О НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, БОГОБОРЧЕСКИХ производственных романах

**Продолжаем в рамках «Индекс Социис» вести трансфузию из инфоканалов, созвучных нам. На этот раз Марина Мойнихан остроумно проходится насчёт существования лавкрафтианских производственных романов. Но, предваряя её телегу, вскользь заметим – лучшие лавкрафтианские производственные романы могли бы быть написаны на пост-советском пространстве. И вы даже знаете, кто близок к подобному.**

Когда-то мы с киевским художником Сергеем Крикуном написали статью «Легион младых» о том, каким трансформациям подвергались лавкрафтовские мифы в руках всё новых и новых подражателей. Конечно, самый лакомый кусок любого подобного рекапа — это 2000-е, когда в Р’Льех хлынули потоки print-on-demand’а, несмешных постмодернистских кроссоверов (особенно эротических — «Тварь в нижнем белье», чтоб вы были здоровы) и прочего океанского мусора, пытающегося в N-ный раз пересказать «Cast a Deadly Spell«. А вчерашняя хохма, как известно, уже не хохма.

Но было бы странно, если бы подражатели-юмористы не дали миру хотя бы один ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РОМАН: учитывая, как зарабатывал на жизнь сам ГФЛ и чем это для него обернулось, идея «корпоративного космического хоррора» кажется лежащей на поверхности. Так что антологии вроде «Бюрократического Ктулху«, в отличие от Пнакотических манускриптов, реально существуют — и ещё неизвестно, что чудовищнее.

«Résumé with Monsters» (1995) Уильяма Браунинга Спенсера — это как раз таки ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РОМАН с элементами автобиографии и, само собой, монстрами: средней руки писатель пытается издать свою 2000-страничную книгу, параллельно сдерживая вторжение Древних, которые выбрали плацдармом для высадки со звёзд эти ваши кубиклы в опенспейсах.

Вы скажете, что сравнить Азатота с Дядей Сэмом, а ненормированный рабочий график с сюжетом «За гранью времён» — так себе каламбур, но даже классическая сценка из упомянутого рассказа (маленький человек на фоне ёбо-крабов, ведущих богомерзкую бухгалтерию) делает его неизбежным.

Проблема сатирического хоррора в том, что он всегда не до конца смешной и всегда не до конца страшный; единственное, на что может претендовать такая сатира, — это достоверность.

Поэтому столь удачным подгоном оказался «Horrorstör» Грейди Хендрикса, стилизованный под каталог IKEA: позаимствовать у капиталистической рутины не только её атмосферу, новояз и идиосинкразии, но и сам формат было отличной идеей.

Остальные «корпоративные хорроры», не исключая и старенькое «Резюме с монстрами», боятся экспериментировать с формой, не рискуя стать полноценной пародией/фанфиком, полноценным сеансом психотерапии (Уильям Спенсер, как и его протагонист, был и остаётся не самым удачливым писателем)… или полноценной канцелярщиной.

Серьёзно, я была бы в восторге от офисного хоррора в форме грёбаной цепочки писем. Или рабочей инструкции на 900 страниц. Или отчёта о внутреннем расследовании. Наверняка Amazon вскоре пришлёт мне рекомендацию именно с такими новинками. А он это обязательно сделает, потому что тот кроссовер космического хоррора и капиталистического реализма, в котором мы живём, имеет ещё и (сомнительно) светлую сторону.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть