Первый тост — за «Всесожжение»: польский гностический холокост от фаната Филипа Дика

Что получится, если польский фанат Филипа Дика решит написать фантастический роман формата «Эхопраксии» Уоттса, но заменит сциентизм последнего на гностический мистицизм первого да ещё щедро раскидает по тексту всяких понятных нам пасхалок и культурного фансервиса (вроде корабля с названием «Г. Р. Гигер»)? А получится книга «Всесожжение» (в оригинале «Holocaust F.»), автор которой, Цезарий Збешховский, начинал когда-то с маленьких рассказов, прямо-таки пышущих поклонением Дику (персонажи периодически БУКВАЛЬНО выдают цитаты из Дика, да и дебют автора состоялся в польском журнале фантастики «Убик»).

Рассказы эти сыроваты и местами читаются как фанфикшн, однако у них общий сеттинг некоего параллельного мира, в котором политическая карта несколько перекроена, но культурные константы всё те же, что и у нас.

На базе этого сеттинга и был написан роман «Всесожжение», который выглядит куда более зрело, чем эскизы рассказов, — и захватывает с первых страниц. Однако в процессе чтения постепенно начинаешь понимать, что повествовательная структура «Всесожжения» — это сюжетный каркас уоттсовской «Эхопраксии», в котором сциентизм вытеснен специфическим католическим гностицизмом от Збешховского. Основная метафизическая фабула, на которую нанизываются весь киберпанк и сай-фай со свистелками и перделками (а также остальные события сюжета), следующая: на протяжении человеческой истории в людях обитал Бог в форме симбионта-плазмата (тот самый «Святой Дух» христианской троицы), который наращивал свою массу вместе с популяцией людей. Носителем плазмата были лишь люди с высоким интеллектом и высокими нравственными принципами (так как некоторые поступки уничтожали плазмат). И когда общая масса плазмата на планете достигла необходимого уровня, он перешёл в состояние половозрелости, покинул планету и отправился бороздить просторы Вселенной для дальнейшего размножения. Большая часть носителей плазмата (натурально — гностические пневматики) умерли сразу (а их было всего 1% от всего многомиллиардного населения Земли), некоторые же остались живы и впали в ницшеанскую депрессию (Gott ist tot!), но для большинства людей жизнь не изменилась.

Более того, у человечества в это время возникли куда более серьёзные проблемы — вирус «Вавилон», который вызвал неконтролируемые психомутации у значительной части пользователей всемирной P2P-сети обмена опытом и эмоциями. А тут ещё в наступление по всему земному шару перешла некая террористическая организация «Саранча», члены которой обладают телепатическими и вампирическими способностями, которыми умело пользуются в своём джихаде против остального человечества.

В общем, попытка пересобрать «Эхопраксию» на фундаменте из Откровения Иоанна Богослова и «Экзегезы» Филипа Дика — это как минимум любопытно, хоть иногда и выглядит слишком химерично. Отдельного упрёка заслуживают некоторые смешные косяки в «сай-фай» механике мира — да даже в тех же описаниях применения психоактивных препаратов: автовпрыск кокаина для положительного подкрепления киберкоммандос, серьёзно? В XXII веке-то? А у нас тут во дворе, между прочим, девочки с каре знают гораздо более эффективные препараты. Но это частности — потому как читать можно хотя бы ради обнаружения всех пасхалок и религиозных отсылок в тексте — этому даже не помешает не очень качественный перевод (где встречаются моменты, когда в очевидном библейско-апокалиптическом контексте «печать Зверя» переводится как «отметка Бестии»).

Отдельная загадка для музыкочатика: какая польская дэт-металлическая банда, упомянутая в тексте, использовала в своем треке стихи Збигнева Херберта?

Читать/скачать

 

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть