«Gay Man’s Guide to Safer Sex» (1992)

Продолжая тему культурологии Апокалипсиса и, одновременно, поиска редких артефактов, публикуем небольшую рецензию на фильм «Gay Man’s Guide to Safer Sex» (1992) с саундтреком Coil. Защитив публикацию — где есть ссылка на скачивание! — загадкой, чтобы простимулировать ваш неокортекс и обезопасить случайных прохожих от, хм, эстетического шока. Текст же самой рецензии — ниже.

В начале этого фильма сразу после розового винкеля большими буквами написано предупреждение о том, что фильм снят геями для геев, и людям, легко оскорбляющимся, фильм смотреть не рекомендуется. Строго говоря, уже подчёркнуто медицинское и специфическое название явно призвано отпугнуть случайного зрителя. Всё сделано с целью предупредить — художественной ценности фильм не имеет и является производственным фильмом о технике безопасности.

Единственное, что выпадало из этой ясной картины и могло вызывать интерес у людей со стороны, — саундтрек. Музыку к «Gay Man’s Guide to Safer Sex» написали Coil. Официально саундтрек никогда не издавался, но «Theme from The Gay Man’s Guide to Safer Sex» была выложена в 98-ом на сайте Brainwashed в рубрике «Songs of the Week», откуда разошлась по бутлегам.

Возникал естественный вопрос: для какого медицинского видеоучебника могли написать музыку такие персонажи и ограничился ли их вклад опубликованными восемью минутами?

Долгое время это было невозможно проверить. Фильм издавался лишь раз, на VHS, в начале девяностых. В отсутствии цифровой копии всё, что было доступно, — обложка, с явным влиянием Джармена, и биография режиссёра, Дэвида Льюиса, работавшего с тем же Джарменом в качестве ассистента на последних фильмах.

В этом году, внезапно, всплыла вся маленькая фильмография этого забытого автора. Сперва Cold Spring издали вместе с саундтреком от Psychic TV фильм «Dead Cat», единственную игровую короткометражку Льюиса. Затем в сети появился и VHS-рип «Гида». Качество копии низкое, звук очень тихий, и понять, о чём говорят, непросто. Но особенность фильма в том, что всё произнесённое немедленно демонстрируется на практике. Крупным планом и со всеми подробностями, включая весьма жёсткие для неподготовленных зрителей.

В принципе, псевдомедицинская стилистика всегда была методом распространения порнографии: ещё в тридцатые по сельской Америке колесили «медицинские шоу», в которых совершеннолетним зрителям сообщалось о последствиях венерических заболеваний с демонстрацией фото- и киноматериалов, показывающих, как именно можно заразиться. К девяностым годам отпала всякая необходимость подобных ухищрений, и появление в открытой продаже буквально «научного» порнофильма выглядит слегка неожиданно. Для понимания этого феномена нужно сделать шаг в сторону и поместить «Гид» в культурно-политический контекст своего времени.

То есть в контекст эпидемии.

Волна СПИДа буквально снесла циничный гедонизм семидесятых. Это хорошо заметно по эволюции порнографии как вида искусства. Эталон авторского порно семидесятых, ирреальное «Behind the Green Door», получил в 1986-ом, в разгар эпидемии, совершенно пластмассовый сиквел-агитку «Behind the Green Door: the Sequel», целиком посвящённый проповеди использования презервативов и тонких перчаток. Цели у фильма самые благородные, но художественная ценность отсутствует.

Ярчайший образец арт-порно восьмидесятых, «Café Flesh», вообще представлял собой развёрнутую метафору эпидемии и нового пуританства.

Вышеперечисленные фильмы были гетеросексуальными и отражали изменения в массовом сознании. В случае с гомосексуальной субкультурой всё оказалось ещё мрачнее. Выстроенная за предыдущее десятилетие альтернативная среда обитания быстро превратилась в колонию для прокажённых, внутри которой перепуганные люди ждали неизбежной и мучительной смерти. Эпидемия не просто усилила политические позиции консерваторов и спровоцировала появление «блестящих» идей вроде карантинных лагерей, она ещё и деморализовала саму общину. Слишком всё было похоже на кару за бесконечную оргию, которой, судя по мемуарам, были для геев семидесятые. Сексуальная свобода стала ассоциироваться со смертью, причём смертью максимально некрасивой и неприятной. При этом именно сексуальная свобода была основной характеристикой субкультуры.

В Британии это политическое противостояние тому, что выглядело грандиозным правым поворотом общества, в сочетании с внутренним кризисом общины породило экстремальные и экстремистские тенденции вроде движения «OutRage». В художественном плане этот период идеально отражён в книгах и фильмах Дерека Джармена. В начале девяностых умиравший от спида режиссёр написал, пожалуй, свой самый радикальный текст, «At Your Own Risk», буквально воспевавший анонимный секс в кустах. Что было на тот момент крайне провокационно, учитывая общую тенденцию к запретам и самозапретам. От умиравшего это звучало особенно сильно и одновременно спорно.

Короче говоря, «Gay Man’s Guide to Safer Sex» был снят друзьями Джармена на самом пике его предсмертной активности и с явным влиянием идей, которые он яростно проповедовал. Особенно учитывая момент с цитированием заголовков из жёлтой прессы: Джармен сделал их основой для своей последней серии картин «Queer». Поскольку перед нами именно «гид», а не произведение искусства, заложенную в фильм концепцию озвучивают сразу и прямым текстом. Все пособия по безопасному сексу рассказывают о том, чего делать нельзя, чем только добавляют паники. Данное же пособие, наоборот, рассказывает о том, что можно делать в постели. Рассказывает и наглядно показывает — для закрепления материала.

Соответственно, фильм разделяется на документальную часть, с говорящими головами, и художественную, где актёры (на удивление посредственные) рассказывают о сексуальных фантазиях, разыгрывают сцены из жизни и демонстрируют друг на друге сексуальные техники. Художественная часть пользуется хорошо узнаваемой эстетикой порно восьмидесятых: даже музыка Coil похожа на соответствующие саундтреки до степени смешения, что прекрасно объяснимо, учитывая легендарную коллекцию Кристоферсона.

Всё перечисленное сделало фильм важной частью контркультурной борьбы с «Параграфом 28». В период, когда могли, буквально, посадить за генитальный пирсинг, это было очень и очень важно — снять порнофильм с политическим смыслом, который открыто продавался вне специализированных магазинов (что вызвало серьёзный скандал с обращениями в суд). То же способствовало его быстрому забвению: фильм явно не выдержал проверку временем.

Вне контекста начала девяностых это просто скучное зрелище, которое можно посоветовать только хардкорным (во всех смыслах) фанатам Coil. Гетеросексуальные женщины и гомосексуалисты могут получить удовольствие от наблюдения за голыми мужскими телами, игнорируя закадровый голос, тем более что звук плохой и понять его сложно. Для остальных зрителей это зрелище, скорее всего, окажется чем-то вроде старых фильмов о технике безопасности для столяров и плотников. То есть странным артефактом без особой художественной ценности, несмотря на личности режиссёра и композиторов.

Но это обстоятельство было подчёркнуто ими с самого начала.

 

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть