Мир, которому ты не принадлежишь: «Deracine» Хидэтака Миядзаки

How beautiful they are, the lordly ones
Who dwell in the hills
In the hollow hills.

Как прекрасно, хрупко и ужасающе порой бывает чудо. Господин Хидэтака Миядзаки является настоящим виртуозом по созданию приключений, которые строятся на этой идее. VR-квест «Deracine» от студии FromSoftware, мастеров по созданию глубокомысленных сюжетов, в этот раз повествует об играх детей с волшебными созданиями, о тоске по утраченному и о том, как всё исправить, не исправляя ничего.

В мире «Deracine» обитают феи. В отличие от традиционных представлений, здешние феи — это спектральные сущности, способные манипулировать временем посредством отнятой у людей и животных жизненной силы. При создании «Deracine» Миядзаки вдохновлялся поэзией шотландского писателя Уильяма Шарпа, в частности основанной на его стихах оперой «Бессмертный час», которая изображает волшебный народ как гордых, грозных и могущественных созданий, играющих с жизнями людей по своей прихоти. Поэтому феи здесь соответствующие, умиление они вряд ли у кого-нибудь вызовут.

В городе под названием Рон собирается группа исследователей, заинтересованных в использовании способностей фей во благо людского рода. По мере своих изысканий группа обнаружила, что при определённых обстоятельствах феей можно сделать человека, правда, предварительно его умертвив с применением некоторых ритуальных атрибутов. Однако перспектива исправления ошибок прошлого оказалась слишком заманчивой, а потому исследователи не побоялись замарать руки — так и было положено начало экспериментам. Как несложно догадаться, очень быстро что-то пошло не так, и переродившиеся феи не пожелали содействовать в работе над ошибками. Вместо этого они начали высасывать со всех сторон жизни в своих интересах, что привело к быстрому вымиранию города и окрестностей. Остатки группы покинули Рон, продолжив свои исследования на изолированной территории, в поисках решения уже двух проблем вместо одной. В ходе исканий исследователи выяснили, что феи благодушны к детям, и вообще мало какая фея не исполнит желание крошки, с которой захочет дружить… а потому была открыта школа-интернат и заселены в неё трое мальчиков — Лоринц, Херман и Нилс, и три девочки — Мари, Роза и Юлия. С помощью детей группа понадеялась наконец-то установить связь с феями и предотвратить беды, множество из которых участники сотворили сами.

Через некоторое время после основания школы мы начинаем наш путь в её тёмных коридорах в качестве новообращённой феи. Рывками передвигаясь по локациям, мы получаем наши первые наставления от доброго, хотя и какого-то потустороннего голоса, а также наш первый дар — красное кольцо, которое содержит в себе время и позволяет перемещаться в прошлое.

Наше первое путешествие приводит нас в залитый светом школьный класс, где мы узнаём Юлию — девочку, с грустными глазами и доброй улыбкой, которая верит в наше присутствие и ищет с нами дружбы. Этот персонаж кочует через мрачные приключения Миядзаки ещё с «Demon’s Souls»: Хранитель огня, Кукла из сна охотника, наш проводник и опекун, который всегда немного оторван от остального мира и как будто бы знает больше остальных. Встреча с ней каждый раз вызывает тёплое, немного печальное чувство.

Другие дети, которых мы вскоре повстречаем, тоже обязательно напомнят о своих взрослых версиях. Самоотверженный добряк Лоринц навеет воспоминания об основателе Церкви Крови из «Bloodborne» — викарии Лоуренсе, принёсшем себя в напрасную жертву ради спасения Ярнама от Чумы. В заботливой Мари узнаётся леди Мария, сгинувшая от чувства вины вместе с порученными ей подопытными. Хромая малышка Роза вызовет в памяти печальную историю о девочке с красной лентой, которая как ясный звон треугольника в оркестре — без него звучание было бы неполным.

Каждый ребёнок — квинтэссенция качеств более сложных личностей из игр-предшественников. Фактически, «Bloodborne» и «Deracine» — это даже одна и та же история, пересказанная на иной лад. Поиграв в «Deracine», «Bloodborne» понимаешь намного лучше, хотя последняя является мрачной повестью, полной ужасов неизведанного, а её младшая сестра скорее доброй и грустной сказкой (хотя и с неизменным зловещим обертоном).

В процессе игры мы перемещаемся по событиям прошлого, узнаём больше о событиях, которые привели к нашему здесь появлению, через диалоги, памятные артефакты, письма и дневники — ну и конечно, манипулируем временем. Мы можем существенно повлиять на жизни детей благодаря нашим способностям: вернувшись в более раннее прошлое, можно предотвратить хромоту Розы, не дав ей уйти искать встречи с феями беспокойной ночью, а также с помощью украденного времени забравшейся в школу змеи воскресить мёртвого питомца Нилса — мышку Нуу, с трупом на алтаре (да-да!) которой малыш общается каждый день. Однако некоторые события мы оказываемся не в силах предотвратить, вокруг чего весь конфликт и возникает.

Посредством VR Миядзаки добивается сгущения эффекта невидимого присутствия игрока в мире, к которому тот не принадлежит, но как бы зашёл погостить. События приходят в движение только после нашего контакта с воспоминаниями о них, всё остальное время мир статичен — только и слышно, что эхо детских голосов…

Хочется сказать, что несколько упрощённую картинку полностью окупает актёрская игра озвучки: в отдельные моменты она здесь просто душераздирающая. Осипший от ужаса голос развоплощённой маленькой девочки, тонущей в темноте безвременья, — это довольно сильное впечатление, особенно на контрасте с воспоминаниями о беззаботных детских днях незадолго до трагедии, свидетелем которой мы становимся. Впрочем, трагичностью пронизана вся история «Deracine», найти её начало и конец довольно сложно.

FromSoftware никогда не разжёвывает свои сюжеты, но предлагает зрителю самому выяснить суть происходящего, ограничиваясь лишь полунамёками, и вряд ли это когда-нибудь изменится. Однако такая манера повествования создаёт впечатление куда более полное для тех, кто готов искать и находить, потому что как и всегда — здесь кроется больше, чем видно невооружённым глазом. Однако главное в «Deracine» — это не столько информация, которую можно насобирать, сколько атмосфера красивой и грустной поэмы о волшебстве, переданная так тонко, что порой щемит сердце.

Осмелимся сказать, что все истории Миядзаки — это одна история. История о естественном течении вещей, вторжение в него смелых и расплата за это невинными. История о встрече с неизведанным, о том, каким оно бывает прекрасным и волшебным для светлой открытой души — и как может обернуться кошмаром для человека, ведомого страхом и сожалением. А ещё — о сочувствии, об искренности, о погоне за чем-то недостижимым, о том, как бесконечно красиво всё это переплетено между собой и настолько же бесконечно печально. И эта история в той или иной степени знакома каждому из нас.

Если мы всё сделаем правильно, когда зимний концерт завершится, наше время тоже подойдёт к концу, и мы услышим благодарность Юлии за всё, что мы сделали, и за то, что она стала дорожить жизнью немножко больше. Нельзя вернуть то, что потеряно навсегда. Но можно бережно ценить то, что мы имеем. Эта простая, немного грустная, но светлая мысль бродит по сознанию, пока мы растворяемся в пустоте музыкального зала, погружаясь в небытие, где время всегда стоит на месте.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть