4 года со дня смерти Оливера Сакса

Как правило, все истории Оливера Сакса, выдающегося популяризатора нейропсихологии, – это истории болезней. С другой стороны, это также всегда и истории возможностей человеческой психики, притчи, помогающие взглянуть на наши миры с неизвестного ранее угла. Нам интересно было выяснить, как Сакс, всегда остававшийся в своих исследованиях строгим, но живым и человечным учёным, видит экстатические религиозные переживания, околосмертный опыт и тому подобные состояния, – и вот перед вами плод этого интереса:

«Встреча с богом в третьем тысячелетии» — перевод статьи Оливера Сакса

В переведённой статье затронуты будут и эпилептические видения, и религиозные психопрактики, и взгляды обратившихся в веру учёных, побывавших за порогом; освещается и несколько источников, к которым можно обратиться за более подробными разъяснениями.

Однако сциентизма, высокомерных или нетерпимых утверждений ни здесь, ни в любых других статьях и книгах Сакса не найти. Любопытно, например, как учёный нейтрально-положительно оценивает поведение Тони Цикория, хирурга, ставшего верующим после околосмертного опыта. Сакс никак не отрицает и не утверждает существования любых высших сил, а лишь одобряет строгость научного подхода Цикории. А вот настойчивое отвержение очевидных и естественных фактов в пользу сверхъестественной природы видений другого хирурга, Эбена Александра, также пережившего околосмертный опыт, Сакса как минимум обескураживает.

Короче, как добропорядочного жреца Саенса, Сакса интересует естественное объяснение происходящего, он преследует антинаучность, но не конфликтует с религиозностью. Если религиозное мышление помогает жить человеку, то учёный склонен относиться к нему дружелюбно, даже если сам верит, что «высшие экстазы богоявления», вокруг которых построены религии, могут быть полностью описаны в рамках явления галлюцинаций.

Но завершается статья всё-таки в скептичном духе: «Галлюцинации, будь они обычные или божественные, не имеют под собой никакой сверхъественной основы». Что ж, в конце концов, «естественная» основа божественных откровений может оказаться для строгого научного мышления не менее парадоксальной и «неестественной», как и настоящие Высшие Силы.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: