Несколько оттенков серого вещества (заметки об астральной самообороне)

Таинственный Друг Редакции прислал нам письмо с весьма интересным текстом, оказавшимся кратким, но весьма занятным руководством по базовым методам соматической и психической безопасности.

Многие руководства по хождению тайными тропами зачастую базируются на одном из двух методов взаимодействия со своей целевой аудиторией: либо на завуалированном комментировании того, как идущий будет набивать шишки в процессе инициации, либо на предостережениях, призванных помочь избежать этих шишек.

Автор письма выбирает второй режим взаимодействия с читателем, представляя всего несколько (но зато действенных и надёжных) приёмов астральной самообороны и сохранения психической безопасности.

Смеем надеяться, что освоив их, каждый читатель сможет затем самостоятельно разобраться и с безопасностью пневматической.

Судя по всему, жизнь невозможна без сомнительных, странных и даже страшных событий, и иногда хочется ответить на них настолько же сомнительным, странным и даже страшным образом — о чём потом часто приходится жалеть. Не обходятся без этого, похоже, и «совершенно нормальные» люди, а уж те, кто имеет специфические интересы и образ жизни (гляжу на вас, уважаемые конфиденты), полагаю, сталкиваются с такими событиями чаще прочих.

Весь дальнейший текст будет посвящён моим, Друга Редакций, размышлениям о подобных событиях, неоднократно происходивших со мной самим, и разработанных мной приёмах, позволяющих свести на нет весь или почти весь возможный вред. Этот текст о том, что можно сделать, когда на связь с вами выходят Бог, Вселенная, инопланетяне и феи, чтобы не слететь с катушек и не наломать дров.

Но зайду я немного издалека. Итак, первое, о чём я хочу напомнить. Катабазия часто говорит о «гностицизме», «гностичности» и так далее. Главная формула гностицизма — это «познай себя». Я беру на себя смелость утверждать, что это одно из самых полезных руководств к действию, которые только может вам дать человеческая культура. Наблюдайте за самими собой, за своими привычками, за шаблонами поведения, узнавайте, что и как на вас действует — и старайтесь понять, почему. Возможно, узнать что-то в полной мере здесь нереально, но разобраться в самих себе лучше — вполне реально. И как только вы обозначили существующие затруднения, найти для них решение становится вопросом времени и некоторых усилий.

Некоторые вещи можно изменить, изменив образ жизни, например: из сотни экспериментов вы знаете, что на вас дурно действует спиртное, вы становитесь другим, несущим себе и другим катастрофы человеком, — что ж, возможно, спиртному пора постепенно уйти из вашей жизни. Фильмы ужасов и видеоигры о маньяках действуют на вас так, что вы не можете спокойно заснуть, — что ж, отказаться от этого несложно.

Это не призыв воздерживаться от всего, чего только можно: если, скажем, от полового воздержания вы начинаете совершать необдуманные и нежелательные поступки, наверняка легче будет исправить этот вопрос вручную. Попробуйте стать специалистом в изучении самого себя — ведь у вас имеются уникальные возможности для наблюдения! Кроме всего прочего, это наверняка поможет вам рассчитывать собственные возможности: в жизни распространена такая проблема — люди берут на себя обязательства, которые не могут выполнить.

Чем точнее вы будете информированы о собственных сильных и слабых сторонах и о собственных привычках, тем легче вам будет соизмерять ваши возможности с трудностью стоящих перед вами задач (и, возможно, принимать решение об обращении за помощью к более компетентным людям).

Чем лучше вы станете разбираться в самих себе, тем легче будет вам разбираться и в окружающих вас личностях (и, возможно, легче будет осознавать корни особенностей их поведения). Это важно потому, что подбор и фильтровка круга общения может также избавить вас от множества возможных неприятностей: нет ничего приятного и полезного в том, чтобы разделять жизнь с религиозными фанатиками, токсичными и деструктивными людьми, да и просто теми, кому вы не доверяете, кого побаиваетесь, и теми, кто может в ответственный момент поступить так, что это нанесёт вам реальный вред.

Чем точнее вы знаете и представляете, на что человек способен, тем легче будет решить, на каком расстоянии от себя этого человека держать (например, вести с кем-то деловые отношения будет нормально, но личные — будет плохой идеей, или наоборот). Собственно, момент взаимодействия важен вот по какой причине.

Похоже, что большинство проблем в сомнительных ситуациях проистекает из неадекватной реакции на события, которая включает в себя взаимодействие с другими людьми. Это справедливо даже на чисто бытовом уровне: предположим, вы, как некогда предприниматель из провинции Иван Сергеевич Зайцев, на основании «божественного откровения» решили, что у власти в России находится узурпатор и клон Гитлера. Пока вы, как Иван Сергеевич Зайцев, не возьмёте ружьё и не поедете в Кремль разбираться с гадом, вряд ли кто-то будет применять к вам какие-либо репрессивные меры и вряд ли это сильно изменит вашу повседневную жизнь. В основном, пока вы не начнёте взаимодействовать с другими, никакие ваши заскоки реально угрожать вам не будут. Кроме, конечно, тех случаев, если сенобиты прикажут вам каждый день втыкать в себя длинные иглы, при том, что вы живёте в одиночестве (и вы им поверите); но с другой стороны, в подобных случаях и этот текст вам всё равно никак не поможет.

Вот ещё одна причина, почему важно знать себя, и в частности знать, когда вы контролируете себя, а когда нет: если вы длительное время находитесь в изменённом состоянии сознания, отдаёте себе в этом отчёт, вам это совершенно не нравится и вы знаете, что сами ничего не можете с этим поделать, — обращайтесь к специалистам. Вот ещё одна причина, почему важно разбираться в других и иметь хороший круг общения: специалист специалисту рознь, и все врачи (да, я имею в виду врачей, а не прокуратуру, куда через страничку ВК пишут официальные обращения про Катабазию, алкающую вас в астрале) в первую очередь обычные люди, которым могут быть свойственны любые человеческие недостатки, если даже не считать недостатков профессиональных. Идеально, конечно, если это будут проверенные специалисты.

Но в целом в том, чтобы обратиться за психиатрической помощью, нет ничего страшного, если сама ваша проблема не составляет большой беды: врачу будет незачем сажать вас в киношную палату с мягкими стенами, и если вам просто назначат курс препаратов, отметка об этом останется исключительно в том лечебном заведении, куда вы обратились, и будет составлять тайну для всех остальных инстанций, включая возможных работодателей и прочих. Однако в случае обращения за психиатрической помощью иметь на своей стороне заботящихся о вас друзей или родственников, которые проследят за процессом её оказания, будет очень весомым плюсом.

Я говорю это, исходя в том числе из собственного опыта. Первый раз, когда я увидел «Реальность, с которой сброшены маски», по выражению Р. А. Уилсона, мне было примерно двадцать лет; я имел некоторый опыт пребывания в изменённых состояниях сознания, но к тому, что мне открылось, я совершенно не был готов — и объяснений произошедшего у меня было просто мизерное количество. Когда я вернулся в человеческую жизнь, моё кресло было мокрым и холодным от пота. Через несколько недель я осознал, что меня так и не отпустило и мои восприятие с воображением полным ходом несутся к пропасти; разумеется, я получал послания от Высших Сил, разумеется, я с ними общался (странными и иногда неприглядными методами), разумеется, везде были значимые совпадения, а повседневная жизнь стала нелепой и в целом перестала работать.

Если вас действительно интересует, на что похожи такие состояния, можете прочитать «Зубчатые колёса» Рюноскэ Акутагавы: это очень правдивое описание, сделанное талантливым писателем на основе личных переживаний незадолго до самоубийства. Мне, похоже, повезло чуть больше: я обратился к врачам и получил курс нейролептиков, который на несколько последовавших месяцев так затормозил мою умственную деятельность, что я остался способен разве что мыть посуду и гулять в сопровождении родственников. Я не получил, однако, ни каких-либо объяснений произошедшего, ни какого-либо диагноза, и это побудило меня заняться изучением собственного вопроса без дальнейшего участия врачей.

Прошло больше дюжины лет, я восстановил и приумножил свои способности, нашёл множество ответов и объяснений, обзавёлся сравнительно устойчивой психикой и сжёг огромную кучу ментального мусора; правда, не стал «добропорядочным рядовым членом общества» — впрочем, вполне возможно, что у меня никогда не было особых шансов стать таковым. Не сказать, чтобы я стал особо успешен, но в рамках данной статьи имеет важность одно: я знаю, где проходит граница безумия, и за прошедшую дюжину лет я ни разу её повторно не пересёк и не был вынужден обращаться за медицинской помощью, несмотря на эксцентричный и в целом аутсайдерский образ жизни.


Но давайте теперь приступим к разговору о Реальности. Главное, что я вынес из всех своих переживаний, и, пожалуй, главная точка опоры для здравого отношения к восприятию событий, по моему мнению, может быть выражена такой формулой: «Всё что угодно может быть принято за всё что угодно». Если интересно, эта формула выросла из моих размышлений о сутре сердца Праджняпарамиты (с её «пустота есть форма, форма есть пустота») и прочитанных комментариев к книге «The Laws of Form», где знак равенства между составляющими уравнения в своеобразной арифметике форм Спенсера-Брауна объясняется не как «form X equals form Y / форма X равна форме Y», а как «form X can be confused with form Y / форма X может быть принята за форму Y». Если оставить в стороне метафизические вопросы о природе Реальности и прочих подобных вещах и сосредоточиться на практической стороне дела, на мой взгляд, важно здесь то, что из этого произрастает большая часть неадекватных реакций на события — и речь идёт не только о зрительном восприятии, но и всей сфере доступных человеку чувств.

Например, запах отравляющего вещества фосгена в некоторой степени совпадает с запахом прелого сена. Вполне можно себе представить человека, знающего об этом (не затрагивая достаточно логичный вопрос, откуда именно он и мы с вами об этом узнали), которого в стрессовом/изменённом состоянии сознания убеждают с помощью охапки прелого сена в том, что он отравлен и вот-вот умрёт. Подобные вещи, только не в таких масштабах, происходят даже в повседневном существовании сплошь и рядом: просто поглядите на сферу рекламы, где автомобиль агрессивно приравнивается к свободе, банковский вклад — к стабильности, а пена для бритья необъяснённым образом борется против патриархата. Что до изменённых состояний сознания, то, увы, тут вспоминается огромное количество историй про «я решил, что моя жена ведьма», «животные — это наблюдательные модули марсиан», «я нахожусь в видеоигре и на мне ставят эксперименты», «Бог говорит со мной из телевизора» и так далее — с огромным же количеством неадекватных реакций и печальных исходов.

Если обратить внимание на эти случаи, то общим для них является в силу тех или иных причин принятое без вариантов «объяснение» событий в словесной форме. Дано оно голосами в голове, присутствующими, надо полагать, у каждого человека, в какой-либо степени владеющего каким-либо человеческим языком. Само по себе это совершенно обычное дело, просто один из многих механизмов, составляющих человеческое сознание. Проблемы начинаются именно с безапелляционным принятием вырабатываемых им сомнительных заявлений. Некоторые духовные учения не любят этот механизм как таковой и призывают к его остановке; в их техниках я не специалист, поэтому ничего об этом не скажу, сообщу только о собственных методах справиться с мусорными мыслями, оформленными в виде высказываний. Как определить их «мусорность»? Это, на самом деле, непростой вопрос, связанный с тем, с чего я начинал эту статью, — с познанием себя; в конечном счёте это вы для себя решаете сами. Лично я бы сказал, что это те высказывания, которые при принятии их как руководства к действию явно повлекут нежелательные, вредные и разрушительные последствия — как для вас самих, так и для ваших близких или вашего окружения. Однозначности здесь нет: возможно, кого-то мысль «моя жена — ведьма» скорее заставит больше любить и заботиться о ней, в этом нет ничего плохого, но вот если вы решите её сжечь, посмотрев на то, как она разговаривает с цветами, это, скорее всего, будет уже неадекватной реакцией (хотя тут будет важно и то, о чём она с ними разговаривает).

Весьма полезным в обращении с деятельностью семантического контура сознания (как этот механизм называют Лири и Уилсон) является умение рассматривать производимые им высказывания как нечто, истинное лишь до определённой степени, другими словами, умение признавать возможность альтернативного объяснения. Вернёмся к примерам из жизни. Некогда я, будучи достаточно сильно накуренным, обратился за кое-какой информацией к кое-какому тексту, речь в котором шла об определённой магической группе. Перейдя по первой же ссылке в поисковой системе, я начал читать, и, добравшись до четвёртого-пятого абзаца, почувствовал страх магической атаки, знакомый, полагаю, большинству из тех, кто когда-либо имел дело с оккультизмом.

Текст, написанный в XXI веке, почему-то оказался пересыпан архаичными словами из церковнославянского лексикона, что выглядело абсолютно дико, и мне на какой-то момент подумалось, что я интересуюсь тем, чем не следовало, и, соответственно, происходит нечто зловещее и опасное. Это было первым объяснением. Второе же — логичное — альтернативное объяснение, принятое мной с большим скрипом (кто был в таких ситуациях, тот поймёт), состояло в том, что я просто здорово накурился и не могу разобрать, что к чему, поэтому мне стоит прекратить свои изыскания и вернуться к ним на следующий день на трезвую голову. Более здравым выглядело второе объяснение, поэтому я заставил себя отойти ко сну, а на следующий день выяснилось, что мне попалась версия этого текста, видимо, обработанная каким-то генератором — единственная такая в Интернете и даже на том сайте, где она была размещена. Конечно, это могло быть и магической атакой, направленной на меня лично в момент наибольшей уязвимости (каннабисной паранойи), но дело в том, что даже если это было и так, благодаря принятому альтернативному объяснению атака не достигла цели.


Всё это может звучать забавно, но когда подобная первому объяснению мысль приходит в момент вызванной чем-либо уязвимости перед ней, человек в отсутствие альтернативы вполне может сорваться и начать совершать вредоносные поступки. Поскольку я пока что не владею техниками мгновенной остановки мыслей буддийского или йогического толка и не придерживаюсь «чистого», аскетического образа жизни, мне пришлось подумать об их бытовых заменителях. Перейдём же к реальным приёмам: я расположил их по возрастанию, от простых к сложным.

Из приёмов йогов или буддистов полезным и доступным каждому рядовому человеку в стрессовой ситуации является размеренное, спокойное дыхание. Первое, что вы реально можете сделать для уменьшения стресса, — это начать расслабленно дышать.

Второе — более персональная вещь; вы можете сделать то, что успокаивает лично вас, но это должно быть одиночным действием (допустим, если вы один раз щёлкаете ручкой и это каким-то образом делает вас спокойнее — хорошо, сделайте это; если вы будете постоянно ей щёлкать, увы, это скорее похоже на синдром обсессивно-компульсивного расстройства).

Как вариант, это действие в зависимости от обстоятельств (это особенно актуально для состояний, вызванных употреблением психоактивных веществ): вы не можете заснуть без света, потому что именно сегодня, именно этой ночью вас одолевает беспричинный страх, — что ж, смело включайте свет; вы не можете именно сегодня вечером в этом состоянии находиться в этой компании — вежливо извиняйтесь и покидайте её; на вас угрожающе смотрит рисунок на чашке — поверните её. И так далее. Если вы знаете или предполагаете, что вас успокоит простое одиночное действие, в котором нет ничего предосудительного, сделайте его.

Третий и самый действенный для меня лично способ, позаимствованный мной, как ни странно, у БДСМ-тусовки, заключается в «стоп-жесте». Как правило, перед садомазохистскими сеансами оговариваются ключевые сигналы — слова или жесты — означающие, что сеанс должен быть немедленно прекращён. Ключевым здесь является доверие участников сеанса друг другу; соответственно, для того, чтобы это работало с сознанием, вы также должны достичь достаточного уровня доверия к своему сознанию, как бы странно это фраза ни звучала. Вы принимаете определённый простой и неприметный (для случаев, когда находитесь в компании других людей) жест в качестве сигнала о том, что мысль должна прекратить развиваться в текущем нежелательном направлении. На случай, если она пытается навязываться, жест должен быть таким, чтобы его можно было без труда удерживать. Это, разумеется, уже требует некоторой тренировки — в идеале необходимо добиться того, чтобы жест воспринимался всегда. Это возможно.

Четвёртый способ походит на предыдущий и заключается в произнесении про себя определённого короткого слова, переключающего вас в «режим наблюдения»: вы не останавливаете работу мысли, но воспринимаете все появляющиеся в сознании высказывания с позиции отстранённого, безучастного наблюдателя, как наблюдали бы за цирковым представлением или праздничным фейерверком — вот что мозг способен выдать, что ж, будь он благословен.


Следующая пара способов немного сложнее и требуют некоторой работы воображения, но они хороши тем, что могут быть применены уже после того, как мысленное высказывание возникло и было от начала до конца зарегистрировано. Пятый способ заключается в том, чтобы заключить это высказывание в воображаемую папку: вы рассматриваете его, как рассматривали бы небольшой рассказ знакомого вам писателя, который вы должны были рассмотреть по долгу службы или из вежливости, но который вы никогда не пустите в печать. Вы представляете себе, как укладываете лист с этим рассказом в папку и забываете о нём навсегда.

Шестой способ, скорее всего, потребует от вас некоторого понимания процесса, происходящего, когда вы читаете книги (и, до некоторой степени, когда смотрите фильмы или играете в видеоигры). Когда вы это делаете, вы с помощью собственного внимания создаёте нечто вроде аватара, по очереди выступающего в роли персонажей книги (или вживаетесь в героев фильма/игры; это напоминает описанное Филипом Диком в «Стигматах Палмера Элдрича» вживание в кукол). Так вот, можно представить возникающие в семантическом контуре высказывания как деятельность такого аватара, некоего существующего в вашем воображении совершенно безликого (по понятным причинам безликость важна) дроида, чьей задачей является производить в экспериментальных целях разнообразные словесные/смысловые конструкции — причём у вас остаётся возможность объявить об этом постфактум: то есть, «вот на что способно моё воображение, будь оно благословенно». Самое главное — отчётливо осознавать, что это всего лишь безликий манекен, на который вы мысленно примеряете возникшие у вас соображения; или, в случае с предыдущим способом, что папки, которые вы создаёте в воображении, достаточно эфемерны и исчезнут вместе со своим содержимым по прошествии совсем небольшого времени.

Оглядывая написанное, я понимаю, что некоторые пункты ничуть не уступают практикам мистиков, однако их преимуществом я считаю то, что для их применения вам не понадобится принимать никаких специальных мистических мировоззрений; теоретически, скорее всего, их можно примирить и с вашими воззрениями, если вы религиозный человек. Что ж, вы могли заметить, что я ни разу не упомянул о простых химических средствах управиться с нежелательными мыслями: ведь есть соответствующие препараты, успокоительные и всё такое прочее. Ответ здесь простой — лично я никогда ими и не пользовался, мне хватало перечисленных выше принципов и приёмов, которые можно спокойно применять в условиях, когда у вас нет доступа к аптечке, однако я не буду отрицать то, что таблетки могут быть действенны. Но здесь нужно вспомнить то, о чём я уже говорил ближе к началу: если вы хотите справляться с нежелательными мысленными высказываниями с помощью химии, обязательно посоветуйтесь со специалистами, которые разбираются в вопросе и помогут подобрать то, что больше подходит именно вам.

(иллюстрации: Jesse Peper)

Общаясь с Редакциями Катабазии по поводу этой статьи, я без удивления узнал, что у многих их знакомых, живущих увлекательной жизнью психонавтов и пересёкших черту тридцатилетнего возраста, имеются подобные наборы индивидуальных методов ментальной самозащиты. Было бы интересно, если бы прочитавшие эту статью поделились собственными техниками в комментариях!

А пока что — будьте здоровы, будьте счастливы и живите в согласии со своим сознанием, восприятием и воображением.

Ваш Друг Редакции.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

4 Comments

  1. A

    Знакомая проблема. Я в своё время освоил и активно использую базовые методики «Когнитивно-поведенческой терапии» (КПТ). Там немного другие техники, но общий механизм примерно такой-же, как у автора.

  2. paxapy

    тут вам не хабр, но да!
    первым делом хочу выразить ошалевание от того, насколько точны формулировки, и как они близки к выработанным мной. сильный смелый текст, спасибо!
    хотел бы пристать к «границе безумия», но тут можно утонуть в определении слов, скучно.

    техники! у меня есть некоторые..
    — мгновенной остановкой ума я пока что тоже не владею, но постепенной учусь. и кажется, делаю некоторые успехи в этом. в большинстве случаев мне достаточно ПРИЛОЖИТЬ усилие, и внутренний мыслитель послушно замолкает. гад.

    — в случаях, когда оно слишком встревожено и не слушается, помогает то самое отстранение от участия в этом балагане, но не через БЕЗЛИКОГО ДРОНА, а через ЛУЧШЕГО СЕБЯ, расслаблено сидящего позади мыслей, и с пониманием, позёвывая, наблюдающего шоу.

    — саморазрушающимися папками я не пользуюсь (80 лет в интернете и удалить что-нибудь НЕ ТО, потом опять искать.. — не), но пользуюсь похожей визуализацией для запоминания вещей. это может быть страница блокнота, надпись на обоях или мои любимые дорожные знаки. я много езжу за рулём, и мне удобно представлять как на дорожном знаке написано что-то НУЖНОЕ и я легко могу при случае воспроизвести надпись и свернуть в таком-то направлении..

    — так же, у меня есть личная придуманная богиня, которая ничего не говорит и не делает, а просто смотрит без особого презрения, и мне этого достаточно, чтобы выживать чудом нахуй в любой выдуманной клетке туннеля, куда я без лишней необходимости стараюсь не забираться последнее время.

    всем чмоке :з

  3. HitriyVaganchik

    Не знаю, будет ли действенна данная техника у других людей, но мне помогает. Я отключаю данный процесс посредством вызывания скажем так, внутренней улыбки из глубины себя. Сконцентрировавшись на положительных чувствах подобные мысли утрачивают вес. Эти эмоции не обязательно должны быть связаны с какими то воспоминаниями. скорее это непривязанная ни к чему положительная эмоция.

  4. Владислав Шанкар

    Самое эффективное, что раскопал я — это навешивание «ярлыков» на те или иные ментальные конструкции. Это можно было бы назвать блокированием, но после зарождения мысли «это я драматизирую», драматизировать уже очень тяжело. То ли плюсом, то от минусом данного метода является то, что он основан на постоянном самонаблюдении

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: