О Джуди Дымной

Ну что, конфидент, помнишь ещё, что лучшая интерпретация — не та, которая «самая правильная», а та, которая самая плодотворная? Для нас вот самой плодотворной интерпретацией пока что стал разбор Ибсоратом третьего сезона «Твин Пикса» — лучшая иллюстрация этого принципа.

Что ж, в эту игру можно играть вдвоём: несколько дополнительных штрихов со своей шакта-индуистской колокольни решил добавить создатель Инвазии — и получилось у него прекрасно! Тем более что пристальнее всего он решил рассмотреть загадочную Джуди и её странных спутников-лесорубов — и нашёл впечатляющие переклички в их атрибутике с не самой известной стороной тантр.

Публикуем тут его заметку.

Благи ли Боги?

Для людей совершенно естественно воспринимать универсальные символы в системе собственных смысловых координат. Мы живём в мире, где на поиск смысла вечно нет времени, плюс никто не гарантирует в такой экспедиции столь ценимого психического комфорта. А психический комфорт часто является тем единственным, что оберегает индивида от сползания в кромешное безумие, отчаяние, одним словом — в самый эпицентр того страдания, из которого и соткана данная в ощущениях реальность.

Хорошим примером такого восприятия может послужить популярное отношение к божествам, олицетворяющим то, что может восприниматься как «негации» — активные, разрушительные, «яростные», одним словом — пугающие, тревожные состояния, — как к фейковым эманациям божеств, дарящих милость, покой и, конечно же, всяческие блага, островки бесконфликтного уюта в бушующем море неутолимых страстей, боли и ужаса.

В целом такой редукционизм оправдан (хотя не оправданна его претензия на тотальность), поскольку добродетельное человеческое существование, благодаря которому этот мир пока ещё не совсем предстаёт тем адом, которым и является, это «Дхарма». Какова бы ни была её региональная или культурная специфика, именно следование ей позволяет избегать тех «омрачений», которые неизбежны при работе с тем «веществом», из которого сотканы и сны, и сновидцы. А сны не всегда приятны. И проснуться в очередной Грёзе, пожалуй, всё же предпочтительнее, чем проснуться в очередном Кошмаре! Пусть он и даёт куда больше оснований для пробуждения, немалые шансы не проснуться вообще тоже имеются.

Но множественность божественных эманаций не ограничивается комфортно-благостным спектром, она охватывает абсолютно все «состояния», и эти состояния являются именно тем, чем они и являются. Гнев является гневом, Страсть — страстью, Отчаяние — отчаянием. Божества войны упиваются войной, и не в каком-то «благородном» образе, сотканном из человеческих представлений о патриотизме, долге и самоотверженности, а самой кромешностью войны — смертью, болью, реками крови, изувеченной плотью, выпущенными кишками, запахом напалма по утрам, стонами, хрустом костей и лязгом брони.

Всю «трансгрессию» — даже ту, о которой нам порой и мечтать боязно, — можно выразить в известных образах божеств.

Третий сезон «Твин Пикс» — как это уже отмечалось в эссе, к которому добавить нечего, — раскрыл творческий замысел Линча и Фроста в полной мере. Во всей полноте мифических аллюзий. И стремления что-то добавить нет. А вот немножко дополнить ассоциативный ряд этого увлекательного Квеста в контексте привычных теургических изысканий Инвазии вполне уместно и корректно.

И если тот самый Агент, о котором толковали адепты «свободных наук», без внутренних противоречий ассоциируется с Куп[…]ером, ищущим «психическую» Лору, то и в ассоциативном сравнении Джуди и Дхумавати ничего порочного нет.

Дым и голод Вдовы

В последовательности состояний Природы-Материи-Шакти/Пракрити, в той или иной степени озарённой изнутри животворным Светом, есть состояние полной непроявленности Духа, Света.

Абсолютной Тьмы, Смерти как таковой.

Если бытие первично, то оно первично как Смерть.

Дхумавати, чьё имя переводится как «Дымная», — единственная из 10 Махавидий живёт в том измерении бытия, где Дух полностью растворён, пожран, где БОГА НЕТ. Даже Спящего или Мёртвого Бога нет и в помине.

Мир Чёрной Вдовы.

Кроме неё в этом мире есть только дым без огня и копоть.

Все иллюзии мертвы. Никаких надежд. Никаких грёз. Никаких «благ». Никаких упований.

Её колесница никем не запряжена, это незыблемая, неподвижно стоящая ветхая прокопчённая телега.

Нет движения, нет Огня, только Дым. Бескрайний непроглядно-чёрный дым…

В одной из версий мифа Дхумавати съедает самого Шиву, растворяет в себе Пурушу — только так Ей удаётся насытить свой беспредельный голод. То есть Она — сама МахаПралайя.

В некоторых версиях, однако, Дхумавати предстаёт не старухой, едущей в никем не запряжённой колеснице, а ещё молодой и прекрасной вдовой, зловещей, но очень сексуально привлекательной. Она — «чья форма — Рати». Рати — это и богиня плотской любви, и обозначение сексуального акта и неутолимой похоти. Дхумавати в этом аспекте наслаждается сексом, присутствуя там, где бушует сексуальная энергия и царит голод страсти, принимающей самые затейливые и изощрённые формы. Она — Йони Пожирающая.

Дхумавати также именуется Алакшми, Она — полная инверсия образа Лакшми, её «дихотомическая сестра».

Как Тьма, Дхумавати олицетворяет не только состояние абсолютного «помрачения», неведения и отчуждения от Света, но и состояние за пределами всех «свето-теневых» дуальностей, поскольку Она — «Та, которая есть, когда даже Шивы нет».

Сопоставить вышеизложенное с образом Джуди, дымно-пепельного облака ядерного взрыва, очевиднейшего и актуальнейшего символа всеразрушения, труда не составит.

Чёрный Дым и липкая копоть — как её атрибуты — пронизывают всё повествование.

Призрачные «присные» Джуди подобны сгустившемуся дыму и черны от копоти. Их сущностное качество — лишённость, бескрайний голод.

Дхумавати покровительствует тем, кого социум воспринимает как «отребье», неприкасаемых, тех, для кого даже у благопристойнейших представителей социума редко находятся те сострадание и милосердие, о которых так легко и приятно разглагольствовать. На что «отребье» отвечает взаимностью.

Призрачное отребье Джуди пожирает любые формы огня и не ведает ни страхов, ни привязанностей, но прекрасно их чувствует и «понимает».

В долгом живописании ассоциативных соответствий особого смысла нет.

Напоследок

Позвольте вернуться в Чёрный Вигвам. В его «красном углу» мы видим известное изваяние Венеры. Безрукая Венера прекрасно вписывается в мир, населённый в той или иной степени «увечными» персонажами. Безрукая, изувеченная богиня Любви. Которая, как мы помним из мифа о Купидоне и Психее, не просто была инициаторшей злоключений Психеи и ревнивой, алчной и склочной матерью Купидона.

Благодаря всем тем испытаниям, на которые она обрекла Психею, сама Венера в конце концов получила своеобразное исцеление и даже пустилась в радостный пляс на олимпийском брачном пиру.

Исцелит ли Венеру магический Агент, способный, как мы видим, исцелять души и обездоленных, и злодеев? Как у него сложится с Дианой? И выведет ли он свою soror mystica из кошмарных лабиринтов? И что там у Джуди?

Доживём — увидим.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть