Большой текст ко дню рождения Майи Дерен

Майя Дерен, родившаяся ровно 102 года назад, была не просто режиссёром и поэтом. После первой поездки в Гаити в 1947-м она вернулась активным проповедником религии Вуду. Хотя в её собственных фильмах оккультные элементы были завуалированы, но в остальном она превратилась в самую натуральную жрицу, которая собирала богему на ритуалы вызова лоа. Американский киноавангард сороковых/пятидесятых был полон оккультизма, в первую очередь связанного с Кроули и Телемой. Публикуем замечательный текст о режиссёре, хореографе, этнографе, теоретике авангарда, которая предвосхитила кино американского андеграунда (Стэн Брэкидж, Йонас Мекас, Кеннет Энгер, Дж. Смит) и оказала влияние на Дэвида Линча.

Белая тьма. История женщины со светом тёмной звезды на лице

«Важно то, что, передавая на экране логику сна, она вовсе не пыталась следовать вслед за сюрреалистами. Теоретические тексты Дерен переполнены критических замечаний по поводу сюрреализма и его подхода к кино. Она не любила чистую случайность и поток образов, в её фильмах каждый кадр был продуман заранее и стоял точно на своём месте. Если сюрреализм, с её точки зрения, отрицал все достижения искусства, начиная с эпохи классицизма, то её фильмы, наоборот, определялись ею как классицистские. Точнее, она всю карьеру режиссёра пыталась найти термин для своих фильмов: иногда она называла их камерными, по аналогии с камерной музыкой, иногда “заброшенными”, сознательно незаконченными. В любом случае она подробно и красноречиво отрицала влияние европейского киноавангарда, даже хвалила только Кокто, чью «Кровь поэта» посмотрела уже после публичных показов «Сетей полудня», привлечённая сравнениями со стороны критиков. В Кокто она увидела другого поэта, передающего стихотворение визуальными образами. Что интересно, сами сюрреалисты враждебно относились к Кокто и его фильму. Ещё интереснее то, что сюрреалисты Макс Эрнст и Мэн Рэй в составе широкого фронта эмигрировавших европейских авангардистов приняли в 1947-ом участие в съёмке удивительной антологии Ганса Рихтера «Dreams That Money Can Buy», и есть упоминания, что и «Сети полудня» планировали вставить в этот большой фильм в качестве одного из эпизодов. Думаю, это была бы большая ошибка: фильм Дерен явно выделялся бы в лучшую сторону на фоне сегментов прославленных художников. Хорошо иллюстрируя её тезис о том, что простой перенос логики визуального авангарда в кино является эстетической ошибкой».

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть