Некролог по Исао Такахате

Неделю назад, 5 апреля, умер Исао Такахата. Соратник Миядзаки и один из отцов-основателей студии «Гибли». Он был ярким режиссёром, способным работать в разных жанрах, что видно на примере «Моих соседей Ямада», но остался в истории в первую очередь как режиссёр невероятно мрачного и точного антивоенного аниме «Могила светлячков». Тем, кто до сих пор его не смотрел, мы советуем отложить чтение некролога в связи с наличием неизбежных спойлеров.

Позднесоветских детей можно разделить на тех, кому психологическую травму нанёс поход в кинотеатр на «невинный мультик» Такахато, и на тех, кому достался «Босоногий Гэн». Возможные различия между этими двумя онтологическими категориями ещё ждут внимательного исследователя.

Пересмотрев этот фильм (а мы говорим именно про нарисованный фильм) в сознательном возрасте, не получится избавиться от вышеописанной травмы, зато можно понять, к чему такая жестокость по отношению к зрителю. «Могила светлячков» не просто фильм о войне. Это история выживания, гордости и ошибок, которые невозможно исправить. Гордость империи, ведущей войну со всем миром, отражается в гордости подростка, неготового смириться перед реальностью. Ведущего за руку свою маленькую сестру навстречу мучительной смерти от голода. Тема гордости и смирения была важна для проигравшей войну Японии: достаточно вспомнить снятых уже в 45-ом «Идущих за хвостом тигра» молодого Куросавы. Такахата буквально закрыл эту тему, сняв настоящий памятник от имени тех, кто смирился и выжил, тем, кто остался в тенях смотреть, как меняется отстроенный город.

Теперь Такахата сам может стоять рядом с этими тенями.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть