От Макса Эрнста до «Монти Пайтона»: анимация Стэна Вандербика

Аниматор, режиссёр, экспериментатор и первопроходец Стэн Вандербик (Stan Vanderbeek) нравится нам именно своей неровностью, неоднородностью. В нём, можно сказать, виден благородный контраст и смелость поиска: с одной стороны, он вдохновлялся творениями Макса Эрнста, дадаистов и сюрреалистов, наполняя при этом свою анимацию абсурдом и дерзкой, кипучей энергией, даже агрессией, так что позже о нём стали говорить как о носителе «экспрессионизма битников». С другой — его экспериментаторство выводит его как художника за рамки этих экспрессивности и агрессивности, ставя художественный поиск во главу угла.

Большая часть доступных работ Вандербика больше всего похожи на анимационные вставки из «Монти Пайтона», которые обрели самостоятельность, стали абсурднее и злее (и это не просто так: «Монти Пайтон» во многом наследует Вандербику, продолжая его мультипликационную манеру и даже заимствуя саркастически-сумбурный «тон повествования» — особенно хорошо это видно в анимации «Breathdeath» 1963).

Поначалу Вандербик будто отталкивается от наработок Эрнста («A La Mode» 1959), но потом приходит к собственному стилю — агрессивному, вскрывающему актуальные политические и социальные проблемы, пусть даже и посредством буффонады: чего только стоят мировые достопримечательности, взлетающие в небо на манер баллистических ракет («Science Friction» 1959), автомобили, жрущие друг друга прямо на американских дорогах («Wheeeeels» 1959), или Хрущёв, катающийся верхом на земном шаре («Achooo Mr. Kerrooschev» 1960)… «Монти Пайтон», одержимый то ли дьяволом, то ли Хрущёвым.



Однако Вандербик не цепляется за этот абсурдистский цирк — наигравшись, он просто движется дальше. В частности, ударяется в эксперименты с пространством — в 1967 году он оборудовал в Нью-Йорке «муви-дром» (Movie-Drome), сочетав несколько экранов в искривлённом полусферическом пространстве купола; становится первопроходцем компьютерной анимации — на мейнфрейме IBM 7094 создаёт серию мультипликаций «Poem Field», записывая материал микрофильмирующим аппаратом Stromberg-Carlson 4020 с помощью первого специализированного языка компьютерной анимации на основе Фортрана BeFlix.



Но нас-то более всего впечатлил его «переходный», «контрастный» фильм «See Saw Seams» 1965 года. Буффонада испаряется, актуальность и политика исчезают, абсурд уступает место сновидчески связной фантасмагории — онейрическому путешествию без путешественника, знакомому, наверное, каждому (пусть даже не каждый об этом помнит).

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть