Liber III vel Jugorum сквозь призму личного опыта 2011–2021 гг.

От Редакции. К 146-му дню рождения пророка Нового Эона Алистера Маленькое Солнышко Зверь 666 Кроули мы решили вспомнить о практиках из его работы Liber III vel Jugo­rum – практиках контроля речи, мысли и поведения, подразумевающих физические самонаказания. Телема – достаточно вольный поток, чтобы допускать и такие занятия, и насмешки над ними, и раскрытие их истинного потенциала. Впрочем, чтобы их практиковать, телемитом быть не обязательно.

Что подтверждает один из наших постоянных авторов, который много лет работает с Liber III vel Jugo­rum и излагает в этой статье свой опыт, обнаруженные проблемы, подводные камни, баги этой практики – и распространённые ошибки практика. Самоповреждение – табу в нашей культуре, и трансгрессивный потенциал его нарушения обнаружит и новичок. Но вот границы, применимость и опасности «холостого хода» этой работы становятся видны только после многих лет последовательной кропотливой работы над собой… В результате которой лезвие может стать ненужным – или бесполезным.

Вообще популярность Liber III vel Jugo­rum с годами не уменьшается: мы слышали пересуды о том, насколько Кроули это всё для прикола выдумал, 10 лет назад, тогда же слышали, что это просто такая суровая трансгрессия, слышим подобное иногда и сейчас. Если у вас есть что рассказать про бритвы и откровения над раскрытой плотью – пишите нам на почту, будет очень любопытно!

fr.Chmn

В некоторых культурах практики самоповреждения являются нормой жизни, в иных же традициях они, наоборот, строго табуированы.

В очередной день рождения Алистера Кроули давайте через призму живого опыта рассмотрим его Liber III vel Jugo­rum, предписания которой многие современные телемиты считают как минимум спорными. В этом либере изложены практики контроля над такими базовыми вещами, как речь, действие и мысль, для приведения их в состояние подчинения воле… В том числе с помощью физических наказаний.

I.

0. Единорог есть речь. Человек, владей своей Речью! Иначе как ты будешь повелевать Сыном и отвечать Магу на Правом Пути к Короне?

1. Вот практики. Каждая может длиться неделю или больше.

a. Избегай определённых слов, к примеру «и», «это» или «но»; перефразируй.

b. Избегай слов, содержащих определённые буквы, к примеру т, с или м; перефразируй.

c. Избегай притяжательных и личных местоимений от первого лица; перефразируй. Также придумай другие.

2. Каждый раз, когда забудешься и произнесёшь то, чего поклялся избегать, полосни себя бритвой по запястью или предплечью, словно ударив непослушного пса. Не страшится ли Единорог когтей и зубов Льва?

3. Рука твоя служит тебе и для предупреждения, и для запечатления. Ежедневно записывай свой прогресс в этих практиках, пока не будешь контролировать каждое слово, слетающее с твоего языка.

Свяжи себя – и станешь свободным.

(перевод fr.Orion, редактура fr.TITHIVN, взято отсюда)

Немножко избыточно, да?

Некоторые и вовсе считают, что часть про нанесение порезов – розыгрыш и проверка на критическое и независимое мышление… Как знать. Но какой бы ни была на самом деле мотивация и имелось ли там двойное дно, по результатам подобного опыта вы всё равно получаете как минимум почву для размышлений и новую информацию о самом себе. И эта информация может помочь уже другими способами прийти к тому же самому результату, который был целью принятия данных обетов и наказаний за их нарушения.

Поэтому практики Liber Jugo­rum интересны и представителям других направлений и потоков. В конце концов, даже у древних греков был вариант четверичной иерархии бытия, в котором присутствуют:

Physis (φύσις) – материальная природа бытия;
Nous (νοῦς) — мысль, разум, познающий ум;
Psy­che (ψυχή) – душа, эмоции, чувства;
Pneu­ma (πνεῦμα) – дух, воля, искра божественного света.

Соответственно, к physis можно отнести действия, к nous – мысли, а на слова сильно влияет как уровень nous, так и уровень psy­che, и всё это Кроули предлагает подчинить высшему аспекту – pneu­ma, воле, и это закономерно помогает именно её реализации на всех уровнях. У него самого это дополнено мотивом подготовки к прохождению высших путей Древа Сефирот («Иначе как ты будешь повелевать Сыном и отвечать Магу на Правом Пути к Короне?», «Иначе как ты будешь повелевать Отцом и отвечать Шуту на Левом Пути к Короне?», «Иначе как ты будешь повелевать Святым Духом и отвечать Верховной Жрице на Срединном Пути к Короне?»), где Маг, Шут и Жрица относятся к соответствиям Старших Арканов Таро путям Бет, Алеф и Гимель.

Безусловно, для подобного восхождения и для этих уровней бытия мысли, слова и действия должны находиться в единственном своём естественном и необходимом состоянии – в гармонии друг с другом и в соответствии с волей. Однако ждать подобных ошеломительных результатов от одних только практик из Liber Jugo­rum не стоит.

Автор этого материала – не телемит, но питает симпатию к Кроули и его экспериментаторству над собой и окружающими, и несколько лет проработал в магической группе, базис практик которой составляли работы Великого Зверя. Liber Jugo­rum применялась в разные периоды жизни, в разных состояниях психики и длилась разное количество времени (одни обеты были на несколько месяцев, другие на несколько дней) и с разными вводными данными. Первая такая работа началась в конце 2011 года, последняя – в 2021 году.

Пожалуй, это было изучением себя и вызовом себе, проверкой слов делом, исследованием своей «свободы от», открывающей возможности более интересной и продуктивной «свободы для».

Выше ли твоё волевое решение, чем твои привычки? Можешь ли ты вообще удерживать внимание и контролировать свои слова и действия на простейшем бытовом уровне? А если можешь, то как долго? Получится ли это не первые несколько дней в состоянии энтузиазма и запала, а месяцами, совмещая с привычной жизнью и обычной деятельностью?

Как правило, НЕТ 🙂

И тогда, если ты выполняешь практику канонично, по коже льётся первая кровь. Притом подразумевается, что если ты берёшься за это, то ты не мазохист, и кровь – не твой фетиш.

Для большинства людей нанести себе повреждение – настоящее, с кровью, с неизвестным результатом (у очень многих начинающих имеют место нормальные опасения насчёт глубины пореза), со шрамом – это в той или иной степени табу. Его нарушение – какая-никакая трансгрессия, а вместе с ней и высвобождение энергии, усиление момента. Когда подобные вещи происходят регулярно, это может помочь на пути, придать ускорение, дополнительно выбить из рутины в мир кошмаров и чудес. Кстати, дальнейшее преодоление табу случится тогда, когда ты с этой красотой потом выйдешь в социум…

Плюс к обязательству, за нарушение которого у тебя останется след на всю жизнь, начинаешь как-то серьёзнее относиться. Или не начинаешь… Или вообще взялся за невыполнимое, и тогда получается дурная ситуация, мотивирующая поразмышлять о своей гордыне и о том, какие структуры, налипшие на психику, толкают тебя что-то пытаться себе доказывать преодолением (не_преодолением!) невыполнимых заданий.

Так или иначе шрамы – это такие маячки, с которыми в моменты особой подверженности инфляции эго у тебя всегда будет зримое и ощутимое напоминание о том, насколько ты проваливался при проверке теории живым опытом. А когда они появлялись на протяжении десяти лет – ещё и напоминанием, что ты и раньше косячил, и сейчас косячишь, и даже если многое поменялось, всё равно непогрешимых нет. На принятие этого факта не разумом, но сердцем, и на освобождение от ограничений собственных планок, относящихся не к Истинному Я, а к образу Идеального Я, мне понадобилось десять лет.

Если среди читающих есть те, кто ни разу не нарушал взятое на себя обязательство и не выполнял «штрафное» действие (резаться, колоть кнопкой, бить резинкой, варить манную кашу с комочками…), просьба дать знать. Потому что таких примеров безупречности у автора нет. Да и вообще, достаточно быстро приходит понимание того, что ты бросаешь себе вызов, но поражения впереди просто неизбежны… И это всё равно не повод его не бросать. 🙂 Это в некотором роде онтологический бунт против ограничений своей природы, а уж как потом поступить с осознанием его обречённости – дело ваше.

И, как и везде, в практиках Liber Jugo­rum вас ждут свои ловушки.

Худшее, что может произойти (кроме случайно вскрытой лучевой артерии, что уже из области фантастики), – превращение процесса в рутину. Буднично достать лезвие, привычным движением черкануть по коже, оценить, не слишком ли сильно разошлись края разреза, постараться сделать так, чтобы не было заметно, как кровь пропитала одежду… Это – не преодоление своих ограничений, не контроль над своими действиями, это приобретение нового действия, которое контролирует тебя, приобретение дурной привычки. Занимательная энантиодромия для самых маленьких. Вкрадчивая и плавная потеря смысла изначально сакрального действа.

Чтобы самоповреждение осталось преодолением себя, автор даже предпринял ряд экспериментов с углублением разрезов и их нанесением на более чувствительные части тела. Но это оказалось лишь временной полумерой: достаточно быстро и порезы на груди стали обыденностью.

Второй момент – выискивание лазейки. Например, если нельзя говорить «я», то можно ограничиться только этим местоимением и просто говорить «мы», подразумевая совокупность своих психических структур. И так далее, и тому подобное. Конечно, меркурианская ловкость – тоже интересный опыт, но не в случае Liber Jugo­rum.

Третий потенциальный капкан связан с предложением «в меру своей изобретательности придумывать другие подобные упражнения». На этом моменте очень легко забыть, что кроме изобретательности действительно нужны чувство меры и здравый смысл.

Личный пример – решение о трёхдневной голодовке на воде без какой-либо плавной подготовки в период написания диплома, совмещённого с авралами на работе, физической активностью и жёстким дефицитом сна (2–3 часа в сутки на протяжении длительного времени). Первые двое суток получалось нормально, на третьи же тело сообщило, что оно в этом не участвует. Ситуация вышла тупой. Другой случай – слишком размытые формулировки. «Не косячить по-крупному там, где реально можно не косячить» привело к появлению новых шрамов просто из-за забытой записи в тату-салон. И решению, что пора заканчивать.

Что в этих случаях общего?

Гордыня.

Легко ли это признать? Непросто.

Приближают ли подобные случаи к изначальной цели? Нет.

Если нет, что тогда делать? Честно сказать себе, что творишь хуйню. В будущем быть внимательнее к тому, не хуйню ли ты творишь, не превращается ли элемент освобождения в элемент, тормозящий на пути. Беспристрастно оценивать себя. Оставаясь верным своей правде и своему пути, уметь отличать их от истерических припадков эго, которыми являются те же самые попытки замахнуться на невозможные цели (дерзать – хорошо, но для этого нужна база).

Когда придёт время распустить стражей – распустить стражей.

Принять то, что тебе не поставят плохую оценку в журнал, не поругают прилюдно, не лишат премии, не исключат откуда-то и даже не будут судить.

Ты сам по себе.

Ты здесь один.

И если ты всё ещё держишь обеты, даже когда никто не узнает об их нарушении, даже когда над тобой нет ни судий, ни богов, даже когда тебе ничего не будет в любом случае, ты свободен. Когда все перечисленные Кроули «звери» идут с тобой без хлыста, это и есть единство.

Спокойно двигайся в любую сторону, они все тебе равно открыты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.