станут альпинистскими тропами, даже оставить ориентиры, которыми пользуются до сих пор. Но если в первом случае это никому не стоило жизни, то Канченджанга отпустила не всех. Кроули дерзал вторгаться в места, которые своими условиями воплощали и все еще воплощают фронтир человеческого мира, в пространства беззакония – и в смысле магическом, и в физическом. По жестокости вершины Чогори и Канченджанги превосходит разве что поле боя или открытый космос; любое решение, как доказывает изложенная ниже история, может стоить жизни – и не одной. В день памяти Алистера Кроули давайте вспомним об одном из таких его приключений, о вторжении в пространство беззакония Канченджанги. fr.Chmn Второй (и ещё более неудачной) попыткой восхождения на восьмитысячник, по итогам которой Алистер Кроули также мог очень рано закончиться не только как альпинист, но и вообще физически, стала экспедиция на Канченджангу. Предложение возглавить её поступило в 1905 году от уже знакомого ему Жюля Жако-Гиллармода. Это говорит о том, что люди, которые имели опыт восхождений с Кроули, доверяли ему и высоко оценивали его навыки. И помехой для них не был даже неприятный инцидент с пистолетом в прошлой экспедиции на Чогори (на почве лихорадки Кроули угрожал товарищам револьвером – прим.ред.). В этот раз с ними не было Эккенштейна. Разрабатывая маршрут, Кроули планировал подняться на юго-западную стену Канченджанги над ледником Ялунг. Кроме Гиллармода, с ним шли альпинисты Чарльз Реймонд и Алексис Паш, а также итальянец Альчести Риго де Риги, управляющий отелем в Дарджилинге. Последнего Кроули взял с собой из-за знания языка, хотя тот вообще не имел опыта высокогорных восхождений. 31 июля 1905 года они выдвинулись в путь с кашмирскими слугами, уже сопровождавшими Кроули и Гиллармода три года назад на Чогори, а также с многочисленными шерпами. В ряде источников упоминается, что в этой экспедиции у шерп не было обуви. Однако больше похоже на то, что изначально речь шла об отсутствии именно подходящей для суровых погодных условий обуви – на фотографиях Гиллармода босых людей нет. По версии Кроули шерпы иногда снимали обувь (видимо, чтобы уменьшить износ) и несли её с остальными вещами. А вот поведение Кроули даже симпатизирующие ему товарищи описывают безобразным: он кричал на носильщиков и даже их бил (по словам самого Кроули, это было нужно, чтобы привести в чувства). При восхождении на Чогори (опять же, исходя из дневниковых записей) шерпы готовы были идти с ним выше, даже если их там ждала бы смерть, принимая это как свою судьбу (Кроули отказался от сопровождения во время последнего разведывательного подъёма от лагеря налегке). А на Канченджанге совершенно другие люди отреагировали на его совершенно другое отношение вполне закономерно – они просто начали уходить. Тем более, Канченджанга – священная гора для представителей целого ряда верований. Некоторые тантрики считали, что на её вершине находится портал в Страну Бессмертия, Рерих писал о Канченджанге как о входе в Шамбалу, для разных коренных народностей она была и домом бога охотников, и местом обитания ракашаса или снежного человека, и просто местом поднесения даров. Эти идеи просочились даже в буддизм, и в 1960‑х годах, например, лама Тулшук Лингпа отправился искать Шангри-Ла на Канченджанге. Также, согласно воззрениям местных жителей, её вершины не должна была касаться нога человека, поэтому идея восхождения изначально внушала ужас многим шерпам. Кроме того, после установки четвёртого лагеря начался раскол в основном составе. Причиной стал ряд организационных моментов – но и отношение Кроули к шерпам для остальных участников было неприемлемым. В «Дневнике наркомана» Кроули при этом описывает и сомнительные свои попытки подбодрить шерп: Несколько лет назад я руководил экспедицией в Гималаях; кули боялись идти по снежному склону, который нависал над ужасной пропастью. Я крикнул, чтобы они смотрели на меня, быстро вскарабкался на вершину склона, затем соскользнул вниз, как мешок овса, и вскочил на ноги лишь на самом краю обрыва. Пока я возвращался к ним, они пребывали в оцепенении от благоговейного изумления. 1 сентября был установлен пятый лагерь на высоте 6200 метров, а группа в составе Гиллармода, Кроули, Паша и Реймонда вместе с носильщиками достигла высоты 6500 метров. Сам Кроули пишет об отметке 7600 метров, однако это представляется мягко говоря маловероятным и не имеет никаких фактологических подтверждений. Да и никто из участников не даёт описаний местности, реально соответствующей рельефу на такой высоте. На следующий день Гиллармод и де Риги решают отстранить Кроули от руководства экспедицией, однако тот отказывается складывать полномочия. После ссоры Гиллармод, Паш и де Риги вместе с четырьмя шерпами начинают спуск в третий лагерь, несмотря на предупреждения Кроули о том, что идти после обеда опасно – солнце уже растопило корку льда и фирн на склоне и вероятность схода лавины намного выше, чем ранним утром. Его не послушали (в «Исповеди» Кроули писал о Гиллармоде: «Я должен был сломать ему ногу топором»), и в итоге неудачный срыв связки (все были на одной верёвке) вызвал лавину, в которой погибли Алексис Паш и трое шерп. По рассказам Гиллармода и де Риги, они вместе с прибежавшим на помощь Реймондом около часа пытались найти остальных людей под снегом, после чего прекратили попытки, решив, что всё равно выживших под лавиной уже быть не может. Реймонд не стал возвращаться за Кроули, потому что спасшиеся не нуждались в дополнительной помощи, а тех, кого они пытались найти, откопать нужно было бы как можно быстрее, если бы они были живы. По своей инициативе Кроули также не пришёл. На следующий день он двинулся на спуск один. Прибыв в Дарджилинг, Кроули опубликовал в местной газете свой комментарий о том, что не испытывает сочувствия к погибшим в подобном несчастном случае. Забрав все оставшиеся экспедиционные деньги (принадлежавшие по большей части Гиллармоду), он уехал. Алексис Паш был похоронен 6 сентября 1905 года прямо на леднике, на моренном бугре, под пирамидой из камней. Это место сейчас так и называется – «Могила Паша» и является частью одного из маршрутов для восхождения на Канченджангу. После этой экспедиции британское альпинистское сообщество (в частности, «Альпийский клуб») жёстко критиковало Кроули, обвиняя его в трусости. Даже Кеннет Грант позднее описывал ситуацию с лавиной как крах твёрдости духа Кроули. Но то был 1905 год. Сейчас уже нормально публично говорить о том, что на восьмитысячниках нет морали. Нормально пройти мимо умирающего человека, если ему невозможно помочь, даже если он ещё жив. Нормально не спускать мёртвых вниз. Нормально, что особо узнаваемые трупы даже не погребаются и используются для ориентировки на местности. Да, описанное касается других высот, по большей части «зоны смерти». Но для самого начала ХХ века любая экспедиция на восьмитысячник была невозможной и изначально обречённой задачей. Ценность восхождений состояла в разведке местности, хотя все надеялись подняться до вершины. Так или иначе, Кроули больше не занимался альпинизмом после провала на Канченджанге. Вполне вероятно, что он понимал свою вину как руководителя экспедиции – но не в инциденте с лавиной, а в том, что на восхождение пошла изначально плохо подготовленная команда. Хотя это не помешало через год предложить Эккенштейну повторить попытку. Кстати, Гиллармод вскоре успешно вернул свои деньги путём шантажа. Он обещал публично распространить сборник порнографических рассказов Кроули «Подснежники из сада викария», впоследствии уничтоженный и частично переизданный только в 1986 году под названием «Nameless Novel». На русский произведение переведено как «Развратный роман». Первое восхождение на Канченджангу было совершено, как и в случае с Чогори, уже после смерти Кроули, в 1955 году. В нем использовалась совсем другая экипировка и большой запас кислородных баллонов, о которых за полвека до этого речи вообще не шло. Asphodel Просмотры: 1 463 Навигация по записям Двадцать восемь поездок на Машине сновидений«Пиастры»: ясновидение и молитва Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.