На нетопыриных крыльях

Ничто так не бодрит в любое время суток, как апокалиптические предчувствия. Чу! Гигантские облака саранчи закрывают собой небо в Африке и Азии (с ними пытаются бороться при помощи уток, серьёзно); огромного закованного в сталь всадника на рыжем коне постоянно видят в Средней Азии — а тут ещё и новое вирусное поветрие — ей-ей, грядёт Конец Времён!

Но пока время ещё не пришло. Зато пришло время для ретроспективного обозрения того, как угрожающие популяции явления обретают антропоморфную форму. Тут у Корона-тян, олицетворяющей самый жаркий тренд сезона — вирус COVID-2019, прослеживаются родственные черты с бабушкой Чёрной Смертью, которую в начале прошлого века воспел любимый художник всея норвежского блэка — Теодор Киттельсен.

Рассказывать вам о серии рисунков и поэм Svartedauen («Чёрная смерть»), вышедшей отдельной книгой в 1901 году, мы не будем — слишком общее место, все всё наверняка давно уже посмотрели и оценили. Отдельные эрудиты могут сами посчитать, на сколько обложек различных музыкальных альбомов растащили арты из этой книги — помимо Burzum, Carpathian Forest и Empyrium список наверняка можно успешно дополнить десятком примеров.

Просто напомним, что киттельсеновская Чёрная Смерть идёт с метлой и граблями: где она проходится граблями, там есть шанс остаться выжившим, а вот метлой она метёт начисто. Мёртвых и полумёртвых она запрягает, как ездовых животных, — едет по стране на их спинах, а там, где путь ей преграждает море, — перелетает его на птичьих или нетопыриных крыльях.

В связи с этим мы вспомнили давно ушедший в глубину интернета сайт с переводами поэм Киттельсена из «Чёрной смерти» — благо его ещё можно достать при помощи невода archive.org.

А чума метёт нещадно,

Всех сметает:

Тех, которым жизнь постыла,

Кто в печалях, полон боли,

Жаждет смерти;

Тех, кто жизни страстно жаждет,

Лишь в последнее мгновенье

В страхе смерти лицемерит

Пред распятием и Богом.

Всех сметает без пощады

В кучу мёртвых.

Спустя семнадцать лет после издания «Чёрной смерти» на смену Старухе в чёрном рубище с граблями с метлой поспешила Испанка в красном платье и с веером — пандемия испанского гриппа убила каждого 20-го жителя планеты, но чёткого антропоморфного образа в изобразительном искусстве не оставила.

Нынешняя Корона-тян успешно объединяет в своём образе красное платье и нетопыриные крылья своих предшественниц — пока что только в формате преувеличенно милого и сексуализированного фан-арта. Но кто знает, что будет дальше.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: