Маска Мага: обсуждая Документ Храма #108

Идея устроить оккультную неделю зародилась у нас, когда мы заметили, что поставленные в переводе «Between Spaces» любопытнейшие современные околооккультные проблемы никак не обсуждаются. В среде переводчиков кое-что, напротив, вызвало немалое бурление, и в первую очередь — представленное в BS «новое орудие» мага  Маска.

Речь идёт о «Temple Paper 108», в которой разъясняется, почему нелегально существование мага в западном сообществе (подробнее об этой маргинализации мы поговорим в один из следующих дней). Хотя сегодня основания такого отношения немного иные, оно само традиционно: как минимум с тёмных веков тянется традиция стигматизации инакомыслящих, колдунов, оккультистов, ересиархов этих богопроклятых. «Between Spaces» заключает, что Маска респектабельности в современных условиях скорее помогает Работе, чем мешает, и, хотя книга больше ориентирована на современные реалии, нужно признать, что учиться ковать правильную маску можно и у мастеров прошлого.

У Джона Ди, например. Его в своё время очень хотели преследовать, а то и как следует сжечь за ересь, но ему достаточно было применить свою маску образованного и учёного человека (обеспеченную, впрочем, настоящей научной гениальностью), а также угождать своей королеве Искусством (как астрологическим, так и вызывания духов, например, нумерологическим и каббалистическим), чтобы получить её защиту и спасти свою жизнь, а также остаться запечатлённым в веках.

В то благословенное время игра шла по-крупному, и Маска, не обеспеченная эффективными средствами, неправильно скованная или применённая, грозила то костром, а то и просто переломанными без суда ногами и придорожной канавой-могилой. В конце концов, шарлатанов никогда не любили, а настоящих магов хоть и не любили ещё сильнее, но иногда готовы были терпеть.

Но позже Искусство и Маска стали всё более разделяться. У учёных людей такие занятия, как алхимия, астрология или магия, пользовались всё меньшим интересом, пока не табуировались вовсе, и вот уже любому их практику было обеспечено место маргинала, а вот конструированием «магического» образа шарлатаны занимались с охотой. Разного рода вызывающие «клубы адского пламени», масонские ложи, магические ордена создавались в этом смысле балансируя на грани маргинализации, что иногда их и губило; но у каждой из таких организаций была собственная Маска, не только обеспечивающая их социальную приемлемость, но и призванная обеспечить её носителей привилегированным отношением — зачастую успешно.

Маска — это Образ, который маг создаёт между собой и человеческим социумом. Во все времена он создавался по-своему, и Маска респектабельности тоже всегда была опцией. Но сегодня, в век интернета, творческие простор и свобода в создании такой Маски воистину безбрежны, и если полтораста лет назад о ней и говорить не стоило, то сегодня, в информационный век, Маска может стать одним из главных орудий мага.

Очень любопытно наблюдать за тем, как экспериментировали с Маской с начала прошлого века. Кроули выряжался в пух и прах, носил, если верить Мартину Буту, очень приметный драгоценный перстень-пентаграмму, кусал незнакомых женщин за руки и вообще из кожи вон лез, чтобы эпатировать столько людей, сколько возможно, и выковать настолько яркую SWAG-Маску, чтобы глаза на лоб лезли. Стоит помнить, что к тому моменту Маска могла о характере магической практики и даже о личном характере не говорить уже ровным счётом ничего, а позже такое поведение вкупе с учением было переработано в целый визуальный стиль кинематографа Энгера (там перстни и драгоценности уже не носят — их поедают). Продолжатель Энгера Брайан Батлер известен сегодня как художник благодаря магической церемонии, которую он устраивал в музее перед публикой; Кроули, впрочем, тоже превращал Искусство в часть позиционирования, в часть Маски — и доезжал до Санкт-Петербурга с ритуалами-выступлениями в компании скрипачек.

Раскол между Искусством и Магией к нашему времени уже очень значим. Неизвестно, занимается ли Батлер магией всерьёз, но воспринятые им наработки вполне оживили его Маску; с другой стороны, «легенда о магическом Искусстве» сегодня может питать не только личину шарлатана или странного художника, но даже клоуна. «Клоун по жизни», «главным призванием» своим считающий необходимость «смешить людей», может надеть такую «Маску» — и стать королём какой-нибудь «Битвы экстрасенсов». Курлык.

Поэтому настоящая современная магическая Маска — это вообще не образ злого колдуна или доброго волшебника (если только вы не хотите срубить бабла), и даже не образ, наиболее соответствующий вашему внутреннему миру или переживаемым состояниям; это такое средство, которое помогает изменить внешний мир в соответствии с поставленными целями. Причём если вам в некоем образе (не только внешнего вида, но и образе жизни) комфортно, но мир для вас будто чужой, действовать в нём тяжко, а ресурсов постоянно недостаточно и для жизни, не то что на какие-то перемены, — увы, это фиаско, и скорее всего связано именно с отсутствием правильно выкованной Маски.

Есть, впрочем, и противоположные тропки — например, как та, по которой шёл Спейр. В отличие от Кроули, он наоборот забился от мира в самую глубокую щель и использовал все свои возможности, чтобы от необходимости носить Маску полностью избавиться; в отличие от Ди, он, участвовавший в юности в престижнейшей выставке наравне со взрослыми мастерами, старался уйти в маргиналы. Тем не менее, Маска у него образовалась — Образ, живой сегодня в гораздо большей степени, чем при жизни художника-колдуна; Образ, который сегодня способен впечатлить настолько, чтобы человек перевернул всю свою жизнь.

Впрочем, склонность к эскапизму — не самая лучшая черта, когда речь идёт о взаимодействии с миром и создании Орудий, которые призваны его менять.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть