Jodo-90

Сегодня исполняется 90 лет Алехандро Ходоровски, человеку, чьи занятия, направления реализации и маски-персоны задолбаешься перечислять.

С этим многоликим уникумом недавно приключилась очередная история: его выставку отменили, поскольку вдруг спохватились, что Ходо когда-то много лет назад сказал в интервью, будто свою партнёршу по великому «Кроту» взял да изнасиловал. Партнёрша, конечно, никаких обвинений никогда не предъявляла, а сам Ходо позже столь же уверенно-улыбчиво заявлял, что он, понимаете ли, просто ради эпатажу это сказал, а так он просто «проник в неё с её согласия». А позже утверждал, дескать, вообще всё это фигня. Но это, конечно, никого не волнует — и пока не появятся «надёжные доказательства», что Алехандро не верблюд, прогрессивная общественность устраивать его выставки не желает.

Только вот, какие тут могут быть доказательства? Вообще-то Алехандро Ходоровски среди прочего, конечно, верблюд, попугай, бегемот и левиафан, и мало кто, знакомый с его удивительной жизнью, в этом усомнится. Именно он — автор своего мифа и правил своей жизни, а вовсе не какая-то прогрессивная общественность.

И тут есть очень интересный момент. Конечно, Ходо здорово напоминает таких искренне любимых и уважаемых мною деятелей, как Сальвадор Дали и Дженезис Пи-Орридж, — не только своим огромным вкладом «во всё хорошее с помощью всего плохого», но и своим характером. Моим любимым, тем самым, который любят называть нарциссичным (и зря, я думаю), а я предпочитаю — театральным.

Этот человек всегда хотел, чтобы его жизнь была удивительным фильмом, а он там был режиссёр и исполнитель главной роли. Хотят этого многие, получается мало у кого. Но что интересно — для театралов-истероидов, каким бы талантом они ни обладали, часто очень характерны большие проблемы в дружбе, любви, общении и так далее. Те же Джен и Сальвадор — ярчайшие примеры. Или близкий друг Ходоровски Мэрилин Мэнсон. Многие их любят, но не меньшее, а часто большее множество знакомых с ними людей в итоге презирает их и даже ненавидит. И это ведь я назвал персонажей талантливых, ярких и глубоких. А сколько тех, у кого всё — сплошное «казаться, а не быть»?

А вот Ходо как-то умудрился иначе. Может быть, потому что он кинорежиссёр и о киносъёмках что-то да знает? Тут, впрочем, можно ухмыльнуться, вспомнив других режиссёров — коллег по оккультурной движухе, или всякие проекты самого Ходо, так и не воплотившиеся… Или всё-таки и правда работает его психомагия? Не берусь утверждать наверняка. Знаю только, что кажется он удивительно гармоничным и искренним. В отличие от.

Он порой кажется и унылым в некоторых из своих многочисленных ролей (мне не очень по вкусу его роль эзотерического гуру, например, — и далеко не мне одному). Бывает провокационен — к деланному ужасу прогрессивных дурачков. Бывает, наверно, смешон. Чувство меры — это, судя по всему, вообще не про него. Но вот не вижу я за ним шлейфа обвинений, обид, разоблачений, уличений со стороны тех, с кем он был близок. Даже и как к психотерапевту или «духовному учителю» претензий нет: ни 99 роллс-ройсов, ни гарема последовательниц, ни двуличных манипуляций не видать. Похоже, даже и в этих ролях он просто делает своё дело. Зато — дети, друзья, ученики, книги, и — на девятом десятке — фильмы. Кстати, про фильмы.

Для меня Алехандро, конечно, в первую очередь автор «Крота» и «Священной Горы». Продолжение «Крота» он всё хотел сделать, но так и не реализовал (пока?). Но лично я давно воспринимаю именно «Священную Гору» как своего рода третью часть «Крота». То есть как бы есть Ветхий завет, оканчивающийся в той самой пещере, потом Новый, где перерождённый Крот в конце концов уходит into the fire. И дальше Гора — Новейший завет, что-то в духе Телемы, где герой снова возродился, повисел на кресте, побултыхался в реторте, ну а дальше вы помните. Ну ладно, это долгий и отдельный разговор.

«Святую кровь» я ценю, но совсем не так, как эти фильмы, больше эстетически, скорее. «Фандо и Лис» обожаю. Про «Бивень» и «Вора» умолчу. Есть и несколько великих неосуществлённых проектов: Дюна, Дети крота/Авелькаин/KingShot, которые хоть и не осуществились, но возбуждают фантазию уже тем, что было задумано. Может, и к лучшему, что не реализованы, кто его знает…

Но вот теперь два новых фильма; предполагается, что будут и ещё в новом цикле. Понятно, что элемент квазибиографичности и в Кроте/Горе имелся, но тут всё на ладони, весь замысел. Что он делает, наш герой? Пытается переписать свою личную историю. Переснять в соответствии с тем, как она, по его мнению, имеет смысл. Высшая амбиция мага (ну не мир же переделывать, в самом деле) — и апофеоз вот той самой театральности-истероидности. Но он ведь не лжёт, он — снимает кино. И если и «гурует» на экране, излагая с умудрённым видом какие-то высшие истины, — так ведь это сегодняшний Алехандро обращается к тогдашнему. Это его разговор с самим собой, он гуру для себя, а не для других, — и сам же свой ученик. В отличие от.

Моё глубочайшее почтение, Маэстро. И проживите столько, сколько Вам не надоест тут, на этой отсталой планете с её прогрессивной общественностью. Спасибо за всё, и — УРА!

Напоследок любимая цитата:

«Что я думаю о будущем общества? Думаю, что общество будет разделено на круглых светящихся людей и бегемотов… Безногих бегемотов с гигантской пастью, без глаз и ушей, а в огромной заднице у них будет дверца. Иногда оттуда будут вылетать пушечные ядра дерьма и убивать других бегемотов. Вместо носа у бегемотов будет палец, и они будут мечтать, чтобы круглые люди его пососали. И у них будет бог — прозрачный бегемот, который испражняется ангелами. Вот что я думаю о будущем общества».

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть