Варлаам Керетский: гробовые реакторы покаяния

На Русском Севере 19 ноября почитают память местного святого Варлаама Керетского, известного тем, что за грех убийства своей жены был подвергнут суровой епитимье — носить с собой гроб с её останками до тех пор, пока они не истлеют. Его легенда поучительна во многих смыслах.

История святого Варлаама начинается, когда он ещё носил имя Василий и, являясь представителем «белого» (то есть женатого) клира, был назначен игуменом города Кола, будучи вынужден перебраться с женой из родного поселения Кереть к Кольскому заливу. В этих бывших саамских землях принесенное русскими колонистами-поморами православие уживалось с почитанием местных духов, которым поклонялись саамы.

Данный факт очень не нравился православным духовным пастырям, среди которых был и молодой Василий. Раздраженный тем, что обычай саамов приносить жертву скале-сейду, «запирающей» выход из залива в Баренцево море, начали перенимать и православные мореплаватели (для хорошей погоды и удачной рыбалки, разумеется), Василий решил принять меры. Православные исследователи описывают этот момент так:

«Когда же узнал Василий о том, что и многие из крещеных рыбаков начали поддаваться страху бесовскому и пытались ублажать нечистого, принося ему на скалу муку, масло, жир, он «возмутился духом» и, взяв святую воду и фимиам, решительно отправился к Абрам-мысу. Взобравшись на скалу, дерзновенно встал он на заклинательные молитвы, запрещая «вселукавому, нечистому, скверному, омерзенному и чуждому духу силою Иисуса Христа, всякую власть имеющему на небе и на земле», вредить отныне христианам, и изгоняя его отсюда навсегда «в места пустые, непроходные и безводные». Священник Василий призвал Имя Божие, необоримое для сил зла и «дивное и славное и страшное сопротивным» и заклял «вселукавого злоначальника», дабы отбегнул и отступил «проклятый мерзкий бес» от места сего на вечные веки.

И ответил ему демон древний: «Ухожу я от места сего, ибо призвал ты Имя Распятого, а власть Его необорима. Да вот только с тобой я не прощаюсь – ты меня еще вспомнишь». С тех пор путь из залива в море стал свободен, страхи и наваждения бесовские исчезли, и жертвы языческие на мысу прекратились«.

Неизвестно, насколько были действенны экзорцизмы молодого священника и как были восприняты они саамами, однако после этого Василия отправляют обратно в Кереть, так как должность приходского священника в Коле упраздняется в связи с возвращением в Колу иеромонаха Феодорита, методы работы с населением, кстати, были несколько иными — он предпочёл изучить саамский язык и вести проповеди на нём, озаботившись также созданием письма.

Вернувшийся же домой в Кереть иерей Василий получил «возвраточку» от саамского сейда (по крайней мере, именно так воспринимают православные исследователи ключевой эпизод, сделавший Варлаама из Василия). Тот факт, что иерей был женат, делал его (с точки зрения православия) уязвимым к страстям мiра. Несмотря на это, Василий старался, видимо, соблюсти православные целомудренные идеалы и жить с женой, как с сестрой. Последний факт является важным в дальнейшем драматичном сюжетном твисте, который имеет множество версий, поэтому для удобства представим, что они все верны в разных параллельных вселенных:

1) Жена иерея изменяет ему с иноземным купцом Фарлафом (то есть Олафом). Василий убивает её из ревности.
2) Иерей встречает на дороге старушку, которая рассказывает, что матушка подала ей большую милостыню, чтобы старушка не сообщила о том, что видела выходящего из иерейского дома мужчину. Василий убивает жену из ревности.
3) Василий видит злого духа в мужском облике, выходящего от его жены. Иерей убивает жену, затем начинает гоняться за духами по всей Керети.
4) Злой дух вселяется в жену Василия, начинает насмехаться над ним её устами, иерей убивает её.
5) Злой дух вселяется в жену Василия, тот связывает её и проводит над ней экзорцизм, в ходе которого она трагически погибает, измученная демоном.
6) Саамский богомерзкий демон 88 lvl, изгнанный Василием в Коле, вселяется в его жену и затаивается до поры. При возвращении в Кереть жена иерея становится бесноватой, происходят поединки Василия с Демоном в теле жены, он загоняет её в церковь, намереваясь провести над женой экзорцизм и изгнать демона, но он слишком силён. В последней битве Василий хватает с жертвенника святой артефакт — наконечник копья и поражает демона («И, взяв с престола копие, он метнул копие в жену. Несчастная бежит по церкви, прячась за столпы. Но копие настигло ее…»). Демон уходит из её тела, напоследок глумясь над Василием: «Ну что, Васюк, вспомнил меня, жалкий убийца глупой попадьи? Ты больше теперь не священник – ты душегубец, – так глумился над потрясенным Варлаамом коварный змий, – и нет тебе спасения – я победил тебя, помни теперь об этом всю свою жизнь».

После этого все мультиверсии снова схлопываются в одну — потрясённый Василий хоронит жену и снова отправляется в Колу к иеромонаху Феодориту, ища воздаяния за убийство жены. Преподобный Феодорит качает головой и накладывает на Василия епитимью: вернуться в Кереть, выкопать гроб с телом жены, погрузить на рыбацкий карбас и плавать курсом из Керети (Белое море) в Колу (Баренцево море) туда-обратно, огибая Кольский полуостров — не приставая к земле до тех пор, пока тело в гробу не истлеет окончательно. А, ну и ещё строго поститься, питаясь рыбой только в Пасху.

Далее Василий три года плавает в неповоротливом, обледенелом рыбацком карбасе в компании гроба со своей женой, постепенно становясь жуткой легендой, о которой рыбаки, встретившие этот корабль-призрак, рассказывают друг другу. На третий год окончательно измучанный Василий взывает с мольбой к богу о прощении грехов — в этот момент карбас находится в районе мыса, служащего границей Баренцева и Белого морей. В этом месте обитает много шашеней — корабельных моллюсков-древоточцев, поморы считают, что именно здесь они «прицепляются» к проходящим судам. Впрочем, Василий уже духовным взором видит их как демонических червей, пожирающих его разваливающийся карбас, и готов принять от них гибель. Однако после молитвы демонические черви отваливаются от судна и вообще исчезают из окрестностей. После этого Василий понимает, что прощен, а мыс с тех пор получает название Святой Нос.

Затем Василий благополучно ступает на землю, захоранивает гроб со скелетом жены, идёт в Печенгский монастырь, принимает монашеский постриг под именем Варлаам, после чего уходит отшельничать на один из островов Чупской губы, всячески избегая контакта с людьми до самой своей смерти в районе 1590 года.

После смерти святого его легенда становится популярна на Русском Севере — его начинают почитать как покровителя мореходов, затем начинают почитать его НЕТЛЕННЫЕ мощи, которые вновь находятся в 1722 году при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца. В 1903 году местного святого наконец вписывают в «Верный месяцеслов» и он получает собственный «день памяти» — 19 ноября. В 1961 году мощи бесследно пропадают из часовни, где они хранились. В 2015 мощи снова «чудесно обретены» в посёлке Лоухи.

И наконец, в 2017 году ковчег с мощами Варлаама Керетского переносится на атомный ледокол «50 лет победы», совершающий арктические круизы на Северный полюс. Нетленные мощи Варлаама Керетского и атомный реактор ледокола могут работать в тяжелых условиях Крайнего Севера на благо Империи ещё многие годы — гораздо дольше, чем отпущено на жизнь большинству из прочитавших данный текст.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть