Tрансцендентное единство всех тайных путей: Entheon Алекса Грея

Не всегда для создания самобытных соборов и храмовых комплексов необходимы десятилетия систематических усилий целой общины единомышленников. Сил нескольких достаточно предприимчивых художников с широкой поддержкой своей аудитории тоже вполне может хватить — как, например, уже почти хватило на святилище Энтеон (Entheon Sanctuary) у Алекса Грея.

Святилище — часть комплекса Богини, расположенного на сорока акрах лесного пространства в районе Великих Озёр, в который также входят расположенные в «энергетических точках» местности алтари, колодцы, студии и т.п. Пока что Энтеон не закончен, но из 2.8 миллионов долларов на него уже собрано 2.3, так что это явно дело времени.

По сути, Святилище — это даже не столько храм, сколько воплощённый трип Грея, если точнее, развитие его видений в процессе первого употребления ДМТ. Можно сказать, что это его Magnum Opus, предельное высказывание, объединяющее все десятилетия работы над авторским стилем в архитектурном памятнике. Всё это, конечно, мы уже видели, но в законченном едином ансамбле каждый элемент приобретает значение.

Например, огромные головы, объединённые общими глазами, которые мы уже видели в клипе Tool «Vicarious», это различные мировые религии, сквозь которые, от синтоизма до суфизма и христианства и от тибетского буддизма до викки и зороастризма, на нас якобы смотрит нечто единое. В клипе Tool «Parabola» уже проскакивали мотивы, пошедшие на крышу (узор из глаз), ну а эссенция всего — это, конечно, видящая, «визионерская» кисть, которая в композиции храма становится движущей силой истории. Энтеон провозглашает идею о том, что эволюцией движет та же сила, что и пером художника, и оком визионера. Хотя с этим мог бы мрачно согласиться другой художник-визионер, Спейр («Всё происходит от Вожделения: у рыб вырастают ноги; у ящеров — крылья. Оттуда и душа твоя»), прекраснодушное подчинение этой идее традиционный религиозных воззрений выглядит дёшево — хотя, наверное, не для нью-эйджевской аудитории Грея.

Вообще «трансцендентное единство всех тайных путей» — центральная идея Энтеона, доходящая иногда до обычного бреда. Например, в Святилище будет представлен «сакральный текст из двадцати непроизносимых и нечитаемых букв, представляющих безымянный дух, присутствующий во всех священных писаниях и не сводимый к их ограниченным идеям». Ничего, кроме СИМВОЛИЗИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА, за таким текстом, конечно, стоять не будет.

Несмотря на некоторую пластиковость, вылизанность и какую-то упрощённость с выхолащиванием всего негативного или тяжёлого, Святилище проработано просто на отлично: тут и свои ангелы четырёх направлений, и свои драконы-спирали ДНК, и свои молельные колёса, ещё более впечатляющие, чем тибетские, и свои кадуцеи, птицы-души, свои религиозно-божественные лики, своя сакральная фрактальная геометрия — барельефы, статуи, храмовое убранство! В чём точно нельзя отказать Грею, так это в художественном профессионализме и в проработке собственной мифологии.

И хотя вообще очень многое в комплексе Богини взято с бухты-барахты (ну просто как «очень архетипическое, очень сакральное»), а многое в Энтеоне выглядит недостойным собственной помпезности, Алекс Грей всё равно показал какой-то нечеловеческий уровень творческой пробивной силы в том, чтобы воплотить собственную мифологию на очень впечатляющем уровне. И мы очень надеемся, что Энтеон будет вскоре завершён и доступен для паломничеств.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть